Исследовательская работа "Возрождение храмов: наяву и в душе"
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс)

Рындина Инна Владимировна

Исследовательская работа расскажет об утраченной церкви  нашей области, от которой сохранились только архивные записи и рассказы старожилов. Поведать будущим поколениям историю моей малой родины, которая по-своему уникальна и неповторима, а именно, историю церкви с. Бирюч, построенную в 1866 году, которая просуществовала до 1936  года. Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx477.14 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1010.5 КБ
Package icon buklet_k_issledovatelskoy_rabote.zip541.37 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию Таловского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнетишанская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Фуфаева Таловского муниципального района

Воронежской области

                    Краеведческая конференция

                            Секция: «Мой родной край в современности»

«Возрождение храмов: наяву и в душе»

 (исследовательская работа)

Подготовила:

Кузнецова Ксения Александровна,

обучающаяся 10 класса МКОУ Верхнетишанская СОШ им. В.А. Фуфаева,

397476, Воронежская обл., Таловский р-н, с. Верхняя Тишанка, ул. Центральная, д. 3В;

397469, Воронежская обл., Таловский р-н, с. Бирюч, ул. Советская, 96;

Конт. телефон: (951) 852-66-63;

E-mail: ryn-inna@mail.ru

Руководитель:

Рындина Инна Владимировна,

учитель обществознания

МКОУ Верхнетишанская СОШ

им. В.А. Фуфаева,

397476, Воронежская обл., Таловский р-н, с. Верхняя Тишанка, ул. Центральная, д. 3В;

Конт. телефон: (951)556-84-04 ;

E-mail: ryn-inna@mail.ru 

с. Бирюч 2025г.

Содержание

Введение                                                                                                           3                                                             

Глава 1. История образования села Бирюч                                                    6

Глава 2. Во имя Святителя и Чудотворца Николая                                      11

Глава 3. «Разрушение церкви» и легенды села                                             13                                                                          

Глава 4. Возрождение духовной защиты селян                                            15                                                                          

Заключение                                                                                                     17

Список используемой литературы и источников                                         18

Приложение                                                                                                                                  19

  Введение 

Часто ли мы задумываемся о происхождении названий объектов? Тем более об истории их возникновения в тех местах, в которых родился, живешь. Точного научного ответа мы, наверное, никогда не найдем!

И я считаю, что каждый россиянин должен и обязан гордиться своей Родиной. Я очень люблю свою малую родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано.

Село Бирюч известно с середины XIX века, когда оно принадлежало барону Шлихтингу вместе с  Тишанкой (выходцами этого села и были первые поселенцы). Во второй половине века здесь был построен деревянный православный храм, который носил имя святого Николая - Никольская церковь (престольный праздник — 19 декабря). Я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего села и рассказать о современном храме, который появился у нас в 2020 году.

Проблему исчезновения памятников истории и культуры рассматривали многие русские писатели и культурные деятели. На уроках изобразительного искусства, истории, ОДНКНР мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мы узнали, что многие архитектурные сооружения: храмы, монастыри - были разрушены в начале XX века и многое другое, которые мы никогда не увидим. Ведь у каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений в архивах и фондах библиотек нет, их хранит народная память. Нужно вернуть людям память. Ведь люди, которые забывают прошлое, не имеют будущего. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с познания своей Родины, её святых мест. Вся отечественная культура зарождается на духовной основе.

В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в деревне.

   Моя исследовательская работа посвящена истории строительства и трагической судьбе церкви с. Бирюч. Почему я выбрала эту тему? Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые или большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Храм - это святое место, без которого русский человек не может существовать. В моём родном селе тоже когда-то была церковь, теперь её нет.

     Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные мной в ходе социологического опроса среди сверстников [Приложение]. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей храма в нашем селе. Однако 90% опрошенных положительно отнеслись к акции «Восстановление духовно-исторической памяти» и хотели бы больше узнать об истории церкви.

Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт значимость и важность Церкви в истории нашего села, и значит, государства.

