Конспект урока в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

конспект урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_5_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии в 5 классе

Цель: познакомить учащихся с материком Австралия, с особенностями природы.

Задачи:

Обучающие: рассмотреть  особенности географического положения, природы материка.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации .

Воспитательные: показать уникальность природы  материка.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать любовь и интерес к окружающему миру.

Метапредметные: развивать внимание, речь и мышление путём беседы, ответов на вопросы, выполнения практических заданий, дидактических игр; обогащать словарный запас; расширять кругозор, совершенствовать коммуникативные компетенции.

Предметные: дать общее представление о материке Австралия, особенностях его природы.

Учебно-методический комплекс:  

Тип урока: усвоение новых знаний, урок- открытие.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, развивающего обучения.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские

Оборудование: физическая карта мира, атлас, контурная карта, учебник, раздаточный материал, цветные карандаши презентация, видеофрагмент

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни. Понимание специфических  черт природы  . Осознание причин уникальности природы  материка

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

     

Прозвенел для всех звонок

Начинается урок

Посмотрите на тетрадки

На учебник – все в порядке? Я рада вас приветствовать на уроке географии. Сегодня на уроке мы продолжим свое путешествие по планете Земля.

Сегодня мы путешествуем на воздушном шаре. Сейчас я вас попрошу выбрать воздушный шар по цвету, но не какой вам нравится, а какой цвет соответствует вашему настроению на данный момент.

Настроение на начало урока!!!

Эпиграф:

Пойдем искать по белу свету

То место, где пока нас нет,

Покрутим ножками планету,

Которой много-много лет.

Перелетим над океаном

Туда, где пальмы и тепло.

Да мало ль мест на этом свете,

Где мы мечтали побывать!

Мир слишком сер без путешествий.

Начнём дороги открывать.

Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по планете Земля.

Отправляясь в путешествие ( а путешествие у нас необычное)что надо взять с собой в дорогу?(багаж  знаний)   Что  прежде всего нам потребуется ? Карта. На ней мы определим  свой маршрут. А теперь давайте вспомним материки  на которых мы побывали.

Здесь горы -  великаны –

Гималаи и Кавказ

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара,

Дон, Волга,Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас …

(показ на карте)

Это два материка

Где нам все легко пока.

Реки здесь большие,Помнить это нужно:

Миссисипи,Амазонка

Протекают дружно.

Тянутся высокие горы – Кордильеры,

Ана юге – Анды.

Где же мы, ребята?          

Раскалена от жара .

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны -  

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ….

Диалог с учителем.

 Отвечают на вопросы

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
 Постановка учебной цели.



Поиск информации.

Физкульт-ка

Чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся, я вам хочу загадать загадку:

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живёт немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.

Вот ехидна, утконос —

Только здесь встречаются,

Попугаи, лирохвост

На ветвях качаются.

Куда мы сегодня совершим путешествие? В Австралию.

- Итак, как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Слайд

Правильно. Записываем тему урока.

Путешествие по Австралии.

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2)     Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?                                                                                                      

Цель:  рассмотреть географическое положение материка, познакомиться с природой.  (Нам предстоит ответить)

Во время путешествия мы ответим на главный вопрос

Каковы же особенности природы  материка   Австралии ?

Давайте определим маршрут нашего путешествия.  Что  прежде всего нам потребуется ? Карта. На ней мы определим  направление маршрута. Вспомним, как мы обозначали направления путешествий? Стрелками

Мы живем на каком материке? Евразия  (европейской части)   Как достичь Австралии?

  В каком направлении  мы будем путешествовать на воздушном шаре?   (на ю-в) .

Предлагают маршрут (Евразия – Индийский океан или  Тихий океан )  

-  И так своё путешествие по Австралии мы начнём? С чего? Нам нужно определить адрес материка. Вместе определяют в группе, каждый по пункту)

Верно с географического положения материка.

 План  на карточке (в тетрадь запись после определения)

Географическое положение материка (его адрес).

1. Как расположена Австралия, относительно экватора? Нулевого меридиана?

2. Какие океаны  омывают берега Австралии?

3. Есть ли у берегов Австралии острова?

 Австралия находится в южном и восточном полушариях.

Материк омывают Тихий и Индийский океаны.

Крупные острова: Тасмания, Новая Зеландия

На к.к. подписывают  - Австралия. Океаны.

Адрес материка  нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.

Что вы знаете о природе материка? Каких животных7

               

(  Особенности рельефа материка 

 Особенности климата  

 Внутренние воды Африки

 Особенности растительного и животного мира )

Продолжаем  путешествие по материку. Посмотрите на физическую карту Австалии. Какие природные объекты вы видите? Большая пустыняВиктория и…

Рассказ учителя: Слайд

Около половины материка занимают пустыни. О величине пустынь говорят даже их названия: Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория.

На востоке материка, вдоль побережья, протянулись древние, сильно разрушенные невысокие горы – Большой Водораздельный хребет.

Африка – самый ……..

Ю.Америка – самый …..

Австралия – самый сухой материк на большей. Около половины площади материка занимают пустыни и полупустыни.

Слайд

Климат ?Австралии преимущественно жаркий, но сухой. Летом на западе и в центре материка воздух прогревается до +25…+30°С и выше.

 

Найдите в тесте учебника  стр.107 п.5  Характерные особенности рек и озер Австралии.   Много ли в Австралии рек и озер? Какая  самая крупная река?

 Самое крупное озеро.

Рек и озёр в Австралии мало.

Многие из них пересыхают или заполняются водой только в короткий период дождей. Крупнейшая река Австралии -  Муррей. Слайд

 Самое большое  озеро  Австралии – Эйр-Норт.

Слайд  Находим на карте, показываем.

   

   Физкультмин. (привал)

Горы бывают высокие (руки вверх), равнины широкие( руки в стороны).

Мы идем долго (шагаем).

 Вершины гор высоко (смотрим вверх). Видно с них далеко (вертим головой).

- Чтобы познакомиться с природой Австралии давайте посмотрим фильм «Особенности природы Австралии».

Вопросы:

  1. О какой растительности Австралии вы узнали? (Эвкалипт, казуарин)

Что вы узнали о животном мире Австралии? (собака Динго, Утконос, Ехидна, сумчатые белки, кенгуру, коала, сумчатый дьявол)


Целеполагание.

Отвечают на вопросы

Работают с физической картой полушарий

и учебником.

Ученик у доски даёт характеристику ГП.

Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря.

Работают с картой атласа.

Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) 

Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах.

Задают дополнительные вопросы.

Выполняют упражнения

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4этап Закрепление

Обозначение на к. карте  океанов, омывающих берега Австралии,  крупных островов.

Океаны: Индийский, Тихий

Моря: Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафу

Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея

Пустыни: Большая песчаная

пустыня, Большая пустыня.

Итак,

Каковы  же  особенности природы материка Австралии?

Так какой он самый?.. Самый?.. Самый?..

Вывод: Австралия

1. Самый маленький по площади. Полностью расположен в Южном полушарии.

2.  Самый  сухой – большая часть – пустыни.

3. Самый удалённый

5. Самый удивительный органический мир. Обитают такие животные и растения, которых нет на других континентах.

6. Здесь нет действующих вулканов.

     

Выполняют задание на конт.карте.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

5.Итог урока

Мы совершили путешествие на материк Австралию. Поговорили о природе.

6.Домашнее задание

Стр.107  п.5

7.Рефлексия

Какой мы материк изучили?  

Что вы расскажите родителям о Австралии?

Что для вас было интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...