разработка урока по теме "Нашествие с востока"
методическая разработка по истории (6 класс)

Ооржак Нелли Сергеевна

разработка урока по теме "Нашествие с востока"

урок истории, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashestvie_s_vostoka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ак-Довурака

Методическая разработка урока

По истории 6 класс

Учителя истории и обществознания Ооржак Н.С.

Разработка открытого урока.

Тема: Нашествие с Востока

Класс: 6

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;

Развивающая: совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал,иллюстрации учебника,

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Проверка учебных принадлежностей.

Прежде чем начать изучение новой темы давайте  проверим наши знания, для этого я раздала вам кроссворды. На разгадывание даю 3 мин. После этого все вместе будем записывать ответы на доске.

Какое у нас ключевое слово получилось? МОНГОЛЫ. А значит, мы сегодня будем изучать о ком?

Хочется начать урок со следующего эпиграфа::::

«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».

Тема урока :  “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь.                                                                                               

  1. Изучение нового материала

Начнём с вопроса: что вы знаете о монголо-татарах?                        

Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами». На какой стадии развития находились монголо-татары к началу завоевательных походов?

Нам необходимо выяснить, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Вот вопрос!

И сейчас давайте выслушаем С.Айраду, она подготовила сообщение о Чингисхане.

ПРЗЕНТАЦИЯ:

  Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)

Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?

1). все племена удалось подчинить Темучжину

 2). Высокий уровень боевой дисциплины

  3) хитрая тактика , умение владеть оружием и  военные приспособления

Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г.

СЕЙЧАС я раздам задания, вы прочитаете и ответите на вопросы.

 Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?                                                                  

Причины поражения русских войск в битве на р. Калке: ЗАПИСЬ в тетрадь

  1. отсутствие единства и несогласованность действий русских князей
  2. отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.

 Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.                                                                                             

ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ

1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.

Дата в тетрадь: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.

Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.

Сейчас мы по схеме проследим поход Батыя на Русь.

Ученики называют, учитель кратко комментирует.

Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.  

Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.

Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?

Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости., которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей.

2 поход монголо-татар 

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.

ПОЧЕМУ БАТЫЮ УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ УДАЧНЫЙ ПОХОД НА РУСЬ?

- раздробленность русских земель

- продуманный план Батыя.

  1. Итог урока

Ответ на учебную задачу: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);

2.  высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);

3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Однако, русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

 Домашнее задание

Стр. 112 прочитать документ и ответить на вопросы 1,2

Подведение итогов.

Учитель: Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Возвращаясь  к  началу урока,  давайте  попробуем  ответить  на вопрос,  почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

        
(
Ответы: Огромная,  хорошо  обученная  армия,  железная дисциплина,  совершенные орудия, многочисленная конница,   военная  хитрость,   лучшие  осадные орудия,   военный опыт)

 

 Приложения:

Приложение № 1

Вопросы к кроссворду:

1. Богиней плодородия у славян была …

2. Русские, украинцы, белорусы в какую группу славян входили?

3. Как называли слово  налог в древнее время?

4.  Имя княгини, которая отомстила древлянам за смерть мужа.

5.Кто является автором следующей фразы : «Да будет Киев- матерью всех русских земель» ?

6. Как назывался объезд князя со своей дружиной русских земель с целью сбора дани?

7. Как называлась религия славян до принятия христианства?

Приложение № 2

Правила составления Синквейна: (в конце урока)

  1. Одно существительное
  2. 2 прилагательных, выражающих главную мысль
  3. Три глагола
  4. Фраза, несущая определенный смысл
  5. Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
  6. Заполните пропуски:

Битва на р. Калка произошла в …. году

Участники битвы:

1-

2-

Действия русских князей:

Сколько дней длилась осада лагеря? …..

Результат битвы: (кто победил)……….

Куда дальше повернули монголы и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.

Тип урока:  урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОРОбразовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (З...

Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс

При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Методическая разработка урока по географии "Дальний Восток"

Технологическая карта урока по географии с использованием ЭОР....