Изучение жилища русских старожилов Сибири как компонента материальной культуры субэтноса в школьном краеведении
методическая разработка по краеведению (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Сенють Павел Альбинович

методические рекомендации для организации этнографических исследований школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izucheniya_zhilishcha_russkih_starozhilov_sibiri.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

П.А. Сенють

(Красноярский государственный педуниверситет)

Изучение жилища русских старожилов Сибири как компонента материальной культуры субэтноса в школьном краеведении

http://sib-subethnos.narod.ru/p04/senut1.htm 

 

Современная социокультурная ситуация создает условия для формирования принципиально нового типа личности, обладающей способностью к критическому осмыслению действительности, креативным и лично-ценностным сознанием, мотивацией на самопознание и саморазвитие.

Перед школой стоит задача – подготовить ученика к вхождению в пространство самореализации. Одним из средств решения этой задачи мы считаем организацию исследовательской деятельности как механизма отбора необходимых знаний в общем потоке информации и получения новых знаний на уже имеющемся материале. Составляющей частью системы развития мотивации исследовательской деятельности учащихся является национально-региональный компонент (НРК) образования.

Соответственно, в историческом образовании основу НРК составляет краеведческая деятельность учащихся и педагогов. Историческое краеведение включает в себя системный курс теоретической (знаниевой) части краеведения и практическую (деятельностную) часть краеведения в сфере начального общего, основного общего и среднего образования  (Проект НРК государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края; 60-61).

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края (Никонова М.А., Данилов П.А.)

В использовании местного краеведческого материала для расширения кругозора учащихся, эмоционального воздействия на духовную сферу развивающейся личности, формирования интереса к учению и состоит регионально-краеведческий подход к преподаванию в школе.

Успех в преподавании любого школьного предмета и в достижении целей любой образовательной деятельности во многом зависит от выбора комплекса источников. В краеведении источниковая база достаточно широка. Однако не все они максимально работают на достижение поставленной цели.

Среди бесконечного разнообразия источников изучения материальной культуры необходимо определить наиболее подходящие для решения различных исследовательских и педагогических задач. Это обусловлено тем, что качество школьной НИР во многом зависит от имеющихся источников. (Шамшин ;195 ]

Объектом исследования является духовная и материальная культура различных конвиксионных групп русского населения Сибири – конвиксий, которые являются составными частями более крупного образования – субэтноса русских старожилов. «Субэтнос – это таксономическая единица, находящаяся внутри этноса как зримого целого и не нарушающая его единства, обладающая специфической культурой и выраженным самосознанием.»(Андюсев; 26) Наиболее ярко культурная самобытность субэтноса видна в обычаях, традициях, диалектах и других проявлениях локального бытия и сознания.

Исторический процесс развития общества невозможен без преемственности культурного наследия. Общефилософское понятие «культура» мы трактуем как целенаправленную деятельность отдельного человека и  человеческих сообществ в определенных исторических и природно-климатических условиях. Эти условия определяют передачу из поколения  в поколение особенностей жизни субэтноса.

Быстрая динамика жизни начала XXI века буквально на глазах меняет духовную культуру. Система народных знаний, традиций, обычаев, передаваемых из поколения  в поколение, видоизменяется под влиянием многих внешних и внутренних факторов.

Люди больше перемещаются   по Сибири и стране как в течении короткого времени (деловые, туристические поездки), так и на довольно длительный период (на работу, учебу).

В наше время многие люди не просто бывают кратковременно за рубежом, но и проживают месяцы и годы в совершенно другой морально-психологической, эмоциональной и материальной обстановке.

Эти явления обозначим как некую совокупность внешнего влияния на культуру отдельного человека, социальной группы и субэтноса. Перенимая элементы чужого образа жизни, человек меняется внутри, в своем сознании, т.е. меняет свой менталитет. Духовная культура как информация, передаваемая из поколения в поколение, во многом отвергается последующим поколением и становится все более надсубэтнической и даже надэтнической.

