«Литосфера» Методическая разработка темы образовательной программы /География. Начальный курс. 6 класс/
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

В своей работе по предмету география  использую Программу основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Москва «Дрофа» 2013г.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:

— способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

— развить у школьника словесно-логическое и образное мышление;  способствовать формированию картографической грамотности; приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности;

— служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_litosfera.docx70.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Литосфера»

Методическая разработка темы образовательной программы

/География. Начальный курс. 6 класс/

Выполнила:    

учитель географии

МБОУ «Лицей №87

имени Л.И. Новиковой»

Ронжина Светлана Геннадьевна

г. Нижний Новгород

2017 год

Содержание

                                                                                                                            Стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………….….…...   3
  2. Цели и задачи темы «Литосфера»……………………………………...   5

3. Психолого-педагогическое обоснование………………………...…….   6

4. Ожидаемые результаты темы «Литосфера»…..……………….……..   12

5. Диагностика результатов…………………………………….…….…..   13

6. Используемые технологии, методы, формы организации познавательной деятельности………………………………………………………..………..   15

7. Повышение мобильности урока географии через

использование ИКТ……………………………………………….……..….   19

8. Система знаний, система деятельности………………………..……...   21

9. Технологическая карта темы «Литосфера»……. …………….....….    24

10. Литература…………………………..……..………………....……….   28

Пояснительная записка.

В своей работе по предмету география  использую Программу основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Москва «Дрофа» 2013г.

Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:

— способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

— развить у школьника словесно-логическое и образное мышление;  способствовать формированию картографической грамотности; приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности;

— служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания.

В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования — от представления о Земле как о природном теле и планете людей до представления о связи каждого человека с состоянием его земного дома. В свою очередь, усвоение этих систематических знаний не является самоцелью, а служит средством становления у ученика словесно-логического и образного мышления и овладения им методами научно-географического познания.

Последнее обусловлено тем, что знакомство школьника с географическими учениями и теориями ведет к овладению геосистемным подходом и к познанию той умозрительной для ученика действительности, которая как бы стоит за реальным миром и позволяет видеть его целостность. Изучение конкретных объектов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с особенно близким для него миром. Использование картографического метода позволяет объединить эти две реальности — умозрительную и конкретную.

Именно овладение учеником перечисленными методами и подходами составляет уникальный вклад географии в развитие личности школьника.

Построение программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся.

Существенная роль в гуманизации совместной деятельности учителя и учащихся отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений описывать, определять, называть и показывать, оценивать, объяснять, прогнозировать, т.е. способствует достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса.

Начальный курс географии и его самый большой раздел «Строение Земли. Земные оболочки» является основополагающим в географическом образовании школьников.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.

В теме  «Литосфера»  у учащихся формируются первые представления о географической целостности и неоднородности Земли, об общих географичес –

ких закономерностях строения литосферы, развития рельефа, его изменения и

влияние рельефа на размещение населения и освоение территории, формируют-

ся умения безопасного и экологически-целесообразного поведения в окружаю-

щей среде.

Цели и задачи темы

Главная цель темы  «Литосфера»   – формирование представления о литосфере как целостной оболочке, существующей в развитии и определяющей жизнь и деятельность человека.

Задачи темы:

Изучая тему  «Литосфера», обучающийся:

  •  Узнает, что такое литосфера, элементы её строения, основные формы рельефа и их изменение, освоение человеком.
  • Научится анализировать схемы строения литосферы,  распознавать горные породы и основные формы рельефа, составлять  характеристику гор и равнин, показывать их на физических картах и наносить на контурные карты, описывать процессы, протекающие в литосфере; научится выделять главное, сравнивать, анализировать, организовывать свою работу, самостоятельно добывать знания по предмету, работать в группе.
  • Сформирует ценностное отношение к знаниям о литосфере как важнейшему компоненту географической среды, ответственное отношение к природе своей местности, своей страны.

   Актуальность темы «Литосфера» состоит не только в том, что она представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования, но и ЗУН приобретенные учащимися при изучении данной темы, потребуются на итоговой аттестации школьников в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Учебник: География. Начальный курс. Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова 6 класс Дрофа 2016г.

Психолого-педагогическое обоснование.

Учащиеся 6 класса это дети 12-13 лет, относящиеся по возрасту к началу подросткового периода, который в развитии личности является во многом определяющим.

Подростковый период весьма сложный, противоречивый, но в то же время невероятно важный в становлении подростка.

