ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Русские народные ремесла»
рабочая программа на тему

Дополнительная образовательная программа «Русских народных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность.

Народные ремесла издавна было излюбленным занятием мастериц во многих странах мира. Оно не требует особых навыков и талантов, а материал всегда под рукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_remesla.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» г ОТРАДНОЕ

УТВЕРЖДАЮ                                                                         РАССМОТРЕНА

Директор ЦВР г. Отрадное                                                    на Педагогическом совете

___________Т.Н. Голенькова                                                Протокол №_____

Приказ №  _____                                                                     «__»_______2012 г.  

«___»_____________2012 г                                                  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Русские народные ремесла»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации:  2 года

Составил:

Педагог дополнительного образования

Тимохова Людмила Викторовна

Отрадное

2012г


                                   Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Русских народных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность.

Народные ремесла издавна было излюбленным занятием мастериц во многих странах мира. Оно не требует особых навыков и талантов, а материал всегда под рукой.

Актуальность программы выражается в создании системы обучения востребованному сегодня изучению народных ремесел. Особое внимание уделяется на развитие художественного вкуса, на умение создать собственный стиль. Самые разные изделия: салфетки, прихватки, игрушки, покрывала, наволочки, панно и т. д., выполненные своими руками  украсят дом, создадут в нем неповторимый уют, станут прекрасным подарком родным и друзьям.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что большое внимание в работе объединения уделяется коллективно-творческой деятельности, которая является мощнейшим педагогическим инструментом, соединяющим желание детей сделать конкретную совместную работу и возможность педагога побудить их к совместному планированию и ответственности каждого перед товарищем за результат.

Интерес к русским народным ремеслам  не ослабевает уже на протяжении уже многих лет. Народные ремесла не утрачивает своей новизны в подборе цветов, технике выполнения, в оформлении композиции.

Обучаясь по данной программе, дети с помощью педагога открывают новые возможности декоративного использования чудесных узоров, придумывая на их основе оригинальные жилеты, панно, покрывала, подушки.

Отличительной особенностью данной программы по сравнению с уже существующими является ее содержание: создание изделий высокого уровня, путем применения простейших технологий русских народных ремесел. Акцент делается не на сложность техники, а на возможность ребенка самостоятельно выполнять изделия народных промыслов.

Данная программа предназначена для обучения детей младшего и среднего школьного возраста.

Учебный курс включает в себя 2 года обучения.

На первом году дети изучают историю возникновения народных ремесел, овладевают знаниями по материаловедению и основам цветоведения, технологиями простого полотна, вышивки, ткачества, вязания крючком. Изготавливают различные виды работ: игольница,  прихватка,  игрушки, салфетки, цветы.

На втором году обучения дети овладевают технологиями ажурного и тунисского вязания, вышивки тамбурным швом, ткачества на пальцах. Самостоятельно разрабатывают отдельные элементы и осуществляют последовательную деятельность в процессе создания вязаных композиций, вышивки счетной росписи, ткачества на дощечках.

Занятия проходят в группах 1 раз в неделю по 2 часа.

В одной группе занимается 12 человек, при этом обучение проходит с каждым учащимся индивидуально, с учетом его способностей и возможностей. В работе также используются принципы народной педагогики: «от учителя к ученику», и «от старшего к младшему», поскольку в группе занимаются дети разного возраста.

Творческие задания, конкурсы, выставки стимулируют индивидуальное мышление и творческую активность детей. Поощряется оригинальность как результат творческого поиска.

Цель программы:

Обучение детей основам традиционных русских ремесел древних славян Северо-Западного региона.

Основные задачи:

Обучающие задачи:

1. Научить основным приемам вязания крючком (условные обозначения, сувениры), ткачеству на пальцах (пояса), вышивке (основные ручные швы); выполнению вязания крючком, спицами (прихватки, салфетки, тапочки, варежки); ткачеству на дощечках по схемам; вышивка счетной росписью.