Исследовательская работа расскажет об утраченной церкви  нашей области, от которой, сохранились только архивные записи и рассказы старожилов. Поведать будущим поколениям историю моей малой родины, которая по-своему уникальна и неповторима, а именно, историю церкви с. Бирюч, построенную в 1866 году, которая просуществовала до 1936  года. Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Тема исследовательской работы – «История храма села Бирюч»

Цель исследовательской работы – получение исторических сведений о прошлом и настоящем храма с. Бирюч Таловского муниципального района Воронежской области, определение её роли в жизни людей.

Задачи:

  • Найти сведения о возникновении села Бирюч и строительстве православного храма в селе.
  • Изучить историю храма: разрушение и строительство нового храма.
  • Проанализировать отношение населения к церкви.
  • Изучить материалы, публикации, рассказывающие об истории церкви.

Объект данного исследования – православная церковь  с. Бирюч.

Предметом исследования является изучение исторической судьбы церкви,  её архитектурной особенности, культурно-исторической ценности.

              Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

              Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма.

             При написании работы были использованы статьи из районной газеты «Заря», а также воспоминания старожилов села.

Методы исследовательской работы:

– изучение источников исследования, архивных материалов, газетных материалов;

– ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

        – поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний.

Данная работа состоит из трех частей: включающая в себя введение, основную часть, состоящую из четырех глав, заключение, список литературы и приложение.

Глава 1.  История образования села Бирюч

    Маленькая точка на карте. Песчинка. Бирюч. Старинное русское село. Маленькая деревня, затерявшаяся в северной части Таловского района. Вокруг березы, словно струны; они трепещут на ветру, зимой стонут от жесткого мороза. Что мы себе представляем, когда слышим название своего поселка?

Тишанские крестьяне принадлежали царской фамилии — Романовых. В 1796 году Павел I в день своей коронации пожаловал Верхнюю Тишанку своему фавориту Дмитрию Прокофьевичу Трощинскому, который впоследствии стал царским министром юстиции. От него село перешло к барону Шлихтингу, у него в 1856 году было 5544 крепостных душ, в это число входили и бирюченские крестьяне. Село было основано в период с 1851 по 1857 годы переселенцами из Верхней Тишанки. Имя свое получило по названию Бирюченского оврага. Многие места, где водились волки (бирюки), именовались Бирючьими и Волчьими логами. По мере их заселения по ним назывались деревни. В 1858 году в поселке впервые составлялась «ревизская сказка». Населенный пункт, до того времени никому не известный, в документе назван так: "Поселок Бирюченский, выселенный из села "Верхотишанки". По данным 1859 года, в Бирюченском поселке проживало 633 человека. Здесь не было ни храма, ни молитвенного дома. В книге «Хроника революционных событий в деревне Воронежской губернии» автора В.А. Степынина (1977 год) читаем: «1861 год, 27 марта — начало апреля. Бобровский уезд. Отказ временнообязанных крестьян села Бродового, Старый и Новый Курлак, Тишанка, села Новая Чигла Новочигольской волости… и поселка Бирюченского Верхотишанской волости исполнять повинности помещикам. Общее число волновавшихся крестьян достигло до 10 000 душ мужского пола: крестьяне различных селений согласовали свои действия. Была введена военная команда, прибыли губернатор и генерал – майор Мердер, посланный в Воронежскую губернию для оказания помощи местной администрации в подавлении крестьянских выступлений в ответ на крестьянскую реформу 19 февраля 1861 года. Наиболее активные крестьяне в каждом селении были подвергнуты наказанию, 11 крестьян отданы под суд». Во время проведения реформы 1861 года у крестьян поселка Бирюченского было отрезано 464 десятины земельных угодий, т. е. 30% от их землепользования. За оставшуюся в пользовании те должны были платить оброк по 3 рубля с каждого душевого надела. Эпидемии тифа, оспы, скарлатины, холеры свирепствовали постоянно. Неурожаи, сильный падеж скота, а также жестокая эксплуатация привели к тому, что сельское хозяйство все больше и больше приходило в упадок. Царское правительство было вынуждено в Черноземном центре, куда входила и Воронежская губерния, создать несколько комиссий для выяснения причин оскудения и вымирания края. Мировой посредник вынужден был признать, что после освобождения положение крестьян не только не улучшилось, но и значительно ухудшилось. В расчете на одну десятину земли оброк возрос с 1 рубля 41 копейки до 2 рублей 56 копеек, т.е. в два раза. Общая сумма платежей в расчете на одну десятину земли увеличилась с 2 рублей 12 копеек до 3 рублей 54 копеек, т.е. в 1,7 раза и составила свыше половины получаемого крестьянами дохода с 1 десятины земли. Мировой посредник должен был признать губительный характер «освободительной» реформы и просил «уволить» его от проведения в жизнь Уставной грамоты по селу.