Психолого-педагогические особенности обусловлены переходом из одного качественного состояния, в другое. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

Общение с товарищами приобретает для подростка большую ценность, причём нередко учение отодвигается на второй план. С одной стороны, у подростка ярко проявляется потребность общения, совместной деятельности, коллективной жизни, дружбы, а с другой - желание быть принятым, признанным, уважаемым, одобряемым товарищами.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.

Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения,. общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

Задача учителей в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения с подростком должны быть всегда доброжелательно-требовательными. В этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности.

Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.

В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.

Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. Это связано с тем, «что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д.

В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др.

Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание — главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста.

Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости — стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых.

При изучении географии накладываются определенные требования на содержание, методы, формы организации учебно-познавательной деятельности, которые должны соответствовать социально-психологическим принципам подросткового возраста.

Тема «Литосфера» своим содержанием вызывает интерес к предмету и окружающей действительности у учащихся данного возраста, удовлетворяя их любознательность. Работая много лет в параллели 6 классов, убеждаюсь в том, что, дети знают многие факты, суть некоторых явлений, сведения о которых получают в научно-познавательной литературе, фильмах, видеосъемках, Internet ресурсах и личных впечатлениях в поездках с родителями. Своими знаниями они обязательно делятся на уроке, тем самым акцентируя внимание остальных на данном материале. Знать о горах, вулканах, землетрясениях, наблюдать волновые движения в океане, атмосферные явления было человеку интересно всегда, тем более подростку в период бурного развития фантазии, это соответствует его мечтам о далеких путешествиях.

Для повышения учебной мотивации на уроках географии использую произведения Ж. Верна «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру Земли», «Пять недель на воздушном шаре», Д. Дефо «Робинзон Крузо» и др., отрывки художественных фильмов по данным  произведениям: репродукции картин: К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. К. Айвазовский «Девятый вал»; научно-познавательные фильмы, такие как: «Путешествие капельки» и др., электронные уроки, собственные презентации.

Объем материала в параграфах учебника /География. Начальный курс. Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова 6 класс/ небольшой, соответствует возрастным возможностям; текст разбит на вопросы, что помогает учащемуся систематизировать знания по теме. Обращают на себя внимание термины, которые ученик должен запомнить, они выделены жирным курсивом. Материал хорошо проиллюстрирован фотографиями, рисунками, схемами, что облегчает его восприятие. Есть возможности для самостоятельной работы с материалом и самопроверки усвоенного, это вопросы и задания в конце параграфа. Приобретение умений и навыков рационального учения реализует для подростка принцип самоорганизации. Для развития этого принципа на уроках использую следующие задания: как и с помощью чего мы найдем нужные знания, как подготовить пересказ прочитанного текста (по вопросам, по собственному плану, по схеме или опорным словам), как правильно выполнить описание географического положения объекта или нанести объекты на контурную карту. Прежде чем выполнить такое задание, которое имеет несколько этапов, подросток должен вспомнить последовательность действий, т.е. организовывать свою деятельность.

Содержание темы благоприятно для создания положительного эмоционального характера процесса обучения. Оно представляет большие возможности привлечения богатого иллюстративного материала, учебных фильмов, компьютерных презентаций, яркого фактического материала, художественных произведений, опору на явления окружающей жизни и опыт учащихся. Яркое совместное эмоциональное сопереживание в процессе обучения повышает уровень эмоциональной сплоченности подростков, который помогает снизить напряженность на уроке, уровень тревожности у отдельных детей. Так реализуется принцип психологического обеспечения для школьника.

Добиться хороших учебных достижений у учащихся подросткового возраста учитель может, используя различные методы обучения, сочетая как методы информационной деятельности учителя, так и методы по организации поисковой познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие усвоение учебного материала и общее развитие ребенка. Именно частично-поисковый метод обучения непосредственно служит формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность оценивать ее и удовлетворить потребности подростка в растущей самостоятельности. Здесь ребенок может взять инициативу в свои руки, предложить учителю подготовить известный ему материал к уроку, сделать презентацию или поделиться своим личным опытом - активно участвовать в познавательной деятельности на уроке. Так реализуется для подростка принцип самодеятельности в ходе урока. Для развития самостоятельности школьников использую творческие задания: составить кроссворд по теме, сказку, сообщение, собственную модель объекта или представить результаты домашнего опыта.

Методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Целенаправленно формируя приемы умственной деятельности (сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация, анализ и т.д.), они одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту,  критичность, гибкость, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память, воображение и фантазию. Это способствует проявлению и реализации индивидуальности каждого ученика. Так реализуется принцип развития личности. При изучении нового материала до того как учащиеся найдут причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, стараюсь задавать  вопросы на опережение, чтобы дети не ждали только готовых ответов, а пытались к ним приходить самостоятельно:

- Чем отличаются глубинные и излившиеся магматические породы? Почему?

- Почему у вулканов разный характер извержения?

- Почему равнины освоены человеком больше? и т.д.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации познавательной деятельности учащихся. Разные формы организации задают свои требования в учебной работе: нужно уметь слушать при фронтальной работе, уметь обсуждать проблемы при коллективной, выполнять разные роли в групповой, сосредоточивать и организовывать свою деятельность при работе индивидуальной. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности помогают учителю удовлетворить самую важную потребность подростка – общение со сверстниками, где развиваются коммуникативные навыки ребенка и он проходит настоящую школу социализации. Здесь реализуются такие принципы для подростка как принцип ролевого участия, принцип ответственности и принцип коллективизма. Задания на взаимопроверку, групповые задания, совместное моделирование и проектирование, подготовка сообщения, презентации, выпуск географической газеты в паре или группой ребят, наблюдение за погодой и т.д. А использование индивидуальной формы обучения позволяет получить дополнительную порцию внимания учителя тем детям, которые в этом нуждаются.

Формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной работы, горячая заинтересованность и т.д. – это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом социального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты освоения темы  «Литосфера».

При изучении темы  «Литосфера» обучающиеся научатся:

На уровне личностных результатов:

 Владеть системой базовых географических знаний о литосфере, умений, навыков, которые могут применять в жизненных ситуациях;

Осознавать ценность знаний о строении литосферы, ее изменении и использовании человеком как важнейшем компоненте среды жизни человека;

Формировать установки ответственного поведения в природе.

На уровне метапредметных результатов:

Развивать - интеллектуальные способности: устную и письменную речь, выделять главное, сравнивать, анализировать, доказывать, толковать понятия;                           творческие способности: выдвигать гипотезы о закономерностях изучаемых процессов, объектов, планировать исследование по их проверке, делать аргументированныевыводы;                                                                                          познавательные интересы, способности к самостоятельному приобретению новых знаний о природе планеты и практические умения;

Организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, представлять себя, вести дискуссию.

На уровне предметных результатов:

Знать / понимать:

-основные земные сферы и их особенности

-строение литосферы, земной коры, вулкана, дна Мирового океана

-горные породы, полезные ископаемые и их группы

-классификацию гор и равнин по высоте

-антропогенные формы рельефа

Уметь:

-анализировать схемы строения Земли, литосферы, землетрясения, вулкана, дна Мирового океана, взаимодействия внутренних и внешних сил

-распознавать и показывать на физических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику

-описывать географическое положение гор и равнин по типовому плану

-объяснять влияние рельефа на жизнь человека

Владеть навыками:

-работы с физическими и контурными картами

-определения форм рельефа своей местности

-определение групп горных пород своей местности

-безопасного и экологически-целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Диагностика результатов.

Диагностика помогает определить достижение поставленных целей, результаты образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректирования обучения.

При изучении материала данного раздела для диагностики использовались различные формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.

Контроль помогает определить уровень и качество обученности ученика, объем его учебного труда. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.

Результаты проверки являются основой для оценки.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. По учебному курсу существуют требования к уровню подготовки школьников, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описаны в содержательно-деятельностной форме, т.е. характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Описывать внешний вид основных форм рельефа суши» или «Объяснять влияние рельефа на направление и характер течения рек».

Для диагностики использовались разные виды контроля.

Предварительный контроль в устной форме перед изучением новых крупных тем (Литосфера, Гидросфера и т.д.) помогает определить начальный уровень подготовки ученика, связанный с предстоящей деятельностью и приращение за период изучения темы. Например, перед изучением темы литосферы:

- Что вы знаете о внутреннем строении Земли?

- Что такое земная кора?

- Что такое горные породы и минералы?

- Интересны ли горные породы человеку? Чем?

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Для этого используется: опрос учителя, работа с дидактическими карточками, составление схем, описание географического положения объекта.

Итоговый контроль проводится после изучения темы в форме контрольной работы, содержащей основные ЗУН, которые приобрели учащиеся в результате изучения темы. Чаще всего итоговый контроль по теме провожу в тестовой форме.

При контроле ЗУН учащихся использовались различные методы.

