Презентация + технологическая карта урока по теме "Реки"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Горбунова Наталья Васильевна

Урок географии для 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой "География. Землеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков

ФИО учителя

Горбунова Наталья Васильевна, МКОУ КОпанищенская СОШ

Предмет

география

Класс

6

Тип урока

Освоение нового материала.

Тема

«Реки». «Жизнь рек» - 2 часа

Цель

Сформировать представление о реке и её частях.

Задачи

Образовательные:

-

продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);

Развивающие:

-   формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- Изучить понятие: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

-Познакомиться с крупнейшими реками России и Мира (обозначить их на контурной карте).  

-Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек.

Личностные: (личностные УУД)

-Осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы.

-Формирование эмоционально-целостного отношения к окружающей среде. Осознание необходимости её сохранения и рационального использования уважение к природе русских рек.

Метапредметные:

 (познавательные, регулятивные,

 коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.  

Формы работы учащихся:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник:

«География. Землеведение. 5-6 класс»  Дронов, Савельева– М. «Дрофа» 2015г.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, атласы

Этапы урока

Деятельность    учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организа

ционный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствует учащихся.

2. Проверяет рабочие места

3. Организует внимание и настраивает на работу учащихся.

1.Приветствие учителя.
2.Организация рабочих мест.

Личностные УУД: Стремление к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника.

2.Обобщение и актуализация знаний.

Используя вопросы беседы с учащимися, обобщает ранее полученные учащимися сведения о водах мирового океана и тем самым готовит их к продуктивной работе на уроке.

  1. Что такое течения?
  2. Как различают течения? (по температуре, по глубине, по продолжительности действия)
  3. Какова причина возникновения течений?
  4. Какие течения называют теплыми? Покажите их на карте.
  5. Какие течения называют холодными? Покажите их на карте.
  6. Какова схема перемещения течений в океане?
  7. Каково значение течений?

 Отвечают на вопросы

Познавательные УУД: Формирование навыков работы с информацией, структурирования знаний, осознанное построение речевого высказывания. Формирование навыков контроля и оценки своей деятельности. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные УУД:  Целеполагание, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Контроль и коррекция знаний, оценка деятельности. Планирование последовательности своих действий. Волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД:  Развитие умения вступать в диалог, слушать, использовать вербальные и невербальные средства общения. Планирование учебного сотрудничества, ориентация на партнера по общению.      Личностные УУД: Формирование познавательных мотивов-интерес к новому

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

- На предыдущих уроках мы подробно познакомились с Мировым океаном, его частями и основными свойствами, сегодня же мы приступим к изучению вод суши, которые встречаются на материках.

Видео №28 «Что такое воды суши» до 2.20 мин.

Сообщает тему урока:

Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) Слайд 1
(Если нет видео, то учитель говорит:

- К водам суши, которые также называют «внутренними водами», относятся реки, озёра, водохранилища, пруды, болота, подземные воды и природные льды. Воды суши по их положению делят на две крупные группы: поверхностные и подземные. Несмотря на малый объём (всего 4%) от общего объёма гидросферы, значение вод суши велико. Воды суши удовлетворяют потребность людей в питьевой воде, а также в пресной воде для сельского хозяйства и промышленности. Поверхностные воды могут быть как в жидком состоянии (реки, озёра, водохранилища, болота, подземные воды), так и в твёрдом состоянии (горные и покровные ледники, многолетняя мерзлота). Познакомимся с основными водами суши – реками)

- Разберёмся с понятием реки и её частями.

- Самая крупная река в нашей местности Дон. Вы все бывали на ее берегу. Опишите, что в вашем понимании река? Какая она?

Учитель делает вывод: Слайд 2

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

- Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь. Слайд 3

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах) 

- Ни одна река не берет начало в море. Почему? (Чтобы текла вода, нужен склон, а уровень моря всегда 0метров)

- Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Это место, конец реки называют устьем. Слайд 4

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

- Устья у рек могут быть разные. Различают: эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря и дельта – форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму.

Слайд 5 - В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, их называют притоками. Притоки бывают правые и левые. Если встать лицом вниз по течению, то с правой стороны будут правые притоки, а с левой – левые.

- Определите, Тихая Сосна это правый или левый приток? (правый), наше село на каком берегу Дона? (на левом)

- Расстояние от истока до устья – длина реки. Самая длинная река мира Амазонка с притоком Укаяли ( 7062км)

- На картах реки всегда показывают от истока к устью. Слайд 5щ

Смотрят фильм слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь

 

Предлагают варианты ответов.

Записывают определения в тетрадь

Предлагают варианты ответов

Записывают определения в тетрадь

Слушают, анализируют,

предлагают варианты ответов

Личностные УУД: осознание своих возможностей.

РегулятивныеУУД :умение регулировать свои действия.

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Первичное закрепление нового материала

Выполните задание №34, 37 в рабочей тетради на стр.43

Выполняют письменное задание в тетради

5 Физкультминутка

1.Учитель читает стихотворение и показывает упражнения

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

 Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

 Сколько чаек у нас

Столько мы подпрыгнем раз

1.Выполняют упражнения.

Личностные УУД:

Формирование установок на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД: Сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

6 Продолжение изучение нового материала

- Главная река с притоками образует речную систему. Слайд 6

- Пользуясь картами атласа, сравните речные системы Амазонки и Нила? У какой реки речная система больше? Почему?

