Доклад на тему: "Творческая деятельность обучающихся на уроках музыкального воспитания".
методическая разработка

Трофимова Вероника Вячеславовна

Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у обучающихся положительные эмоции и стимулирует увлеченность в обучении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное бюджетное учреждение

Калужской области

«Реабилитационный центр для инвалидов

«Калужский реабилитационно-образовательный комплекс»

ДОКДАД

на тему

 «Творческая деятельность на уроках музыкального воспитания»

Трофимова Вероника Вячеславовна

педагог – организатор

                                                 

г. Калуга

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………….…………............................3

1.1. Искусство и творчество ……………………………………………....3

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА..…..…………………….….4

2.1. Понятие «творческая деятельность» …………..………………….....4

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Творческая деятельность на уроках музыкального воспитания ........9

3.2. Диалогический подход в преподавании музыки…………................10

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………….........................11

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...…..….…...12


1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Искусство и творчество.

Искусство – необходимая часть жизни человека.

Искусство – это его воплощенная душа.

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе и путь решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути – в детстве. Каждый год обучаться приходит совершенно иное поколение. Мыслят все быстрее, информации все больше, но удивляются меньше, меньше восхищаются. Существует тенденция к равнодушию, к однообразному кругу интересов, а общество нуждается в активных творческих людях. Очень важно разбудить в обучающихся интерес к самим себе, объяснить, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью.

Цель базового музыкального образования – воспитать музыкальную культуру личности, как часть ее духовной культуры.

Вхождение обучающихся в музыку – это постепенное раскрытие их духовности, возвышение чувств, приобщение к разнообразным способам соинтонирования, воспитание ценностного отношения к музыке и жизни, раскрытие творческого потенциала личности.

Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а порождение образа, позволяющего взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны, продвинуться вперед в сравнение с тем, что было прежде, придать сущему новый вид и порядок.

Творчество, творческая деятельность – практическая или теоретическая работа, благодаря которой создается нечто новое, неповторимое, оригинальное.

Творчество не следует оценивать и измерять только лишь конкретными результатами деятельности людей, творчеством является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром человек.

Творить –  значит сотворить, созидать, создавать, производить, рождать музыку и т.д.

Человек, почувствовавший радость творчества, начинает жить более полной и интересной жизнью, понимает и ценит то, что создано и делается в этой сфере.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА.

2.1. Понятие «творческая деятельность».

В философских трудах творчество понимается как реализация сущностных, творческих сил личности, стимулом и источником которых выступает культура.

Творческая деятельность - высший уровень познания человека, предполагает мобилизацию основных психических процессов, знаний, жизненного опыта, физических сил человека, мощный фактор индивидуального и общественного развития, результатом ее является нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической универсальностью.

Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование:

Творческость – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.

Убеждения П. Эдвардса в отношении творческого процесса:

  1. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка, для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают, они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
  2. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта, например - стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
  3. Творческость порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.

Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с универсальным источником энергии.

Так, К. Роджерс говорил: «Основной источник творческости проявляет себя также как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии – тенденцию человека стать тем, что заложено в его потенциальности».

По мнению Л.В. Школяр, критерием творчества выступает предуготовленность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной поэтической фразе, движении, мимике. Смысл предуготовлености к творчеству в том, что внутри обучающегося может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока не материализоваться в четкой форме, в конкретной мелодии. Именно эта внутренняя работа, процесс мысленного экспериментирования с выразительными средствами гораздо важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Говоря о результатах творчества, надо иметь в виду и то, что исполнение обучающимися своих сочинений часто вызывает у них разочарование, так как воплощение замысла оказывается гораздо беднее того звучания, которое было у них внутри. Непонимание природы и условий творчества, непременное желание педагога обязательно получить результат могут привести к травмированию психики обучающихся из-за нарушения естественности и свободы творческого процесса.

