Методическая разработка урока по географии "Дальний Восток"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Каткова Галина Алексеевна

Технологическая карта урока по географии с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dalniy_vostk_urok.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии

Тема

Дальний Восток. Хозяйство

Тип урока

комбинированный

Цель

сформировать географические знания об особенностях хозяйства Дальнего Востока и влиянии ЭГП на развитие экономики района.

Задачи

Обучающие: закрепление умений работать  с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами,  влияющими на размещение хозяйства, умение делать вывод, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий Дальнего Востока.

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

Планируемые  результаты

личностные

метапредметные

предметные

1. осознать целостность природы, населения и хозяйства данного региона

2. представление о России как субъекте мирового географического пространства

3. овладеть географическими знаниями, умениями, навыками и применять их в различных жизненных ситуациях

Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу  своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

-сформировать умения работать с разными источниками географической информации

- определять факторы, влияющие на специализацию района

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

история, ИКТ, биология

Деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии,

индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Физическая карта Российской Федерации; Экономическая карта Дальневосточного экономического района ;   атласы «География 8-9 классы»; учебник В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

Используемые ЦОРы

1.

Азиатская Россия. Хозяйство Дальнего Востока. И1

http://www.fcior.edu.ru/card/12216/aziatskaya-rossiya-hozyaystvo-dalnego-vostoka-i1.html

 

2.

 Азиатская Россия. Дальний Восток. Хозяйство. П1

http://www.fcior.edu.ru/card/12312/aziatskaya-rossiya-dalniy-vostok-hozyaystvo-p1.html

4.

Технология изучения темы

Ход урока

Работа с ЦОРами

Деятельность учителя

деятельность ученика

1.оргмомент

Эмоционально -положительный настрой на урок. Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе.

план изучения нового материала

целеполагание

2.Проверка домашнего задания

Предлагает карточки – задания, которые  размещены на доске.

Предлагаемые вопросы: 

1.характеристика ЭГП района

2.Какими природными ресурсами богат район?

3.Показать на карте  субъекты Дальнего Востока

Учащиеся выходят к доске, выбирают карточку, читают вопрос и дают ответ.

3. изучение нового материала

1.Азиатская Россия. Хозяйство Дальнего Востока

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Дальний Восток», цель: изучить состав значение отраслей специализации в хозяйстве страны. связать с ЭГП .Предлагает определить задачи урока самостоятельно.

Определяют задачи (закрепите умения работать в группе, с контурными картами, совершенствование навыка  составления  опорного конспекта )

3.1.организация фронтальной беседы

1.Азиатская Россия. Хозяйство Дальнего Востока

в чем особенности хозяйства региона, какие причины повлияли на это

заполняют таблицу

3.2.работа с наглядным материалом

Рассмотрим видеоряд таблиц, которые демонстрируют, отрасли специализации

Рассматривают , делают вывод

3.3. Самостоятельная работа

2.Азиатская Россия. Хозяйство Дальнего Востока П1

направляет учащихся на самостоятельную работу

заполняют таблицу, наносят  на карту центры специализации

3.4.работа с одаренными детьми

Подготовка сообщений, опережающие задания: «Золото», «Проблемы Дальнего Востока»

2 ученика заранее подготовили необходимые темы.

4. Рефлексия.

Предлагает ответы на вопросы: В конце  урока  я хотела  бы,  чтобы вы продолжили следующие  предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……»

Учащиеся дают ответы

5. Самооценка.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока .

Критерии оценки

оценка

Понял, но не могу применить

Понял, могу применить, но объяснить другому не могу

Понял, могу применить и объяснить

Из предложенных жетонов ученики выбираю жетон того цвета в зависимости от того как они оценили свой вклад в достижении цели урока.

На доске выстраивается «Экран достижений»

 

6. Итог урока.

Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке.

7.Релаксация

Упражнение «Свеча»

Рефлексия

Цели деятельности

Самоанализ самооценки ученика

результат деятельности


  
  V.Проблемы Дальнего Востока

Плюсы ЭГП Дальнего Востока?

- омывается двумя океанами,

- преобладание равнин в южной части Дальнего Востока,

- размещение в южной части Дальнего Востока муссонного климата,

- разнообразие природных богатств и ресурсов на территории Дальнего Востока.

Минусы ЭГП Дальнего Востока? 

- большую часть территории Дальнего Востока занимают горы,

- большая часть территории находится под влиянием воздушных масс Северного Ледовитого океана,

- на полуострове Камчатке, островах Курильского архипелага и острове Сахалин возможны землетрясения и другие виды стихийных бедствий связанных с горообразовательными процессами,

- полуостров Камчатка и Курильские острова находятся в зоне подверженной воздействия цунами,

- неосвоенность и незаселенность севера Дальнего Востока - препятствуют суровые условия (горы, тундра, полярная ночь, суровая зима),

- удаленность от центра затрудняет связи с европейской территорией, удорожая перевозки

- развитие транспортной сети на суше ( железные и автомобильные дороги).

^ 4. Закрепление изученного: Провести в форме вопрос- ответ по цепочке. Результат урока будет сразу определен:

1. В составе дальнего Востока находится островная область
(Сахалинская).

2. Дальний Восток омывается морями Тихого океана
 (Японским, Охотским)

3. В состав Дальнего Востока не входят субъекты РФ Магаданская, Камчатская, Амурская,
Читинская, Иркутская области.

4. Дальний Восток богат природными ресурсами
(водные, лесные, минеральные.)

5. Отраслями специализации являются
(рыбная, лесная, цветная металлургия)
5. Рефлексия.

Прошу всех закрыть глаза.

Кому что-то не понятно по изученному материалу – открыть глаза.

Спасибо.

Прошу всех открыть глаза.

Всем спасибо. До свидания.
^ 6. Домашнее задание: параграф 58, с.240-242, сообщение «Особенности природы Дальнего Востока», заполнить таблицу «Восточный макторегион»

Приложение № 1

Карточка 1

1. Назовите состав Кузнецко – Алтайского подрайона Южной Сибири?

2. Перечисли отрасли специализации этого подрайона?
Карточка 2.

1. Назовите состав Ангаро – Енисейского подрайона?

2. Перечисли отрасли специализации этого подрайона?
Карточка 3.

1. Назовите состав забайкальского подрайона?

2. Перечисли отрасли специализа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Методическая разработка урока на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)

Технологическая карта составлена к  уроку на тему: "Нашествие с Востока" (с использованием электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Методическая разработка урока истории по теме "Восток в Средние века"

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению урока истории по теме «Восток в Средние века» с применением проблемно-диалогической технологии. При проведении занятия использую...