"Экологическая обстановка в Кемеровской области" Методическая разработка внеклассного материала
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Ахмерова Людмила Николаевна

«Экологическая обстановка в Кемеровской области и виды воздействия на окружающую среду». (Экологическая конференция)

 

 Разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитание экологической культуры учащихся. Учебный  материал может использоваться   на уроках географии в 8-10 классах. Продолжительность  мероприятия 1,5 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekokonferentsiya_4.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon ekokonferentsiya_4.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая обстановка в Кемеровской области и виды воздействия на окружающую среду

Экологическая конференция

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор: учитель географии

Ахмерова Людмила Николаевна

                                                                             

 «Экологическая обстановка в Кемеровской области и виды воздействия на окружающую среду». (Экологическая конференция)

 Разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитание экологической культуры учащихся. Учебный  материал может использоваться   на уроках географии в 8-10 классах. Продолжительность  мероприятия 1,5 часа.

Цели:

Обучающая:

  • Ознакомления учащихся с особенностями экологической обстановки в Кемеровской области и с видами воздействия различных факторов на окружающую среду.

Развивающая:

  •  Привлечения внимания учеников к экологическим проблемам страны, родного края, для выявления степени антропогенного воздействия на природу и экологические последствия

Воспитательная:

  •  Активизации познавательной, творческой деятельность школьников, развития умения работать с различными информационными источниками, воспитание чувства патриотизма, культуры общения и дискуссий, формирование активной жизненной позиции

 Задачи:

  • Изучить научную и справочную литературу по проблеме загрязнения окружающей     среды Кемеровской области
  • Проанализировать экологическую обстановку в Кемеровской области, сделать выводы, Дать практические рекомендации по решению этой проблемы.
  • Провести визуальное исследование и оценку  территории п. Металлургов на предмет загрязнения окружающей среды  твёрдыми бытовыми отходами.

Метапредметные умения:

  • Выявлять причинно-следственные связи в природных комплексах, анализировать связи и зависимости между компонентами.
  • Работать с текстами, схемами, статистическими данными, интернет ресурсами, географическими картами;  самостоятельно находить дополнительные источники информации.
  • Формулировать свои мысли  в устной и письменной форме, делать выводы, уметь вступать в дискуссию.

Подготовительный  этап к конференции:

Участники делятся на группы:  эксперты: геологи, гидрологи,  метеорологи, экологи». В каждой группе определяются руководители, которые  получают  опережающие задания исследовательского характера, самостоятельно изучают периодическую печать, материалы  интернет сайтов.

Ход экологической конференции

Организационный момент

Учитель приветствует участников конференции и сообщает правила проведения. Участники конференции могут вступать в полемику, дискуссировать, уточнять информацию, отстаивать свою точку зрения использую информационный, статистический и наглядный материал.

1.Актуальность

Учитель: На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей находилась в противоречии с сохранением природной среды. Человек научился добывать металлы и ископаемое топливо, перегородил плотинами реки и на месте бескрайних лесов проложил дороги, построил заводы. Человечество было так увлечено развитием своего экономического могущества, что не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, отравленная промышленными стоками, как стали исчезать леса и ценные виды животных. Воздух в городах стал грязным из-за автомобильных выхлопных газов, дыма заводов и тепловых электростанций. Люди задумались о том, как сохранить свой дом – Землю. Кемеровская область характеризуется сложным комплексом экологических  проблем, связанных с  загрязняющим влиянием промышленного производства, с интенсивным использованием природных ресурсов. Поэтому  мы предлагаем принять активное участие в работе экологической конференции, на котором мы обсудим основные экологические проблемы нашего родного края,  причины их возникновения и возможные пути решения   экологической проблемы.

2. Конференция

Учитель. Уважаемые участники, конференцию открывают   эксперты геологи. Они познакомят нас  с оценкой состояния  геологической среды.

Экологическая оценка геолого-почвенной среды.

