Планирование тьюторского сопровождения по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (11 класс) на тему

Валентина Николаевна Деревяженко

 

ПОДГОТОВКА К ОГЭ  и  ЕГЭ – 2017-2018 планирование работы муниципального тьютора по географии, анализ работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБИНСКИЙ РАЙОН

ГЕОГРАФИЯ

ПОДГОТОВКА К ОГЭ  и  ЕГЭ – 2017-2018

РАБОТА ТЬЮТОРА

ДЕРЕВЯЖЕНКО В. Н.

АБИНСК   2017 – 2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ТЬЮТОРЕ.

  1. Общие положения.
  1. Муниципальный тьютор – высококвалифицированный, опытный специалист,  владеющий достаточной информацией в области нормативно-правового, программного, учебно-методического обеспечения предметов, обладающий высоким уровнем знания содержательной и технологической специфики.

1.2.      Целью деятельности муниципального тьютора является:

  • повышение качества профессиональной подготовки педагогов путём обеспечения системного сопровождения их деятельности;
  • повышение качества организации учебно-методического обеспечения подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации;
  1. Основные направления деятельности тьютора.
  1. Информационное направление:
  • оперативное информирование педагогов и руководителей ОУ о современных актуальных направлениях деятельности ОУ в сфере образования, в том числе по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации;
  • оказание помощи в изучении, обобщении и распространении передового опыта педагогов Абинского района Краснодарского края.
  1. Организационное направление:
  • координация деятельности педагогических работников ОУ по вопросам реализации актуальных направлений деятельности в сфере образования.
  1. Методическое направление:
  • проведение совместно с МКУ ИМЦ мероприятий обучающего и методического характера для педагогов Абинского района;
  • участие в разработке, согласовании и реализации планов-графиков деятельности методических объединений педагогов;
  • участие  в рецензировании учебных  рабочих программ 2 вида по предметам;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию преподавания предметов;
  • участие в формировании базы учебных пособий и методической литературы по предметам;
  • участие в работе районных консультационных пунктов на базе ресурсных центров и ОУ по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации;
  • координация работы по повышению квалификации учителей.

2.4.Диагностико-аналитическое направление:

  • Участие в анализе качества преподавания предметов в ОУ Абинского района;
  • участие в мониторинге затруднений педагогов и типичных ошибок  учащихся, анализе КДР по предметам и корректировке работы педагогов на основе данного анализа.
  1. Права и обязанности муниципального тьютора.
  1. муниципальный тьютор имеет право:
  • Вносить предложения по совершенствованию деятельности муниципальных тьюторов, а также по повышению эффективности работы муниципальных учреждений сферы образования;
  • Запрашивать и получать в установленном порядке от учреждений и организаций ( независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на него задач и функций;
  • Участвовать в работе комиссий (аттестационных, экспертных и т. д.);
  • Проводить семинары и совещания, относящиеся к компетенции муниципального тьютора.
  1. Муниципальный тьютор обязан:
  • Выполнять возложенные на него задачи и функции в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, затрагивающими вопросы, находящиеся в его компетенции;
  • Принимать участие в планировании и реализации работы ИМЦ по совершенствованию преподавания предметов;
  • Повышать свой профессиональный уровень.

ПЛАН РАБОТЫ ТЬЮТОРА  ОГЭ  и  ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

на  2017 – 2018 учебный год

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Виды деятельности

Время

выполнения

1.

Систематическое изучение нормативно-правовых и методических документов.

В течение года на заседаниях РМО и семинарах /август, ноябрь, декабрь…/

2.

Информирование учителей об изменении в документах итоговой аттестации (кодификатор, спецификация, демоверсия).

В течение года: ноябрь, декабрь, февраль, март…

3.

Проведение консультаций на межшкольном уровне для преподавателей и учащихся по подготовке к итоговой аттестации:

- семинары-практикумы для учителей-географов;

- работа «Школы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – 2018» для учащихся, молодых специалистов, учителей…

Для учителей:  

- семинары в августе, ноябре, декабре, феврале, марте, апреле.

