Методическая разработка урока на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Игошева Надежда Антоновна

Технологическая карта составлена к  уроку на тему: "Нашествие с Востока" (с использованием электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до конца XVI века).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Конкурс «Гимназический урок»

Разработка урока на тему:

«Нашествие с Востока»

(с использованиемэлектронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

История России. С древнейших времен до конца XVI века.)

6 класс

Составила: учитель истории и общетвознания

Игошева Н.А.

Сургут, 2013

Технологическая карта урока

Тема урока

"Нашествие с Востока".

Тип урока

Изучения нового материала.

Дата урока

20.02. 2013

Образовательные ресурсы

  • Презентация урока "Нашествие с Востока".
  • Документы №1, 2. 3, 4,5
  • Исторические карты: "Русь в середине XIII века", "Монгольские завоевания в XIII веке", " Разорение монголами северо-восточной Руси в конце 1237-1238 гг."
  • Материалы электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
  • Рабочая тетрадь. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс. М., 2012
  • Учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений-М., 2010

План урока

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

3. Разгром Владимирского княжества.

4. Поход а Новгород.

5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Цели урока

  • Познакомить учащихся с монголо-татарами- опасным соседом Руси.
  • Продолжить работу над формированием умений  работы с картой, схемами, таблицами, а также самостоятельной работы с историческим источником.
  • Познакомить с ходом монгольского нашествия.
  • Проанализировать  обстоятельства первых поражений русских  дружин.
  • Определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя.
  • Перенос знаний на другие предметы (география, литература).

Формы и методы, технологии обучения

Методы:объяснительно-иллюстративный; беседа; диалог, диспут; проблемно-поисковый;   анализ; обобщение.

Формы:общеклассная, групповая и индивидуальная.

Технология:проблемно-развивающая технология обучения.

Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся,которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных),подсказок, указаний, монологических вставок.

Основные даты,понятия и термины

1206 г.- провозглашение Темучина каганом всех монголов и присвоение ему почетного титула- Чингисхан.

1206—1211 гг.- завоевательные походы монголов в Сибири.

1211—1218 гг.- покорение монголами Северного Китая.

1219-1222 гг.- завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа.

1223 г. -битва на реке Калке.

1236 г.- разгром монголами волжской Булгарии.

1237-1238 гг.- первый поход Батыя на Русь

1239-1240 гг.- второй поход Батыя на Русь

Курултай, фураж, нойон, стан.

Планируемые образовательные результаты

Научатся находить( в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую  для решения учебных задач .

Научатся представлять информацию в разных формах(таблицы, схемы).

Умение работать в группе, индивидуально.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный

(2 минуты)

Знакомство с темой, планом  занятия, задачами и методами деятельности,

мотивационная настройка;

формирование учебных групп.

  • Зачитывает 2 высказывания (для создания эмоционального настроя).

1."...О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская..."

2. "...Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

Эти высказывания о Руси XIII века. Что произошло на Руси? Ответить на этот вопрос мы сможем сегодня на уроке, тема которого "Нашествие с Востока".

  • Знакомит с темой, планом  занятия.

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайды  №1, 2, 3, 4

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

  • Просматривают  презентацию "Нашествие с Востока" 

 Слайды  №1, 2, 3, 4

  • Организует учебные пары для проведения работы с историческими источниками и составления выступлений.

Устойчивый познаватель-ный интерес к описываемым событиям.

II. Основной

(32минуты)

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке.

Деятельностьучителя

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Регулятивные

" В центре Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена. Их главное занятие- скотоводство. Они разводили лошадей, овец. Земледелием монголы не занимались. Жили монголы в кибитках(юрта, поставленная на повозку), главным богатством был скот и пастбища.

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №5,

В 12 веке они переживали разложение родового строя, столкновения перестали в кровопролитные войны. Каждый мужчина должен быть прекрасным наездником, хорошим стрелком, беспощадным к врагам."