На геоэкологическую обстановку в области оказывают влияние такие факторы, как повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах и грунтовых водах, а также высокая техногенная нагрузка. Повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах характерно почти для всей области. Почва, как главный компонент природы, испытывает техногенное и антропогенное влияние. Наблюдается общая тенденция деградации почв, сокращения их площадей, снижения плодородия и урожайности. Загрязнение почв происходит за счет выбросов промышленными предприятиями и автотранспортом взвешенных частиц в виде золы, пыли и газов. Миграция элементов в почве протекает медленнее, чем в воздухе или в воде, и процесс накопления химических веществ идет быстрее, так как самоочищение в почвах замедлено. Отмечается повышенное содержание в почвах тяжелых металлов: ртути, свинца, цинка, марганца и других веществ, превышающих ПДК в 1,5-2 раза и более. Особенно высокое загрязнение почв наблюдается в окрестностях крупных промышленных центров Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске, Белово. Эрозированные почвы области составляют 64% от общей площади 2804 тыс. га. Подвержено водной и ветровой эрозии 20%. Для приостановления развития этих процессов необходима посадка полезащитных лесных полос, научная организация севооборотов, установление оптимального соотношения площадей лесных и сельскохозяйственных угодий. Почвы области нуждаются в органических и минеральных удобрениях, правильном их соотношении при внесении. Для прекращения дальнейшего загрязнения почв вредными химическими веществами необходимо ликвидировать главный источник загрязнения - выбросы вредных веществ промышленными предприятиями и автотранспортом, за счет внедрения новой технологии производства и совершенствования системы очистных сооружений, перевода автотранспорта на неэтилированный бензин, как об этом уже говорилось выше.

Учитель: Итак, мы рассмотрели точку зрения «экспертов геологов» прошу вопросы (дискуссия), а как обстоят дела по состоянию атмосферного воздуха? Оценку состояния атмосферного воздуха сделают эксперты  метеорологии.

  Состояние атмосферного воздуха.

По объемам выбросов вредных веществ область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов. В 2010 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в области составили 439 тыс. тонн, в 2011 г. — 531 тыс. т. Областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов  Минприроды РФ организовал наблюдения на 165 предприятиях области, имеющих сбросы в водоемы, и 1525 предприятиях, имеющих выбросы в атмосферу. Создано 120 лабораторий. Наблюдение за состоянием воздуха ведутся в 5 городах и населенных пунктах, на 12 стационарных пунктах.  Государственный  контроль источников загрязнения осуществляется 2 инспекциями, базирующимися в Новокузнецке и  Кемерово. Без пищи человек может жить пять недель, без воды пять дней, без воздуха пять минут. Это говорит о том, насколько велико его значение. Воздух, составной частью которого является кислород, поддерживает дыхание, горение. Без воздуха, как и без воды, нет жизни на Земле. Состояние воздушного бассейна в Кемеровской  области неудовлетворительное, а в ряде промышленных центров — критическое. Город Новокузнецк занесен в общероссийский список городов с наибольшим загрязнением воздуха. Суммарное количество загрязняющих вредных веществ составило 108 наименований, выброшенных в атмосферу 525 предприятиям:  в 1990 г. -  1298 тыс. т., в 1992 г. — 1251 тыс. т., в 2006 г. — 531,8 тыс. т., в том числе твердых — 126, 8 тыс. т., газообразных — 405 тыс. т. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются тепловые электростанции, котельные предприятий коммунального хозяйства, работающие на угле (27%). Значительная доля выбросов приходится на автотранспорт, работающий на мазуте и этилированном бензине (от 26,5 до 29,7%). Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу имеют тенденцию к незначительному сокращению по области в целом и по городу Новокузнецку. Сохраняется тенденция к увеличению в Кемерово, наблюдается стабилизация в Прокопьевске. Основными составляющими выбросов в атмосферу являются: твердые вещества, окиси углерода, окиси азота, диоксид серы, углеводород. Для улучшения экологического состояния воздушного бассейна области необходимо перевести тепловые электростанции, котельные промышленных предприятий и коммунального хозяйства на природный газ.

