Народные ремесла
статья по географии на тему

Ежкова Юлия Сергеевна

Народные ремёсла России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_remyosla.doc617.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дерево

Металл

Ткань

Камень

Резьба по дереву

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В Нижегородском Поволжье сформировался свой особый стиль резьбы, впитавший в себя древнейшие традиции русского народного искусства. Резчики по дереву Нижегородского края были известны далеко за его пределами. В настоящее время эти славные традиции продолжают современные народные мастера, виртуозно владеющее художественной резьбой по дереву и являющиеся одними из самых лучших в России. 

В систему художественных промыслов Нижегородской области входят два предприятия в Городце и Семенове, на которых занимаются резьбой по дереву.

На фабрике  "Городецкая роспись" в г. Городец изготавливают декоративные настенные панно и тарелки, шкатулки, сувенирные наборы для специй с резными фигурками людей и животных, игрушки, пряничные доски - резные штампы для нанесения узора на пряничное тесто. 

 На фабрике "Семеновская роспись" в г. Семенове возрожден старинный промысел резьбы на деревянной посуде и бытовых предметах. Семеновские резные ковши и ложки, точеные бочата, чаши, вазы и поставки - цилиндрические сосуды с крышкой, а также  шкатулки и декоративные панно украшены плоско-рельефной резьбой геометрического и растительного характера. В основе семеновских резных узоров лежат традиции технических предметов и орнаментального строя древней нижегородской резьбы.

    Помимо фабрик, в Нижегородской области работают много народных мастеров - резчиков, создающих свои произведения как в народных традициях, так и в свободном современном стиле. 

 

 

 

 

 

 

       

 

Хохломская роспись по дереву - один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее - лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы -  в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную посуду. Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным  маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов.  Все разнообразие хохломской росписи  можно разделить на два типа: письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или красный.

В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области успешно развиваются на двух крупных художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

   

В селениях, расположенных вокруг Городца - старейшего города Нижегородского края, в середине XIX века становится известным как художественный промысел оригинальный вид росписи на бытовых предметах. Это были лукошки и коробки для пряжи из коры липы, детские стульчики и каталки, дуги для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписные прялки. На прялках раннего периода видны элементы древнейшей символики: Древо Жизни, птицы, всадники, с конца XIX века городецкие художники начали писать жанровые сцены из русской провинциальной жизни: чаепитие, катание в каретах, застолье, военные баталии. Прялку грунтовали и расписывали клеевыми и растительными красками собственного приготовления. Основные цвета городецкой росписи: желтый, черный, зеленый, красный, синий. Роспись делали в два приема: наложение ярких пятен краски на однородный, чаще всего, желтый фон; разработка рисунка мазками черной и белой краски. После росписи прялки покрывали вареным льняным маслом и просушивали. Истоки городецкой росписи уходят в древнерусскую иконопись. В развитии этого промысла выделялись несколько этапов. 1930-е годы характерны переходом к масляным краскам и новому ассортименту: мебель, ширмы, декоративное панно. Этап 1950-х годов связан с новым подъемом и возрождением этого художественного промысла. В настоящее время традиции этого художественного промысла продолжают мастера фабрики "Городецкая Роспись". Разнообразен современный ассортимент фабрики: панно, ларцы, сундучки, шкатулки, хлебницы, детская и взрослая мебель, токарная посуда, игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полховско-майданская роспись - молодой художественный промысел России. Название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой  семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины, покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи. Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен: игрушки (матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки) и посуда (солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.  

В селе Вознесенское работает художественная фабрика "Полховско-майданская роспись". Ее изделия носят преимущественно сувенирный характер. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка.

 

 

 

 

 

 

 

    Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь"(маленькие шарики). Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром. Производством изделий из филиграни в селе Казаково Вачского района стали заниматься с конца 1930-х годов в артели "Металлист". Организатором производства была выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые: конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. В последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. Для изделий характерен "белый" цвет посеребренной медной проволоки. Орнамент может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия, но преобладающим является растительный. Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент узора - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки. Филигранные изделия экспонируются на всероссийских и международных выставках, отмечены многими наградами, их знают во многих странах мира.

 

 

 

 

 

 

     

Русские мастера еще в глубокой древности хорошо владели сложными и разнообразными техническими приемами художественной обработки металла, создавая замечательные по своей декоративности произведения. Одним из значительных и известных металлообрабатывающих районов является территория правобережья Оки с центром в Ворсме и Павлове. Начало изготовления изделий из металла уходит здесь в далекое прошлое. Из архивных источников видно, что уже в 1666 году в этом районе было значительное количество ремесленников, работали 40 кузниц, где обработкой металла занималось 70 мастеров. Особой известностью пользовались замки и ножи.

