Экологическая ситуация (план-конспект)
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Конспект урока по географии для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Экологическая ситуация в России».
Урок географии. 8 класс
Тип урока – изучение нового материала.
Цели:
- Выяснить как возникает экологическая ситуация;
-Охарактеризовать параметры экологических ситуаций;
-Выявить причины экологических ситуаций;
-Наметить пути предотвращения неблагоприятных ситуаций.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с новыми понятиями: экологическая ситуация, экологическое право.
2.Развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России.
3. Воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.
4.Совершенствование умения работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу.
Оборудование:
1. ТСО (компьютер учителя, интерактивная доска STAR-BOARD , проектор);
2. Физическая и экологическая карты России, атлас, презентация;
Ход урока:
1.Организационный момент.(приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие цели и задач урока) – слайды 1, 2, 3.
2.Изучение нового материала(учащиеся работают с опорными листами).
План урока: |
1.Понятие «экологическая ситуация». 2.Параметры экологических ситуаций. 3.Экологические карты. 4..Экологическое право. 5.Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос (анкета). |
Основополагающие вопросы: слайд 4,5 |
- В чем, на ваш взгляд, главные причины обострения экологических ситуаций в России? - - Какие пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций можете вы предложить? |
Понятие «Экологическая ситуация». Видеофрагмент «Экология и жизнь». Учитель: В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность не только отдельных объектов, территорий, стран, но и для человечества. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению. Но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности. Человечество, развиваясь, создаёт на земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Человек не думает об отрицательных последсвиях своего вмешательства в природу. И в результате антропогенного воздействия снижается качество окружающей среды и ухудшаются условия жизни и здоровье людей. Сообщения учеников (Нерациональное использование лесных массивов , земель). Проводится диалог с учащимися с целью формулирования понятия «Экологическая ситуация». |
2.Состояние окружающей природной среды на определенной территории. слайды -6,7,8,9,10. Параметры зкологических ситуаций. Понятие «Экологическая ситуация» имеет информационно-описательный характер и включает оценочные суждения. Разбор таблицы «Параметры зкологических ситуаций» с учащимися при помощи интерактивного оборудования. По окончании разбора таблицы сделать вывод о существовании своей характеристики для каждого параметра экологической ситуации. Привести примеры районов России с различными зкологическими ситуациями. Работа с опорными листами по определению параметров экологических ситуаций в различных районах России. |
Параметры экологических ситуаций |
А) В Ямало-Ненецком автономном округе проблема нарушения почвенно-растительного покрова вечной мерзлоты и связанные с этим процессы тундрового ландшафта (заболачивание, химическое загрязнение и т.д.) особенно остро стоит на п-ове Ямал. Выведены из хозяйственного оборота значительные площади летних пастбищ, используемых для выпаса олений стад. |
Б) В Калмыкии в некоторых регионах Кавказа неправильный выпас скота породил серьезную экологическую ситуацию. Большое поголовье овец на единицу площади, выпас на одном и том же месте в течение длительного времени, отсутствие скотопрогонных дорог – все это привело к разрушению пастбищ, появлению пыльных и песчаных бурь. |
В) В Поволжье создание волжских водохранилищ нарушило процессы самоочищения речных вод. Развитие нефтехимии на берегах Волги при недостатке очистных сооружений увеличило сбросы сточных вод, и вода стала непригодна даже для орошения. |
3.Слайды-11,12 Экологические карты - |
это карты, показывающие состояние природной среды по отдельным ее компонентам или в целом. |
Учащиеся работают с картой «Экологическая ситуация в России», знакомятся с картой «Экологические проблемы Калининградской области». Выделяют ареалы с неблагоприятными экологическими ситуациями и разбирают способы нанесения их на контурную карту с помощью условных знаков. Изучая экологические карты, учащиеся делают вывод, что общая картина в экологическом аспекте ясна и вызывает беспокойство и тревогу. |
4.Слайды – 13,14. Экологическое право. Учитель: Это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Объяснение о его возросшей роли в связи с резким обострением экологических проблем. Учащиеся знакомятся с источпиками экологического права (Конституция. Законы, Кодексы ит. д.) |
5.Слайды – 15, 16, 17. Оценка экологической ситуации в Калининградской области. Социологический опрос.На основании результатов опережающего задания был проведён анализ социологического опроса, как жители п. Южный оценивают экологическую ситуацию. По итогам были составлены диаграммы: 1.Вызывает ли у вас тревогу состояние окружающей среды Калининградской области? 2. Что определило ваше мнение? Анализ диаграмм помог сформулировать главные причины обострения экологической ситуации в России. Слайды-18, 19. |
Выводы: |
1. Главные причины обострения экологической ситуации в России: антропогенное воздействие человека определяет нагрузку на природную окружающую среду. Особенности влияния социально-экономического развития: - степень хозяйственного освоения территории; - плотность населения; - уровень технического развития; - специализация и концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства. |
2. Пути предотвращения неблагоприятных экологических ситуаций: |
Совершенствование природоохранного законодательства. Совершенствование производственных технологий Ограничение экологически грязных производств. Запрет на продажу вредных товаров. Расширение сети особо охраняемых территорий. Увеличение инвестиций на решение экологических проблем. Ограничение вывоза сырья в другие страны и ввоза отходов из других стран. Разработка экономического и правового механизма использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поощрение гражданских действий по решению экологических проблем (организации «Гринпис», «Зеленые» и другие). |
Заключение. Ответить на основополагающие вопросы, которые были даны в начале урока. |
Домашнее задание. §47, повторить термины и ответить на вопросы к параграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Демографическая ситуация России и родного края
"Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Учитель ставит цель: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографич...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-165474-1395920966.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-165474-1395920966.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций, урок №3»
Номинация: урок с использованием мультимедийного приложения к УМК нового поколения .Тема работы: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-195500-1359953801.jpg)
План конспект по дисциплине "Защита растений" (образовательная технология - технология конкретной ситуации)
Образовательная технология: технология конкретной ситуации...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-103540-1353846757.jpg)
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-303893-1380538279.jpg)
План - конспект урока математики "Математика в ОБЖ. Математическая модель реальных жизненных ситуаций "
Данный урок можно провести во время обобщения темы: "Решение задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-421783-1395679463.jpg)
План конспект урока по ОБЖ в 5 классе по теме "Чрезвычайные ситуации криминогенного характера"
Урок о правилах поведения детей в случае возникновения чрезвычайной ситуации...