Использование технологии развития критического мышления на уроках географии
учебно-методический материал по географии на тему

Прозорова Надежда Николаевна

С введением ФГОСов нового поколения пришло время изменить подход к обучению. Очень важно формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Поэтому в своей педагогической деятельности стала широко использовать разные приемы и формы технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 НАУЧИ УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ! 

  «Технология развития критического мышления как

эффективное средство реализации требований ФГОС». 

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке сложного, зачастую непонятного материала? Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Перед нами встает целый ряд вопросов:  Как помочь усвоить этот материал? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?  Как вовлечь учеников в образовательный процесс? А я добавлю вопрос «Как научить учиться»?

Подобные вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Путем проб и ошибок, мы ищем способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. С введением ФГОСов нового поколения пришло время изменить подход к обучению. Очень важно формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Свою работу я стараюсь строить по формуле «У-5»: учеба + удивление + удовольствие +увлечение = успех. Считаю, что роль учителя в таком процессе сводится к тому, чтобы не столько наставлять и направлять ученика, а скорее, помогать ему двигаться вперёд, прибегая к самым разным способам и действиям.  Но какую технологию применить, как научить ребенка учиться самому?    Несколько лет назад я познакомилась с технологией критического мышления (ТРКМ).

Что же такое критическое мышление? Это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений, это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения, это отправная точка для развития творческого мышления. Эта технология является системой методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, идеально она подходит и к урокам географии, реализующих ФГОСы. Начав использование ТРКМ вплотную на уроках географии в 5 классе в 2014 году (наша школа работает в экспериментальном режиме по ФГОС), я постепенно стала убеждаться в том, что эту технологию смело и с успехом можно использовать на уроках в любом классе!  Она позволяет добиваться самых разнообразных и нужных результатов:

Притча.

 «В одной древней притче говорится: «Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка . -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек. -Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?- Верно!- удивился человек. Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. 
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. -Как я это сделаю, если сам не умею летать? -А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы… Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним -его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. -Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес: -А меня больше всего радуют твои крылья...» 

Многому я научился у своих наставников, ещё более - у своих товарищей,

но более всего - у своих учеников. Л.Талмуд

**1** Стадия вызова.  На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо.

Эта стадия имеет 2 цели: - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. т.к. обучаемый активно анализирует собственные знания и начинает думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Вторая цель – активизация обучаемого.  Учение – активная, а не пассивная деятельность и для того, чтобы обучаемые сознательно подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

!!! А теперь я приведу примеры наиболее удачных и адаптированных приемов в рамках ТРКМ, которые уже активно применяю в своей работе.

►►► Используем Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ».- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний, т.е. в начале урока. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает все, что знает.  Давайте соберем корзину идей, связанных с новым понятием для учащихся.  Спросите 5-классников:  Что вы знаете об Австралии? о «Движениях Земли»?  Что они вам ответят? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что записали или нет. После того как вы запишите все, что знаете  по теме,  в каждой группе можно обсудить ответы и уже отмести неправильные.

►►► Также перед изучением новой темы на стадии ВЫЗОВА можно использовать Прием “Ассоциация”.  Учащимся предлагается прочитать например, зашифрованную тему урока, а потом уже ответить на вопрос. Я попрошу помочь мне присутствующих коллег немного поработать  в роли учеников. Довольно часто данная технология предполагает работу в группах, поэтому, уважаемые коллеги, вы тоже можете помогать друг другу.  - О чем может пойти речь на уроке?  - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите понятие: «Пустыня»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на доске.  В ходе урока выясняются верные и неверные ассоциации.

**2** Стадия осмысления. ТРКМ хороша  ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда.  Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки.  В основе технологии лежит деятельностный подход, что  позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками.  На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе.  

►►► Для организации групповой работы использую приём «Карусель». Суть приёма такова: формулирую проблемные вопросы по количеству групп. Учащиеся пишут ответы на заготовленных больших листах, далее по сигналу листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся, совместно записывают ответ, на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. 