1863 год, 30 мая – ранее 17 июня. Бобровский уезд. Отказ временнообязанных крестьян (2944) Верхнетишанской волости платить оброк помещику Шлихтингу, требование четвертого надела, самовольная смена волостного писаря. До удовлетворения своих требований крестьяне отказались обрабатывать поля. Центром борьбы стало село Верхотишанка, куда была введена военная команда». Разорение и обнищание приводило к большой смертности людей. В 1893 году в крае из общего числа жителей умирал каждый 30-й, в 1880 - каждый 25-й, в 1882 — каждый 17-й, в 1883 —каждый 27-й. У крестьян были малоземелье и многополосица. По данным переписи 1889 года, число полос в одном душевом наделе по поселку Бирюченскому составлял 9. Наибольший размер полосы был равен 0,2 десятины. Частое повторение голодных лет, скудные урожаи (получали с одной десятины: ржи — 30-40 пудов, овса — 40-45 пудов, проса — 30-46 пудов, подсолнечника — 40-45 пудов) усугубляла и без того трудную жизнь людей. Свыше 95% крестьянских хозяйств не покрывали доходами свои расходы.

В конце XIX века основные земельные фонды, лесные и другие угодья находились в руках Шлихтинга и разных арендаторов. За каждую взятую в пользование десятину земли крестьяне платили ее владельцам 30 рублей, или ¾ урожая. Шло разорение села, люди уходили в батраки. За 1 десятину купчей земли по Воронежской губернии надо было выложить в среднем 79,2 рубля (по России – 44,4 рубля).

В 1894 году на средства земства в Бирюче была создана начальная школа. Во второй половине века здесь был построен деревянный православный храм, который носил имя святого Николая - Николаевская церковь (престольный праздник — 19 декабря). Согласно данным о населенных пунктах по Воронежской губернии за 1900 год, в Бирюченском поселке проживало 912 человек.

 1919 год. Гражданская война. Бобровский и Новохоперский уезды пополнили 8-ю армию почти восемью тысячами бойцов. Основная их масса — жители сел Александровка, Бирюч, Никольское, Новая Чигла и других. В то время село неоднократно переходило от красных к белым и наоборот.

Во время коллективизации (1927-1932 гг.) в Бирюче было раскулачено 6 подворий, в том числе Долговы, Жарковы, Ильинские, Козырь, Фуфаевы. В 1928 году здесь образуется сельхозартель, а в 1930 — колхоз «Дружба». В январе 1935 года создан сельский совет.

В 1936 году Николаевский храм был закрыт, его здание разобрано и использовано для строительства семилетней школы, которая проработала свыше 40 лет. Более восьмисот учеников выпустила она из своих стен в большую жизнь [Приложение, рис.1].

Первые библиотеки появились в Бирюче в 1925 – 1930 годах. Они создавались по инициативе комсомольцев и размещались в избах селян. Работали в них люди на добровольных началах. На месте бывшей церкви открылся сельский клуб, молодежь организовала здесь художественную самодеятельность. Там же стали храниться и книги. После войны все это перенесли в кирпичное здание. В 1936 году в Бирюче были открыты медпункт, почтовое отделение. В 1969 году построен новый клуб.

В Бирюче было шесть улиц: Колхозная, Коминтерн, Народная, Свободы, Советская, Трудовая. Сейчас прежнее название сохранили только две улицы: Колхозная (72 дома) и Советская (115), есть еще Молодежная (10), Набережная (29), Московская (39) и Восточная (30 домов).

278 человек ушло из села на Великую Отечественную войну. Многие — целыми семьями: муж, брат, сын, отец. За 1418 дней войны на полях сражений погибло 87 наших односельчан. Пропали без вести 59 человек, и лишь у 28 солдат известно место захоронения. Могилы наших односельчан находятся не только в России, но и за ее пределами: на Украине, в Молдавии, Латвии, две могилы в Германии – местечко Шнейненбург и Берлин.