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №6,

  • Предлагает учащимся прочитать Документ №1(Плано Карпини "История монголов") и выполнить задания к нему.
  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Каталог. Атлас.Монгольские завоевания в XIII веке."
  • ПросматриваютПрезентацию "Нашествие с Востока"

Слайды №5, 6.

  • Записывают в рабочей тетради определение понятия кибитка .
  • Выполняютпроблемные задания к  Документу№1, работая в парах

Устанавливать рабочие отношения в группе.

Формировать основы социально-критического мышленияпри работе с историческими источниками.

"В началеXIIIв. во главе монгольских племен стал энергичный, коварный нойон(князь), талантливый полководец Темучин. Ему удалось подчинить монгольские и соседние тюркские племена. Самым большим и воинственным было племя татар.  Все монгольские племена соседние народы часто называли "татары.

В 1206 г.на съезде монгольской знати-курултае Темучин был провозглашен Великим ханом- Чингизханом. Чингизхан на курултае поставил перед монголами задачу завоевать весь мир."

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайды  №7,8, 9

  • Предлагает учащимся прочитать Документ №2 (Ян В.Г."Чингиз-хан") и обсуждает с учащимися впечатление, которое произвел на них образ Чингизхана.
  • Просматривают  из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Каталог. Биография. Чингисхан.
  • Просматривают Презентацию "Нашествие с Востока"

 Слайды  №7,8, 9

  • Записывают в рабочей тетради определение понятиянойон,курултай,имя монгольского князя  (хана)Темучин (Чингизхан),дату1206 г. -- провозглашение Темучина каганом всех монголов и присвоение ему почетного титула- Чингисхан.

Уяснять понятия в ходе изучения материала.

Осознавать свои эмоции.

" Ответ на вопрос: "Что стало одной из причин активных завоевательных походов монголов?" мы можем найти в романе Яна В.Г."Чингиз-хан"

  • Предлагает учащимся прочитать Документ №3 (Ян В.Г."Чингиз-хан"),подумать над тем, как объясняет автор романа причины завоевательных войн монголов.
  • Выполняют познавательное задания (Документ №3).

Излагать свое мнение аргументируя его, подтверждая фактами.

Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

"Создав мощную армию, Чингизхан в  1206-1211 гг.совершил  завоевательный поход в Сибирь  и покорил бурят, якутов, уйгуров, Тунгутское царство,  затем покорил Северный Китай (1211-1215 гг.), Корею (1218 г.)завоевал Среднюю Азию и Кавказ(1219-1222 гг.)".

 Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №10

  • Предлагает учащимся прослушать отрывок из  романа Яна В.Г."Чингиз-хан"(Падение Самарканда"),

Документ №4

"Эти завоевания стали возможны благодаря изменениям, которые произвел Чингизханв монгольском войске:

  • коллективной ответственности за поведение в бою;
  • введение особых приемов боя: ложное отступление.заманивание врага под удар главных сил;
  • использование осадной техники".

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №11

  • Работают с картой из электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной: Нашествие с Востока. Атлас. Монгольские завоевания в XIII веке."
  • Систематизируют материал по ходу рассказа учителя в хронологическую таблицу "Завоевательные походы монголов" в своих тетрадях.

Дата

Событие

1206-12011 гг.

Покорение бурят, якутов, уйгуров, Тунгутского царства

1211-1215 гг.

Покорение Северного Китая

1218 г

Завоевание Кореи

1219-1221 гг.

Завоевание Средней Азии

Используют  разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)при работе с исторической картой, документом.

Знать хронологию событий.

1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь".

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №12

  • Предлагает учащимся прочитать Документ №5(Галицко-Волынская летопись.Битва на реке Калке. 1223 г.) и выполнить задания к нему.

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас. Монгольские завоевания в XIII веке."
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 1.из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.
  • Продолжают в своих тетрадях заполнять хронологическую таблицу "Завоевательные походы монголов".

Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

Определять проблему в деятельности по выполнению заданий к документу.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

   "В 1227 году умер Чингисхан, завещавший монголам покорить всю землю до "последнего моря".

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №13

Целых 12 лег ничего не было слышно о монголо-татарах в русских землях. Начало нового нашествия на Русь положил Великий курултай 1235 г., подтвердивший решение предыдущего съезда монгольской знати (1229 г.) — покорить земли, лежащие к северу и западу от Каспийского и Черного морей.

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №14

Поставленные задачи требовали значительной подготовки. В результате мобилизации в армию из каждой семьи старших сыновей было сформировано 30—40-тысячное войско. Вместе с вспомогательными силами оно могло насчитывать до 120 тысяч человек. Русская армия насчитывала около 30 тыс. воинов.

Войско монголов состояло из тяжелой и легкой конницы. Внушительность надвигавшейся армады дополнялась тем, что каждый монгольский воин имел при себе двух-трех запасных лошадей.Русская армия - конная дружина и пешее городское ополчение.

Внуку Чингисхана Бату(Батыю) было поручено командовать войсками. В переводе его имя означало «крепкий», «твердый», «несокрушимый».

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №16

  • Составляют сравнительную таблицу  "Соотношение русских дружин и монгольского войска"  на основе рассказа учителя.

Вопросы для сравнения

Монголы

Русская армия

1. Численность армии

От 3040 до 120-140 тысяч  воинов

Около 30 тысяч воинов

2. Рода войск

Тяжелая и легкая конница

Конная дружина, пешее городское ополчение

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №15

  • Просматривают  из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Каталог. Интерактивные модели. Монгольский воин и его вооружение.
  • Выполняют проблемные заданияк § 12, № 2 из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.

Группировать факты по различным признакам при составлении сравнительной таблицы.

Находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятель-но, используя ИКТ.(интерактивная модель монгольского воина и его вооружение).

"Военный поход был тщательно распланирован и обеспечен информационно благодаря многочисленным шпионам, заранее направленным на эти территории. В первую очередь предполагалось уничтожить кочевые племена, обитавшие на восточной границе Руси по течению Волги (болгар), а также половцев и народы, заселявшие нижний Дон. В течение 1236—1237 гг. эти задачи были решены, и создан надежный тыл монгольской армии.

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №17

Батый  решил воевать не в Южной Руси, а в Северо-Восточной, на тот момент самой сильной из русских земель. Победа на этой территории открывала дальнейший путь на юг — в киевские земли и далеко на запад, без опасений за свои тылы.

Военные действия начались зимой. Как вы думаете, почему?

Да, так как по замерзшим рекам Северной Руси было передвигаться легче, чем через леса. Сильных морозов монголы не боялись, так как сами жили в суровых климатических условиях. Зимняя одежда у них была сшита из меха, а привычные к холодам лошади могли и под снегом находить скудную пищу."

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас. Монгольские завоевания в XIII веке.
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 2 из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.
  • Обсуждают проблемный вопрос:
  • Почему монголо-татары начали свое вторжение на Русь зимой?

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №17

Понимать позицию другого при обсуждении проблемного вопроса.

Осуществлять познаватель-ную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познаватель-ныхзадач.

" В декабре 1237 года монголы вступили в пределы Рязанского княжества. Батый направил в Рязань послов- «жену чародейку и двух мужей с нею» с требованием десятины «с князей, и с людей, и с коней белых, вороных, бурых, рыжих и пегих». На что князья рязанские ответили: «Если нас не будет всех, то все ваше будет». После этого направили гонцов к князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому с просьбой о помощи. Однако великий князь, гордый и надменный, считал, что один управится с неприятелем, и ответил отказом на их просьбу.

Батый привел 120 тысяч воинов. Владимиро-Суздальская земля насчитывала горожан и феодалов 100 тысяч. Среди них боеспособных мужчин было 20-25 тысяч. Рязань могла собрать 3-7 тысяч. Итак, превосходство монголов было значительным.