  1. Обучить чтению и выполнению схем
  2. Изготовление предметов, используя простые узоры вязки, ткачества, вышивки.
  3. Дать сведения об истории возникновения материалов, инструментов, русских ремесел.
  4. Дать сведения об истории возникновения материалов, инструментов, русских ремесел.
  5. Учить планировать свою работу.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мотивацию к ручному труду.
  2. Развивать творческие способности, активность, настойчивость в достижении результата.
  3. Развивать чувство сопереживания к неудачам товарищей, взаимопомощи.
  4. Развивать навыки организации труда крючком, спицами, нитками, дощечками.
  5. Формировать умения по распознаванию ткани и ниток по виду волокна и подбору инструментов для работы.
  6. Расширять представления о роли прялки в жизни наших предков.

  Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе.
  2. Воспитывать добросовестное отношение к труду, аккуратность,           внимание, усидчивость, способность преодолевать препятствия в работе.
  3. Воспитывать творческое отношение к работе.
  4. Воспитывать интерес к традициям русской культуры.
  5. Формировать понятия о жизни русского народа в 16 – 19 вв.                   

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Время проведения контроля, месяц.

Какие знания, умения и навыки контролирует.

Формы проведения контроля. Приложение 1.

1 год

Сентябрь

Знать: основы цветоведения, краткие сведения по материаловедению.

Уметь: пользоваться инструментами, готовить их к работе.

Тестирование с элементами практической работы.

Декабрь

Знать: условные обозначения по вязанию крючком, ткачества, ручные швы, техника безопасности.

Уметь: вязать основными приемами вязания крючком, вышивать ручные швы, плести пояса на пальцах.

Тестирование с элементами практической работы.

Май

Знать: историю вязания крючком, ткачества, вышивки, особенности и традиции малых народов России.

Уметь: читать простые схемы, вязать, вышивать простые узоры, плести пояса на пальцах.

Выставки, конкурсы.

2 год

Сентябрь

Знать: основные темы 1 года обучения, назначение поясов.

Уметь: подбирать нитки для вышивки, ткачества, вязания, крючки соответственно ниткам.

Тестирование с элементами практической работы.

Декабрь

Знать: правила работы крючком, на дощечках, иглой.

Уметь: вязать крючком сложные узоры, вышивать счетной росписью, ткать пояса на дощечках.

Тестирование с элементами практической работы.

Май

Знать: мотивы сочетания и закономерность условных обозначений, нитки, связь с образом жизни, роль прялки в жизни предков.

Уметь: выполнять изделия, используя сложные узоры вязки, ткачества, вышивки.

Выставки, конкурсы.

Принципы.

       1.Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

3.Доступность программы.

4.Наглядность работы, демонстрация процесса обучения.

На мой взгляд, в первую очередь результатом работы можно считать желание ребенка и далее заниматься созданием творческих работ, а уже потом приобретение конкретных практических навыков изготовления того или иного изделия.

Педагогические методы и средства.

  1. Словесные методы (объяснения, пояснения, групповые и индивидуальные беседы).
  2. Методы по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность:

- объяснительно-иллюстрированный метод;

- репродуктивный метод;

- частично-поисковый (эвристический) метод.

  1. Методы стимулирования активности детей:

- поощрение и похвала;

  • чередование видов деятельности.
  1. Метода воспитания:
  • воспитание словом;
  • воспитание делом;
  • воспитание игрой;
  • воспитание общением;
  • воспитание отношениями.
  1. Методы воспитания и развития:
  • самостоятельная работа;
  • коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.
  1. Методы контроля и самоконтроля:
  • контрольные задания – кроссворды, тесты;
  • самооценка.

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

Введение в программу

2

1

1

2.

Материаловедение

          2

1

1

3.

Основы цветоведения

2

1

1

4.

Основные приемы вязки

16

4

12

5.

Основные приемы ручных швов

16

4

12

6.

Ткачество на пальцах

16

4

12

7.

Изготовление сувениров

18

4

14

Итого:

72

19

53

                           

Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Материаловедение

2

1

1

3.

Вязание крючком

16

4

12

4.

Ткачество на дощечках

16

4

12

5.

Вышивка счетной росписью

18

4

14

6.

Изготовление сувениров

18

4

14

Итого:

72

18

54

Содержание изучаемого курса.

1 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Теоретическая часть. Знакомство с детьми. История и зарождение вязания крючком, ткачества, вышивки. Демонстрация готовых изделий и цветных иллюстраций вязаных изделий. Организационные вопросы. Посещение выставок, музеев для изучения традиционных особенностей вязания крючком, ткачества, вышивки.