В 1953 – 1955 годах полным ходом шла радиофикация поселка. В 1956 году здесь появилось электричество, и бирюченцы одними из первых в районе перешли на освещение лампами накаливания. Это был большой прогресс.

1974 год. Произошло отделение местного сельхозпредприятия от Тишанки, и образовался колхоз «Колос». Много добрых слов односельчане до сих пор говорят в адрес трагически погибшего председателя хозяйства Павла Ивановича Снопова.

В мае 1985 года, к 40-летию Победы, в селе был поставлен памятник воинам-односельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны. За семь лет его председательствования в Бирюче заасфальтированы 13 километров дороги, построены ЗАВ и автовесы на 30 тонн, помещение торгового центра, где находятся два магазина, колхозная столовая, общежитие, КБО.

В 1984 году была открыта новая средняя школа на 192 места, которую возвели в рекордно, короткий срок - за 10 месяцев. В 2019 году школа была реорганизована, а в 2025 году ликвидирована.

Сегодня на этой земле наряду с колхозом хозяйствуют несколько крупных КФХ. Фермерское хозяйство «Исток», которым руководит Николай Петрович Фролов, обрабатывает 426 гектаров земли, «Родник» — 171 га (Александр Николаевич Скребнев), «Радуга» — 52 га (Николай Сергеевич Курындин). В Бирюче в разное время ударно трудились и отмечены высокими государственными наградами заслуженный механизатор Александр Федорович Свиридов, его коллеги Василий Михайлович Ильинский — орденом Трудовой Славы III степени, а Галина Петровна Шальнева - медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», свекловичница Зинаида Ивановна Силина награждена такой же медалью и «За трудовую доблесть». Председателю колхоза «Колос» Владимиру Ильичу Зубкову вручена Грамота Министерства сельского хозяйства.

Глава 2.  Во имя Святителя и Чудотворца Николая

К Троицкой церкви села Верхотишанки был приписан молитвенный дом Бирюченского поселка. Для этих целей местные крестьяне купили в селе Никольское деревянное здание с иконостасом в нем. По благословению Преосвященного Серафима местный благочинный священник Георгий Соколов 3 октября 1866 года освятил его во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Коломенскими купцами – братьями Иваном и Михаилом Ивановичем Шквариными – были пожертвованы и присланы к освещению храма священные сосуды, ковчег, напрестольное Евангелие, плащаница и другие алтарные принадлежности. За счет добровольных пожертвований прихожан и благотворителей в 1872 году были приобретены колокола, а молитвенный дом обнесен каменной оградой. Каждое воскресенье и по великим праздникам верхотишанское духовенство на нанимаемых бирюченским обществом подводах ездило туда для богослужения.

С 1886 года в Бирюченском поселке был уже священник и псаломщик, которые получали жалование от прихожан и жили в построенных для них деревянных домах (один из них сохранился до сих пор).

Церковь же здесь построили в 1891 году тщанием губернского регистратора Петра Васильевича Медведева. Прихожане помогали дармовыми подводами и черными работами. На каменном фундаменте возвели крытое железом деревянное здание без колокольни. Престол освятили во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца. Усадебные земли церкви вместе с погостом составляли 2 десятины. Всю пахотную землю, 34 десятины, обрабатывали сами члены причта.

С 18 ноября 1893 года при церкви состоял церковный староста Никита Афанасьевич Фуфаев. Сын крестьянина, имущества не имел, в школе не обучался, от общества получал жалованье – 15 рублей, был женат. Он отвечал за сохранность церковных денег. 16 октября 1908 года его наградили серебряной медалью.

Еще в марте 1887 года в поселке была открыта церковно-приходская школа. Содержалась она на средства бирюченского общества и церкви. Первым учителем в ней был Александр Федорович Ефремов, диакон Николаевской церкви, преподавал он и пение. Его старшая дочь, Мария Александровна Ефремова, окончив Воронежское епархиальное женское училище, работала здесь учительницей.

С 1911 года законоучителем для 46 учеников и заведующим в школе был местный священник Михаил Иванович Миноранский. Под его председательством в приходе, с разрешения епархиального начальства, было открыто общество трезвости.

