Урок в музее:Народные промыслы, рукоделие жителей села Пурдошки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Кусткова Валентина Александровна

Урок в музее- интегрированный- геграфия- краеведение-технология.  Подробно отражает прошлое и настоящее села Пурдошки. Это урок - проект, нацеливающий детей на кропотливую работу, направленную на изучение  истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пурдошанская средняя общеобразовательная школа»

Урок в музее

«Народные промыслы, ремесло и рукоделье жителей села Пурдошки»,

Проведенный в  5-7 классах

Учитель: Кусткова В.А.

2018г.


Цели занятия

Образовательная цель: Расширение и углубление знания учащихся об истории родного села, научить приёмам работы над проектом; учить презентовать проект.

Развивающая цель: развивать умение планировать свою работу; развивать коммуникативные навыки, умение работать с различными источниками информации, перерабатывать информацию

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к прошлому и настоящему малой Родины,  формирование нравственных качеств личности.

Цель проекта:

 • познакомить учащихся с новым видом работы — проектом;                                                                •учить добывать и систематизировать полученную информацию, презентовать её;                                   • расширять знания детей о своей малой родине;                                                                                               • воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России; формированию чувства сопереживания за общее дело.

Задачи :

• изучить народные промыслы родного края

• выяснить особенности развития истории родного края

 • узнать об умельцах  малой родины

• научиться сотрудничать с одноклассниками.

Планируемые образовательные результаты:

Научится: поиску, обработке информации из различных источников, приёмам исследовательской работы, работы над проектом. Получать возможность научиться: презентовать проект

Оснащение:  музейные экспонаты, рассказывающие о прошлом родного края, компьютер, мультимедиа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас замечательный день,  поприветствуем  друг друга, мысленно пожелаем друг другу успеха. Мы с вами  сегодня проведем не совсем обычное занятие по краеведению, истории и технологии в школьном музее. Наш музей молодой.  Открыт он был в 2004 году,  в нем находятся экспонаты, рассказывающие об истории нашего села, о прославленных земляках, об участниках Вов, Афганской и Чеченской войнах.  Музей разделен на зоны, и каждая зона- это отдельная страница истории нашей малой Родины . К нашему  уроку в музее организована выставка предметов рукоделия жителей села Пурдошки. И тема нашего урока: Промыслы, ремесло и рукоделие села Пурдошки: прошлое и настоящее.

Вам было дано опережающее домашнее задание . Сейчас заслушаем: Итак

Ученик1Пурдошки – это  большое село, расположенное по обе стороны реки Мокша.  Население  в далеком занималось земледелием, скотоводством, бортничеством и ремеслами, из которых особенно развито было гончарное производство. Этому способствовали залежи глины в окрестностях села. Пурдошанские горшечники обеспечивали гончарными изделиями (горшки, жаровни, чашки, трубы, детские игрушки, пряслины, кувшины) Темниковский и Краснослободский уезды.

О пурдошанском гончарном и игрушечном промысле свидетельствует краевед Н.В.Прозин в книге "Город Краснослободск и Краснослободский уезд в 1867 году": ...село Пурдошки, исключая хлебопашества, как самого важного занятия обывателей всех сельских поселений России, промышляет глиняными изделиями. Здесь обжигают из глины горшки всяких форм и размеров, выделываются кувшины и вся домашняя посуда. Во время майской ярмарки в Краснослободске, называемой "ярило", из Пурдошек привозится много глиняных игрушек...

Позже, в 19 веке, местную глину вывозили в поселок Ивановка на фаянсовую фабрику Н. И. Янгалычева. 