Практическая часть. Рассматривание журналов, иллюстраций с вязаными изделиями.

         Тема 2. Материаловедение (2 часа).

Теоретическая часть. Виды ниток. Их назначение в вязании изделий: шерстяные для вязания теплых и плотных изделий, хлопковые и льняные нитки для легких изящных изделий. Назначение синтетических ниток зависит от толщины. Назначение в ткачестве, в вышивке. Ткань, используемая для вышивки.

Практическая часть. Определение ниток:

  1. На ощупь: нитки тонкие, толстые, грубые и т. д.
  2. По цвету: нитки однотонные, многоцветные.
  3. По составу: нитки натуральные, искусственные.

Определение назначения ниток в вязании изделия, ткачества, вышивки

Тема 3. Основы цветоведения (2 часа).

Теоретическая часть.. 

 Знакомство с понятием «цветового спектра». Основные цвета. Материалы: акварельные краски, кисти, бумага, вода.

Практика: Рисование акварельными красками, используя смешивание.

Тема 4. Основные приемы вязки (16 часов)

Теоретическая часть. Основные приемы вязки: образование первой петли, вязание столбиков без накида, с одним накидом, полустолбика, с двумя накидами. Правила техники безопасности.

Материалы: нитки акриловые разных цветов, крючки № 2,5; 3; схемы для выполнения вязания.

Способы изготовления: показать способ вязания на толстых нитках, рассмотреть схемы выполнения, вспомнить условные обозначения, познакомить с новыми знаками в схемах. Контроль тестирование с элементами выполнения вязания.

Практическая часть. Вязание образцов:

4.1 – 4.4 цепочка из воздушных петель

4.5 – 4.8 столбик без накида прямыми обратными рядами

4.9 – 4.12 столбик с одним накидом прямыми и обратными рядами

4.13 – 4.16 полустолбик

Тема 5. Основные приемы ручных швов (16 часов)

Теоретическая часть. Ознакомление детей с видами основных простейших швов: “вперед иголку”, «назад иголку»,  стебельчатый шов,

Тамбурный шов. Правила техники безопасности.  

Материалы: нитки мулине разных цветов, иглы для вышивания, пяльцы; схемы для выполнения вышивки, ножницы, карандаши простые, копировальная бумага.

Способы изготовления: показать способ определённой вышивки нитками мулине, напяливание ткани в пяльцы, рассмотреть схемы выполнения, перевод рисунка на ткань, познакомить с новыми знаками в схемах. Контроль тестирование с элементами выполнения вышивки.

       Практическая часть. Выполнение вышивки ручных швов:

5.1 – 5.4 “вперед иголку”

5.5 – 5.8 “назад иголку”

5.9 – 5.12 стебельчатый

5.13 – 5.16 тамбурный

Тема 6. Ткачество на пальцах (16 часов)

 Теоретическая часть. Познакомить с ткачеством на пальцах: витьё, дергание, плетение из 4 ниток двух цветов, плетение из 4 ниток чередуя цвета, плетение из 8 ниток чередуя цвета, плетение карпатской косички. Познакомить с назначением каждого пояса. Правила техники безопасности.

Материалы: нитки акриловые для вязания, ножницы, схемы плетения.

Способы изготовления: подбор ниток по цвету, обрезывание нужной длины, закрепить для плетения, рассмотреть схему плетения, показ плетения на пальцах. Контроль: тестирование с элементами практической работы.

Практическая часть. Плетение поясов, используя различные способы:

6.1 – 6.2 витье

6.3 – 6.4 дергание

6.5 – 6.8 плетение из 4 ниток двух цветов

6.9 – 6.12 плетение из 4 ниток чередуя цвета

6.13 – 6.14 плетение из 8 ниток чередуя цвета

6.15 – 6.16 плетение карпатской косички

Тема 7. Изготовление сувениров (18).

 Теоретическая часть. Изготовление изделий вязаных, вышитых, тканных. Выбор схем для выбранного изделия, подбор инструментов, ниток, ткани, учитывая цветовую гамму.

 Практическая часть. Изготовление изделий:

7.1 – 7.6 прихватки

7.7 – 7.12 салфетки

7.13 – 7.18 игольницы

                            Содержание изучаемого курса.

2 год обучения.