Устный контроль осуществлялся в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания, проследить логику изложения материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и явлений, для доказательства своей точки зрения или опровержения неверного мнения. Чаще всего на уроке используется индивидуальный опрос, который позволяет не только проверить знания отвечающего, но скорректировать знания остальных обучающихся и способствует закреплению материала. Индивидуальный опрос лучше использовать в темах, где нужно при описании создать целый образ объекта или явления, логично, что это будет делать один ученик, остальные могут дополнять. Например: землетрясение, вулкан, цунами и т.д.

Фронтальный опрос помогает обратить внимание на существенные моменты темы и выявить уровень освоенности темы большинством учащихся. Фронтальный опрос лучше применять к темам, где много разных понятий и текст разбит на автономные части, например в темах «Горные породы и минералы», «Рельеф дна Мирового океана» и т.д.

Обобщающий опрос по изученной теме позволяет систематизировать полученные знания, выделить основной материал для проверки в контрольной работе.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий всеми учащимися: работа с карточками, составление схем круговоротов, строения литосферы, классификация гор и равнин, упражнения на соответствие гор и равнин материкам, бланковое тестирование.

Практический контроль для выявления умений и навыков работы с контурной картой, определение расстояний, направлений, высот и глубин по физической карте, работы с нивелиром, компасом, школьной метеостанцией.

Комбинированный контроль – сочетание устного и письменного контроля. Применяется в темах, где есть схемы процессов и объектов (строение литосферы, речной системы) или дополнительная работа с карточками. Такой метод контроля помогает повысить число опрошенных.

Оценивая ученика, обращаю внимание на:

- полноту и глубину раскрытия темы

- осознанность усвоения

- последовательность, обоснованность и языковую культуру изложения

- умение применять знания на практике

- количество и характер допущенных ошибок.

Повышая требования к форме ответа и внимательно анализируя логические и языковые качества изложения, работаю над развитием мышления и речи учащихся, над повышением их общего развития и художественного вкуса.

Используемые технологии, методы, формы организации познавательной деятельности.

Уроки темы «Литосфера» проводятся в традиционной системе с использованием современных образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии:

•        Игровые технологии – использование на уроке загадок, кроссвордов, шарад, «веселых» вопросов, заданий под рубрикой «Кто лишний?», «Найди пару» и использование игр на обобщающих уроках.

Личностно ориентированное обучение:

•        Технология дифференцированного обучения – использование заданий разного уровня сложности; задания обязательные и задания, которые выполняются по желанию ученика

•        Технология проектной деятельности – работа с научной литературой, моделирование макетов объектов, например модель «Действующего вулкана»,  поиск ответов на вопросы, возникшие во время изучения материала по теме с помощью опытов, например: «Можно ли вырастить кристалл?», «Как образуется сталактит?»

   Эта технология отличается большими затратами времени, поэтому в основном такая работа уходит во внеурочное время: кружковая работа, работа с учащимися с 6 класса в секции Малого НОУ, на обобщающем уроке по теме ребята могут представить свои результаты работы одноклассникам. Образовательные экскурсии

во внеурочное время.

Информационно-коммуникативные технологии: использование Internet ресурсов учителем и учащимися в поисках информации к теме; использование презентаций компьютерных и для интерактивной доски; использование готовых программных продуктов. С целью повышения мобильности урока географии, его иллюстративности, гибкости, повышения познавательного интереса.

Методы работы, используемые на уроках темы:

  • По характеру источников информации: словесные, наглядные, практические
  • По логике обучения:

Традуктивные – «выполняй по аналогии»

- описание объектов по типовому плану

- работа с контурной картой и т.д.

Индуктивные – «от частного к общему»

- элементы строения дна Мирового океана        рельеф дна Мирового океана

Дедуктивные – «от общего к частному»

- литосфера                ее части             горные породы и минералы

  • По уровню познавательной самостоятельности:

Объяснительно-иллюстративный - сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием ярких, красочных демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее (при необходимости воспроизводят полученные знания).

Репродуктивный - использую для применения знаний и умений по образцу. Например, самостоятельное задание - дать описание гор или равнин по типовому плану.

Метод проблемного изложения - использую для показа образцы доказательного решения проблемы. Формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение. Например: Нужно ли охранять поверхность.

Частично - поисковый - использую для приобщения учащихся к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.

Исследовательский - школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.  

Формы организации познавательной деятельности.

Индивидуальная – самостоятельная работа с материалом учебника, если он доступен для самостоятельного понимания школьником, работа с дидактическими карточками, тестами. Такая работа способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием, но не должна использоваться часто.

