"Южная Америка - путешествие".
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.

- Южная Америка вместе с Северной Америкой образует единую часть света. Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно, современная сухопутная связь между ними возникла при образовании Кордильер. Молодой длинный и узкий Панамский перешеек является границей между Северной и Южной Америкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Южная  Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

Цели урока: Углубление и расширение понятия «географическое положение материка» на примере Южной Америки; знакомство учащихся с историей открытия Южной Америки, с исследованием материка, крупнейшими экспедициями и путешественниками.

Ход урока

1.Орг.момент.

- Урок географии это всегда путешествие и открытие нового. Сегодняшний урок - не исключение. И я желаю нам всем сегодня интересных и полезных открытий. Итак, вы готовы?

2.Проверка д/з

О каких материках идёт речь?

Экватор проходит почти посередине; АФРИКА

Самый сухой материк; АВСТРАЛИЯ

Самый влажный материк; ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Самый малонаселенный материк; АВСТРАЛИЯ

Самый маленький по площади материк; АВСТРАЛИЯ

Самый жаркий материк; АФРИКА

Занимает по площади второе место; АФРИКА

Самая длинная горная цепь на суше; ЮЖНАЯ АМЕРИКА

На материке протекает много полноводных рек; ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Находится самая большая пустыня мира; АФРИКА

3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

 - По очертаниям материк похож на гроздь винограда. По величине он занимает четвертое место среди всех континентов Земли. Материк расположен на значительном удалении от других материков, кроме Северной Америки и Антарктиды.

 - Что это за материк?

Южную Америку сегодня посетим,

Дебри Амазонии, конечно, навестим,

По проливам разным поплывем,

Материк неспешно обогнем,

Анды покорим без лишних слов,

Повидаем цепи островов

И контраст природы ощутим,

Если очень сильно захотим.

- Итак, мы переходим к изучению очередного южного материка. Давайте вспомним, с какими южными материками мы с вами уже познакомились?

- Что же у них общего? Они произошли от одного древнего материка, который называется Гондвана. 135 млн. лет назад.

- Вспомнив план характеристики материка, назовите цель нашего урока.

4.Объяснение нового материала.

 - Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.

Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в путешествие вдоль берегов материка.

 - Южная Америка вместе с Северной Америкой образует единую часть света. Миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно, современная сухопутная связь между ними возникла при образовании Кордильер. Молодой длинный и узкий Панамский перешеек является границей между Северной и Южной Америкой.

Панамский канал – это искусственный канал, который был прорыт в 1914 году. Его длина-81км. Практическая работа «Определение географического положения материка» определите ГП материка, подсказка – план (приложение №1) у каждого на парте. Проблемная задача. Что значит “определить географическое положение материка”?(Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле, т.е. мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.)

 1.Как расположена Южная Америка относительно экватора?

 2. Как расположена Южная Америка относительно южного тропика?

 3. Как расположен материк относительно нулевого меридиана?

 4. В каких полушариях расположен материк Южная Америка?

5. Как расположен материк относительно других материков? (Какие материки расположены близко к Южной Америке).

6.Крайние точки материка.

7. Какие моря и океаны омывают материк?

Контроль учителя. Проверка. Физ.минутка. Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Открытие и исследование Южной Америки. А как происходило открытие материка? (прослушав сообщения, заполним таблицу)

1.Стремясь открыть морской путь в Индию, Христофор Колумб пересёк в 1492 году Атлантический океан и открыл острова, которые сейчас называются Большие Антильские. За первой экспедицией последовала вторая, потом третья. Маршрут третьей экспедиции (1498год) лежал к северному побережью Южной Америки и дельте реки Ориноко. Болезнь помешала Христофору Колумбу подробнее исследовать эти новые земли.

2.Как же получилось, что открытый Колумбом материк стал называться Америкой? Это название связано с именем другого человека – Америго Веспуччи, участника испанских экспедиций (1502год). В своих дневниках он красочно описал лежащие к югу от экватора земли и в отличие от Европы, Азии и Африки назвал их Новым Светом. Со второй половины 16 века название Америка утвердилось на картах и обозначало оба материка западного полушария.

3.Вслед за путешественниками к новым землям устремились испанские и португальские завоеватели, превратившие материк в свои колониальные владения. Открытие восточного и юго-восточного побережий Южной Америки, Магелланова пролива в 1520г. принадлежит испанскому мореплавателю Фернану Магеллану, во время кругосветного путешествия.