Материальная сторона жизни: пища, одежда, предметы быта, жилище, хозяйственные постройки и т.д., больше зависит от физико-географических и природно-климатических условий и, следовательно, меньше подвержена изменениям.

Материальная культура, в данном случае понимаемая как совокупность материальных объектов (предметов, вещей, строений), находящихся на определенной территории в определенный исторический период и имеющая комплекс специфических отличий, более статична, чем культура духовная.

Это дает основание предположить, что материальная культура сибирского субэтноса является оптимальной базой формирования исследовательских умений и навыков как учащихся, так и педагогов.

Из всего многообразия материального мира в исследовательской работе мы остановились на крестьянском жилище как объекте, оптимальном для изучения и развития краеведческой работы.

Жилище – специальная постройка или сооружение для обитания и защиты от стихийных явлений. (Итс ; 76) Архитектурные формы и специфика украшений жилища всегда зависели от наличия стройматериалов, степени развития промыслов, художественных традиций. (Матюшин ;78) До сих пор значительная часть сибиряков проживают в домах, построенных во второй половине XIX – первой половине ХХ века. Безусловно, можно встретить и более ранние постройки, но их значительно меньше.

Исторические корни сибирского старожильческого жилья находятся в традициях населения русского Севера. Вдоль северных берегов континента  на восток до устья сибирских рек и далее вверх по рекам продвигались первопроходцы. Они были как правило, выходцами из поморья – побережья Белого моря, Онежского озера, рек Онега, Северная Двина и др. [ЕЭС; 9] Вполне естественно, что продвигаясь в Сибирь, они несли с собой привычную им культуру, в том числе – методы строительства жилища. «Исходным типом жилища в XVI в. было традиционное деревянное однокамерное строение, представлявшее собой четырёхугольный сруб под крышей – клеть» [Андюсев; 127] В последующие столетия техника строительства усложнялась и совершенствовалась, что неизбежно привело к распространению более сложных образцов жилища. Эволюция технологии и культуры строительства во многом мотивировалась системными природно-климатическими и социально-экономическими адаптивными факторами.

Крушлинский В.И. определяет следующие основные принципы формирования сибирского жилья, обозначившиеся в процессе усложнения его строительства:

                   Выбор относительно благоприятных территорий для застройки на высоких берегах рек, защищённых от ветра тайгой, горами, размещённых на надпойменных террасах южной экспозиции;

                   Мелкая сетка улиц и проулков при большой компактности и плотности застройки;

                   На периферийных территориях наличие больших участков для огородничества, их уменьшение к центру;

                   Комплексный характер застройки: конюшни, сараи, бани, амбары и жилые дома, а также дворы, которые заменяют т1плые переходы, увеличивают тепловую инерцию всего комплекса;

                   Пристройка к жилому дому амбаров, кладовок, обкладка старых домов жилых домов поленницами под крышу, пристройка веранд;

                   Небольшой размер окон со ставнями, возможность закрывать их на ночь, когда температура опускается до -20…-25˚ С;

                   Материалы стен – крупные брёвна диаметром до 30 см., часто с обшивкой изнутри и снаружи штукатуркой;

                   Большой объём чердачных помещений, использующихся под сеновал; при этом для теплозащиты применялся даже снег на крыше. [Крушлинский; 143]

Сибирские жилища, построенные по всем правилам традиционной региональной архитектуры, правомерно считать памятниками архитектуры, памятниками материальной культуры старожильческого субэтноса. Такие памятники есть практически в каждом старинном селе Сибири и задача краеведов – сохранить их. Сохранить для будущих поколений в описаниях, чертежах, рисунках, фотографиях, компьютерных программах.

          Исходя из этого, сделаем вывод, что жилища и хозяйственные постройки именно этого периода (середина XIX - середина ХХ вв.), являются оптимальными объектами изучения материальной культуры старожильческого  населения Сибири и формирования  в конечном итоге исследовательской компетентности школьников в процессе краеведческой работы.