Фронтальная – эвристический рассказ, объяснение, демонстрация презентаций, обсуждение проблемы. В начале необходимо обеспечить контакт с классом, а в конце обязательно проверочные вопросы.

Групповая – единая познавательная задача ставиться перед определенной группой: описание географического объекта, исследование свойств горных пород, составление плана к тексту и т.д. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, формирует коммуникативные навыки.

Коллективная – работа в парах – выдели главное в тексте, работа с физической картой и контурной, составление схем, определение расстояний, взаимоконтроль. Каждый оказывается в разных ролях, но в равных условиях.

Формы урока реализуют воспитательную функцию урока.

Конструирование материала в теме основано на взаимодействии научного, гуманистического, интегрированного, личностно-деятельностного подходов, на взаимосвязи глобальной и регионально-краеведческой составляющих.

Интегрированный подход обеспечивает преемственность в изучении от темы к теме географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей совместно с науками физикой и биологией.

Исторический подход обеспечивает изучение географических объектов в динамике, в их изменении в пространстве и времени.

Личностно – деятельностный подход обеспечивает связь учебного материала с повседневной жизнью ученика, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно-важное значение географии.

Организуя учебный процесс в 6 классе обращаю особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и умений, но и целый комплекс общеучебных умений, сложившихся при:

- познании природы, выявлении причинно-следственных связей

- сравнении и классификации объектов, процессов, явлений

- моделировании и проектировании

- ориентировании на местности, карте, в статистических материалах и интернет ресурсах

- соблюдении норм поведения в природе и оценивании своих действий с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей

Повышение мобильности урока географии через использование ИКТ.

С одной стороны сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедийных программ. Это позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, повысить их учебную мотивацию, расширить возможности методики преподавания, раскрыть творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы школьников: мышление, восприятие, память.

С другой стороны острая проблема нехватки времени для преподавания данного курса в рамках 34 часовой программы. Ни одна тема курса, в котором закладываются основные географические понятия, не должна быть «ущемлена» во времени, для получения полноценного представления о природе планеты учащимися. Использование информационных технологий помогает снять лишнюю нагрузку с ученика при интенсивном обучении на уроке, при этом значительно возрастает плотность урока: возможность быстрого перехода от одной деятельности к другой, достаточный объем иллюстрированного материала, увеличивается вариантность заданий, появляются возможности для быстрой самопроверки и взаимопроверки заданий, выполняемых на уроке, что дает возможность правильно оценивать свою учебную деятельность.

Кроме того у части учащихся младшего подросткового возраста снижается интерес к учебной деятельности. Что обусловлено несформированностью умений работать с большим объёмом информации, размещенной в различных источниках, неумением организовывать познавательную деятельность, четко выражать свои мысли, анализировать способы собственной деятельности при работе с географическим материалом.

Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких приемов и методов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у ученика стремление к познанию и творчеству.

Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности – обеспечение высокого уровня усвоения систематизированных знаний по географии через:

- формирование познавательных интересов

- обеспечение качества усвоения знаний по географии

- развитие предметных умений и навыков

- формирование универсальных учебных действий

- формирование ИКТ-компетенции.

В использовании информационно-коммуникативных технологий вижу несколько направлений:

- непосредственное применение в учебном процессе (наглядность, дидактическая база)

- средство накопления новых статистических данных

- инструмент преобразования учебного материала и планирования урока

- средство привлечения для работы на уроке других источников информации (мультимедийные учебники, уроки, фильмы)

- развитие навыков самостоятельной работы учащихся, в том числе и самоконтроля (задания для самостоятельных и практических работ, инструкции по выполнению, ключи для контроля)

- развитие умений в работе с контурной картой

- развитие исследовательской деятельности учащихся (презентации, сообщения по теме, рефераты по предмету)

- обеспечение познавательного досуга: выход на интернет-сайты (http://geografika.moy.su/load/distancionnye_olimpiady/kvesty/kvest_quotputeshestvie_po_sajtamquot/10-1-0-4

http://geografika.moy.su/load/distancionnye_olimpiady/kvesty/kvest_quot_v_poiskakh_klada_quot/10-1-0-25)

Таким образом, очевидно, что достижение целей в обучении на уроках географии сегодня находится в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Ученики становятся активными, заинтересованными, равноправными участникам процесса обучения, которые отходят от стандартного мышления и стереотипов действий и развивают в себе творческую личность.

Система знаний.

