Исследовательская работа «Возрождение и развитие традиционного народного ремесла в Меленковском районе»
проект по теме

Груздков Евгений Дориментович

Введение

Самые древние плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Некоторые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетеных стула, так хорошо сохранившихся, что вполне могли бы украсить современный интерьер. Из старинных манускриптов стало известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьевивы, корней деревьев и других материалов. Восставшие гладиаторы в армии Спартака плели легкие и прочные боевые щиты из виноградной лозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Груздков Евгений Дориментович                                                педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР Меленковского района

Исследовательская работа на тему:

«Возрождение и развитие традиционного народного ремесла в Меленковском районе»

Введение

Самые древние плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Некоторые находки были просто удивительны. В гробнице Тутанхамона, например, обнаружены два плетеных стула, так хорошо сохранившихся, что вполне могли бы украсить современный интерьер. Из старинных манускриптов стало известно, что в Древнем Риме тоже знали плетеную мебель и многие другие предметы быта, изготовленные из прутьевивы, корней деревьев и других материалов. Восставшие гладиаторы в армии Спартака плели легкие и прочные боевые щиты из виноградной лозы.

 Начиная со средних веков плетеные изделия, находят широкое применение.

   Если проследить за развитием плетения в России, то можно отметить, что возникло оно, прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой - была велика и многообразна потребность в плетёных изделиях.

Постепенно ремесло плетения из прута распространяется на всю  европейскую часть России. Особенно славились своими изделиями мастера из Кинешмы, Костромской и Ивановской губерний. Гораздо позднее лозоплетение появилось и в нашем городе - Меленки Владимирской области, где на базе промкомбината был организован цех по плетению корзин и мебели, затем этот цех был переведён в село Ляхи, где он находится, и по сей день.

                 Актуальность проекта.

Тема проекта непосредственно связана с моей профессиональной деятельностью. Она актуальна в наше сложное информационное время. Так как человек, живущий в условиях индустриальной городской среды, оторван от природы, его труд лишен связи с природным циклом. Современный городской житель становится все более далеким от земли. Поэтому очень важно почувствовать себя частью огромной Вселенной, где человек должен жить в гармонии с природой и по ее законам. Кроме того, лозоплетение является частью исторического и культурного развития человечеств. Зародившись еще в глубокой древности, ремесло было тесно связано с чудом, и любые действия, связаны с преображением материала приобретали символический смысл, совершались в процессе ритуала. Много позднее, в крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших к детям, в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время, в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась.

Проблема проекта.

   Перед нами проблема, как способствовать возрождению народных культурных традиций, формированию у молодых людей в нашем районе интереса и уважения к художественному промыслу, культурным ценностям и наследию русского народа. Я уверен, что мои занятия по лозоплетению способствуют духовному и культурному росту школьников.

Цель проекта:

   Развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через декоративно-прикладное искусство лозоплетения.

Задачи проекта:

   1) Приобщить  к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам народной культуры.

   2) Познакомить учащихся с красотой и богатством лозоплетения через самостоятельное творчество.

   3) Научить понимать своеобразие лозоплетения.

   4) Развить навыки лозоплетения на основе повтора, вариации, импровизации.

    5) Привить любовь к декоративно-прикладному искусству.

Этапы исследования:

   1) Поисково-теоретический.

   2) Опытно-экспериментаный.

   3) Заключительно-обобщающий.

Виды сырья.

   В лозоплетении основным видом сырья являются одно-двухлетние побеги кустарниковых ив. Лоза как сырьё для производства плетёных изделий должна соответствовать техническим требованиям. Необходимо, чтобы она была гибкой, прочной, способной хорошо раскалываться по длине, иметь малую сердцевину. Гибкость лозы позволяет придать пруту любую форму, которая сохраняется после его высыхания. а её способность к раскалыванию - изготовлять ленту любой толщины и ширины, которая применяется при изготовлении плетёной мебели и других изделий. Естественный цвет древесины ивового прута придаёт красивый внешний вид готовой продукции.

   Перечисленные свойства ивового прута в значительной мере зависят от вида ивы, местоположения участка, на котором произрастает лоза. Кроме того, качественное сырьё должно быть без механических повреждений, трещин, морозобоин, отщепов, без гнили и др. Эти требования распространяются не только на ивовый прут, но и на мебельную палку.

   Однолетний ивовый прут применяется для изготовления различных видов плетёных изделий (мебели, корзин, хлебниц, подносов, различных сувенирных изделий и др.)

Резка прута.