Для учащихся:

- консультации на базе МБОУ СОШ № 5,17 -  тьюторы Деревяженко В. Н., Ананченко И.В.

4.

Разработка рекомендаций психолога для учащихся,  родителей, преподавателей  при подготовке к ГИА и  ЕГЭ.

Сентябрь  /психолог или учитель в каждой школе/

5.

Формирование банка данных педагогического опыта учителей  по качественному преподаванию предмета и подготовке к итоговой аттестации.

На заседаниях РМО:

- мастер-класс

- обмен опытом (круглый стол)

- фрагменты мастер-класс

6.

Оформить тематические стенды в кабинетах географии школ района с правилами участия выпускников в ЕГЭ:

- общими сведениями о структуре экзаменационной работы

- сведениями о критериях оценивания работы

- демонстрационным вариантом 2016, 2017,2018 …

- образцами бланков ответа

- другими изменениями в предлагаемых КИМах…

Сентябрь  (с корректировкой в течение года)

7.

Провести встречи с родителями и учащимися с целью знакомства с дидактическими материалами для подготовки к ОГЭ и  ЕГЭ 2018.

В первой четверти.

8.

Активизировать деятельность школьных и районной библиотек по предоставлению дополнительной информации при подготовке к  ОГЭ и ЕГЭ. Использовать интернет ресурсы.

В течение года.

9.

Провести КДР  на муниципальном уровне для учащихся 9-х классов в декабре 2017г., для учащихся 11-х классов в январе-феврале 2018г.

Декабрь, февраль

10.

Регулярно информировать родителей о результатах срезовых работ и об уровне подготовки учащихся к ОГЭ  и ЕГЭ по географии.

В конце каждой четверти.

11.

Проводить КДР  и зачёты для учителей географии (в дни заседаний РМО)

В течение года

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

п/п

Виды деятельности

Время

 выполнения

1.

Составление плана и методических рекомендаций по подготовке к итоговой аттестации.

Август-сентябрь

2.

Организация работы консультационных пунктов для учащихся по подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ: работа «Школы по подготовке к ГИА и ЕГЭ 2018»…

Сентябрь

3.

Организация работы постоянно действующих семинаров учителей по повышению научно-методической грамотности.

Август, ноябрь, декабрь,  март, апрель (согласно плана  ИМЦ)

4.

Организация проведения   КДР (2, 3, 4-я четверти) для учащихся 9-х, 11-х классов, выбравших экзамен по географии в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ, с последующей корректировкой знаний.

Декабрь, январь, февраль, апрель.

5.

Согласование деятельности педагогических работников ОУ через ШМО, методистов  ИМЦ…

В течение года регулярно.

6.

Работа с пакетом документов (диагностическая  карта, отчёты  о  КДР, аналитические  отчёты).

На заседаниях РМО и семинарах.

7.

Работать в режиме «Вечерний телефон» с руководителем РМО и муниципальным тьютором  Деревяженко В. Н.

В течение года

8.

Организация «Круглого стола» для решения задач части «2» по темам «Солнечная система», «Климаты Земли», «Часовые пояса и часовые зоны России» и др.

Каждый месяц

9.

Организация семинаров-практикумов для учителей по оформлению бланков ОГЭ и ЕГЭ по географии.

На заседаниях РМО

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ «ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ  И  ЕГЭ – 2017-2018г.»

  1. Консультационные пункты работают на базе МБОУ СОШ № 5, 17:
  • (учитель географии МБОУ СОШ №5, тьютор Деревяженко В. Н.): первый, третий, четвертый вторник каждого месяца - межшкольные консультации для учащихся;
  • каждый второй вторник консультации для учителей района.

Темы: Климат, построение профиля местности, Солнечная система; задания части «2», особенности и критерии написания второй части ЕГЭ и эссэ по географии.