   При изучении темы «Литосфера » учащиеся получают общенаучные знания о материальности окружающего мира, который постоянно находится в движении (движение литосферы, формирование и разрушение форм рельефа) и изменении в пространстве и времени (круговорот горных пород, превращение гор в равнины и наоборот). Знакомятся с общими законами природы: закон единства и борьбы противоположностей проявляется при формировании рельефа (взаимодействие внутренних и внешних сил); закон перехода количества в качество проявляется в движении литосферы (больше скорость движения, больше сила сжатия – сильнее землетрясения, выше складчатые горы, изменение давления и температуры ведет к преобразованию горных пород).

Знания из области естественных наук о единстве живой и неживой природы, образовании кристаллов, о влиянии температуры на физические тела, о химическом составе  горных пород, морской воды, атмосферного воздуха и т.д.

Знания из географической предметной области: знания об особенностях внутренних оболочек Земли, о строении литосферы и земной коры, горных породах и полезных ископаемых, о явлениях землетрясения, вулканизма

и сейсмических поясах, о процессах изменяющих земную поверхность,

 об основных формах рельефа суши  горах и равнинах , об элементах строения дна Мирового океана, о влиянии рельефа на расселение и жизнь людей, об изменении людьми поверхности Земли, о необходимости охраны полезных ископаемых, самой поверхности суши, о правилах безопасного поведения в окружающей среде, о географических методах изучения природы: картографический, описательный, наблюдательный, статистический, геоинформационный.

Знания профильного характера: изучение материала темы «Литосфера» вырабатывает у обучающихся понимание общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как

возможной области будущей практической деятельности - профессии геолога,

геодезиста, картографа и т. д.

Система деятельности.

Познавательная деятельность.

При изучении содержания темы развиваются мыслительные операции: сравнение, классификация, аналогия, обобщение, анализ, синтез и т.д. При исследовании природных процессов, явлений ученики учатся находить причинно-следственные связи (движение литосферы - землетрясения, разрушение гор – образование равнин и т.д.), наблюдать (залегание горных пород на обрывистом берегу реки, формы рельефа своей местности), проводить опыты (выращенный в домашних условиях кристалл или сталактит), определять проблемы (ограниченность запасов полезных ископаемых, антропогенное разрушение поверхности суши), выдвигать гипотезы (подземные пещеры создают подземные воды).

Во время изучения материала темы «Литосфера» учащиеся создают простейшие модели объектов, проводят эксперименты: модель действующего вулкана, сталактит, выращенный в домашних условиях;

Преобразующая деятельность.

При изучении темы «Литосфера» учащиеся учатся определять отношения в системе «человек – природа – общество», выявляя противоречия, которые здесь существуют. Соотнося количество запасов полезных ископаемых с объемами их использования, видят проблему исчерпаемости природных богатств. С одной стороны видят необходимость добычи полезных ископаемых, с другой – разрушение окружающей среды, возникновение экологических проблем. С помощью проблемных вопросов, например: «Как использовать полезные ископаемые Земли?», «Как к ним относится?», «Как улучшить экологическую ситуацию?», «Что ждет человека завтра?» и моделирования ситуации будущего, дети ставят задачи по преобразованию реальности сегодняшнего дня. Учащиеся должны высказать свое суждение, увидеть разные точки зрения по обсуждаемой проблеме, зафиксировать суть этой проблемы, определить недостаточность знаний для ее решения, найти способы поиска новых знаний и спланировать свои действия по решению проблемы, представить результат поиска или решения проблемы.

На материале данной темы развивается общеучебная деятельность: организация учебного места, способы поиска информации в разных источниках, при работе с текстами – анализ текстов, выделение главного, составление плана, конспекта, подготовка доклада. Развиваются и методы взаимообучения: организация работы в группе, техника выступления перед аудиторией, взаимопроверка и взаимооценка.

Данная тема помогает развивать и самоорганизующую деятельность учащихся: определять способы самостоятельной постановки целей, планировать свою деятельность, проводить самоконтроль и самооценку – «понял задание», «правильно выполнил действия», «достиг верного результата», «помог товарищам в выполнении задания».


Технологическая карта темы «Литосфера».

Основное содержание

Учебный материал

Общеучебные умения

Межпредметные связи

Виды  и формы деятельности

Формы контроля

Основные понятия и термины (знать/понимать)

Умения (уметь)

Урок №1 Земля и ее строение.

Цель: Что такое литосфера как целостная оболочка?

Задачи: Знать строение Земли, уметь определять литосферу как целостную оболочку, применять при описании процессов в недрах Земли.

Сферы Земли: ядро, мантия, литосфера, земная кора; их особенности. Методы изучения глубин Земли.