По заключению специалистов, это уменьшит выбросы вредных веществ в атмосферу на 20-30%, а выбросы окислов серы, золы в 3-4 раза. Значительное снижение валовых выбросов в атмосферу на некоторых предприятиях произошло по следующим причинам: на ОАО ЦОФ «Кузнецкая», Кузнецкой ТЭЦ, ОАО «Кузнецкие ферросплавы» снизились объемы производства, повысилась эффективность пылеулавливающего оборудования. На остальных предприятиях рост валовых выбросов произошел в связи с ростом объемов производства, а на ОАО «Шахта «Абашевская» и ГП «Шахта «Байдаевская» - в связи с уточнением объемов метана при расчете выбросов.

Учитель: Спасибо, замечания и предложения участников конференции (дискуссия).

Слово предоставляем экспертам гидрологам.

Состояние водных ресурсов.

Вода — это живая кровь планеты, благодаря которой существует жизнь. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь», — такую высокую оценку воде дал Антуан де Сент-Экзюпери. «Мы не ценим воду, пока не высохнет колодец», гласит монгольская пословица. Гидрографическая сеть Кузбасса принадлежит бассейну верхней Оби и представлена большим количеством малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Всего на территории Кемеровской области протекает 32.109 рек общей протяженностью 76.479 км. Самые  крупные реки – Томь,  Кия,  Яя, Иня, Чумыш. Река Томь и ряд ее притоков являются наиболее загрязненными водотоками на юге Западной Сибири. По данным ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Новокузнецке Кемеровской области», санитарное состояние реки Томи выше г. Новокузнецка, в районе Драгунского водозабора, предусмотренного, для питьевого водоснабжения города не отвечает санитарным нормам для источника водоснабжения и нормам для реки рыбохозяйственного значения. Такое положение связано с тем, что выше г. Новокузнецка кроме населенных пунктов (гг. Междуреченск и Мыски) осуществляют сброс в р. Томь предприятия угольной промышленности, Томусинская ГРЭС и др. Ихтиофауна участка реки Томи в районе города Новокузнецка представлена частиковыми рыбами - плотва, язь, окунь, щука, лещ. Рыбы ценных видов давно не обитают. Нерестилищ и зимовальных ям на этом участке не имеется. В связи с высокой степенью загрязнения промышленными и коммунальными стоками рыбопродуктивность незначительна, для государственного лова этот участок не используется. По сведениям, предоставленным Новокузнецкой гидрометобсерваторией, р. Томь загрязнена преимущественно нефтепродуктами, фенолами и железом. Негативное влияние на качество воды в р. Томи оказывают ее притоки. Больше других притоков загрязнена река Аба, которая уже на подходе к городу не отвечает санитарным требованиям. В черте города она является приемником стоков ряда предприятий г. Новокузнецка. Биохимическая потребность в кислороде в реке Аба в 2000 году составила 231 т, что на 70 т больше, чем в 1999 году, что говорит об увеличении содержания органических веществ в сточных водах. Река Кондома, по данным Новокузнецкой гидрометобсерватории, загрязнена преимущественно нефтепродуктами, железом, фенолом и взвешенными веществами. Среднегодовые значения загрязняющих веществ в реке Кондома в 2002 году превышает предельно-допустимые нормы, из-за высокой концентрации промышленных предприятий горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в верховьях реки.