Необходимым условием успеха краеведческой работы является подготовка педагога к организации учебно-исследовательской деятельности школьников. К сожалению, многие педагоги-организаторы краеведческой работы не владеют основами исследований объектов, в нашем случае – жилища русских старожилов Сибири. У энтузиастов, каковых большинство среди краеведов, много энергии, они выполняют большие объёмы работы, но зачастую результаты этой активности не могут считаться в полной мере научными. Это объясняется отсутствием системно организованной учебно-исследовательской краеведческой работы на основе строгих методик и программ изучения того или иного объекта.

Опытным путём в течение десятилетия доказано, что наличие в методической копилке учителя-краеведа чётких программ изучения какого-либо объекта многократно повышает качество конечного «продукта» - собранной совместно с учениками краеведческой информации.

Стремясь пополнить научно-методический багаж руководителя краеведческой работы в школе, мы использовали различные варианты программ изучения жилища. Эти программы разные по уровню сложности и предназначены для использования их краеведами с разным уровнем подготовки к исследовательской работе.

Авторы некоторых программ нам неизвестны. Подобные программы, к сожалению без указаний авторства, использовались в полевых исследованиях Лаборатории исторического краеведения Барнаульского государственного педагогического университета (ЛИК БГПУ) в 1993 году в период моего обучения на историческом факультете. Впоследствии они были приняты и нами за основу в работе по изучению крестьянского жилища и разработке собственных программ.

Очень простую, а значит – доступную методику описания памятника архитектуры приводит Матюшин Г.Н. Несмотря на некоторую советско-политическую составляющую (пункт «в»), считаем данную методику вполне приемлемой в работе и в наше время [Матюшин Г.Н., 114]. Достаточно эффективной нами признана программа обследования крестьянского дома Г.И. Громова. Особенностью ее является системный характер, при котором описание всех жилищ населенного пункта используется единый «Поселенный бланк для обследования крестьянского жилища» [Громов Г.И. Методика этнографических экспедиций. – М.,1966. - Приложение].

 Практика показывает, что наиболее успешно, результативно и качественно школьная краеведческая работа осуществляется тогда, когда педагоги и школьники вооружены программами действий, в контексте наших выводов - программами изучения жилища русских старожилов Сибири как важного компонента материальной культуры субэтноса.

 

Примечания

 

1.      Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX- начала XX века.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е, испр. и дополн. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 336 с.

2.      Енисейский энциклопедический словарь / Гл. ред. Н.И. Дроздов. – Красноярск: КОО Ассоциация «Русская Энциклопедия», 1998. – 736

3.      Итс Р.Ф. Введение в этнографию : Учебное пособие. Л., Издательство Ленинградского университета, 1991. – 168 с.

4.      Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2108 «История». – М., Просвещение, 1987. – 207 с.

5.      Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.

6.      Проект НРК государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края. Сборник проектов. - Красноярск. КИПКРО, 2003. – 133 с.

7.      Шамшин А.Б. К вопросу об организации учебной и исследовательской работы школьников в рамках регионального компонента образования. / Региональный компонент школьного курса истории: поиск и решения. – Барнаул. Издательство БГПУ, 2001. – 201 с.

 

Автор: Сенють Павел Альбинович, учитель истории и краеведения

Холмогорской СОШ Шарыповского района, соискатель кафедры педагогики КГПУ.

E – mail: pra@ring.krasnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Сборник тестов к урокам русского языка, которые включают компонент интеграции с предметами школьного курса"

Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одно целое разные дисциплины школьного курса, способствует не только развитию мировоззрения учащихся, но и росту творческого потенциала учителя....

Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс

урок  изучения  нового  материала. форма  проведения -этнографическая  экспедиция. урок  проводится  на  казачьем  подворье  школы,  используется...

Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"

Кроссворды на уроках кубановедения...

Материальная культура кубанского казачества

Быт казаков конец18 начало 19 века...

Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира

Значение химии в формировании культуры мира....

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»

В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...