Конспект Путешествие по морям по океанам
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Кумаритова Татьяна Александровна

Круговорот воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_moryam_po_okeanam.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»

Методическая разработка урока географии

6 класс

«Путешествие по морям по океанам»

                                        Учитель географии

                                      Кумаритова Т.А.

                                         

                                            2013уч.год

              Тема:   Путешествие по морям по океанам                                                                        Цель урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме           «Мировой   океан».

Задачи:

 Создать педагогические условия, при  которых ученик сможет:

-   повторить и закрепить ранее усвоенные знания;

-   систематизировать и обобщить новые знания;

-   применить знания на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний

- Формировать  умения  и навыки  работы с атласом, контурной картой,  тестами.

- Проверить и оценить знания учащихся по данной теме.

- Воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

- Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи компонентов природы. Развивать интерес к предмету.                                                                        

Форма урока:  урок- путешествие.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карта полушарий, атласы,  штурвал,  УМК, презентация, сигнальные карточки,    песок,  камни,  фонарик, пробирки, ведёрки с водой,   прозрачное блюдо.

        

План урока                                                      Сетка времени

1.Оргмомент                                                      2-3 мин.

2. Просмотр видеофрагмента                           3-5 мин.

3. Повторение и систематизация знаний

     Ролевая игра                                                15-20 мин.

4. Цифровой диктант                                        6-8 мин.    

5. Подведение итогов                                        2-4 мин.

6. Домашнее задание                                        2-3 мин

Ход урока

1. Организационный момент. 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

  1. Работа с записью числа

Учитель записывает на доске, а дети в тетради

2. Просмотр видеофрагмента « Приключение капли воды».

Учитель: Итак, океан зовёт нас в увлекательное путешествие. Мы с вами отправляемся  в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве. Каждый из вас будет вести судовой журнал (тетрадь),  наносить маршрут на контурную карту. Желаю вам  успеха!

3. Повторение, обобщение, систематизация знаний.        Ролевая игра.

Учитель: - «Спросил на днях Иван-сосед у струйки, льющейся из крана: «Откуда ты?» - Вода в ответ «Из Мирового океана». Потом Иван гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. «Откуда ты?» - спросил росу -«Из Мирового океана».  На поле лёг туман седой. Сосед спросил и у тумана: «Откуда ты? Кто ты такой?»  - «И я, дружок, из океана»  «Ты, газировка, что шипишь?» И из бурлящего стакана донёсся шёпот: «Знай, Иван, и я пришла из океана».

Учитель: Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле. И в дождинке и в росинке нам откликнется всегда.  Океанская вода!

-  Докажите единство  Мирового океана  (по карте полушарий в атласе)  

(Учитель, по мере доказательства, выливает в прозрачное блюдо воду из ёмкостей – океанов). Учащиеся делают вывод- океан един!

Учитель:  А я, прошу вас атласы открыть,

                По карте полушарий будем плыть.

                     И сейчас моря я буду называть,

                     А вы готовьтесь продолжать.

Азбука Морзе. Расшифруйте предложение

Ответ:Полный вперед!

 Наше путешествие начинается из порта с координатами 60 с.ш. 31 в.д. (презентация, слайд №3)

Определите, какой это порт?  

Дети: «Санкт- Петербург» (слайд №4, презентация)

Учитель: Итак, дорогие друзья, в путь! Семь футов под килем! (крутим штурвал) Через Финский залив, переплываем Балтийское море, и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический океан. Что вы знаете об этом океане?  

Дети: Он занимает второе место по площади. Вытянут с севера на юг. Самый молодой из всех океанов.

Учитель: Вот и первая наша стоянка. В каком море мы находимся? (учащиеся  прокладывают маршрут по контурной карте до Средиземного моря)                                

Плывём дальше. Через Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив попадаем в Индийский океан. (названия объектов учащиеся называют сами).  Подводные рифы встали на пути, и чтобы преодолеть  этот участок  определите среднюю и максимальную  глубину Индийского океана. (работа с шкалой высот и глубин).        

Учитель: Решите задачу: Какова глубина океана, если звук, посланный с корабля, возвратится в виде эха за 8  сек?

Дети: 6 тыс. м

Каков же рельеф дна Мирового Океана? (практикум, УМК-6 класс, гидросфера, практикум)  При правильном выполнении кораблик поплывёт.

А теперь посмотрим в бинокли.