Подземные воды области в среднегодовом исчислении равны 850 мэ/с и распределяются по территории неравномерно. В пределах аграрно-промышленного комплекса они находятся под значительным техногенным воздействием Основными компонентами, загрязняющими воду, являются: сероводород, хлориды, сульфиты, метанол, взвешенные вещества, формальдегид и другие. Можно себе представить, в каком виде вода возвращается в естественные водоемы области. Причем это не разовый сброс, а ежегодное «пополнение. Для существенного улучшения качества сбрасываемых вод в открытые водоемы необходимо совершенствование технологии производства на водоемких предприятиях и систем очистных сооружений, переход водоемких предприятий на оборотное водоснабжение. Необходимо увеличить качество и мощности городских очистных сооружений. Воды действительно много в Кемеровской области , ее с избытком хватает на питьевые, промышленные и хозяйственные нужды, но мы относимся к ней расточительно, пожалуй, варварски. Этот ресурс, хотя и возобновим, тем не менее, он требует рационального использования и заслуженной охраны. Воды может быть много, но качество ее может постепенно ухудшаться. Чистая вода - это здоровье человека

Учитель:  Конечно вода – это источник жизни, каковы пути решения данной

проблемы? Дискуссия.

Далее слово предоставляем экспертам экологам  Новокузнецка и Новокузнецкого района.  Они дадут  оценку  степени загрязнения окружающей среды твердыми отходами производства и потребления. Просмотр презентации  «Загрязнение бытовыми отходами п. Металлургов»

Отходы производства и потребления

Промышленные отходы

Промышленность Кемеровской области в основном представлена предприятиями металлургической и горнодобывающей химической отраслей,  производства, являющимися основными источниками образования крупнотоннажных промышленных отходов.

Отходы потребления

В городе образуется около 1020 тыс. м 3/год (306 тыс. т) твердых бытовых отходов, которые вывозятся ОАО «Спецавтохозяйство» на городскую свалку бытовых отходов (около 860 тыс. м3) и Управлением жилищно-коммунального хозяйства на свалку, расположенную на территории Новокузнецкого района (около 160 тыс. м3).

В городе неудовлетворительно организован сбор и вывоз бытовых отходов из частного сектора, что влечет за собой возникновение несанкционированных свалок твердых отходов и приводит к захламлению земель и малых рек. Частично несанкционированные свалки ликвидируются силами жителей районов города, учащихся, работников промышленных предприятий и коммунальных служб в ходе «Дней защиты от экологической опасности» и операции «Чистая земля», во время весенних субботников. Но, как показывает практика, этих мероприятий недостаточно для полной ликвидации самопроизвольных, несанкционированных свалок бытовых отходов. Для решения данной проблемы необходима система сбора и вывоза ТБО от частного сектора. Процент извлечения вторичного сырья из бытовых отходов по-прежнему невысок. Кроме действующих объектов существуют отработанные, подлежащие рекультивации объекты: хвостохранилища Абагурской аглофабрики, шлаковый отвал и отвал бытовых отходов АО «Евраз ЗСМК». Эксплуатация и содержание большинства объектов размещения отходов не отвечают природоохранным требованиям, что ведет к сверхнормативному загрязнению прилегающих территорий. Так, например, городской приемник ТБО расположен практически в центре города и является источником загрязнения почвы, воды и атмосферы. В настоящее время Администрация города совместно с Администрацией Новокузнецкого района построили полигон ТБО в районе села Кругленькое. Главное, однако, не в полноте  списка  этих  проблем,  а  в  осмыслении причин  их  возникновения,  характера  и,  что  самое  важное,  в  выявлении эффективных путей и способов их разрешения.

Наиболее перспективным способом решения проблемы  является  переработка городских  отходов.  Получили  развитие  следующие  основные  направления  в переработке:  органическая  масса  используется  для  получения   удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения  новой  бумаги, металлолом направляется  в  переплавку

Учитель: Мы выслушали экспертов о состоянии окружающей среды Кемеровской области. Подведем итоги, сделаем выводы. (Дискуссия).