- В реки и их притоки с окрестных территорий стекает вода, выпавшая на поверхность в виде дождя или после таяния снега. Вся площадь, с которой река собирает воду, называется речным бассейном. Слайд 6 щ Самый большой бассейн у Амазонки – 7 млн.км2, в России – у Оби.

- Посмотрите на рис.160 в учебнике на стр.201. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом. Слайд 6щщ Легко определить положение водораздела в горах, так как он совпадает с линией гребня хребта. На равнинах водораздел находится на плоских возвышенностях.

- Слайд 7 Рельеф местности оказывает значительное влияние на характер и режим рек. В зависимости от уклона дна и скорости течения различают горные и равнинные реки.

Групповая работа:

1 группа изучает особенности равнинных рек (учебник стр.202-203) Слайд 7 щ

2 группа изучает особенности горных рек (учебник стр.202) Слайд 7 щщ

Равнинные реки отличаются медленным плавным течением и довольно большой шириной.

Горные реки протекают в узких глубоких долинах с крутыми склонами и каменистым руслом. На горных реках часто встречаются уступы и водопады.

Слайд 8

- Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Рис.163 Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. 

Слайд 9 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. Рис.164

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Определите как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты

50 с.ш. и  630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски) Слайд 9  щ

Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. Слайд 9  щщ

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.  

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

- Рассмотрим влияние климата на жизнь рек.

- Проанализируйте карты атласа. Обратите внимание на реки в тропических широтах и экваториальных. Сделайте вывод. (в пустынях рек мало, они менее полноводны)

- Полноводность рек в разные сезоны года неодинакова. Она зависит от питания реки. Питание рек бывает: Слайд 10

  1. Дождевое
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Ледниковое

Питание рек зависит от географического положения реки и от сезона. Рек, которые имели бы один источник питания. В природе не существует. Правильно говорить, что питание реки – смешанное, преимущественно…….(дождевое, снеговое или ледниковое)

-В зависимости от питания, формируется режим реки. Слайд 10щ 

Поведение реки в течение года называют режимом реки. (Изменение уровня воды в реке)

Для рек средней полосы России характерно несколько периодов в разное время года. Слайд 10щ  щ На лето и зиму приходится самый низкий уровень воды в реках. Понижение уровня воды в реке называют – межень.

Весной, когда тает снег, уровень воды в реках поднимается. Это явление называют весенним половодьем. Слайд 10щщщ Половодье – это ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке.  Вода затапливает пойму – возвышающуюся над руслом часть речной долины.  А на реках Дальнего Востока половодье наблюдается в летне-осенний период, когда наступает сезон дождей и тают ледники в горах. Слайд 10щщщщ  Резкий подъём уровня воды в реке называют паводком. Паводки чаще всего бывают осенью, когда дожди льют, а испарение маленькое.

Анализируют карты атласа, отвечают на вопрос.

Слушают учителя и

Дополняют схему

Работа с учебником

Выступления групп

Работа с атласом

Анализируют карты атласа, делают вывод

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы

  1. Практическая работа

Слайд 11 П/р № 4 «Составление характеристики

реки по плану на основе анализа карт»

План – учебник стр.225 (1-7 пункты)

  1. Исток (где начинается)
  2. Куда впадает.
  3. К бассейну какого океана относится.
  4. Зависимость течения от рельефа (горная или равнинная)
  5. Притоки
  6. Источники питания.
  7. Режим реки.
  8. Использование реки в хозяйстве.

     Учитель помогает описать реку Дон. Затем обучающиеся самостоятельно, по вариантам описывают: Слайд 11щ

1 вариант – Волгу

2 вариант – Амур.

Выполняют практическую работу

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные УУД: Умение сотрудничать  с учителем и сверстниками в группе, умение слушать собеседника, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Развитие умения вступать в диалог, использовать вербальные и невербальные средства общения.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Понимание различных мнений и умение обосновывать свое, умение находить общее решение. Рефлексия своих действий. Познавательные УУД:

Умение анализировать, выделять целое и части.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, доказывать и аргументировать свои предложения. Контролировать и оценивать  результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Понимание и принятие учебных задач, активизация произвольного внимания. Умение оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы, сравнивать с образцом и различать ошибки.

  1. Закрепление и обобщение знаний.

Выполнение заданий в тетради № 35,36, 38-43

Выполняют работу.

и записывают ответы в тетрадь

  1. Домашнее задание

Слайд 12 §47-48, исследовательский проект «Река моего края», на к/к отметить крупнейшие реки мира

Записывают домашнее задание

Коммуникативные УУД: Умение слушать собеседника. Регулятивные УУД:

Прогнозирование своей деятельности.

  1. Рефлексия учебной деятельности

 Слайд 13 «Свободный микрофон»

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные УУД: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД:: осознавать успешность своей деятельности.

http://festival.1september.ru/articles/519638/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

Презентация "Технологическая карта урока"

Презентация "Технологическая карта урока" предназначена для проведения заседания методического объединения учителей-предметников....

Презентация технологической карты урока по литературе в 5 классе по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В презентации представлены основные этапы урока по повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место", формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, развивающие задания для учащихся....