Гимнастика для снятия утомления глаз 

Учитель:

                 Моря есть разные на свете,

                  Я хочу спросить о цвете.

                  Покажите без труда,

                  Каким цветом бывают моря.

Работа с цветными карточками. (Дети показывают и называют названия морей с помощью цветных карточек: Красное море, Жёлтое море, Чёрное море, Белое море).

Следующая стоянка уже в Тихом океане - Филиппинские острова. (прокладываем маршрут до Филлипинских островов на контурной карте)

- Нигде не видно  покоя. Всё в движении. Всё колышется. В чём же причина?

УМК-6 класс, гидросфера, движения воды в океане ( волны, цунами, приливы и отливы (видео), течения)

 Учитель: Наш корабль приближается к Гавайским островам. Стоп машина. (штурвал, колокол) Здесь мы поговорим о свойствах воды.  

                                                 Сказка.

Было это давно. Так давно. Что уже никто не помнит. Создал Бог океан. (ангелы наливают воду в аквариум)  И была вода в океане вкусная, холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду. (черти черпают воду из  аквариума). Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35 промилле соли»  Ангелы посолили воду. (бросают соль и мешают  ложкой) Стала вода горько- солёная. Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках больше, на полюсах меньше. А зависит это от разных факторов. Чтобы в океане не погибло всё живое, растворили ангелы в воде азот, кислород, углекислый газ.   Вот пришли черти за водой, зачерпнули её, и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить. Бросили в воду камни, песок, обломки и замутили воду так, что луч света не проникал (светят фонариком). Утром увидели ангелы, забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода снова стала прозрачная. Издал Бог указ: «Пусть плотность воды океана с повышением солёности увеличивается, поскольку растёт содержание вещества в каждом литре»

Учитель: Но всё же. Отчего зависит солёность? В чём она измеряется?

Дети: Солёность зависит от внешних условий таких как, реки, тающие льды, количество осадков, испарение. Соленость выражают в промилле.

Физкультминутка.  (профилактика нарушений опорно-двигательной системы)

Учитель  предлагает всем детям сцепить руки в «замок»:

 «Все вместе! Повторяйте за мной».

«Полный штиль!» - руки без движения;

«Волны!» - лёгкое волнообразное движение сцеплёнными руками;

«Волны сильнее!» - движение более сильное;

«Шторм!» - волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту.

   Комментарий учителя: «А как движутся цунами? Покажем вместе!»: совсем другое движение – руки движутся от себя, «набегают на берег»

Мы в Тихом океане и чтобы попасть на следующую стоянку необходимо нам выполнить  «немой» диктант, молча учитель показывает объекты, а дети записывают в «судовой журнал» На экране появляется ответ.

(презентация,  1)  Мексиканский залив

слайд №8)        2)  Аравийский полуостров

        3)  Берингов пролив

        4)  о.Гренландия

        5)  Южная Америка.    

 (взаимопроверка, результат учащиеся показывают сигналами)

Учитель: Внимание! На корабле пробоина. Какой корабль быстрее придёт на помощь? Координаты кораблей на экране. (слайд №9)

Дети: Стремительный

Чтобы пройти через Северный Ледовитый Океан необходимо исправить ошибки в рассказе (Раздаточный материал),  (групповая работа)

Заполняем судовой журнал. Наносим на контурную карту маршрут.                                   Возвращаемся в Санкт-Петербург.

 4. Цифровой диктант

1) Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана?

2) Часть суши окружённая водой?

3) Часть океана, отличающаяся от него своими свойствами?

4) Часть океана вдающаяся в сушу.

5) Часть суши выдающаяся в океан?

На экране: 1.остров 2. полуостров 3. залив 4. море 5.пролив (слайд №5, презентация)

Ответ: 5, 1, 4, 3, 2  (слайд №6)

 

5. Подведение итогов.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой  человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти. Тем более, что человек знает об океанах лишь малую часть.

Давайте подведём итог нашего путешествия у вас на листочках нарисованы смайлы. Отметьте тот, который наилучшим образом соответствует вашему настроению на уроке.

настроение после проведенного урока.

D:\Документы\фото дыхания\6.JPG

6. Д/З Подписать географические объекты по пройденному маршруту на контурной     карте и проложите свой маршрут кругосветного плавания.