Выводы: территория Кемеровской  области, характеризуется как район со сложной экологической обстановкой, на ее природу влияют различные факторы, но наибольшую роль в формировании экологической ситуации в регионе  играет антропогенный фактор. Высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, а также загрязнение твердыми отходами в области обусловлены влиянием - ЧЕЛОВЕКА. Большая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду оказывает негативное воздействие на состояние здоровья населения. И прежде чем кричать и судить других необходимо начать с экологии своей души. Когда мы начнем спрашивать с себя, только тогда можно будет начать решать экологические проблемы. Люди порой не осознают, что природа как «Бумеранг». Загрязняя природу нашей планеты, она возвращает нам всю эту грязь обратно, только в другом виде и в многократно  больших объемах.

3. Рефлексия  

Учитель:  Мы исследовали экологические проблемы нашей области.  Я считаю, что сегодня  каждый из нас почувствовал боль Земли Кузнецкой. Каждой группе предложены  вопросы, которые лежат на ваших столах.

Вопросы

Что Вы открыли для себя на этой экологической конференции?

Три события, которые вас больше всего тронули?  

Какие  пути решения проблемы экологии в Кемеровской  области, вы  видите?  

Назовите   чувства, которые вызвала у вас конференция?

Учитель: Природе нужна защита, но не только. Нам, жителям земли необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, вся Природа, чтобы жить. Поскольку Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – все. А потому, не вреди!

4.Обсуждение результатов конференции, награждение участников.

     

 

Список источников информации:    

  • Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2010 г.».
  • Доклад о состоянии окружающей среды города Новокузнецка за 2010 г./Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Новокузнецка. - Новокузнецк, 2012.
  • Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка в 2010-2012 гг./Под ред. Г. И. Чеченина. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2010.
  • «ЭКО-бюллетень ИнЭкА» № 3-4 за март-апрель 2010 года в статье «Новокузнецк. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и здоровья населения. 2013 год»
  • http://www.novokuznetsk.su/about_nk/



Предварительный просмотр:

Экологическая обстановка в Кемеровской области и виды воздействия на окружающую среду

Экологическая конференция

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Автор: учитель географии

Ахмерова Людмила Николаевна

                                                                             

 «Экологическая обстановка в Кемеровской области и виды воздействия на окружающую среду». (Экологическая конференция)

 Разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитание экологической культуры учащихся. Учебный  материал может использоваться   на уроках географии в 8-10 классах. Продолжительность  мероприятия 1,5 часа.

Цели:

Обучающая:

  • Ознакомления учащихся с особенностями экологической обстановки в Кемеровской области и с видами воздействия различных факторов на окружающую среду.

Развивающая:

  •  Привлечения внимания учеников к экологическим проблемам страны, родного края, для выявления степени антропогенного воздействия на природу и экологические последствия

Воспитательная:

  •  Активизации познавательной, творческой деятельность школьников, развития умения работать с различными информационными источниками, воспитание чувства патриотизма, культуры общения и дискуссий, формирование активной жизненной позиции

 Задачи:

  • Изучить научную и справочную литературу по проблеме загрязнения окружающей     среды Кемеровской области
  • Проанализировать экологическую обстановку в Кемеровской области, сделать выводы, Дать практические рекомендации по решению этой проблемы.
  • Провести визуальное исследование и оценку  территории п. Металлургов на предмет загрязнения окружающей среды  твёрдыми бытовыми отходами.

Метапредметные умения:

  • Выявлять причинно-следственные связи в природных комплексах, анализировать связи и зависимости между компонентами.
  • Работать с текстами, схемами, статистическими данными, интернет ресурсами, географическими картами;  самостоятельно находить дополнительные источники информации.
  • Формулировать свои мысли  в устной и письменной форме, делать выводы, уметь вступать в дискуссию.

Подготовительный  этап к конференции:

Участники делятся на группы:  эксперты: геологи, гидрологи,  метеорологи, экологи». В каждой группе определяются руководители, которые  получают  опережающие задания исследовательского характера, самостоятельно изучают периодическую печать, материалы  интернет сайтов.

Ход экологической конференции

Организационный момент

Учитель приветствует участников конференции и сообщает правила проведения. Участники конференции могут вступать в полемику, дискуссировать, уточнять информацию, отстаивать свою точку зрения использую информационный, статистический и наглядный материал.