Отсюда два важных следствия:

  • Главным для педагога становится не столько обучение, сколько наблюдение за развитием обучающихся в соприкосновении с музыкой и окружающим миром.
  • Направленность на музыкальное развитие обучающихся требует отказа от многих штампов и стереотипов мышления. Процесс вхождения в искусство не может носить принудительный характер, необходима та естественность процесса, когда педагог проходит путь к музыке вместе с обучающимся, сообразно природе обучающегося и природе искусства. Педагог должен быть абсолютно уверенным в правильности выбора цели - развития личности обучающегося, его дарований, индивидуальности, творческой фантазии; быть уверенным в музыке, которая выбирается для обучающихся и которая искренне прочувствована самим педагогом; быть уверенным в методах и приемах, которые могут заинтересовать ребят музыкой; быть уверенным в том, что каждый обучающийся – художник, и обязательно талантливый.

Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

Внутренним содержанием в творчестве обучающегося может стать простая эмоциональная оценка музыкального произведения как чего-то радостного, печального, грозного. И если это несложная оценка находит выражение в соответствующем музыкальном образе адекватно замыслу автора, то можно уже говорить о творческом процессе, который превращает эстетическое переживание в сотворчество (М.А.Михайлова).

Именно в художественно-творческой деятельности находят свое выражение важнейшие функции творческой активности: реализация замысла и передача его окружающим. Но субъект творчества проявляет свое отношение к окружающему миру и самому себе не столько через продукт творческой деятельности, сколько через эмоции и чувства, сопутствующие данному процессу.

По мнению Л.С. Выготского, творческой называется такая «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувствами, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке».

Основной закон творчества заключается, по мнению Л.С. Выготского, в том «что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создают дети, важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

«…Каждый, кто хоть немного ощутил в какой либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает.

Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных музык», оно гораздо многообразнее и разветвленнее, чем, кажется. Вызвать его – это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т.е. на музыкальный материал».

Поскольку под понятием творчества подразумевается не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность обучающихся на уроках музыкального воспитания практически полностью должна быть творчеством.

Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г. Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Тем самым объект познания (музыкальное искусство) актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее «значение» в «знание для меня» или «личностный смысл».

Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у обучающихся положительные эмоции и стимулирует увлеченность в обучении.

Понятие творчества означает деятельность, создающую «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями (Колесов Д.В.). Творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков творчества – его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны». Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества обучающийся стремится опробовать разные роли. Они импровизируют, сочиняют небольшие мотивы, ответные фразы на предложения и слова, заданные ритмические рисунки; у обучающихся успешно развиваются способностей к переживанию музыки.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Творческая деятельность на уроках музыкального воспитания.

Актуальной задачей музыкального воспитания является развитие творческих способностей обучающихся.

В музыкальном воспитании творчество рассматривается как отдельный вид деятельности обучающегося, связанный с импровизацией и элементами сочинения музыки. Любая форма приобщения к искусству, должна носить именно творческий характер в подлинном смысле этого слова, т.е. давать самостоятельность, питать фантазию.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания.

Выполнение их во многом зависит от педагога, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает обучающихся к творческим заданиям, создавая определенные ситуации.

В задачи педагога входят направлять творческую поисковую деятельность обучающихся на уроках музыкального воспитания на: поиск смысла музыки, жизненных и художественных ассоциаций; поиск адекватных, выразительных и изобразительных звуковых средств музыки и их осмысленное применение для решения художественной задачи.

Там где только можно, обучающиеся должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, извлекать звук, двигаться в танце, разыгрывать сценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы.

Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире. К каждому возрасту искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком.

Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать обучающиеся в своей жизни будут без смущения, легко пользоваться этими умениями для реализации своих творческих потребностей.

3.2. Диалогический подход в преподавании музыки.

Вводя обучающихся в мир музыки, важно не загружать их балластом знаний о ней, а постоянно включать в систему ее коммуникативных связей, проигрывать эти связи различными диалогическими способами. Обучающиеся должны получать не только практические знания интонационного языка музыки, но и умения вступать в диалогическое общение с произведением, автором, эпохой. Секрет воздействия музыки на личность находится на «пересечении познания искусством и общения искусством».