Учитель: Ребята! Давайте внимательно посмотрим на разнообразие глиняной посуды, разложенной перед Вами (демонстрация экспонатов выставки) Разные горшки предназначались для определенных жидких и сыпучих продуктов. Гончарных мастеров на селе было много. Занимались своим ремеслом они прямо в доме, для этого имели гончарный круг, который приводили в движение с помощью рук или ног (показ слайдов 2,3) А затем обжигали в специально приспособленных для  этого  ямах, они были расположены в разных частях села, об этом говорят многочисленные черепки. А сейчас заслушаем , как обжигали горшки

Ученик2 Срок сушки изделия зависил от размера того изделия, которое создавалась  мастером. Но обычно он составляло около 7 дней. Не стоит пытаться сократить количество дней за счет солнца или нагревательных приборов. Сушили  глину следует в сухом темном помещении при комнатной температуре. Это обеспечивало  ее равномерную просушку. В противном случае на материале могут появиться некрасивые трещины. После обжига они превратятся в сербезные деффекты. После того, как срок сушки истекал, требовалось  внимательно осмотреть изделие и убедиться, что на нем нет никаких трещин и прочих аналогичных изменений поверхности. Некоторые мастера пытались  замаскировать появившиеся дефекты при помощи жидкой глины, но вот в процессе обжига такая глиняная фигура часто теряет свою форму и восстановление ее становится невозможным. К такому же результату приводила  и некачественная лепка, когда к глине примешиваются пузыри воздуха. При обжиге температура сильно повышается, и воздух начинает искать выход. В результате горшок или любой другой предмет может просто разорваться. Поэтому скреплять все частички глины стоило таким образом, чтобы полностью исключить возможность образования воздушных капсул между ними. В последнюю очередь перед обжигом изделие шлифовалось . Это позволяло удалить с его поверхности ямки, выступы, следы рук и прочие несовершенства. Очень доступным вариантом являлся обжиг глины при помощи костра. Правда, подходил  он исключительно для обработки миниатюрных предметов. Важно было помнить, что глину нельзя просто поместить на костер и оставить там для обжига. Предварительно ее требовалось спрятать в емкость из жести. Например, можно взять самую обычную консервную банку. В таком случае срок обжига потребуется увеличить приблизительно до 8-9 часов. Главное, чтобы все это время костер не потухал и в нем поддерживалась высокая температура. Процесс лощения керамики заключался  в том, что всю поверхность керамического изделия натирают до зеркального блеска каким-либо гладким предметом - камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т.п. Сейчас гончары применяют более удобные металлические палочки различной формы - лощилки. Зачем надо лощить керамику? При лощении верхний слой глины становится плотным. Лощеный сосуд становится менее влагопроницаемым.  Лощеная глина не пропускает воду - это и было основной целью лощения. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным.

Учитель: вместе с посудой много лепилось различных игрушек, свистулек и прочих детских забав (демонстрация экспонатов)(слайд4)

В Пурдошках помимо глины находятся огромные месторождения известкового камня, на северо- востоке, относительно села. В прошлом его добыча велась очень активно. добывали шахтным способом. Между слоями известняка иногда встречался болотный железняк, его доставали и везли в Ташино для продажи на завод Баташова. Камень использовался в строительстве амбаров, коих много сохранилось до наших дней (слайд7,8) ,подвалов, погребов. А еще из него выжигали известь, она очень быстро раскупалась крестьянами всей округи.

Еще на селе было развито плетение из ивовых прутьев различных корзин, разной величины (демонстрация экспонатов), причем это ремесло не забыто до наших дней. Этим видом работы занимается  Волгунов Александр Иванович.  Плетение лаптей и различных аксессуаров для дома  (демонстрация экспонатов).(слайд9,10)

А теперь дети, давайте перейдем к предметам женского труда. Обратите внимание на убранство  кровати. (показ слайдов 11,12 и экспонатов)

Ученик3 Подзор — это декоративная оборка, обрамляющая нижний край кровати. В прежние времена подзоры были очень распространены, и на то имелись причины. Раньше кровати старались делать максимально высокими, потому что чем выше от пола — тем теплее. Соответственно, под кроватью оставалось свободное место, которое можно было задействовать с пользой. Обычно под кроватью хранили сундуки, коробы, ящики и т.д. Выглядело это, конечно, не очень эстетично. Поэтому «подкроватную» область закрывали декоративной шторкой, то есть подзором.