Для географической науки настоящим открытием Южной Америки были экспедиции немецкого географа и путешественника Александра Гумбольдта в 1799-1804 года. Результатом его путешествия является многотомный труд, в котором содержатся первые описания особенностей природы многих территорий, в том числе высокогорные части материка- Анды, река Ориноко, описание холодного течения у западных берегов. Научные результаты экспедиции оказались такими значительными, что Александра Гумбольдта стали называть «Вторым Колумбом».

4.Природу и население Южной Америки изучили русские исследователи. Среди них самый известный биолог Николай Иванович Вавилов, который во время экспедиции на материк в 1932-1933гг. установил географические центры древних очагов земледелия и происхождения ряда культурных растений, в том числе картофеля.

-Этим и многим другим ученым и путешественникам принадлежат многие открытия Южной Америки.

Проверка таблицы.

5. Контроль и самоконтроль.

Выполните задание – тест.

1. Какой пролив отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля?

 А) ДрейкаБ) МагеллановВ) ПанамскийГ) Перуанский.

2. Какое место по площади занимает Южная Америка среди материков?

 А)1 Б)3 В)4 Г)5

3. Кто в 1492 году открыл Америку?

 А) ГумбольдтБ) КолумбВ) АмеригоВеспучиГ) Магеллан.

4. Самая высокая точка Южной Америки:

 А)Аконкагуа Б) Котопахи В) ИльямпуГ) Эверест

5. Самая полноводная река Земли:

 А) ОринокоБ) АмазонкаВ) ПаранаГ) Укаяли

6. Южная Америка не имеет границ с:

 А) Северной АмерикойБ) Австралией.В) АнтарктидойГ) о.Огненная Земля.

7.Океан, который омывает Южную Америку на востоке:

 А) ТихийБ) АтлантическийВ) ИндийскийГ) Северный Ледовитый.

8. Самый высокий водопад:

 А) ИгуасуБ)АнхельВ) НиагарскийГ) Виктория.

 Составить синквейн «Южная Америка»

Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

 Южная Америка

 Влажная, загадочная

 Влечёт, интригует, завораживает

 Материк рекордов

 Колумб

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Время подводить итоги урока. Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие на удивительный материк Южная Америка. Кому понравилось путешествие? Что нового вы узнали, и что запомнилось больше всего?

Приложение № 1.

 Определение географического положения материка.

 1.Как расположена Южная Америка относительно экватора?

 2. Как расположена Южная Америка относительно южного тропика?

 3. Как расположен материк относительно нулевого меридиана?

 4. В каких полушариях расположен материк Южная Америка?

5. Как расположен материк относительно других материков? (Какие материки расположены близко к Южной Америке)

6.Крайние точки материка.

Приложение № 2.

Дата        

Исследователь        

Событие

1492                 

Первая экспедиция-открытие островов Карибского моря

1498        

Третья экспедиция-открытие северного побережья Южной Америки, дельты р. Ориноко.

1502        

Открытие побережья Бразилии, устья Амазонки

1520                

Открытие восточного и юго-восточного побережий Южной Америки, Магелланова пролива

1799-1804         

Исследование реки Ориноко, гор Анд

1932-1933        

Установил древние очаги земледелия и происхождение ряда культурных растений

Приложение № 3.

Южная Америка        

Африка

Сходство ГП        

 Различие ГП        

 1. Какой пролив отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля?

А) Дрейка Б) Магелланов В) Панамский Г) Перуанский.

2. Какое место по площади занимает Южная Америка среди материков?

А)1 Б)3 В)4 Г)5

3. Кто в 1492 году открыл Америку?

А) Гумбольдт Б) Колумб В) АмеригоВеспуччи Г) Магеллан.

4. Самая высокая точка Южной Америки:

А)Аконкагуа Б) Котопахи В) Ильямпу Г) Эверест

5. Самая полноводная река Земли:

А) Ориноко Б) Амазонка В) Парана Г) Укаяли

6. Южная Америка не имеет границ с:

А) Северной Америкой Б) Австралией. В) Антарктидой Г) о.Огненная Земля.

7.Океан, который омывает Южную Америку на востоке:

А) Тихий Б) Атлантический В) Индийский Г) Северный Ледовитый.

8. Самый высокий водопад:

А) Игуасу Б)Анхель В) Ниагарский Г) Виктория

7. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Занятие- путешествие "Путешествие в танцевальные фантазии"

Презентация занятия в детском обединении "Народный танец" для детей с ограниченными возможностями здоровья....