Литература:

 

  • Учебник «География. Природа и люди» 6 класс. Под ре. А.И.Алексеева. Москва, «Просвещение», 2007 год.
  • Поурочные разработки по географии 6 класс. Н.А.Никитина. Москва, «Просвещение», 2007 год.
  • Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 классы. С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова, «Глобус», Москва – 2007 год.
  • Газета «География» №10, 1996 год.

             Пояснительная записка

Цели: 

Образовательные:

- углубить и закрепить знания о Мировом океане;

 - задуматься о проблемах гидросферы, высказать собственное мнение о путях их решения.

 Воспитательные:

Формирование у учащихся навыков совместной деятельности, культуры общения, уважения чужого мнения.

 Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования;

- развитие интереса к географическим знаниям, а также к другим наукам;

- развитие обще учебных умений и навыков;

- развитие умения самостоятельно работать с атласом, картой, текстом, с сигнальными карточками, таблицами.

Задачи:

Создать педагогические условия, при  которых ученик сможет:

-   повторить и закрепить ранее усвоенные знания;

-   систематизировать и обобщить новые знания;

-   применить знания на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

сформировать умения и навыки;

      -  находить информацию и готовить сообщения.

Срок освоения данной методической разработки рассчитан на 1 урок учащихся 6 класса.

Актуальность проведения данного урока-путешествия состоит в знании фактического материала.  В течение урока учащиеся знакомятся со всеми   океанами Земли, которые и составляют один большой Мировой океан, узнают  о каждом океане отдельно - где находится, свойства вод,  его площадь и  "достопримечательности",  например, для Тихого океана это остров Пасхи и Марианская впадина. Все свои знания они отражают в контурных картах.

                  Рецензия на урок географии в 6 классе.

Урок разработан и проведен Козенко Татьяной Александровной, учителем географии, образование высшее, стаж педагогической деятельности – 3 года.

Тема урока: «Путешествие по морям и океанам»                                                                         Цель урока:  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме           «Мировой   океан».

Задачи:

1. Формировать  умения  и навыки  работы с атласом, контурной картой,  тестами.

2.  Проверить и оценить знания учащихся по данной теме.

3. Воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

4. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи компонентов природы. Развивать интерес к предмету.                                                                        

Форма урока:  урок- путешествие.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

        Во время учебного занятия реализуется цель урока: обобщение и систематизации знаний по теме «Мировой океан».

        Учителем выбран оптимальный план урока, рационально распределено время. Поставленные задачи успешно реализуются на каждом этапе. Кратковременный оргмомент, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку – все это говорит о том, что учитель умеет правильно активизировать деятельность класса, сконцентрировать внимание ученика на изучаемом материале.

        Татьяна Александровна  систематизирует  и обобщает знания учащихся через игровую форму урока. В ходе систематизации знаний используется работа в группах, беседа и работа с контурными картами.

        Во время урока учитель использует вопросы, требующие мыслительной и практической активности учащихся. По ходу ответов детей на экране воспроизводятся слайды с изображением и комментариями их ответов. Такое включение зрительной памяти способствует более прочному усвоению материала. Можно отметить и качество изображения слайдов на экране: слайды появляются поэтапно, используются приятные оттенки неброских цветов. Здесь учитель привлекает внимание учащихся стихотворениями и сказками, соответствующим поставленной  цели.

        При работе с контурной картой по данной теме учитель обеспечивает высокую мотивацию учения, смену видов деятельности, а так же степень сложности заданий. Татьяна Александровна умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда: логическая связь, определение координат.

        Беседа  о связи живой и неживой природы, о значении воды для всего живого на планете воспитывает в детях  бережное отношение к природе. Учитель учит детей ориентироваться по картам, логически мыслить и развернуто давать ответы на поставленные вопросы. Татьяна Александровна владеет методами исследования познавательной сферы ученика, умеет устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с сильными, средними, слабыми учащимися, ориентируясь при этом на конечный результат собственный проект – электронную презентацию, которая соответствует требованиям к такого рода пособиям, и делает его более продуктивным в плане усвоения знаний.

Зам. Директора по УМР                                            Симоненко Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"

Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....

Урок - путешествие: Хрящевые морей и океанов

Данная презентация показывает разнообразие хрящевых рыб и  места их обитания....

Конспект и презентация урока музыки " Океан море синее" 3 класс

Конспект и презентация урока музыки " Океан море синее" 3 класс...

Конспект урока природоведения «Животные морей и океанов»

Цель:  Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии....

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....

Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Жизнь в морях и океанах

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта, прописаны деятельность учителя, ученика, универсальные учебные действия...