Ученик4 Наши бабушки и прабабушки не выбрасывали лоскутков, оставшихся от пошива одежды, они использовали их в увлекательном рукоделии. Изделия из лоскутов приносило красоту в скромный быт простых людей, украшало, согревало в холодные зимние вечера. Не зря сказочное покрывало частенько упоминается в народных сказках! Без преувеличения можно сказать, что лоскутное одеяло помогло простым русским людям выжить в лихие годы революции, согревало их в войну, напоминая о счастливой мирной жизни. Но после войны о лоскутном шитье   забыли. Только в 70-х годах прошлого столетия, когда в моду вновь пришел фольклорный стиль, к шитью проснулся интерес.

Учитель: И конечно завершали красоту—наволочки- праздничные, с кружевами или с вышивкой, а иногда  все было в комбинации.(демонстрация экспонатов)

Вышивка, ребята, тоже имеет свои тонкости. Давайте, ребята, посмотрим на разную технику вышивки и заслушаем немного о технологии вышивания.

Ученик5 Счетный крест — лидер жанра

Наверное, самый простой и популярный вид декоративной вышивки. Освоить его можно буквально за вечер. Если техника придется по душе, уже через день-два у вас появится небольшой рисунок, выполненный цветными нитками. Одно главное правило — все крестики должны быть выполнены в одном направлении Этот вид вышивки появился вместе с ткачеством. Домотканая материя была грубая и одноцветная, на нее так и просились яркие узоры: птицы, цветы, орнаменты.(демонстрация экспонатов) Для вышивки крестом всегда берет за основу схему — разбитый на мелкие клеточки рисунок. Его можно купить, а можно сделать самим (с помощью специальных компьютерных программ) из любой понравившейся картинки или фотографии. Работа выполняется на особой равномерной ткани (канве) или на вставках из нее. Канва бывает разных цветов и размеров клеточек-основ, выбор огромный. Обычно вышитый крестиком сюжет пришивается к основному полотну, если ему уготована судьба не картины, а практического предмета.

Самая эффектная техника вышивки, с давней богатой историей. Требует большого терпения и тренировки, но результат получается просто необыкновенный. Огромный плюс вышивки гладью — возможность украсить изящным узором любой текстильный предмет, материал практически не ограничивает рукодельницу.

Для глади схема не нужна тоже, но необходим контурный рисунок. Именно части этого рисунка и заполняет вышивальщица цветными нитками. Делать это нужно аккуратно и с соблюдением живописных принципов смешивания цветов и их плавных переходов, цвета-тени. В глади используется несколько типов швов, вышивальшица должна знать все и умело использовать их.

Ришелье, но не кардинал

Одна из разновидностей глади, почти всегда — одноцветной. Рисунок наносится на ткань и каждый его элемент обшивается ровными одинаковыми стежками, как при вышивке гладью. Ришелье предполагает прорезывание и прокалывание ткани с последующей аккуратной обработкой краев. Готовое изделие подобно кружеву, очень ажурное и выгляди необыкновенно нарядно.

Вышивка ришелье — довольно трудоемкий процесс, но небольшой орнамент кому-то, возможно, доводилось делать даже на уроках труда в школе. Это вполне по силам рукодельнице без опыта, не требует какой-то особенной ткани или ниток. Подойдет любая хлопковая или льняная материя и в тон к ней нитки.
Для ришелье используют специальные схемы, рисунки, которые нужно переводить на ткань. Его можно нарисовать и от руки, главное — сделать  линии ровными и правильно распределить участки-«дырочки».