Юрий Игоревич Рязанский направил послов во главе состаршим сыном Федором с дарами к монголо-татарам. Батый от даров не отказался, более того, узнав, что жена у Федора отличается необычайной красотой, потребовал у князя: «Дай мне, княже, ведеть жены твоей красоту». На что Федор будто бы ответил: «Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Князь Федор за такой ответ поплатился жизнью, а жена его Евпраксинья, узнав о смерти мужа, взяла на руки малого сына и бросилась с высокой башни.

После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала".

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас.Разорение монголами северо-восточной Руси в конце 1237-1238 г.
  • Смотрят из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Фотоизображения. Оборона Рязани. Диорама Е. Дешалыта.
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 2из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.
  • Выполняют проблемные задания к документу из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. Взятие Рязани Батыем.
  • Назовите на основе  "Повести о разорении Рязани Батыем" причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя.
  • Прочитайте строки, где летописец  говорит о мужестве русских людей.

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №18

Строят монологическое и диалогическое высказывания.

"Народное сказание повествует о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата, который  поспешил с небольшой дружиной в родную землю, но застал рязанские города уже разоренными. Собрав 1700 воинов, он устремился в погоню за Батыем, чтобы отомстить за пролитую кровь. Настичь монголов удалось уже в земле Суздальской, где Евпатий напал на них со своими воинами.

После упорного сражения кочевникам удалось захватить в плен пятерых рязанских дружинников. Батый спросил их на допросе: «Какой вы веры и какой земли, что мне зло творите?» На что получил ответ: «Веры христианской, а воины мы великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а полка Евпатия Коловрата. Посланы мы тебя, царя сильного, почтить и честно проводить». Монгольский хан послал на Евпатия Коловрата своего шурина Хозтоврула, который обещал взять живьем непокорного боярина. Однако все вышло иначе. В открытом бою Евпатий рассек монгольского богатыря «мечом надвое до седла».

Только после того как Батый направил на рязанцев многочисленные полки, дружина Коловрата была разбита, а сам он убит. Его принесли мертвого к хану, и тот приказал тело его отдать оставшейся дружине его, которая в том бою была пленена. «И повелел их отпустить и ничем не вредить...» Среди исследователей существуют разные точки зрения относительно подлинности истории об Евпатии Коловрате. Некоторые считают его эпическим героем, собирательным образом, но в любом случае повесть об этом рязанском богатыре рассказывает о начале народной борьбы против завоевателей,мужестве русского народа, стойко сражавшегося за родную землю"

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №19

  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. О сражении Евпатия Коловрата с татарами.
  • Просматривают из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Фотоизображения. Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное.

3. Разгром Владимирского княжества.

"Разорив Рязань, монголы двинулись дальше на северо-восток.Пали упорно оборонявшиеся Коломна, Москва, и Батый устремился к Владимиру-на-Клязьме. Из Суздаля к стенам Владимирапригнали множество пленных. Их,босых, замерзающих от зимней стужи, стали водить перед стенами, показывая осажденным. Но владимирцы не открывали ворота врагу.

   Овладев Владимиром, орда рассыпалась по Русским землям, захватывая города, разоряя поселения. Только в феврале 1238 г. под натиском монголо-татар пало 14 городов.

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №20

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас.Разорение монголами северо-восточной Руси в конце 1237-1238 г.
  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. Взятие Владимирамонголами. Отрывок из русской летописи.
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 2из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.

Находить в источнике достоверную информацию, необходимую  для решения проблемного задания.

  "К лагерю великого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить двинулось отборное войско монголов во главе с известным полководцем Бурундаем. К этому времени великому князю на помощь привел дружины брат Святослав и трое племянников из Ростова. Силы были собраны значительные. Только сторожевой отряд состоял из 3 тысяч человек. Однако наступление Бурундая оказалось неожиданно быстрым и с различных направлений, в результате чего он смог окружить русские полки. «И была сеча зла», монгольские конники наносили удары со всех сторон и «побежали наши от иноплеменников, и был убит князь Юрий и многие из его дружинников». Таким образом, 4 марта 1238 г. монголо-татары разбили остатки русских войск".

