ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ АДЕКВАТНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
методическая разработка по географии на тему

Мамонтова Елена Алексеевна

 

Все учителя осуществляю преподавание географии по утвержденным Министерством образования программам 6-11 класс. Сейчас выпускается очень много разнообразной  методической литературы. Самое главное подобрать, то, что подходит именно твоему видению. В систему средств обучения входят: Учебники в соответствие с УМК, атласы, контурные карты, настенные карты, электронные носители.

Анализируя методику обучения географии,  передо мной встала проблема -  как обеспечить развитие и воспитание учащихся при обучении географии и ряд вытекающих вопросов:

  • Зачем учит географию? Т.е цели обучения;
  • Чему учить? Каково содержание школьной географии.
  • Как учить? Каковы формы и методы обучения.
  • С помощью чего учить? Каковы средства обучения географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamontova_e.a_statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СОЗДАНИИ АДЕКВАТНОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 «Педагогика должна ориентироваться, не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития»    

Л.С. Выготский

Все учителя осуществляю преподавание географии по утвержденным Министерством образования программам 6-11 класс. Сейчас выпускается очень много разнообразной  методической литературы. Самое главное подобрать, то, что подходит именно твоему видению. В систему средств обучения входят: Учебники в соответствие с УМК, атласы, контурные карты, настенные карты, электронные носители.

Анализируя методику обучения географии,  передо мной встала проблема -  как обеспечить развитие и воспитание учащихся при обучении географии и ряд вытекающих вопросов:

  • Зачем учит географию? Т.е цели обучения;
  • Чему учить? Каково содержание школьной географии.
  • Как учить? Каковы формы и методы обучения.
  • С помощью чего учить? Каковы средства обучения географии.

Изучая данные вопросы, я для себя определила цели обучения:

  • Способствовать формированию географического мышления школьников; развитию свободно и творчески мыслящей личности.
  • Передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
  • Создание содержательно-процессуального комплекса для обеспечения психологического комфорта при выполнении контрольного теста в условиях ограничения источников внешней информации.

Критериями эффективной организации обучения являются параметры личностного развития, требующие создания адекватной системы их деятельности.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия ученика и учителя.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Как контролировать? Общий для педагогов вопрос. Я решаю его исходя из следующих критериев: Способы: традиционный, нетрадиционный; Формы: устный, письменный; Времени: предварительный, текущий, итоговый; Массовости: фронтальный, групповой, индивидуальный; Виды контроля: самоконтроль, взаимный, внешний; Использование ТСО: безмашинный, машинный

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик — учитель и внутренней: ученик-ученик), а также учет результатов контроля. Контроль  проводится с профилактическо - предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция — получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

Выделяют пять основных принципов контроля: объективность; систематичность; наглядность; гласность; всесторонность;

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех эта пах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего для пребывания в учебном заведении.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде все го, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Самая главная задача учителя состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е сделать обучение развивающим. Используя уровни усвоения знаний и методы обучения на 3 уровня.

Существует много видов классификации тестов. Я в своей практике использую следующие виды: альтернативные; избирательные.

Альтернативный тест представляет собой вопрос, допускающий только 2 варианта ответа: «да» или «нет».

         Поэтому один вопрос задавать нельзя; чем больше вопросов, тем меньше шансов на угадывание. Чтобы избежать возможности угадывания, используют избирательный тест.

Избирательный тест представляет собой вопрос, на который предлагается несколько (обычно 4—5) вариантов ответа, из которых ученик должен выбрать правильный.

Кроме тестов на выборку (альтернативных и избирательных) существует 2 типа тестов на воспроизведение: конструктивные, подстановочные.

Конструктивный тест представляет собой обычный теоретический вопрос, четко сформулированный, но без вариантов ответа. При использовании конструктивных тестов должен быть эталон ответа, что обеспечивает объективность оценки знаний.

Тест-подстановка представляет собой фразу (формулу, рисунок), в которой пропущено какое-либо слово (число, цифра или конструктивная деталь). Практикуются в случаях, когда ответ на вопрос должен быть развернутым, многословным.

Тесты-задачи тоже бывают двух видов: типовые, когда ход и метод решения известен ученику; нетиповые, когда ход и метод ученику не известен, и он должен сконструировать их самостоятельно на основе изученного материала.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Правильные ответы должны располагаться среди всех предполагаемых ответов в случайном порядке. Вопросы не должны повторять формулировок учебника. Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.

Итоговый контроль:

Каждому ученику выдается распечатка. Уровни отмечены различными цветами. 1 уровень – зеленый – оценка 3; 2 уровень – синий – оценка 4; 3 уровень – красный – оценка 5.

Провожу работу и обязательно провожу анализ. Что позволяет получить информацию об ошибках,  недочетах, пробелах в знаниях и умениях учащихся; о  степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Указывает направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном контроле свидетельствует о том, что мы не можем  установить четких критериев оценки. При тестовом контроле знаний каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности.

Существуют различные подходы:

В тестах проблема решается неплохо: 1 б. по 5 бальной системе равен 20%.

Уровень деятельности считается достигнутым, если ученик выполняет правильно не менее 60% предъявленных ему тестов заданного уровня, поэтому шкала оценок при объективном контроле знаний может быть записана в следующем виде: 60-72% - 3б;  73-86% - 4б; 87-100% - 5б

        Проблема конфликта ученика  и учителя снимается, если педагог обсудит с учениками систему баллов и они придут к согласию. Право на ошибку имеет большое психологическое значение. Округление оценки ведется в большую сторону, т.е в пользу учащихся.  

Тестовый контроль является базой для совершенствования учебного процесса и привлекателен многим: Является базой для совершенствования учебного процесса; Готовит к успешной сдаче ЕГЭ; Обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний ученика; Экономит время учителя; Улучшает психологический климат на экзамене и зачетах;

Перечень литературных источников:

  • Ефремова Н. Ф.  Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие. М.: Логос, 2007.
  • Климанова О.А. География. Землеведение. — М.: Дрофа, 2007.
  • Крокер Л. Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов. Учебник. М.: Логос, 2010.
  • Сиротин В.И. "Самостоятельные и практические работы по географии" 6-10 классы. Москва «Просвещение» 2003 год;
  • Элькин Г.Н. "Физическая география" 6 класс, методическое пособие. Санкт-Петербург «Паритет»  2000 год;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых форм контроля на уроках географии.

Тестовые формы контроля в настоящее время широко используются учителямя для контроля знаний учащихся....

Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одна из форм тестирования для  закрепления, обощения и контроля знаний...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

   В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

Предметно-практическая направленность уроков математики как средство личностного развития детей с ОВЗ в целях успешной социализации в обществе.

Предметно-практическая направленность уроков математики способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью такие качества  личности, как трудолюбие, коллективизм, бережливость, пре...

«Использование технологии тестового контроля на уроках географии»

В последнее время в учебном процессе всё более широкое применение находят тесты, как одна из форм проверки и усвоения изучаемого материала, а также при государственной аттестации и проведении внешнего...

Формирование исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство личностного развития школьника

Формирование исследовательских навыков учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития л...