1.Актуальность

Учитель: На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей находилась в противоречии с сохранением природной среды. Человек научился добывать металлы и ископаемое топливо, перегородил плотинами реки и на месте бескрайних лесов проложил дороги, построил заводы. Человечество было так увлечено развитием своего экономического могущества, что не заметило, как в реках и морях стала погибать рыба, отравленная промышленными стоками, как стали исчезать леса и ценные виды животных. Воздух в городах стал грязным из-за автомобильных выхлопных газов, дыма заводов и тепловых электростанций. Люди задумались о том, как сохранить свой дом – Землю. Кемеровская область характеризуется сложным комплексом экологических  проблем, связанных с  загрязняющим влиянием промышленного производства, с интенсивным использованием природных ресурсов. Поэтому  мы предлагаем принять активное участие в работе экологической конференции, на котором мы обсудим основные экологические проблемы нашего родного края,  причины их возникновения и возможные пути решения   экологической проблемы.

2. Конференция

Учитель. Уважаемые участники, конференцию открывают   эксперты геологи. Они познакомят нас  с оценкой состояния  геологической среды.

Экологическая оценка геолого-почвенной среды.

На геоэкологическую обстановку в области оказывают влияние такие факторы, как повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах и грунтовых водах, а также высокая техногенная нагрузка. Повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах характерно почти для всей области. Почва, как главный компонент природы, испытывает техногенное и антропогенное влияние. Наблюдается общая тенденция деградации почв, сокращения их площадей, снижения плодородия и урожайности. Загрязнение почв происходит за счет выбросов промышленными предприятиями и автотранспортом взвешенных частиц в виде золы, пыли и газов. Миграция элементов в почве протекает медленнее, чем в воздухе или в воде, и процесс накопления химических веществ идет быстрее, так как самоочищение в почвах замедлено. Отмечается повышенное содержание в почвах тяжелых металлов: ртути, свинца, цинка, марганца и других веществ, превышающих ПДК в 1,5-2 раза и более. Особенно высокое загрязнение почв наблюдается в окрестностях крупных промышленных центров Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске, Белово. Эрозированные почвы области составляют 64% от общей площади 2804 тыс. га. Подвержено водной и ветровой эрозии 20%. Для приостановления развития этих процессов необходима посадка полезащитных лесных полос, научная организация севооборотов, установление оптимального соотношения площадей лесных и сельскохозяйственных угодий. Почвы области нуждаются в органических и минеральных удобрениях, правильном их соотношении при внесении. Для прекращения дальнейшего загрязнения почв вредными химическими веществами необходимо ликвидировать главный источник загрязнения - выбросы вредных веществ промышленными предприятиями и автотранспортом, за счет внедрения новой технологии производства и совершенствования системы очистных сооружений, перевода автотранспорта на неэтилированный бензин, как об этом уже говорилось выше.

Учитель: Итак, мы рассмотрели точку зрения «экспертов геологов» прошу вопросы (дискуссия), а как обстоят дела по состоянию атмосферного воздуха? Оценку состояния атмосферного воздуха сделают эксперты  метеорологии.

  Состояние атмосферного воздуха.