   Резка прута производится вручную с помощью секаторов ( садовые ножницы ) в осенне-зимний период. У нас, заготовка прута проходит только осенью, т. к. в этот период прут более крепкий. Высота пеньков не должна превышать 2- 3 см, срезы должны быть гладкими, без задиров коры и раскалывания древесины.

   Сортировка и хранение зелёного прута. Сразу же после срезки прут сортируют. Однолетние прутья в зависимости от их длины и диаметра в комлевом срезе рекомендуется разделять на три категории: мелкие ( длина 0,6 - 1 м, диаметр 2 - 6 мм ), средние ( соответственно 1,1 - 2 м и 6,1 - 10 мм ) и крупные ( 2,1 м и более и 10,1 - 15 мм ) . Прут диаметром 15 мм и более может использоваться на мебельную палку. Мелкий прут увязывают по 100 шт. в пучок, средний - по 50, крупный - по 25 шт. Пучки перевязывают в двух местах и транспортируют к месту хранения.

   Необходимым условием правильного хранения прута является низкая температура. Затем отсортированный прут варят. Для этого существует большая ёмкость, в которую прут укладывают и заливают водой. Любыми способами начинают его "варить". Кипятят прут 2 - 3 часа. Затем сваренный прут шкурят. Очистка прута от коры. Для снятия коры с пропаренных прутьев, никаких дополнительных мероприятий не требуется. Достаточно слегка нарушить прилегание коры к стволику прута с помощью специальной щемилки и кора легко отделяется. Левой рукой держат щемилку, конец которой втыкают в землю или в отверстие Положив прут в щемилку, слегка сжимают его и, протягивая, сдирают кору. При необходимости эту операцию повторяют.

   После окорки ивовый прут раскладывают тонким слоем для просушки на специальных решетчатых настилах или ставят вертикально около перекладин из жердей. В дождливую погоду прут сушат под навесом, так как от длительного воздействия атмосферных осадков он покрывается пятнами, плесенью, темнеет и теряет товарный вид и механические свойства.

   Для раскалывания прута на ленты, применяется колунок, ленты применяются для обвивки ручек корзин, плетения некоторых частей мебели или плетения сувенирных вещей.

Инструменты.

   Нож садовый - (широкий короткий нож с наискось отточенной оконечностью ) служит для аккуратной обрезки концов прутьев во время работы. Его изготавливают из стали высокого качества, чтобы можно было придавать ему самую острую отточку, необходимую для чистой работы. Также употребляют для строгания и подрезки прутьев и палок.

   Изер - служит для уплотнения изделия, а при необходимости и для того, чтобы расправить его. Изеры бывают разной величины, применение того или иного зависит от размера изделия. У крупных изеров верхний конец заканчивается крючком, служащим для загибания толстых прутьев в углах при плетении больших предметов.

Изготовление табурета.

   Табурет является предметом кухонной мебели и поэтому должен быть компактным, простым и удобным. Этим требованием задаются его размеры. Высота 43 см, диаметр фанерного круга под сиденьем 30 см. Кроме того, торец сиденья представляет собой плетёный " бублик ", внутри которого для прочности проходит палка. Сиденье выпиливается из фанеры толщиной фанерного круга 10 мм.

   На подготовительном этапе по торцу фанеры насверливают отверстия диаметром 4 мм, глубиной 1,5-2 см. После сверления торец круга следует обработать наждачной бумагой для снятия заусенцев и шероховатостей. Кроме того, заранее загибайте палки для верхних и нижних подлучек. Верхние  подлучки  соединяют сиденье ножками, а нижние - перекладины с ножками. Наличие верхних и нижних подлучек придаёт дополнительную прочность и жёсткость конструкции. Подлучки представляют собой лишь небольшие сегменты круга, поэтому для того чтобы получить 4 верхние подлучки, достаточно загнуть палки диаметром 1,2 - 1,5 см в два кольца диаметром 16 - 18 см, а чтобы получить 4 нижние - достаточно загнуть палки диаметром 2 - 2,5 см в два кольца диаметром  25 - 30 см. Для ножек, перекладин и крестовины используется выпрямленная палка диаметром 2,5 - 3 см. У табурета ножки стоят у самого края фанеры под углом примерно 70 - 75 градусов к полу, поэтому торцы ножек должны быть спилены.

