Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии».
материал по географии на тему

Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ГБПОУ  РО   «Чертковское ПУ №95»

Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии».

                                 

                           

                             Подготовила:    преподаватель географии    Малеванная Е.Ю.

                                           2016г.

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение.

II. Основная часть:

Глава 1. Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету:

  1. Способы выявления познавательного интереса у учащихся;

1.2. Пути формирования познавательного интереса у учащихся;

 Глава 2. Формы и методы формирования познавательного интереса  у учащихся:

 2.1 Роль нетрадиционных методов и форм обучения для развития познавательного интереса;

 2.2. Создание проблемных ситуаций;

 2.3.Технология опорных конспектов;

 2.4 Дидактические игры;

 2.5 Творческие работы;

 2.6 Использование на уроке дополнительной литературы;

 2.7 Работа с картой;

 2.8 Ребусы.

III. Заключение.

IV.  Cписок литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ.

     Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить обучащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

   Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

   Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучащегося. Чтобы они не подорвали у  обучащихся веру в свои силы и способности.

   Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей обучащихся – длительный процесс. Система работы педагога  по активизации познавательной деятельности студентов должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

   Поэтому, целью моей работы является: показать, что интерес  обучащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы педагога, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

Главные задачи, отсюда вытекающие:

~ показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

~ рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

 Глава 1. Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету.

1.1 Способы выявления познавательного интереса у учащихся.

      Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес:

- самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожит нерешенные вопросы.

-стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, в поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения;

- активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений;

- стремление поделиться с другими новой свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

   В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых студент получает образование.

1.2. Пути формирования познавательного интереса у учащихся.

   Как всякий психический процесс и даже как направленность личности, познавательный интерес формируется в деятельности. На фоне общего положительного отношения к учению, к учебной деятельности, к лицам и объектам, участвующим в ней, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает формирование познавательного интереса. Для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована.

   Урок-исследование с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения, высказанные учащимися, или экспериментальное решение возникших у них вопросов, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса. Конечно, это отнюдь не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо. Обучающиеся получат знания и при иных условиях, но они не приобретут ни умения самостоятельно мыслить, ни желания самостоятельно приобретать знания в дальнейшем. Хотя бы иногда участвуя в самостоятельном, заинтересованном мысленном поиске, обучащиеся не только лучше усваивают материал, но и сами меняются; это уже не пассивные исполнители, но активно ищущие, жаждущие знания деятели.

 Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний.

Глава 2. Формы и методы формирования познавательного интереса у обучащихся.

2.1 Роль нетрадиционных методов и форм обучения для развития познавательного интереса.

   При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

   Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов.   В своей практике стараюсь использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести обучающегося от любопытства к познавательному интересу.

 Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

2.2. Создание проблемных ситуаций.

   Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: какие видами природных ресурсов богат и беден регион Зарубежная Азия? Покажите схематически.

2.3 Технология опорных конспектов.

   Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках по теме «География населения мира», «География отраслей мирового хозяйства» и др., что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.

2.4 Дидактические игры:

    “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

2.5 Творческие работы.

   Сила влияния творческих работ обучающихся на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Студенты  выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах,– с использованием Power Point.

2.6 Использование на уроке дополнительной литературы.

   Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.  Например, при изучении темы «Зарубежная Европа» можно использовать материал статьи «Религиозный состав населения Европы». Он помогает студентам получить более полное представление о населении региона Зарубежная Европа.

2.7 Работа с картой.

   Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности обучащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

   Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи страны, имеющие полуостровное экономико- географическое положение ”  и др.

  Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий  обучающийся должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Использую  задания вида: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”. Третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) экономическую и политическую карты мира, определите, отрасли промышленности получили развитие в Китае?

   Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных обучающихся и помочь им устранить их в дальнейшем.

2.8 Ребусы.

   Студенты с удовольствием работают с ребусами по различным темам курса  «Социальная и экономическая география мира». Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать работы на уроке в группах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности вооружают учащихся знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.

2.Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7.

3.В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.

4. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.

5.Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.

6.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.

7.Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор компьютерных  средств обучения географии...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные.Но в разных школах, о разных предметах учащиеся отзываются по-разному. Неоднозначное отношение  Можно наблюдать и к школьно...

Доклад на тему: "Творческая деятельность обучающихся на уроках музыкального воспитания".

Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у обучающихся положительные эмоции и стимулирует увлеченность в обучении....

Конспект мастер – класса по теме « Проектная деятельность обучающихся на уроках географии

Материал в основном для 6 класса. Можно использовать как на уроках, так же в неурочное время....