  • (учитель географии МБОУ СОШ №17, тьютор Ананченко Ирина Викторовна): каждая вторая суббота месяца
  1. С целью оказания методической помощи молодым учителям к работе консультационного пункта привлекаются:
  • учитель географии СОШ № 4 Бердникова Ирина Петровна
  • учитель географии СОШ № 3 Баштаненко Марина Антоновна
  • учитель географии СОШ № 10 Редька Наталья Владимировна

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

п/п

Виды деятельности

Время

выполнения

1.

Создание системы взаимодействия тьютора с заинтересованными службами (ИРО, ИМЦ, УО, СМИ)

В течение года:

-  на курсах повышения квалификации

- на семинарах

- краевых  и районных совещаниях

2.

Проведение обучающих семинаров и мастер-классов для учителей района.

На заседаниях РМО и семинарах (согласно графика РУО).

3.

Работа постоянно действующих консультационных пунктов для учащихся: «Школы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ 2018»

Для учащихся:

- консультации на базе МБОУ СОШ №5:

Первый, третий и четвертый вторник каждого месяца  в 14.00 час -  тьютор Деревяженко В. Н.

4.

Участие в районных мероприятиях по обмену опытом.

 (декабрь – февраль)

5.

Прохождение курсовой подготовки по программе «Методическое сопровождение при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ - 2018».

В течение года (согласно плана ИРО):

апрель -  октябрь 2017-2018г.

6.

Проведение межшкольного пробного экзамена  для учащихся, выбравших экзамен по географии в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.

январь- апрель 2018г.

7.

Работа с учителями, имеющими низкие результаты итоговой аттестации, а также молодыми специалистами…

В течение года на заседаниях РМО и во внеурочное время (оказание методической помощи).

8.

Создание базы КИМ для  КДР.

В течение года с использованием материалов предыдущих лет.

9.

Внести корректировки в  тематическое планирование с целью повторению тем по географии в 9-х и 11-х классах при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ 2018.

Август - сентябрь

ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

п/п

Виды деятельности

Время

выполнения

1.

Составление аналитической справки по результатам итоговой аттестации и корректировка плана работы тьютора.

29.08.2017года.

2.

Мониторинг результатов  пробных и диагностических работ по географии.

Анализ пробного районного ЕГЭ-январь

Анализ КДР - начало февраля (10.02.18)

Анализ КДР, ВПР-начало марта (2.03.18)

Анализ ВПР, апрель (14.04.18)

3.

Корректировка планов работы с учётом мониторинга результатов пробных и диагностических работ по географии.

В конце учебного года.

4.

Выявление у учителей затруднений методического и дидактического характера в ходе подготовки к ОГЭ  и ЕГЭ через собеседование.

В течение года

5.

Мониторинг типичных ошибок учащихся и составление планов работы по преодолению затруднений.

В конце каждой четверти.

АНАЛИЗ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ в 2016 – 2017 учебном году

Согласно  плана РМО учителей географии МО Абинский  район в 2016-2017 учебном  году в августе, а также каждый месяц и через «Вечерний телефон» были проведены консультации с учителями по интересующим их вопросам.

Первое полугодие:

  • изучены методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании    географии в 2016-2017 учебном году;
  • проведен  анализ типичных ошибок, сделанных учащимися при выполнении ОГЭ  – 2016; познакомились с рекомендациями Рособрнадзора по ликвидации этих ошибок;
  • провели анализ результатов  ЕГЭ – 2016 по географии в 11-х классах и познакомились с рекомендациями для совершенствования системы работы учителя при подготовке к ЕГЭ-2017;
  • осуществлён разбор заданий  2-й части  по темам «Солнечная система», «Климаты Земли, России»,

          «Часовые   пояса и часовые зоны России», «Население Земли, России», «Государственные границы России»

          /работа в группах/;

  • проведен разбор заданий «ОГЭ – 2017» для 9-го класса; и разбор заданий  «ЕГЭ 2017» для 11-го класса;
  • презентацией «Рекомендации эффективного решения проблемных заданий ЕГЭ» (материалы находятся на сайте  ГБОУ «Институт развития образования Краснодарского края»)
  • проводились межшкольные консультации для учеников и учителей на баз школ №5,17  Деревяженко В. Н., Ананченко И.В., каждую пятницу и субботу с 13 часов,  начиная с ноября месяца.
  •  Ежемесячно для учителей района   проводились семинарские занятия, на которых разбирались наиболее сложные задания,
  • Проведен пробный экзамен и КДР для учителей района ( которые позволили выявить пробелы знаний у учителей школ, проблема заключалась в том, что не  все учителя района писали работу)       
  • Второе полугодие:

1. РАБОТА НАД ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ВОПРОСАМИ:

- Актуальные методики и педагогические технологии в преподавании географии при переходе на ФГОС ООО./МБОУ СОШ №5 Деревяженко В.Н., МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В./

- «Особенности составления рабочих программ по предмету «География» /рук.  РМО Деревяженко В. Н./;

- Информация по нормативным документам ОГЭ и ЕГЭ – 2016 по географии /рук. РМО и муниципальный тьютор Деревяженко В. Н./

- Роль электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к ГИА выпускников /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В. Н./

-Использование современных технологий на уроках географии, при подготовке  к итоговой аттестации /Деревяженко В.Н, МБОУ СОШ №5/

-Блочно-модульная технология при подготовке к ОГЭ /Ананченко И.В., МБОУ СОШ №17/

-Учебно-исследовательская деятельность на уроках географии /Баштаненко М.А., МБОУ СОШ №3/

-Пути совершенствования эффективности внеурочной деятельности по предмету/Кортунова Е.А,Редька Н.В., МБОУ СОШ №10/

-Совершенствование форм и методов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В.Н., МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В./

-Методика выполнения задания части «2», /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В.Н., МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В./

-Анализ методической и справочной литературы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ» /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В.Н., МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В./

- Краевые КДР и пробные экзамены в форме ОГЭ и ЕГЭ на школьном и муниципальном уровнях  (декабрь -  апрель 2016-2017г.) –  Деревяженко В. Н. и учителя школ, сдающих ЕГЭ и ЕГЭ по географии.

2.  МАСТЕР-КЛАСС:

- «Использование технологий системно-деятельностного подхода /урок-практикум как  средство реализации системно-деятельного подхода  по теме «Политическая карта мира» 11 класс /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В.Н/

- «Синхронное моделирование при составлении комплексной характеристики экономических районов: занятие в 11 классе «Европейский Север» /МБОУ СОШ №3 Баштаненко М.А./

- «Использование блочно-модульной технологии при подготовке к ОГЭ: урок-практикум «Климаты России»-9 класс/ МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В./

Использование кейс-технологий при подготовке ГИА» /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В.Н/

- «Специфика выполнения заданий части 1-й и 2-й  при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ – 2017; география» /ДеревяженкоВ. Н. СОШ №2,муниципальный  тьютор  по географии/.

-  «Индивидуальный стиль обучения учителя и учебный успех ученика» /МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В/

- «Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся как средство формирования предметных и метапредметных результатов в преподавании географии» /МБОУ СОШ №10 Редька Н.В/

- «Требования к современному уроку в контексте внедрения стандартов второго поколения» /МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В/

 - «Примерный алгоритм работы при выполнении практикумов и проектной деятельности на уроках географии»/МБОУ СОШ №5 Деревяженко В. Н./

- Комплексное использование компьютерных средств на уроке географии /МБОУ СОШ №12 Хазова А.В./

- Роль электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки к ГИА выпускников (презентация) / МБОУ СОШ №5 Деревяженко В. Н./

- Консультативные занятия и семинары практикумы для учителей географов района /Деревяженко В. Н. СОШ №5, Ананченко И.В  СОШ №17  тьюторы  по географии/.

-   Консультации и семинарские занятия проводились муниципальным тьютором Деревяженко В. Н. (МБОУ СОШ №5) для учителей географов района, которые и должны были,  потом готовить своих учеников. Семинарские занятия были проведены:ежемесячно.; в апреле – мае месяце 2016 года консультации проводились по желанию учителей школ №10, 3, 42, 30. За методической помощью в течение года обращались учителя школ №30-Ковинская Л.А., №12-Хазова А.В., № 42-Шаповалова Н.А.