   На высоте 15 см от пола ножки соединяются перекладинами. Длина этих перекладин 28 - 30 см. Для того чтобы ограничить движение противоположных ножек навстреч друг другу, в конструкцию каркаса включена крестовина.  Она устанавливается на уровне перекладин. Размеры вычисляются опытным путём. Выровняв каркас, приступайте к установке подлучек. Основными и несущими являются нижние подлучки. С них и начнём. На всех четырёх ножках на высоте 9 см делаются отметки карандашом. В местах этих пометок должны оказаться центры примыкающих подлучек. Каждая подлучка примеривается отдельно и отпиливается по месту. В местах примыкания подлучка привинчивается шурупом к перекладине. Верхние же подлучки привинчиваются к фанерному сиденью и к ножкам на расстоянии 8 - 9 см от верха. В таком виде каркас можно считать законченным и готовым к обмотке лентой - глянцем и прутом. Лентой обматываются места стыков перекладин с ножками. Также лент обматывается центральное соединение крестовины. В местах же примыкания подлучек к ножкам обмотку лучше производить прутом. Такой узел будет наиболее прочным. Делается он следующим образом. Выбирается прут диаметром 5 - 6 мм и длиной 80 - 90 см. Комель его срезается на ус и фиксируется гвоздём с внутренней стороны меж ножками в пространстве между примыкающими подлучками. Причём тонким концом прут располагается вниз. Теперь его необходимо согнуть ниже гвоздя под углом 90 градусов. Далее ножка обматывается. Витками прижимается и прибитый комель. Обматывать следует до тех пор, пока не закроется весь стык подлучек и ножек. Оставшийся конец с помощью шила или петли заделывается в обмотку.

   К фанерному сиденью прибивается рейка. Под эту рейку достаточно плотно относительно друг друга подсовываются стойки в виде отрезков ленты - глянца. Теперь необходимо найти середину сиденья и обозначить для себя 6 стоек, которые проходят через неё. Эти стойки накрываются серединой первой ленточки. С этого начинается плетение. Сначала следует двигаться в право. Правый конец первой ленточки после выхода из-под 3-х стоек должен накрыть следующие 3, пройти под следующими тремя, опять и накрыть следующие 3 и т.д. Аналогично поступите и с левым концом первой ленточки.

   Переходите ко второму ряду. Для этого серединой второй ленточки накройте уже 4 центральные стойки. Дальнейшее плетение ведётся так же, как и с первой ленточкой. В третьем ряду ленточка накрывает всего 2 центральные стойки, а далее аналогичное плетение. В четвёртом ряду середина ленточки накладывается под 6 центральных стоек. Вышедший из-под шести стоек правый конец накрывает следующую тройку, заходит под следующую тройку и т.д. При движении влево последовательность сохраняется. При плетении пятого ряда ленточка подкладывается под 4 стойки, а при плетении шестого ряда - под две центральные стойки. Седьмой же ряд плетётся аналогично первому.

   Таким образом, всё плетение повторяется сначала с периодичностью в 6 рядов. Полотно необходимо регулярно прибивать. Это делается для того, чтобы после высыхания оно не бугрилось. Для плетения второй половины следует отбить прижимную рейку и плетение производить в зеркальном отражении. Когда всё полотно будет готово, его следует обогнуть через край фанерного сиденья и прижать к нему с обратной стороны. Легче сделать это с помощью прутика, который прибивается поверх прижатого полотна. В дальнейшем на готовом табурете этот прут отрывается, а торчащие концы загнутого полотна подрезаются резцом.

   Далее вам понадобится кольцо диаметром 30 см, согнутое из палки диаметром 2 см. Это кольцо высушивается и привинчивается к ножкам с таким расчётом, чтобы верхний край палки был на уровне нижнего края фанерного сиденья. Закрытые загнутым полотном отверстия в торце фанеры вновь намечаются шилом. В эти отверстия вставляются стойки для будущего "бублика". Прутья для стоек должны иметь диаметр 4 - 6 см на длину 35 - 45 см. По вставленным стойкам впритык к сиденью сплетите 1 ряд верёвочки  в 3 прута. Дальнейшее плетение"бублика" выполняется послойным плетением. Прутья для послойного плетения выбираются немного тоньше основных стоек. В прцессе плетения стойки надо загибать книзу и фиксировать в таком положении с помощью проволочного кольца. Послойным плетением закрывается прибитое кольцо из палки. Завершается плетение верёвочкой в 3 прута, которая прибивается к кольцу, и загибкой "спереди двух, спереди двух..." Ножки табурета выравниваются так же, как и в случае со столом. На торцах выровненных ножек обязательно снимается фаска. Это делается для того, чтобы в процессе эксплуатации низ ножек не разлохмачивался, и на нём не образовались бы сколы.

Наши успехи.

    За 2009 - 2013 учебные годы мои воспитанники приняли активное участие в около 15 областных выставках народного творчества и в около 20 городских и районных выставках народного творчества.

   4 - 7 сентября 2009 года - участник 3-ей Московской выставки - конкурса народных мастеров "Русь мастеровая". Провёл мастер-класс.