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Теоретическая часть. Мотивы сочетания и закономерность условных обозначений, нитки, связь с образом жизни.

Практическая часть. Различие сортировка ниток по назначению, подготовка к работе, разматывание ниток в клубки.

Тема 2. Материаловедение (2часа)

Теоретическая часть. Правила работы крючком, нитками, иглой, на пяльцах, на дощечках для ткачества.

Практическая часть. Различие инструментов: крючки, нитки, иглы, пяльцы, дощечки для ткачества, различие ниток по качеству. Контроль: узнать на ощупь.  

Тема 3. Вязание узоров (16 часов).

Теоретическая часть. Выполнение узоров в виде: веера, ракушек, лапок, зубцов, листиков, пышных столбиков, полуколечек, знакомство со схемами, условные обозначения.

Материалы: нитки акриловые для вязания, ножницы, крючки № 2,0; 2,5; 3,0; 3,5. Схемы для выполнения вязания.

Способы выполнения; рассмотреть схемы, познакомить с новыми знаками, провязывать каждый знак сначала в воздухе крючком, набирать для образца от 15 до 25 петель.

Практическая часть. Вязание образцов.

3.1 – 3.2 в виде веера

3.3 – 3.4 в виде ракушек

3.5 – 3.6 в виде лапок

3.7 – 3.8 в виде зубцов

3.9 – 3.10 в виде листиков

3.11 – 3.12 в виде пышных столбиков

3.13 – 3.14 в виде полуколечек

3.15 – 3.16 знакомство со схемами, условные обозначения.

        Тема 4. Ткачество на дощечках (16 часов)

Теоретическая часть. Познакомить с ткачеством на дощечках. Познакомить с назначением каждого пояса. Правила техники безопасности.

Материалы: нитки акриловые для вязания, ножницы, схемы плетения.

Способы изготовления: подбор ниток по цвету, обрезывание нужной длины, закрепить для плетения, рассмотреть схему плетения, показ плетения на 4-х, 6-ти, 10-ти дощечках, заправка дощечек и челнока нужными нитками. Контроль: тестирование с элементами практической работы.

Практическая часть: плетение на дощечках

4.1 – 4.4 плетение на 4-х дощечках

4.5 – 4.10 плетение на 6-ти дощечках

4.11 – 4.16 плетение на 10-ти дощечках

Тема 5. Вышивка счётной росписью (18 часов)

Теоретическая часть: познакомить с назначением вышивки счётной росписью, с значением элементов каждой вышивки каждой вышивки.

        Материалы: нитки мулине разных цветов, иглы для вышивания, пяльцы; схемы для выполнения вышивки, ножницы, карандаши простые, бумага в клетку, ножницы.

Способы изготовления: показать способ определённой вышивки нитками мулине, напяливание ткани в пяльцы, рассмотреть схемы выполнения, перевод рисунка на ткань, познакомить с новыми знаками в схемах. Контроль тестирование с элементами выполнения вышивки.

Практическая часть:

  1. – 5.6 петушок маленький

5.7 – 5.12 узор на полотенце

5.13 – 5.18 растительный узор

Тема 6. Изготовление сувениров (18).

 Теоретическая часть. Изготовление изделий вязаных, вышитых, тканных. Выбор схем для выбранного изделия, подбор инструментов, ниток, ткани, учитывая цветовую гамму.

 Практическая часть. Изготовление изделий:

7.1 – 7.6 прихватки

7.7 – 7.12 салфетки

7.13 – 7.18 поя

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1 год обучения

№ п/п

Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1.

Введение в программу

Беседа

Словесные, наглядные

Фотоальбомы с образцами изделий, книги и учебные пособия по вязанию крючком, ткачеству, вышивки; образцы  технологий вязки, ткачества, вышивки

Опрос по теме беседы

2.

Материаловедение

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Различные виды ниток, крючков, дощечек, игл, ткани

Практическая работа

3.

Основы цветоведения

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Цветные нитки и цветная ткань

Практическая работа

4.

Основные приемы вязки

Коибинир.

Словесные, наглядные, практические

Пряжа, ножницы, нитки, крючки, дощечки, иглы, ткань

Тестирование с элементами практической работы

5.

Основные приемы ручных швов

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Пряжа, нитки, крючки, ножницы, сантиметровая лента,

Тестирование с элементами практической работы

6.