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас.Разорение монголами северо-восточной Руси в конце 1237-1238 г.
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 2 из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.
  • Отвечают на проблемные вопросы:
  • Имели ли русские дружины шансы на победу в данном сражении? Свой ответ обоснуйте.
  • Подумайте, как повлиял исход битвы на дальнейшую судьбу Северо-Восточной Руси?

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №21

Выдвигать версии при обсуждении проблемных вопросов.

4. Поход на Новгород.

"В то же время, когда шла битва на реке Сить, другой отряд монголов осаждал Торжок.  Город оборонялся  в течение 2-х  недель, и 5 марта 1238 г. пал под ожесточенным натиском монголов. Жители Торжка ожидали помощи от Новгорода, но ее так и не последовало.

  Горестные слова летописи доносят до нас обстановку той тревожной поры: "Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустроении".

  • Просматривают из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Фотоизображения. Торжок.
  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. Взятие Торжка и возвращение татар назад. Отрывок из русской летописи.
  • Отвечают на проблемные вопросы:
  • Как вы понимаете слова летописца?
  • Могла ли Русь, объединив усилия, противостоять грозному врагу?

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №22

  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 2из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.

Устанавливать целевые приоритеты  при ответе на учебную проблему.

" Не дойдя до Новгорода 100 верст, Батый повернул свое войско. Этот факт является одной из загадок истории.

   Выскажите свои предположения по данному вопросу".

  • Высказывают свои соображения над проблемным вопросомо причинах возвращения Батыяв степи в 1238 г., работая в группахпо 4-е человека.

Предположения учащихся:

  • приближение весны и распутицы;
  • потери, понесенные в предыдущих сражениях;
  • непригодность Новгородских земель для кочевого хозяйства монголов;
  • стремление разделить Русские земли, противопоставив Новгород остальной Руси

Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничествав ходе прослушивания ответов одноклассников на проблемный вопрос..

" Повернув свою армию на юг, чтобы не двигаться по опустошенной им же самим местности, хан Батый подошел к городу Козельску".

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №23

  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. Осада Козельска.
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь") к § 12, № 2из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.
  • Отвечают на проблемные вопросы:
  • Почему татары прозвали Козельск "злым городом"?
  • Какое впечатление произвело на вас сообщение о героической обороне Козельска?
  • Подумайте, какое влияние оборона Козельска могла оказать на дальнейшие завоевательные планы Батыя?

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №23

Владеть смысловым чтением.

Формулиро-вать о обосновывать выводы.

Организует обобщение по итогам первого похода монголов на Русь, используязадания и вопросы .

  • Выполняют проблемное задание (I).
  1. Расположите события в хронологическом порядке:
  1. Взятие  Владимира
  2. Битва на реке Сить
  3. Взятие Москвы
  4. Битва под Коломной
  5. Взятие Рязани
  6. Взятие Торжка
  7. Взятие Козельска
  • Отвечают на проблемныйвопрос:
  • Какие были результаты первого нашествия монголов на Русь?

Презентация "Нашествие с Востока"

 Слайд  №24

Выстраивать последователь-ность описываемых событий.

5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

"В 1239 г. Батый начал второй поход на Русь. Его целью было не только завоевание южных земель, но и вторжение в Западную Европу.

  В этом же году монголы взяли и сожгли Переяславль-Южный, Чернигов, другие города Южной Руси.

   5 сентября 1240 г. войска Батыя окружили со всех сторон Киев. Даниил Романовичпоручил оборону города наместнику, боярину Дмитрию. Командовавший войсками Мункэ послал в город своего посланника с требованием сдаться. Однако киевские власти приказали убить монгольского посла. Это предрешило судьбу города.