►►►После «Карусели» использую прием «Галерея»: вывешиваю работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший и более правильный ответ.

►►► Прием «ИНСЕРТ» или «Заметки на полях»  – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое. На этом этапе детям  предлагается текст, где используя следующие знаки.  - Проверим, что получилось.  - Что обозначили, как известное?  - Что выделили неизвестным?

►►► Предлагаю учащимся на данной стадии также прием "Концептуальная таблица".

 Особенно прием полезен, когда предполагается сравнение 3-х и более аспектов или вопросов. Можно таким образом изучать темы «Путешественники и первооткрыватели», «Человеческие расы», «Экономические районы России», «Регионы и страны мира», а также учащимся предлагаются портреты людей / путешественников и предлагается сравнить их по предлагаемому плану.

►►►-Скажите, коллеги, какие вопросы мы чаще всего задаем на уроках? А какой вопрос для детей наиболее сложный? (как). А мой любимый вопрос «Почему». Уметь правильно задавать вопросы надо еще научить детей. Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. На данном этапе возможно использование приема «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ». Для  более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Попрошу вас составить вопросы данного типа по теме «Ветер», разделившись на 2 группы.

**3**   стадия – Рефлексия. На данной стадии происходит осмысление и обобщение всей информации, полученной на предыдущей  стадии. Здесь запланировано достижение нескольких важных целей: учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами;  другой целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

►►► Прием “Кластер”– это способ графической организации материала. Происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Разбивку на кластеры можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Правила очень простые: 1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.  2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. Учащиеся записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. От центра отходят  лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.  3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. 4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. 

►►► Достаточно много аналитического материала содержится в разделах программы на средней и старшей ступени обучения географии.  Поэтому предлагаю на уроках использовать прием «Фишбоун», что в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы, на нижних- вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

►►► Прием “Синквейн” также часто уже используем на стадии рефлексии урока. Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Этот  метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами.

Предлагаю группам составить синквейн по темам: Горные породы в 6 классе «НЕФТЬ», планета  «ЗЕМЛЯ» в 5 классе.

►►► Прием “6  шляп критического мышления”.  Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации большого материала и конкретной темы. Суть приема состоит в следующем: класс делится на 6 групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается 6 точек зрения на одну и ту же проблему.

“Белая шляпа” — (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

“Желтая шляпа” — (высказываются положительные моменты);

“Черная шляпа” — (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

“Синяя шляпа” — (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” — (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

“Красная шляпа” — (высказывают эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

      Приведу пример данного приема по теме «Вулканы» в 6 классе. 

►►►Контрольно-оценочный блок.  Важным вопросом в процессе работы является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала.  Использование листов оценки и самооценки позволяет учащимся быстро и объективно оценить знания и активность каждого участника. Для самооценки обучающихся и выяснения  затруднений, я предлагаю такие листы: ►►► "Рефлексивный экран".   Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране.

*** Теоретически преподавать по данной технологии просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать  всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому,  что нет  готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и, пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.  А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и  легче адаптируется в жизни.  

В учителе есть что-то от поэта,

Ведь каждый день и каждый свой урок

Он ищет истин мудрые заветы

Средь мыслей, формул, графиков и строк.

В учителе есть что-то от артиста,

Ведь он один в софитах детских глаз,

Герой спектакля – честен и неистов,

Без права на ошибку всякий раз…

В учителе есть что-то от пророка,

Ведь ежедневно кропотно творит

Он будущего свет, по воле Бога

Он с БУДУЩИМ сегодня говорит!

Спасибо за внимание и работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках географии

Критическое мышление – это направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, целенаправленностью и логичностью; его отличает использование таких познавательных навыков и стратегий, которые увеличив...

Использование технологии " Развития Критического Мышления" в преподавании географии

Материал  описывает принципы  технологии "Развития Критического Мышления". Приводятся примеры некоторых приёмов....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....