Ткачество на пальцах

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Нитки, мулине, иглы ткань

Тестирование с элементами практической работы

7.

Изготовление сувениров

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Нитки, ножницы, дощечки, челноки

Тестирование с элементами практической работы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

2  год обучения

№ п/п

Тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные

Фотоальбомы с образцами изделий, книги и учебные пособия по вязанию крючком, ткачеству, вышивки; образцы  технологий вязки, ткачества, вышивки

Опрос по теме беседы

2.

Материаловедение

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Различные виды ниток, крючков, дощечек, игл, ткани

Практическая работа

3.

Вязание крючком

Коибинир.

Словесные, наглядные, практические

Пряжа, ножницы, нитки, крючки.

Тестирование с элементами практической работы

5.

Ткачество на дощечках

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Пряжа, нитки,  ножницы, сантиметровая лента

Тестирование с элементами практической работы

6.

Вышивка счетной росписью

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Нитки - мулине, иглы, ткань, ножницы

Тестирование с элементами практической работы

7.

Изготовление сувениров

Комбинир.

Словесные, наглядные, практические

Нитки, пряжа, ткань, иглы, ножницы, дощечки, челноки

Тестирование с элементами практической работы

Методические рекомендации

Каждый ребенок завершает работу, художественно оформляет ее. Оформляется выставка работ группы. Ребенок по желанию представляет свою работу, желательно творческой форме. Затем проводится анализ работ. Который должен быть очень доброжелательным. В каждой работе выделяется удачные моменты: аккуратность работы, изысканное оформление изделия, дизайнерские находки и т.д.

При обсуждении работ желательно, чтобы педагог лишь направлял разговор. Основной же диалог-обсуждение должны вести сами дети. Необходимо дать напутствие на дальнейшее творчество.  

                         Материалы и оборудование.

  1. Крючки разных размеров.
  2. Швейные иглы, булавки, игольница, сантиметровая лента.
  3. Дощечки, бердышки, челноки, держалки.
  4. Нитки различной толщины.
  5. Инструменты (ножницы, иглы) на каждого ребенка.
  6. Нитки катушечные разных цветов №10-50.
  7. Таблица «Виды швов».
  8. Авторские работы и иллюстрации с различными видами вязания крючком.
  9. Технологические карты.

Список литературы

Для детей:

  1. Журнал по вязанию крючком “Валентина” 2006 – 2007г. издания
  2. Журнал по вязанию крючком “Анна” 2006 – 2007г. издания
  3. Журнал по вязанию крючком “Золушка” 2006 – 2007г. издания
  4. Журнал по вязанию крючком “Чудесные мгновение” 2005 – 2007г. издания
  5. “Журнал мод рукоделия” разных лет издания.
  6. Журнал “Креатив” 2006 – 2007г. издания
  7. Журнал по вышивке “Валентина” 2006 – 2007г. издания

Для педагогов:

  1. Т. Еременко “Кружок вязания крючком”
  2. Детям о традициях народного мастерства. Учеб.метод. пособие/Под ред. Шпикаловой Т. Я. – М., «Владос», 2001
  3. Женское рукоделие – Политехника 1995г.
  4. Сборник программ педагогов дополнительного образования. Выпуск второй. – Владивосток, 2001
  5. Волшебный клубок – М., 2005

6.  Подписное издание “Школа вязания на спицах и крючком” Трибс Е.Е. – М., ООО “ТД  “Издательство Мир книги” 2006г.

        7. Соколова в.а. Методические рекомендации к планированию уроков по

            региональной программе С.-Петербург 1997г.

8.Трудовое обучение (девочек) в 5-9 классе с углубленным изучением основ русской культуры С-Петербург 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»

Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...

Дополнительная образовательная программа "Традиции, обычаи, ремесла народов России"

Программа кружка "Традиции, обычаи, ремесла народов России", календарно-тематическое планирование, 140 часов...

Дополнительная образовательная программа "Народное творчество"

Дополнительная образовательная программа "Народное творчество" ориентирована на воспитание детей и подростков на отечественных традициях и народной культуре. Формирование у детей бережного отношения к...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «Грузинская народная хореография» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Дополнительная общеразвивающая программа "Русский народный танец"

В настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям. Танец имеет огромное значение как средство воспита...