Экологическая ситуация (план-конспект)
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Молдованова Наталья Ивановна

Конспект урока по географии для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich._situatsiya_.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экологическая ситуация в России».

                                                                                                            Урок географии. 8 класс

  Тип урока – изучение нового материала.                                                                                                                           

Цели:
-
Выяснить как возникает экологическая ситуация;

-Охарактеризовать параметры экологических ситуаций;

-Выявить причины экологических ситуаций;

-Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.

Задачи:

1. Ознакомление учащихся с новыми понятиями: экологическая ситуация, экологическое право.

2.Развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России.

3. Воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

4.Совершенствование умения работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу.

Оборудование: 

1. ТСО (компьютер учителя, интерактивная доска STAR-BOARD , проектор);

2. Физическая и экологическая карты России, атлас, презентация;

Ход урока:

1.Организационный момент.(приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие цели и задач урока) – слайды 1, 2, 3.

2.Изучение нового материала(учащиеся работают с опорными листами).

План урока:

1.Понятие «экологическая ситуация».

2.Параметры экологических ситуаций.

3.Экологические карты.

4..Экологическое право.

5.Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос (анкета).

Основополагающие вопросы: слайд 4,5

- В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? -  - Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить?

  1. слайд 6

Понятие «Экологическая ситуация».

Видеофрагмент «Экология и жизнь».

Учитель:   В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность не только отдельных объектов, территорий, стран, но и для человечества. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению. Но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. Человечество, развиваясь, создаёт на земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Человек не думает об отрицательных последсвиях своего вмешательства в природу.  И в результате антропогенного воздействия снижается качество окружающей среды и ухудшаются условия жизни и здоровье людей.

Сообщения учеников (Нерациональное использование лесных массивов , земель). Проводится диалог с учащимися с целью формулирования понятия «Экологическая ситуация».

2.Состояние окружающей природной среды на определенной территории.  слайды -6,7,8,9,10.

Параметры зкологических ситуаций.

Понятие «Экологическая ситуация» имеет информационно-описательный характер и включает оценочные  суждения. Разбор таблицы «Параметры зкологических ситуаций»

с учащимися при помощи интерактивного оборудования. По окончании разбора таблицы сделать вывод о существовании своей характеристики для каждого параметра экологической ситуации. Привести примеры районов России с различными зкологическими ситуациями. Работа с опорными листами по определению параметров экологических ситуаций в различных районах России.

Параметры экологических ситуаций

А) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад.

Б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь.

В) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения.

3.Слайды-11,12   Экологические карты -

это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом.

Учащиеся работают с картой «Экологическая ситуация в России», знакомятся с картой «Экологические проблемы Калининградской области». Выделяют ареалы с неблагоприятными экологическими ситуациями и разбирают способы нанесения их на контурную карту с помощью условных знаков.

Изучая экологические карты, учащиеся делают вывод, что общая картина в экологическом аспекте ясна и вызывает беспокойство и тревогу.

4.Слайды – 13,14.

Экологическое право.

Учитель: Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Объяснение о его возросшей роли в связи с резким обострением экологических проблем. Учащиеся знакомятся с источпиками экологического права (Конституция. Законы, Кодексы ит. д.)

5.Слайды – 15, 16, 17.

Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос.На основании результатов опережающего задания был проведён анализ социологического опроса, как жители п. Южный оценивают экологическую ситуацию. По итогам были составлены диаграммы:

1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области?

2. Что определило ваше мнение?

Анализ диаграмм помог сформулировать главные причины обострения экологической ситуации в России.

Слайды-18, 19.

Выводы:

1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства.

2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций:

Совершенствование природоохранного законодательства. Совершенствование производственных технологий Ограничение экологически грязных производств. Запрет на продажу вредных товаров. Расширение сети особо охраняемых территорий. Увеличение инвестиций на решение экологических проблем. Ограничение вывоза сырья в другие страны и ввоза отходов из других стран. Разработка экономического и правового механизма использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поощрение гражданских действий по решению экологических проблем (организации «Гринпис», «Зеленые» и другие).

Заключение. 

Ответить на основополагающие вопросы, которые были даны в начале урока.

Домашнее задание. §47, повторить термины и ответить на вопросы к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Демографическая ситуация России и родного края

"Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Учитель ставит цель: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»

Номинация:  урок с использованием мультимедийного  приложения к УМК нового   поколения .Тема работы:  «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

План конспект урока по ОБЖ в 5 классе по теме "Чрезвычайные ситуации криминогенного характера"

Урок о правилах поведения детей в случае возникновения чрезвычайной ситуации...