Одним из главных для нашего села церковных праздников – престольный праздник, который отмечают 19 декабря, День Святителя Николая Чудотворца. Престольный праздник – это память святого или того события, которому посвящен сам храм.

Икона Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай Мирликийский (ок. 270 г. – ок. 345 г.) почитается всеми христианскими конфессиями. В народе его называют Николай Чудотворец и Никола Угодник; именно он за свои деяния стал прототипом сказочного Санта-Клауса, а икона Святого Николая Угодника непременно есть в каждом православном храме. На Руси он стал самым народным и самым почитаемым святым, недаром икона святителя Николая Чудотворца [Приложение, рис.2] занимает второе место в храмах по количеству после Богоматери.

На Руси он стал «своим» святым – Николой Угодником, которому молились об урожае, о защите от всяческих напастей – засухи, мора, чумы, неправедного навета, об исцелении от хворей и др. Считалось, что все, что просят у иконы Николая Чудотворца, будет даровано при искренней вере в молитву. В этом и заключается значение иконы Николая Чудотворца – народного заступника и защитника. Она есть и в каждой маленькой сельской церкви, и в самых больших храмах, и везде молитва перед иконой святого Николая возносится не менее часто, чем перед ликами Иисуса и Девы Марии.

Глава 3. «Разрушение церкви» и легенды села

 В 1918 году был опубликован Декрет Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он говорил о принципе невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства Церкви в управление государством. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относиться как негативной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.

В  начале 30-х годов XX века власти неоднократно присылали приказ - колокола снять и сдать в утиль государству. В селе не находился доброволец на такое святотатство.

Грянул 1932 год, началась коллективизация, а в ней и раскулачивание. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать свое значение. А вскоре была набрана бригада из христопродавцев и назначили день снятия колоколов. В назначенный день собралась большая толпа сельчан, но помешать им не смогли. Старожилы рассказывали, что все мужики, которые снимали колокола с церкви, умерли в один год (было это совпадением или еще чем-то, никому не известно). Иконы рубили и сжигали, некоторые унесли и спрятали дома прихожане.

Собирая материалы по истории Церкви нашего села, мне очень хотелось найти фотографию Николаевской церкви, но ни у кого из сельчан такой фотографии не оказалось.

В 1936 году Николаевский храм был закрыт, его здание разобрано и использовано для строительства семилетней школы, которая проработала свыше 40 лет. На месте бывшей церкви открылся сельский клуб, молодежь организовала здесь художественную самодеятельность.

Легенда о сгоревшей улице (ныне часть улицы Советской)

Первые переселенцы построили свои жилища на бугре (ныне улица Московская). Стали приезжать новые семьи. Построили церковь. Но целая улица сгорела, т.к. расположена была окнами к пруду, а не к церкви. Загорелся один дом, а за ним и другие, ведь дома были покрыты соломой, и быстро все сгорело. Пришлось восстанавливать свои жилища, и строить дома окнами к  церкви. Кто поджог или это была случайность, никто из старожилов ответить не может. Были те, кто говорил, что поджег батюшка, чтоб избы повернули окнами к церкви. (Из рассказа Феногенова Анатолия Семеновича)

Легенда о большом море

Жил в нашем селе Никита Афанасьевич Фуфаев. Сын крестьянина, был церковным старостой и известным лекарем, к которому ехали за помощью со всей округи. Был такой случай: на село напал большой мор, люди погибали целыми семьями. Тогда лекарь пообещал остановить эпидемию.  Взял  икону и с молитвами обошел вокруг Николаевской церкви и пообещал: умрут только два человека. Так и вышло.  (Из рассказа Селивановой Варвары Борисовны)

Глава 4. Возрождение духовной защиты селян

Ни хлебом единым мы сыты,

Но если в душе пустота,

То будем мы также забыты –

Не будет над нами креста!

Б. Ковтун

В 2014 году на въезде в село установили поклонный крест. Он был изготовлен из металла на средства жителей села. Такое событие стало возможным благодаря деятельному участию настоятеля Троицкого храма села Тишанка  отца Ильи, учителя Бирюченской ООШ  Татьяны Антоновны Толкачевой, главы поселения Юрия Николаевича Голова, Николая Сергеевича Курындина, Александра Юрьевича Добрынина, Николая Комарова, Александра Долгова, Александра Селиванова и всех жителей села [Приложение, рис. 6].