Монголы установили у стен города стенобитные орудия, которые день и ночь обрушивали на киевские укрепления свои удары, после чего стены рухнули.. Многочисленные стрелы, выпускаемые с обеих сторон, «затмили свет», воевода Дмитрий был ранен. Киевлянам пришлось отступить, но они успели построить новое укрепление около Богородичной церкви.

На следующий день здесь разгорелось новое сражение. Оставшиеся в живых жители укрылись в церкви, стены которой не выдержали такого количества людей, прятавшихся на полатях. Церковь рухнула. Три месяца киевляне мужественно сражались. Город был взят 6 декабря 1240 г., раненому воеводе Дмитрию за его мужество была дарована жизнь.

    В Киеве от всего города осталось не более 200 дворов, а в окрестностях, по которым проезжал в 1246 г. (шесть лет спустя после погрома) монах Плано Карпини, валялось бесчисленное множество человеческих черепов и костей, разбросанных по полям".

Презентация "Нашествие с Востока"

Слайд  №25

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас.Походы Батыя на Русь в 1236-1241 годах.
  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. Разорение Чернигова. Отрывок из русской летописи.
  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. Взятие Киева монголами.
  • Выполняют проблемные задания(заполняют пропуски в таблице "Походы Батыя на Русь")к§ 12, № 2из  Рабочей тетради. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс.

Использовать ИКТ как инструмент для заполнения таблицы "Походы Батыя на Русь".

Читать историческую карту с опорой на легенду.

"Весной 1241 г., полнив свои ряды, отдохнувшие монгольские воины устремились в Венгрию, Польшу, Чехию. Достигнув берегов Адриатического моря, обескровленные монгольские войска в конце 1242 г. вернулись на Волгу. Завещание Чингисхана было не выполнено.

  Четыре героических года сопротивления русского народа ослабили силы захватчиков. Планы создания монгольской державы от Тихого до Атлантического океана были сорваны."

Презентация "Нашествие с Востока"

Слайд  №26

  • Работают с картой из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Нашествие с Востока. Атлас.Походы Батыя на Русь в 1236-1241 годах.
  • Продолжают заполнять в своих тетрадях хронологическую таблицу "Завоевательные походы монголов".

Дата

Событие

1241 г.

Поход монголов в Венгрию, Польшу, Чехию.

  • Читают документ из электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной:  Хрестоматия. О разорении Руси, Польши и Венгрии.

Умение делать выводы из полученной информации.

Рефлексия

(5 минут)

Известно, что Русь постоянно подвергалась набегам кочевников. Историки до сих пор спорят, как нужно было вести себя русским князьям во время вторжения монголо-татар  на Русь:

  • помогать осажденным городам;
  • изматывать враг по лесам, не встречаясь в генеральном (главном) сражении, или, наоборот, принять его;
  • выжидать в надежде, что зимой конное войско татар не решиться на вторжение.

Презентация "Нашествие с Востока"

Слайд  №27

  • Работают в группах по 4-е человека над проблемным заданием.
  • Руководитель группы выступает с аргументами по представленной точке зрения.

Подведение итогов работы и домашнее задание

 (1 минута)

Домашнее задание:

  • § 12, вопросы и задания к параграфу.
  • Прочитать документ на стр. 105 и ответить на вопросы к нему;
  • Выполнить задания №  из Рабочей тетради  к § 12: № 3, 4,5,

Презентация "Нашествие с Востока"

Слайд  №28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.

Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА  ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели:  1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...

Методическая разработка урока по теме:Древний Египет в 5 классе

Итоговое занятие по теме: Древний Египет позволяет закрепить полученные знания в игровой форме и восполнить пробелы в знаниях....

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...

Презентация к уроку на тему:"Нашествие с Востока" (6 класс)

Презентация к уроку на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)...

разработка урока по теме "Нашествие с востока"

разработка урока по теме "Нашествие с востока"урок истории, 6 класс...