Ядро, мантия, магма; литосфера и земная кора – каменные оболочки. Строение литосферы, ее типы.

Описывать модель строения Земли, выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой, выявлять характерные черты литосферы.

Выделять главное в тексте, анализировать, сравнивать, моделировать (содержание текста переводить в схему), создавать словесный образ, вести конспект

Связь с физикой

Слушают, читают, смотрят презентацию, ведут записи в тетради, составляют схемы и словесный образ литосферы. Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная

Урок №2 Горные породы и минералы.

Цель: различать горные породы, минералы, полезные ископаемые как компоненты, составляющие земную поверхность и определяющие деятельность человека.

Задачи: знать понятия о горных породах, минералах, полезных ископаемых, их происхождении; выделять главное в тексте учебника, различать горные породы, определять их применение; развивать коммуникативные навыки, ответственное отношение к природе.

Горные породы, минералы, их группы; полезные ископаемые, их использование

Горные породы, минералы, группы: магматические (глубин-ные, излившиеся), осадочные (неорганические -обломочные и химические, органические) метаморфические

Определять и сравнивать свойства горных пород различного происхождения, разделять их на группы по происхождению, выяснять их применение

Анализировать, сравнивать, разделять на группы, выделять главное в тексте, оформлять таблицы

Связь с химией

Читают, слушают, смотрят презентацию, пишут. Рассматривают образцы горных пород.

Индивидуальная, групповая.

Индивидуальная, групповая

Урок №3 Движение земной коры

Цель: сформировать представления об основных видах движения земной коры и причинах их возникновения; правилах поведения.

Задачи: знать о медленных и быстрых движениях земной коры; уметь объяснять причины землетрясения и описывать это явление, находить сейсмические пояса на карте; применять для определения безопасности природной среды.

Типы залегания горных пород, медленные и быстрые движения земной коры.

Типы залегания горных пород: горизонтальное, складчатое, глыбовое, складчато-глыбовое; медленные, быстрые движения – землетрясения, сейсмические пояса, горст, грабен. Правила поведения.

Анализировать схему землетрясения, описывать это явление, определять на физической карте сейсмические пояса; объяснять роль движений земной коры в изменении поверхности.

Читать и анализировать схемы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности.

Связь с физикой

Рассматривают схемы, работают с физической картой, выполняют словесные и иллюстрационные схемы землетрясения в тетради

Индивидуальная  по карточкам

Урок №4 Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Цель: уметь моделировать на примере модели действующего вулкана.

Задачи: знать строение вулкана, причины его извержения, гейзеры; уметь описывать извержение вулкана, находить способы моделирования; применять способ моделирования при изучении других объектов.

Вулканы, горячие источники, гейзеры

Строение вулкана, продукты извержения, типы вулканов и извержений, горячие источники, гейзеры

Описывать явление вулканизма, объяснять его причины, анализировать схему строения вулкана, уметь отбирать материал для моделирования.

Анализировать схемы, определять причинно-следственные связи, определять вид и параметры модели, определять материал

Связь с химией, ИЗО

Рассматривают схемы, смотрят презентацию, записывают логические схемы процесса вулканизма в тетрадь, работают с моделью

Коллективная

Урок №5 Рельеф суши. Горы.

Цель: сформировать представление о рельефе, понятие горы, познакомить с их разнообразием, образованием, изменением во времени

Задачи: знать рельеф, горы, их группы, элементы строения; уметь распознавать и показывать на физической карте, описывать географическое положение, подписывать на контурной карте; применять при описании территории.

Рельеф суши. Горы, их группы, изменение. Крупнейшие горы мира.

Рельеф суши, внутренние и внешние силы, холмы, горы: низкие, средние, высокие. Горная цепь, перевал, долина, ущелье, гребень. Сель.

Распознавать горы на физической карте, показывать, определять максимальную высоту, классифицировать, наносить на контурную кару, описывать географическое положение

Анализировать карту, выделять причинно-следственные связи, классифицировать, сравнивать

Связь с физикой, историей

Слушают, смотрят иллюстрации, фильм, работают с физической и контурной картами полушарий, пишут в тетрадях

Фронтальная

Урок №6 Равнины суши.