Традиции художественной обработки металла успешно развиваются в настоящее время на предприятиях Нижегородской области - Павловском заводе художественных металлоизделий "Сувенир", Павловском заводе металлоизделий им. Кирова, Заводе складных ножей в г. Ворсме, Заводе "Труд" в г. Вача и других. На них разработано и выпускается более 100 наименований ножевых изделий, от маленьких перочинных до больших универсальных с сотней различных предметов и ножей специального назначения. Изготовляют также комплекты столовых приборов до 47 предметов в художественно оформленных коробках и футлярах. Для декорировки ножей используют различные по форме и материалу плашки: резную кость, мореный дуб, металл, различную пластмассу. Плашки украшают ажурным узором филиграни и разноцветными горячими эмалями. Футляры и ножны выполняются из натуральной кожи. Многие мастера отличаются виртуозным мастерством, изготавливая ножи длиной всего 8 мм., с раскладывающимся лезвием, а также ножи, умещающиеся на торце спички и проходящие в игольное ушко. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток.    

 

 

 

 

В Нижегородском крае в Балахне в XIX веке было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Кружево плетут по "сколку" - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке - валике, набитом сеном или опилками. Выплетают кружево с помощью коклюшек - деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов. Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения, в настоящее время обучение кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.

 

 

 

 

 

 Нижегородская губерния всегда отличалась большим разнообразием народной вышивки, но самыми любимыми были такие виды, как тамбур, строчка и гладь. Вышивка продолжает развиваться в Нижегородской области и в настоящее время на строчевышивальных фабриках. Они расположены в традиционных центрах народного искусства - Городце, Арзамасе, Чкаловске, Катунках, Нижнем Новгороде, Лыскове, Шахунье, Превомайске, на Бору. В настоящее время по развитию строчевышивального промысла и разнообразию вышивки Нижегородская область занимает одно из первых мест в России. Большой известностью пользуется вышивка "нижегородский гипюр". В других регионах России эта вышивка не встречается. Сложилась она на рубеже XIX-XX веков, ее родоначальницами считаются катунские вышивальщицы.     Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными нитями.

 

 

 

 

 

В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково, расположенном на реке Пьяне. Высокий правый берег этой реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера. В 1920-е годы в селе Борнуково организовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра. Одновременно с алебастром выламывался и поделочный цветной камень. Поэтому в 1930 году было решено открыть при артели камнерезовый цех. Сюда для организации работы пригласили уральских мастеров - опытных камнерезов. В 1937 году художественные изделия Борнуковских мастеров были отмечены наградой на Парижской выставке.   

В большой деревне Федосеево, расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями.

 

 

 

 

Лысково - один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.

 

 

 

 

Особой архаичностью отличаются лысковские кони. Образ лысковского коня восходит к культовому его изображению, олицетворявшему славянское солнечное божество.

 

 

 

 

Городецкий район Нижегородской области - один из старинных центров  гончарного промысла России. С древнейших времен здесь изготовляли глиняную посуду, а также много разнообразных глиняных игрушек-свистулек. Это образы коньков, баранов, козликов, петушков, собачек, оленей, лисичек, всадников на конях, быков и другие. Занимались изготовлением игрушек во многих селениях по реке Узоле, но особенное развитие этот промысел получил в д. Жбанниково. 

 

 

 

 

 

 

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трех основах, а сам образ раскрывается за счет лепки головы животного или птицы. Приемы подготовки глины и изготовления игрушки дошли до нашего времени, сохранив свою традиционность. Лепят игрушку, накладывая комок глины на большой палец левой руки, вытягивая правой необходимую форму. Затем, сняв свистульку с пальца, закрывают отверстие, оставляя полость внутри игрушки. Игрушки подсушивают на теплой русской печке в течении суток, после этого у них делают сзади срез и прокалывают специальной палочкой от 3-х до 5-ти звуковых отверстий. Игрушки обжигают в печи, а затем окрашивают эмалевыми красками в красный, синий, коричневый и другие цвета. Рога, уши, копытца,а у птиц гребешки и хвостики покрываются бронзовой или алюминиевой краской. На основной фон наносятся мелкие цветные пятна.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные ремесла России. Городец.

Познакомить учеников с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.  Сформировать практические умения и навыки рисования с образца....

Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.

Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....

Исследовательская работа «Возрождение и развитие традиционного народного ремесла в Меленковском районе»

ВведениеСамые древние плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Некоторые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетеных стул...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Русские народные ремесла»

Дополнительная образовательная программа «Русских народных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность.Народные ремесла издавна было излюбленным занятием мастериц во многих странах мира. ...

Открытое занятие "Народные ремесла на селе"

Конспект открытого занятия "Народные ремесла на селе"...

Народные ремесла

Народные ремёсла России....

Прядение - вид народного ремесла

Прядение  - вид народного ремесла  ИЗО 5 класс...