Характерная особенность ковровой вышивки – выполнение стежков по изнаночной стороне, что помогает формировать изделия с мягким ворсом из-за образования петель нужной высоты на лицевой стороне, допустим, для создания подушки ковровой техникой. Опытные мастерицы предпочитают использовать иглы разных размеров, чтобы они подходили, независимо от толщины нитей, к любой работе. Начинать вышивание ковровой техникой необходимо справа налево, двигаясь по вертикали, это позволит избегать вытягивания петель. Для вышивки всегда используют специальную рамку.(демонстрация экспонатов)

Учитель: Каждая девушка должна уметь не только вышивать, но и вязать (демонстрация экспонатов), ткать(показ ткацкого станка и готовой продукции)

Причем  делалось это в больших объемах, иногда на продажу, и, ребята, нужно отметить тот факт, сто занимались рукоделием при чаще лучине, так как керосин был не по карману, его очень экономили. Все работы, которые вы видите перед собой, имеют солидный возраст, посмотрите, как они прекрасны, это должно вызвать у вас уважение к своим предкам и восхищение их трудолюбием. Очень обидно, что сейчас забыто гончарное ремесло, хотя в 2015 году мы с учениками пробовали слепить поделку  из глины, нам это удалось. Глина действительно очень пластична. Композицию мы назвали «Поющая Мордовия», она участвовала на выставке «Шумбрат Мордовия» и была удостоена внимания. Это явилось для нас наградой. Но на этом и все. Мастера вымерли, молодежь  не продолжила дело своих предков, и только оставшиеся работы напоминают нам о забытом ремесле. Обидно!

Со временем на селе появились новые виды мастерства – резьба по дереву.  Выделились и специалисты в этом деле. Леонтьев Федор Сильвестрович был мастером своего дела. Его резьба на домах , подобно кружевам, украшает окна и карнизы. (слайд14,15) Позже Ярочкин Александр Сергеевич и Глухов Олег Васильевич явились продолжателями его дела и вносят свой вклад во внешний облик села, делая его незабываемым. (слайд16-18)

Вот, ребята, вкратце, мы сообща попытались обрисовать занятия людей, проживающих в с. Пурдошки. Наш урок –это начало большого проекта о ремесле своих земляков. Население стареет, все меньше и меньше останется людей, которые могут рассказать нам о далеком прошлом, поделиться  предметами ремесла и рукоделия. Нам нельзя, мы просто не имеем права, сейчас бездействовать. Ребята, общайтесь со старшем поколением, запоминайте, записывайте их рассказы, фотографируйте их работы, чтобы не разорвалась нить, связывающая нас с прошлым. Вы обязаны  будете рассказывать  это своим детям, ибо мы не должны быть Иванами, не знающими своего родства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее "Народная вышивка"

Цели урока: 1.       Познакомить учащихся с марийской вышивкой.2.       Развитие коррекции внимания в ходе демонстрации одежды мари и ...

Статья на тему: "Формирование нравственных ценностей подростков посредством организации их деятельности в школьном временном передвижном музее "Народные промыслы"

Моё выступление на зональном проблемно - тематическом семинаре классных руководителей  - отчёт о работе с обучающимися и создании в школе временного передвижного музея "Народные промыслы Подмоско...

Первые жители села Солоновка Смоленского района Алтайского края

Сведения о заселении предгорной зоны староверами...

Презентация " Народные традиции жителей села Шугурово"

Исследовательская работа, прведённая на элективном курсе по родной литературе о прохождении праздника " Игриштя" в мордовском селе....

житель села Горшков Анатолий Иванович в память о своей матери передал нам стихотворение

помнить о родителях- святое дело, но  мы подчас в суете забываем об этом ,А наш герой  пронес через всю жизнь -благодарность матери...

Проект «Влияние продуктов сгорания автомобильных двигателей на состояние здоровья жителей села Пестрецы и уровень заболеваемости в Пестречинском районе (на примере экологической ситуации в селе Пестрецы)»

Исследование количества выбросов вредных веществ выхлопных газов автотранспорта на улицах пригородного Пестречинского района с разной интенсивностью движения автомобильного транспорта и  изучить ...