Важно поставить в центр музыкально-воспитательного процесса творчески активную личность обучающегося, что требует применения диалогического подхода к преподаванию музыки. В его основе лежит система связей музыкального произведения с культурой, жизненным и художественным опытом учащихся, их активная интонационно-деятельная позиция на уроке. При диалогическом построении урока происходит становление личности в процессе совместного индивидуально равноправного «открытия» знания, многовариантного решения художественной задачи, расширения собственного опыта через соприкосновение с опытом других.

Диалогические методы основаны на соинтонировании, сопереживании, сотворчестве, художественном сходстве и контрасте, проблемности и поиске. Важнейшим средством диалогизации учебного процесса является расширение художественного пространства урока:

  • обогащение его звуковой палитры выразительными шумовыми звуками, извлекаемыми из разных предметов, с помощью «звучащих жестов» и речевого интонирования, свободного «рисования голосом»;
  • применение методики полиинтонирования, позволяющей промыслить, проинтонировать содержание музыки на параллельных художественных языках – в движении, жесте, слове, мимике, рисунке и цвете;
  • создание ассоциативной атмосферы урока с помощью художественных произведений различных видов искусства.

Это коренным образом меняет позицию обучающихся на уроке, делает их субъектами, активными участниками образовательно-творческого процесса.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Содержание понятия «творческая деятельность на уроках музыкального воспитания проявляется в двух аспектах:

  1. творческая деятельность в широком смысле – это различные формы самостоятельной интерпретации музыки: рисунком, цветом, жестом, словом (устным и письменным), сравнительным анализом, выбором аналога, придумыванием заглавия, решения слуховой задачи, создание литературно-музыкальной композиции и т.д. (интерпретация как создание аналогов в различных моделях).
  2. Творческая деятельность в узком смысле – это создание «своей музыки», ритмизация слов и стихов, озвучивание стихов и картин, выбор инструментов для аккомпанемента, сочинение мелодии, свободная импровизация и т.п. (музыкально-исполнительская интерпретация).

Систематическое использование комплексов творческих заданий по музыкальному воспитанию эффективно повышает результаты развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствует более плодотворному течению процесса постижения музыкальных произведений и глубокому проникновению в мир музыки.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Воспитание творческой личности, Наумчик В.Н., Мн., Бестпринт, 2003 г.
  2. Методика музыкального воспитания в школе, Апраксина О.А., учеб. пособие для студентов пед. Институтов, М., 1983 г.
  3. Методика музыкального воспитания в школе, Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., учеб. пособие для студентов нач.фак. педвузов. – М., «Академия», 2001 г.
  4. Методика музыкального воспитания мл. шк-в, Осенева М.С., Безбородова Л.А., учеб. пособие для студентов нач. фак. Педвузов, М. «Академия», 2001 г.
  5. Социокультурные и эстетические основы творчества детей и подростков: Материалы научно-практической конференции, Отв. Редактор Яковлева Н.Н., Кондаленко Л.К., Минск,1998 г.
  6. Теория и методика музыкального образования детей, Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, Науч. метод. Пособие, М., Фелита: Наука, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для доклада "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания"

Представленные материалы служили базовыми источниками для написания научного доклада "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как ресурс патриотического воспитания"...

Методический совет на тему "Творческая деятельность обучающихся на уроке"

Описание проведения методического совета в форме урока. Структура, основные этапы методсовета, содержание, презентация мероприятия....

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Доклад на тему « Творческая мастерская – условие для формирования личностных качеств и нравственных ориентиров у учащихся на уроках русского языка и литературы»

Творческие мастерские - это технология, которая соответствует новой педагогической философии, прежде всего философии образовательных целей: создавать условия для самореализации; реализовать возможност...

Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии».

Доклад на тему: «Познавательная деятельность обучающихся на уроках географии»....

Доклад на тему «Творческий подход в педагогической деятельности учителя из личного опыта работы»

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, за время своей работы я выработала определенные, эффективные, как мне кажется, методы и приемы обучения иностранному языку. Мне бы хотелось поделиться с...