Проблемы музейной педагогики и школьного краеведения
статья по краеведению по теме

Иванова Любовь Аркадьевна

Статья о проблемах музейной педагогики и школьного краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 имени А.И.Трофимова»

города Чебоксары Чувашской Республики

                                       

Проблема музейной педагогики

и школьного краеведения.

Работу выполнил учитель истории

МБОУ «СОШ №30» г. Чебоксары

Чувашской Республики

Иванова Любовь Аркадьевна, 1 категория

Чебоксары -2013

       Сегодня для отечественной педагогики проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей, отказываются чтить вековые традиции родного народа. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения по силам школьному краеведению.                                      

     Музейная педагогика стала формироваться в  1990-е гг. как новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.  Она осуществляет связь  прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением. Академик Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания гражданственности», которая «учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».

     Школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности педагогов и учащихся и обладают значительным образовательным потенциалом. Они ставят перед собой цели:

 -вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

 -развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма.

 -формирование у детей высокой нравственности, социальной активности, инициативности, ответственности и трудолюбия.

       Краеведческая деятельность в школе осуществляется в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков, клубов и обществ) и внешкольной, проводимой под руководством учреждений дополнительного образования.

        Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

        Среди музеев школ России мемориальный музей 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии в 30-й школе г.Чебоксары считается базовым.  Участник Великой Отечественной войны, работавший в первые послевоенные годы директором школы №30 г.Чебоксары, Стребнев Александр Иванович, оформив два стенда с фотокарточками нескольких однополчан, поместил их в одной маленькой комнате и назвал ее комнатой боевой славы. Наверняка, он и не предполагал, что это явится началом изучения боевого пути подшефной 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии и истории всей Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., станет центром(штабом)военно-патриотической работы в школе.

      Совет музея  долгое  время  работал в тесной связи с советом ветеранов в г.Москве. По его рекомендации в ноябре 2003 года в музей приезжали из Московского телевидения. Сотрудники провели видеосъемку стендов школьного музея, в квартирах трех ветеранов дивизии. Материал использовался в документальном фильме о боях на реке Жиздра Калужской области. Это был второй телефильм, куда включены  фрагменты боевого пути 324-ой стрелковой дивизии. Первый фильм под названием «Цветы на камнях» на экранах Чувашского телевидения демонстрировался в середине 80-ых годов.

        Работа  музея 324 ВДКСД организуется на основе самоуправления и проводится согласно плану.

        Руководит музеем Совет, который состоит из 9 человек: представители администрации школы, учителя, учащиеся, ветераны. Работают 24 экскурсовода из числа учащихся. Имеет  свой  устав. 

I.Общее положение устава:

1.Школьный музей 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии, созданный на общественных началах и открытый 9 мая 1968 года приказом директора школы от 16 мая 1968 года, выполняет функции военно-патриотического воспитания среди молодежи Калининского района и учащихся школы.

2.Основным предметом деятельности школьного музея является реализация постановлений и решений правительства России и высших образовательных и ветеранских организаций по улучшению военно-патриотического и идейно-политического воспитания учащихся и молодежи.

Деятельность музея направлена на:

  1. воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;
  2. достойную службу в рядах Российской Армии;
  3. изучение истории нашей страны;
  4. изучение Великой Отечественной войны;
  5. знание подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. нашими земляками;

3.В своей деятельности Школьный музей руководствуется документами министерства образования России и Чувашской Республики, органов управления образованием города и Калининского района.

II. Организация воспитательного процесса.

1.Организация воспитательного процесса в Музее строится на основе плана, разработанного Советом музея  и утвержденного на заседании педагогического Совета на один учебный год.

2.В учебном плане четко указан график работы школьного музея:

  1. определены дни и часы работы;
  2. время проведения экскурсий и тематических занятий классов;
  3. работа библиотеки при музее;
  4. проведение теоретических и практических занятий кружковцев;
  5. выезды кружковцев на экскурсии в школьные и другие музеи города.

3.Работа музея начинается с 1 сентября. Продолжительность работы до 15 мая.

4.Текущий контроль за работой музея осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

5.В конце учебного года подводятся итоги работы Музея, торжественно вручаются удостоверения – «экскурсовода школьного музея».

       В школе проводятся мероприятия: тематические уроки истории, уроки мужества и добра, посвященные каждому переломному периоду в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. с приглашением экскурсоводов. А именно: «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Освобождение Белоруссии», «Освобождение народов Европы от фашизма», «Падение Берлина», «Тыл – фронту», «Партизанское движение на оккупированных территориях». Рассказываем о зверствах фашистов на оккупированных территориях: «Хатынь – боль и гнев», «Освенцим – фабрика смерти». Проводим беседы: «Старшее поколение моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «Как я представляю службу в рядах вооруженных сил». С учащимися начальных классов проводятся беседы по более доступным для них темам, например, «Как Игорь Михайлов из Бреста в 8 лет получил медаль за участие в битвах за Сталинград», «Дневник Тани Савичевой», «Хотел бы ты стать таким же храбрым и бесстрашным как Марат Козей» и т.д.

     Дети пишут рефераты и сочинения с использованием материалов и экспозиции музея, выпускают стенгазеты.  Работы «Человек и война», «Славный боевой путь: наши женщины – активные участники в Великой Победе», «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», выполненные учащимися нашей школы Никитиной Инной (8А), Голубевой Еленой (11А), Охотниковой Анастасией и Кругловой Анной (8В) соответственно, заняли призовые места в городском конкурсе сочинений.