   29 сентября 2009 года - участие в выставке - форуме "Культурная реальность Владимирской области". Провёл мастер-класс.

   10 февраля 2010 года - вручили диплом лауреата Всероссийского фестиваля народного творчества "65 лет Салют Победы". Организовал выставку, где были мои работы и работы моих учеников.

   15 апреля 2010 года - пришло Благодарственное Письмо из Государственного Российского Дома народного творчества, где ГРДНТ благодарит меня за дар хлебницу из лозы и декоративную композицию "Салют над Москвой".

   29 мая 2010 года - учувствовал в межрегиональном фестивале плетения из лозы бересты и соломки "Юрьевецкое чудо" в рамках проведения 4-го Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского "Зеркало". За что был награждён дипломом 1-ой степени.

   июнь 2010 года - работы моего ученика Астанина Сергея учавствовали в выставке "Творчество наших детей" в г. Коврове, где он стал победителем. Сергея наградили ценным подарком и дипломом.

   2 - 5 сентября 2011 года - участвовал в 5-ой Московской межрегиональной выставке-конкурсе народных мастеров "Русь Мастеровая". Провёл мастер-класс.

   9 ноября 2011 года - участие в районном конкурсе-выставке "Краски осени" в ЦВР. Награждён Почётной Грамотой управления образования. Мой ученик Белов Максим занял 2-е место в номинации "Природная фантазия".

   январь 2012 года - по итогам областной 34-ой выставки изобретателей и рационализаторов учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей Владимирской области. В разделе "Лозоплетение" победил мой ученик Астанин Сергей.

   13 января 2012 года - в областной газете "Владимирские ведомости" была напечатана большая статья о моём творчестве.

   январь 2013 года - был награждён областной Почётной грамотой Областного Дома народного творчества в связи с 50-ти летием и 20 лет творческой деятельности и Почётной Грамотой администрации Меленковского района за долголетний и добросовестный труд.

   с 12 июля по 4 августа 2013 года - Областной Центр народного творчества прошла моя первая областная персональная выставка в связи с 50-ти летием и 20 лет творческой деятельности. Выступил перед посетителями и дал интервью корреспондентам областного радио, телевидения и газет.

   29 августа 2013 года - мой подарок - напольная ваза с цветами Меленковской администрацией был вручён - народной артистке России Надежде Бабкиной.

Список литературы.

  1. Анцифёров Г. И. "Ива", М., 1984 г.
  2. Бескодаров А. А. "Художественное плетение из ивового прута", М., 1985 г.
  3. Денисов Д. С. "Петербургская лоза" С.-П., 1997 г.
  4. Дубровский В. М. "32 урока плетения из лозы", М., 1993 г.
  5. Клеймёнов С. Ф. "Плетение из ивового прута" - М., 2005 г.
  6. Хомяк А. "Учимся плести из лозы красивые вещи своими руками", И Д "Владис" 2012 г.
  7. Караманский С.А. "Плетёные изделия", Москва. Экология. 1992 г.
  8. Стеченко А. Ф. "изготовление плетёных изделий", Киев "Урожай", 1995 г.
  9. Козлов В. М. "Плетение из ивового прута", Москва, Легпромбытиздат. 1994 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Видовой и весовой состав рыб Борчанского пруда Валуйского района"

В водоёмах Белгородской области в настоящее время обитает около 35 видов рыб, которые можно отнести к трём группам: местные, полупроходные и акклиматизированные. Наиболее часто встречаются местные вид...

Исследовательская работа: "Символика чисел в русских народных сказках"

Муниципальная научно – практическая конференция  « Интеллектуалы XXI века»     Исследовательская работаСимволика чисел в русских народных сказках...

Исследовательская работа "Биологические особенности обитания серой цапли на территории Афанасьевского района"

Авторская аннотация к исследовательской работе «Биологические особенности обитания и жизнедеятельности серой цапли на территории Афанасьевского района»    В этой исследовательской работ...

Исследовательская работа по теме: «Роль традиционных видов спорта Великобритании и России в пропаганде здорового образа жизни подростков»

Здоровье и спорт мы соединили в своей исследовательской работе и постарались найти одно из решений   проблемы слабого состояния здоровья наших учащихся  и получить представление о тради...

исследовательская работа к 70 летию Великой Отечественной войны : Герои Смоленского района в годы ВОв

краеведческий материал , все фото эксклюзивные , интервью взяты при жизни фронтовиков , данный материал публикуется впервые.Ввиду ограничения размеров документа , половину фото пришлось удалить ....

Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"

Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...

Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"

Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...