Хорошо помогали в производимых работах школьники Бирюченской ООШ. Несмотря на неприветливую осеннюю погоду и моросящий дождь, дети старательно носили щебень, используемый для постамента. Этот день ребята запомнили на всю жизнь. Они будут гордиться своей причастностью к великому событию [Приложение, рис.5].

После завершения работ отец Илья провел молебен и освятил духовный знак.

- Пойдете мимо креста, остановитесь, вознесите благодарственную молитву Богу, в нашей ежедневной суете подумайте о вечном, - обратился он к жителям села.

Более 80 лет в селе не было храма. Холодно, неуютно людям в селе, где нет храма. Но не удалось вытравить веру из людских сердец, стереть память.

Решили жители на общем собрании подумать о духовной защите, обратились ко всем неравнодушным людям за помощью. С Божьей помощью началось строительство нового храма, место ему определили в центре села, перед торговым центром. Собирали всем миром, но этих денег не хватало на то, чтобы что-то начать строить, только на оформление документации, но здесь выручили спонсоры, которые помогают восстановить Троицкий храм в селе Верхняя Тишанка.

Работы начались в июне 2020 года, а в понедельник, 14 сентября, настоятель Троицкого храма села Верхняя Тишанка иерей Димитрий Сизинцев и благочинный Новохоперского церковного округа иерей Андрей Похващев освятили купол нового храма в Бирюче [Приложение, рис.4].

Одним из главных для нашего села церковных праздников – престольный праздник, который отмечают 19 декабря, День Святителя Николая Чудотворца. Престольный праздник – это память святого или того события, которому посвящен сам храм. Именно в этот праздник, прошло первое богослужение в новом храме, появившемуся в нашем селе в 2020 году.

Стараниями настоятеля Троицкого храма села Верхняя Тишанка иерея Димитрия, бывшего учителя школы Толкачевой Татьяны Антоновны, бывшего руководителя подразделения Верхнетишанской администрации Голова Юрия Николаевича, жителей села, спонсоров в селе появился храм [Приложение, рис.3].

Заключение

Проведенное мною исследование показало, что храмы имеют большое значение в духовной жизни жителей нашего села. Люди не могут жить без храма, без веры в Бога. Ведь, как оказалось, сколько бы ни запрещали, сколько бы ни наказывали за веру,  люди не предали её и сохранили в своих сердцах. Именно поэтому сейчас, спустя, столько лет после разрушения храмов, начали восстанавливать и  строить заново храмы. Хоть я ещё маленькая, но мне тоже хочется как-то участвовать в этом великом деле.

Изучая различную литературу, общаясь со старожилами, я почерпнула много нового и поучительного. Сейчас я смотрю на все уже совсем по-другому. И хочется надеяться, что именно наше поколение сделает всё, чтобы храмы опять стали перекликаться звоном колоколов, засияли золотыми куполами, и мы услышали благодатную молитву.

В ходе исследования я  пришла к следующим выводам: 

1.В жизни моих односельчан церковь имела большое значение: она заботилась о духовном воспитании, религиозные обряды объединяли народ.

 Но в истории нашей страны есть трагические страницы, когда государство пыталось оторвать человека от церкви.   Исторические события, и политика государства повлияли как на рождение, так и на разрушение храма.

2. История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. История убедительно свидетельствует - церкви на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия села, родного края. Без прошлого нет будущего. Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.

Список используемой литературы и источников.

  1.  Газета «Заря» Таловского муниципального района.
  2. Материалы школьного музея «Родная глубинка».
  3. Православный портал https://omolitvah.ru/ikony/ikona-nikolaya-chudotvortsa
  4. Статья «Потерянное» поколение: как привлечь молодежь к Церкви и осмысленной молитве (https://spzh.news/ru/zashhita-very/43761-poteryannoe-pokolenie-kak-privlech-molodezh-k-tserkvi-i-osmyslennoy-molitve)
  5. Степынин В.А. «Хроника революционных событий в деревне Воронежской губернии».

                                                                                                                  Приложение      

Анализ социологического опроса

Опрошенные - 20 учащихся (опрос был проведен в 2023 году).