     В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся близлежащих школ и дошкольных учреждений.

    Принимаем участие в республиканских и городских фестивалях и конкурсах школьных музеев.

     Проводим встречи с представителями военкомата, с воинами, проходившими службу в горячих точках.

    Регулярно посещаем и поздравляем ветеранов дивизии с праздниками, оказываем посильную помощь на дому.

      По традиции, получившей начало в 1975 году, каждые 5 лет проводятся встречи с ветеранами 324-й ВДКСД. Такая встреча состоялась и 21 сентября 2011 года. На встрече присутствовали ветераны: Займукова Е.А. (г. Чебоксары), Янаслова А.И. (г. Чебоксары), Кузьмина В.И. (Козловский район), Моисеев Р.П. (Комсомольский район). Встреча была посвящена 70-летию формирования дивизии. Торжественное собрание прошло в Музее Воинской Славы Республики. Здесь присутствовали представители Министерств, администрации Президента, ветераны, учащиеся школы № 30. Руководитель школьного музея Плясунова Л.А. выступила с докладом «324-й ВДКСД – 70»

      На 01 сентября 2011 года в музее проведено 1340 экскурсий. Обслужено 31 373 посетителя.

       За период с 01 сентября 2011 года по 20 февраля 2012 года проведено 7 экскурсий. В музее побывало 157 посетителей.

      Материалы  музея  позволяют  восстановить нелегкие  времена  Великой  Отечественной  войны на  уроках и  напоминать молодежи об  угрозах фашизма для  человечества.

           Однако, школьные музеи испытывают немало проблем и трудностей в своей деятельности.

  1. Не хватает специального оборудования для экспонирования и хранения фондов, недостаточно средств отпускается на работу музеев, и слабо  стимулируется материально работа их руководителей. Работа школьных музеев должна подкрепляться соответствующей финансовой поддержкой государства, и ни в коей мере это финансирование не должно сокращаться.
  2. В первую очередь широко  должна быть внедрена компьютеризация. Каждый музей  должен иметь  свой выход в Интернет.  Вся необходимая информация по музейному фонду  должна введена в электронные терминалы, что позволяет любому посетителю самостоятельно ознакомиться с интересующими его документами, которые систематически пополняются и обновляются.
  3. Музей немыслим без хорошо поставленных занятий дополнительного образования, где дети не только изучают музейное и экскурсионное дело, но и получают различные навыки. Музей обязательно должен иметь свой методический кабинет, на базе которого изучается опыт современной музейной работы, создается и развивается школьный опыт музейной педагогики, успешно развиваются творческие связи с другими школьными музеями.
  4. Современный школьный музей не может быть  без помещения для прикладных занятий детей. В них происходит ознакомление с экспозицией новой выставки, проведение дополнительных занятий.
  5.  Необходимо выделить  отдельное помещение для архива, в нем бережно хранится запасной фонд.
  6. Школьный музей всегда нуждается в помощи музейных работников и других специалистов, а его руководители и активисты – в профессиональной учебе. Полагаем целесообразным введение в педагогических вузах спецкурса по музейной педагогике.  Настоятельно требует своего решения проблема организации и развития творческих связей между школьными и государственными музеями.

                        Многие проблемы из перечисленного наша школа уже разрешила.

 Решение некоторых вопросов на государственном уровне позволит бережно сохранить имеющиеся школьные музеи и создать условия для дальнейшего развития этой системы. И только тогда школьный музей не будет стареть!                        

Литература:

1.  Билалов М.Ю.Роль музейно –просветительской работы в воспитании гуманистического мировоззрения у школьников.-Казань:ИСПО РАО,1998.

2.  Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

3.Тараненко Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. - 2006. - Выпуск № 6-7.

4. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992.

5.Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005.

6. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. — М.: Высшая школа, 2005.

7. Ванслова Е.Г, Ламунова А.К. и др. Музей и школа: Пособие для учителя / Под ред. Кудриной Т.А. — М.: 1985.

8. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя / Под ред. Н.С.Борисова. — М.: 1982.

9. Ягудина Р. И. Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2012.

10 Отчет  Совета о работе музея 324-ВДКСД.(2010-2012гг.)

11. От Чебоксар  до Кенигсберга, Чебоксары .1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Нравственно – патриотическое воспитание средствами краеведения и музейной педагогики

Доводилось ли вам плыть на лодке в плохую погоду? Каковы были эти ощущения, когда холодный мокрый ветер дует навстречу, большие волны раскачивают вашу лодку?(пауза)...

презентация - обобщение опыта учителя краеведения "Технология музейной педагогики как основа социализации личности"

Обобщение  опыта "Технология музейной педагогики как основа социализации личности". Основные цели и задачи музейной педагогики, направления и формы работы, результативность....

Презентация на тему "Использование средств музейной педагогики в преподавании истории и краеведения".

В  последнее  время  отечественная  педагогическая  наука  терпит  значительные  изменения  в  контексте  внедрения  новых  форм,...

Использование музейной педагогики в школьной практике

Внеклассная работа по предмету (литературное и историческое краеведение)....

Методическое пособие "Музейная педагогика на основе литературного краеведения"

Методические рекомендации «Музейная педагогика на основе литературного краеведения»  разработаны для использования в составе Программы внеурочной деятельности «Рыбинск литератур...