Учителя школ № 4, 15, 43, 23, 32, 18, 39, 20, 34. 39. 14 практически всегда отсутствовали, хотя ученики этих школ сдавали ОГЭ и ЕГЭ.

  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ:

- Методическая и практическая помощь учителям: молодым специалистам, вновь прибывшим учителям» /Руководитель РМО Деревяженко В. Н., МБОУ СОШ №17 Ананченко И.В./

- «УМК по географии», «КТП по курсам географии» /рук. РМО Деревяженко В. Н./

- Подготовка к освоению новых линий учебных программ и УМК курса «География» (5-9) /МБОУ СОШ №5 Деревяженко В. Н., МБОУ СОШ №17Ананченко И.В./

- «Формы итоговой и промежуточной аттестации учащихся», «Новое в заданиях ОГЭ  и ЕГЭ 2017» (информация по нормативным документам) /руководитель РМО и муниципальный тьютор Деревяженко В. Н./

ИТОГИ:

 В 2016-2017 уч. межшкольные консультации и практические занятия для выпускников, сдающих «ОГЭ и ЕГЭ 2017» ,    осуществлялись на базе СОШ №5, 17  тьюторами  Деревяженко В. Н., Ананченко И.В., каждую пятницу и субботу с 13 часов,  начиная с ноября месяца. При  подготовке к ЕГЭ  и ОГЭ межшкольные консультация посещались нерегулярно, либо вообще не посещались учениками школ и учителями № 23, 43, 32, 39, 14. и т.д.

Работа проведена большая и,  прежде всего,  с учителями школ, семинарские занятия в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ – 2017. Однако возникла новая  проблема -  географию сдавали  многие ученики, а уровень подготовки низкий

Поэтому, каждому из учителей географов района следует найти причину низкого уровня подготовки учащихся к ОГЭ по географии и в новом учебном году устранить все пробелы в знаниях.

Согласно плана работы в 2016-2017 учебном году,  руководитель РМО Деревяженко В. Н./муниципальный тьютор по географии/ проводила консультативные занятия и семинары-практикумы в августе, октябре, ноябре,  январе, марте,  апреле и мае  месяце (разбор заданий и решение задач части «1» и «2»),  а также индивидуальные  консультации (вечерний телефон).  

Руководитель РМО Деревяженко В. Н. провела  КДР по географии для учителей района.  Результаты оставляют желать лучшего…

Занятия с учителями (семинары-практикумы по решению заданий части «1» и «2»)  показали, что учителя района несерьёзно подходят к самоподготовке в рамках ОГЭ и ЕГЭ.

Остаётся ещё целый ряд тем, над которыми необходимо работать с коллегами географами (темы: «Часовые пояса и часовые зоны России», «Климаты Земли», «Солнечная система», «Геологическое строение Земли, России», «Население Земли, России», «Хозяйство стран мира», «Глобальные проблемы человечества»).

Приведу примеры по темам заданий, которые либо остались без ответа, либо ответ был неверным:

  • Строение ЗК и горные породы
  • Географическое положение России и крайние точки страны
  • Распределение осадков по территории России
  • Отраслевая специализация экономических районов России
  • Заповедники России
  • Численность и воспроизводство населения России, миграционные процессы
  • Движение ВМ, циклоны, антициклоны
  • Что такое урбанизация, её тенденции
  • Географические координаты
  • Атмосферное давление и его изменения
  • Работа с топографической картой
  • Административно-территориальное деление России
  • Часовые зоны России
  • Климаты Земли
  • Взаимосвязь между ГП и климатом Земли
  • Определение страны по её краткому описанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Технология тьюторского сопровождения

Тьюторское сопровождение предпрофильной группы обучающихся, методы и приемы...

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы

опыт тьюторского сопровождения курса по профильному самоопределению учащихся 7 класса...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Программы тьюторского сопровождения, календарно-тематическое планирование, анализ контрольных, мониторинг

Программы тьюторского сопровождения, календарно-тематическое планирование, анализ контрольных, мониторинг...