Статья: ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА КАК ОБЪЕКТ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
статья по географии на тему

Чибирева Надежда Геннадиевна

Рассмотрены объекты природно-культурного наследия Тосненского района, используемые для проведения учебных экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_istoriko-kraevedcheskoe_nasledie_tosnenskogo_r-na.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА

КАК ОБЪЕКТ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ:

Н.Г. Чибирева

Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района

Санкт-Петербурга

e-mail: 2308566@mail.ru

Аннотация.Рассмотрены объекты природно-культурного наследия Тосненского района, используемые для проведения учебных экскурсий.

Ключевые слова. Краеведение, историко-культурное наследие, учебные экскурсии, Тосненский район Ленинградская область.

Abstract: The objects of natural and cultural heritage of Tosno district, used for educational excursions, are considered.

Keywords: Local history, historical and cultural heritage, study tours, Tosnensky district, Leningrad region.

Экскурсия –процесс познания окружающего мира с использованиемнаглядного метода, эффективная форма приобщения подрастающего поколения к природному икультурному наследию своей малой родины.Для учащихся школ Тосненского района разработана экскурсия с посещением усадьбы Марьино и поселка Лисино-Корпус – колыбели лесохозяйственной науки России[2]. В задачи экскурсии входит: а) развитие представлений о ландшафтах южной тайги; б) знакомство с архитектурой и планировкой усадеб и усадебных парков XIX в.; в). формирование экологического мышления, овладение навыками бесконфликтного поведения в природе.

Усадьба Марьино,памятник архитектуры и садово-паркового искусства конца XVIII – первой половины XIX в.,находится в живописной долине реки Тосно рядом с деревней Андрианово. Хозяевами усадьбы были два древних русских рода – Строгановы и Голицыны, соединенные родственными узами.Название усадьба получила по имени первой владелицы — баронессы Марии Яковлевны Строгановой, жены «именитого человека» Григория Дмитриевича Строганова, купившей в 1726 г. земли с десятью деревнями и двумя пустошами недалеко отдороги, соединявшей столичный Санкт-Петербург и Москву. Современный облик усадьба приобрела в начале XIX в. Проект дворца в форме полукруга, раскрывающегося навстречу английскому парку и пруду, создан учениками А.Н. Воронихина – крепостными Строгановых П. С. Садовниковым и И. Ф. Колодиным. В имении работали также архитекторы Х. Ф. Мейер и А. А. Менелас [3].

В 1825 году в Марьино была основана земледельческая школа, в которую из пермских вотчин Строгановых прислали на обучение 50 крестьянских сирот. В советский период в Марьино располагался детский дом. В настоящее время комплекс отреставрирован, в нем создан культурно-исторический центр ООО «Усадьба Марьино». Это предприятие туристской индустрии,член Ассоциации владельцев исторических усадеб, которое предоставляет услуги по размещению туристов VIP-уровня, услуги по проведению свадеб, корпоративных мероприятий, дворянских балов и т.д.Экскурсия по усадьбе позволяет познакомиться с парковым ландшафтом, созданным на месте таежного леса.

Лисино-Корпус (первоначальное название Лисино) –  единственный в России памятник природы и культуры, позволяющий проследить результаты использования различных систем и методик лесоводства, применяемых на протяжениипочти двух столетий. В истории создания памятника выделяются следующие вехи:

1. Возникновение сельца Лисино (не позднее, чем вXVI в.).

2. Образование Лисинской лесной дачи –места проведения царских охот (вторая половина XVIII в.). Сохранилсяимператорский охотничий дворец, построенный в 1857 г. по проекту Николая Бенуа.

3. Создание учебного лесничества(1805 г.) и Егерского училища (1834 г.). В связи с размещением в лесничестве служащих военизированного Корпуса лесничих и лесной стражи появилось современное название Лисино-Корпус. Лесничество возникло при деятельном участии министра финансов Е. Ф. Канкрина (1774–1845 гг.). По проекту Николая Бенуа были построены учебный корпус (1855 г.) и церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1862 г.), Альберт Кавос проектировал двор Егерского училища (1857 г.)[1].

4. Создание Лисинского лесотехнического техникума (1934 г.), в настоящее время – Лисинский лесной колледж. Колледж готовит техников и младших инженеров лесного и лесопаркового хозяйства. В колледже учатся студенты Северо-Западного региона России. Они получают комплексные знания по всем отраслям лесного хозяйства. Колледж поддерживает и развивает деловое сотрудничество с международными организациями, занимающимися проблемами лесного хозяйства и экологии, подготовкой специалистов.  На территории учебного лесничества проходят также практику студенты Лесотехнической академии.

В Лисино-Корпусе получил развитие ряд направлений отечественного лесоводства и лесопользования: первые проекты лесоустройства и лесной мелиорации, новые системы рубок леса, проекты создания лесных питомников,методы искусственного восстановления лесов.Здесь опробовались специальные лесные машины и технология комплексной переработки древесины и хвои. Особенно следует отметить экологические исследования взаимосвязей между лесом и средой,учение о типах леса, теорию и практику лесной энтомологии. В учебном лесничестве создана система комплексных учебных экскурсий по лесоводству, создавало.

В начале 1950-х гг. Лисинское лесное хозяйство посетил писатель Л. М. Леонов, собиравший материал дляромана «Русский лес».  Писателя сопровождали профессор лесотехнической академии М. Е. Ткаченко, лесоводы Н. П. Анучина, Е. И. Лопухова, писатель-ученый А. А. Ливеровский.

При Лисинском лесном колледже действует Музей природы и истории российского лесоводства, в экспозиции которого освещеныистория царских охот в Лисино, деятельность учебного лесничества и лесного училища, отдельные страницы истории лесного дела в России.

В результате знакомства с усадьбой Марьино,учебным лесхозом и Музеем природы и истории российского лесоводстваучащиеся получают знания по географии, истории, биологии, литературе, а также представления о сферах деятельности работников лесного хозяйства и туристской индустрии. Таким образом, экскурсия способствует профессиональной ориентацию учащихся Тосненского района.

Литература

  1. Лисино-Корпус // Саблино. Ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sablino.ru/tosn/liskorp_datcha_1.htm. Дата обращения 12.02.2018.
  2. Макарский А.М., Комиссарова Т.С. Тосненский край. – Лики России, 2002. – 92 с.
  3. Усадьба Марьино. [Электронный ресурс]. URL:  http://usadbamaryino.ru. Дата обращения 12.02.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы музейной педагогики и школьного краеведения

Статья о проблемах музейной педагогики и школьного краеведения....

Статья. Сохранение культурного наследия на уроках словесности.

В статье изложены размышления о роли учителя в сохранении культурного наследия....

Статья "Олонхо – главное наследие якутского народа"

Олонхо — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Занимает центральное место в системе якутского фольклора.Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказ...

Изучение жилища русских старожилов Сибири как компонента материальной культуры субэтноса в школьном краеведении

методические рекомендации для организации этнографических исследований школьников...

Статья "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога"

В статье "Мир домашней работы учащихся как объект профессионального творчества педагога" исследуется творческий подход педагога при постановке задач на закрепление и усвоение материала во вр...

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...