При проведении опроса выяснилось, что около 75%  опрошенных учеников не знают историю церкви.

Вопрос

Да

Нет

Не знаю

1

Знаете ли вы, что в нашем селе была церковь?

5

15

2

Хотели бы вы больше узнать информации о церкви?

18

2

3

Как вы считаете, когда люди ходят в церковь, они становятся более добрыми и воспитанными?

16

1

3

4

Оказывает ли храм какое - либо действие (нравственное, духовное, воспитательное) на прихожан?  

18

2

5

Хотелось бы вам и вашим близким, чтобы была возрождена церковь в нашем селе?

18

2

 Так же выяснилось, что 90% опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать историю о церкви. В результате был выявлен интерес, со стороны учеников, к теме моей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость.

По результатам  третьего вопроса мною установлено, что 80% учеников считают, что когда люди посещают церковь, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит, церковь воспитывает хороших и достойных людей.

На вопрос о нравственном, духовном, воспитательном влиянии церкви на жителей 90% опрошенных уверены в этом влиянии, 10% не знают. Большинство отметило большую  роль церкви для жителей нашего села. Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт значимость и важность Церкви в истории нашего села, и значит, государства. Возможно, если большее количество людей будет посещать церковь, то жители села станут более нравственными и духовными.

Учащиеся, обсудив с родителями 5 вопрос, пришли к выводу: что к возрождению церкви относятся 90% положительно.

 

Рис.1 Здание старой школы

Рис. 2 Икона Николай Чудотворец

Рис. 3 Здание нового храма в центре села Бирюч

              

Рис. 4 Установка купола на храм

Рис. 5 Школьники помогают в установке креста

   

Рис. 6 Установка Поклонного креста в с. Бирюч

Рис. 7

 Первая служба у Поклонного креста (летний праздник в честь Николая Угодника)

Рис. 8 о. Илья на празднике 1 сентября 2013 года

Рис. 9 Встреча с настоятелем Троицкого храма о. Владиславом, 2016 г.

Рис. 10 Встреча с настоятелем Троицкого храма о. Владиславом, 2017 г.

Рис. 11 Встреча с настоятелем Троицкого храма о. Владиславом, 2017 г.

Рис. 12 Встреча с настоятелем Троицкого храма о. Димитрием, 2018 г.

Подарки на Рождество


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секция «Мой родной край в современности» Районная краеведческая конференция обучающихся Возрождение храмов: наяву и в душе Автор: ученица 10 класса Кузнецова Ксения Руководитель: Рындина Инна Владимировна МКОУ Верхнетишанская СОШ им. В.А. Фуфаева Таловского муниципального района Воронежской области с. Бирюч, 2025 г.

Слайд 2

Цель – получение исторических сведений о прошлом и настоящем храма села Бирюч Таловского муниципального района Воронежской области, определение её роли в жизни людей. Задачи: найти сведения о возникновении села Бирюч и строительстве православного храма в селе; изучить историю храма: разрушение и строительство нового храма; проанализировать отношение населения к церкви; изучить материалы, публикации, рассказывающие об истории церкви.

Слайд 3

Фамилия, имя: Поселок Бирюченский Дата рождения: 1851 год Место рождения: Воронежская губерния, Бобровский уезд, Верхотишанская волость Социальное происхождение: крестьянское

Слайд 4

Икона Николай Чудотворец

Слайд 5

Фото из Интернета

Слайд 16

Использована презентация Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/ Автор современных фото - Рындина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

Классный час "Семья - Храм человеческой души"

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании   т...

Презентация научно-исследовательской работы по биологии "Глаза -зеркало души"

Данную презентацию можно использовать для НОУ и реферата по биологии....

Исследовательский проект «Храмы земли Сергачской"

Исследовательский проект по историко-краеведческому направлению в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся...

Исследовательский проект "Афганистан болит в моей душе"

СССР ввёл военный контингент в Афганистан 25 декабря 1979 года. СССР мотивировал свои действия тем, что советский воинский контингент был введён по просьбе правительства Афганистана и согласно Договор...

Тема исследовательской работы: Храм Сретения Господня п. Вятский Посад

Изучение истории создания храма Сретения Господня в поселке Вятский Посад – главной жемчужины духовной жизни Орловской земли....