Цель: сформировать понятие равнины, познакомить с их разнообразием, изменением, освоением человеком

Задачи: знать равнины, их классификацию; уметь распознавать и показывать на физической карте, описывать географическое положение, подписывать на контурной карте; применять при изучении своей местности

Равнины, их группы по абсолютной высоте. Освоение человеком. Крупнейшие равнины мира

Равнины: плоские, холмистые; низменности, возвышенности, плоскогорья. Овраги, балки, карьеры, терриконы

Распознавать равнины на физической карте, показывать, определять высоту, классифицировать по абсолютной высоте, описывать географическое положение, наносить на контурную карту

Читать и анализировать карту, классифицировать, сравнивать

Связь с историей

Слушают, смотрят презентацию, записывают схему в тетради, работают с физической и контурной картами

Фронтальная

Урок №7 Рельеф Мирового океана.

Цель: сформировать представления о рельефе дна Мирового океана, элементах рельефа, методах изучения.

Задачи: знать строение дна океана, уметь определять крупные формы рельефа, применять при описании явлений, связанных с океаном.

Рельеф дна Мирового океана. Методы его изучения.

Ложе,  шельф, материковый склон, котловина, вулканы, атоллы, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба, островные дуги. Лот, эхолот, батискаф, космические аппараты.

Распознавать на физической карте и карте дна Мирового океана крупные формы рельефа дна, выявлять закономерности их расположения, показывать и называть.

Читать карту, сравнивать, определять, соотносить с другими объектами

Связь с океанографией

Читают, рисуют, работают с физической картой и картой океанов

Фронтальная

Урок №8 Обобщающий урок.

Цели: обобщить и систематизировать знания, проверить уровень ЗУН по теме.

Задачи: знать основное содержание темы; уметь демонстрировать знания, словесно-логически мыслить, делать аргументированные выводы; применять в других темах и жизненных ситуациях.

Основное содержание темы «Литосфера»

Строение Земли, литосферы, землетрясения, вулканы, горы, равнины, рельеф дна Океана

Уметь ориентироваться в предметном содержании, извлекать из памяти необходимые знания

Припоминать, отбирать, анализировать, делать выводы, представлять ответ

С любыми предметами

Читают, формулируют ответы, записывают

Индивидуальная


Литература

  1. Основная образовательная программа общеобразовательных учреждений. М. 2012
  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9. М. Просвещение. 2012
  3. Рабочие программы. География. 5-9 классы. М. Дрофа. 2013г.
  4. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой». География. Н.Новгород. 2017г.
  5. География. Начальный курс. Учебник. 6 класс. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. М. Дрофа. 2016г.
  6. Т.Н. Воронцова. География. Тематическое планирование с методическими указаниями. 6-8 класс. Учитель-АСТ. 2004
  7. Г.Н. Элькин. Физическая география. 6 класс. Методическое пособие. Паритет. 2004
  8. В.О. Чичиерина. Тематический тестовый контроль. География. Начальный курс. Сфера. 2006
  9. В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений. 6-10 класс. Дрофа. 2006
  10. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. 6-8 класс. Волгоград. 2005
  11. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград. 2006
  12. А.Г. Стадник. Современный урок географии. М. Просвещение. 2001
  13. Н.Н. Петрова. Д.В. Новенко. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс
  14.  Д.П. Финаров. Методика обучения географии в школе.
  15.  Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. Народное образование. 1998
  16.  А.А. Реан. Н.В. Бордовская. С.И. Розум. Психология и педагогика. С-П. Питер. 2003
  17.  Г.Б. Скок. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М. Педагогическое сообщество России. 2000
  18.  В.П. Симонов. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Учебное пособие. М. 2005
  19.  И.С. Гриченко. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие. УЦ Перспектива. М. 2008
  20.  Ю.А. Конаржевский. Анализ урока. Москва. Ц Педагогический поиск. 2006
  21.  И.А. Кугут. География. Дидактические и развивающие игры 6-11 класс. М. Планета. 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко

Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Методическая разработка раздела образовательной программы по ОБЖ, 7 класс

Разработка содержит основные разделы программы изложенные в презентации. Календарно- тематическое планирование, цели, задачи,планируемый результат, нормативные документы и методический комплект, основ...

Методическая разработка Тема: «Степенная функция» предмет алгебра 10 класс урок №1

Тема урока: «Степенная функция»Урок №1Цели урока: Ознакомить учащихся со свойствами и графиками различных ( в зависимости от показателя степени) видов степенной функции....

Компьютерная презентация методической разработки раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» образовательной программы «География», 8 класс

Данная работа посвящена методической разработке раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» (4 часа), относящегося к теме «Природа» курса география России, изучаемого в 8 классе...

методическая разработка Адаптированная образовательная программа курса английского языка для 3-Д класса

В методической разработке представлена адаптированная рабочая программа с КТП   на 68 ч. для 3 класса....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...