По объемам выбросов вредных веществ область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов. В 2010 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в области составили 439 тыс. тонн, в 2011 г. — 531 тыс. т. Областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов  Минприроды РФ организовал наблюдения на 165 предприятиях области, имеющих сбросы в водоемы, и 1525 предприятиях, имеющих выбросы в атмосферу. Создано 120 лабораторий. Наблюдение за состоянием воздуха ведутся в 5 городах и населенных пунктах, на 12 стационарных пунктах.  Государственный  контроль источников загрязнения осуществляется 2 инспекциями, базирующимися в Новокузнецке и  Кемерово. Без пищи человек может жить пять недель, без воды пять дней, без воздуха пять минут. Это говорит о том, насколько велико его значение. Воздух, составной частью которого является кислород, поддерживает дыхание, горение. Без воздуха, как и без воды, нет жизни на Земле. Состояние воздушного бассейна в Кемеровской  области неудовлетворительное, а в ряде промышленных центров — критическое. Город Новокузнецк занесен в общероссийский список городов с наибольшим загрязнением воздуха. Суммарное количество загрязняющих вредных веществ составило 108 наименований, выброшенных в атмосферу 525 предприятиям:  в 1990 г. -  1298 тыс. т., в 1992 г. — 1251 тыс. т., в 2006 г. — 531,8 тыс. т., в том числе твердых — 126, 8 тыс. т., газообразных — 405 тыс. т. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются тепловые электростанции, котельные предприятий коммунального хозяйства, работающие на угле (27%). Значительная доля выбросов приходится на автотранспорт, работающий на мазуте и этилированном бензине (от 26,5 до 29,7%). Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу имеют тенденцию к незначительному сокращению по области в целом и по городу Новокузнецку. Сохраняется тенденция к увеличению в Кемерово, наблюдается стабилизация в Прокопьевске. Основными составляющими выбросов в атмосферу являются: твердые вещества, окиси углерода, окиси азота, диоксид серы, углеводород. Для улучшения экологического состояния воздушного бассейна области необходимо перевести тепловые электростанции, котельные промышленных предприятий и коммунального хозяйства на природный газ.

По заключению специалистов, это уменьшит выбросы вредных веществ в атмосферу на 20-30%, а выбросы окислов серы, золы в 3-4 раза. Значительное снижение валовых выбросов в атмосферу на некоторых предприятиях произошло по следующим причинам: на ОАО ЦОФ «Кузнецкая», Кузнецкой ТЭЦ, ОАО «Кузнецкие ферросплавы» снизились объемы производства, повысилась эффективность пылеулавливающего оборудования. На остальных предприятиях рост валовых выбросов произошел в связи с ростом объемов производства, а на ОАО «Шахта «Абашевская» и ГП «Шахта «Байдаевская» - в связи с уточнением объемов метана при расчете выбросов.

Учитель: Спасибо, замечания и предложения участников конференции (дискуссия).

Слово предоставляем экспертам гидрологам.

Состояние водных ресурсов.

Вода — это живая кровь планеты, благодаря которой существует жизнь. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь», — такую высокую оценку воде дал Антуан де Сент-Экзюпери. «Мы не ценим воду, пока не высохнет колодец», гласит монгольская пословица. Гидрографическая сеть Кузбасса принадлежит бассейну верхней Оби и представлена большим количеством малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Всего на территории Кемеровской области протекает 32.109 рек общей протяженностью 76.479 км. Самые  крупные реки – Томь,  Кия,  Яя, Иня, Чумыш. Река Томь и ряд ее притоков являются наиболее загрязненными водотоками на юге Западной Сибири. По данным ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Новокузнецке Кемеровской области», санитарное состояние реки Томи выше г. Новокузнецка, в районе Драгунского водозабора, предусмотренного, для питьевого водоснабжения города не отвечает санитарным нормам для источника водоснабжения и нормам для реки рыбохозяйственного значения. Такое положение связано с тем, что выше г. Новокузнецка кроме населенных пунктов (гг. Междуреченск и Мыски) осуществляют сброс в р. Томь предприятия угольной промышленности, Томусинская ГРЭС и др. Ихтиофауна участка реки Томи в районе города Новокузнецка представлена частиковыми рыбами - плотва, язь, окунь, щука, лещ. Рыбы ценных видов давно не обитают. Нерестилищ и зимовальных ям на этом участке не имеется. В связи с высокой степенью загрязнения промышленными и коммунальными стоками рыбопродуктивность незначительна, для государственного лова этот участок не используется. По сведениям, предоставленным Новокузнецкой гидрометобсерваторией, р. Томь загрязнена преимущественно нефтепродуктами, фенолами и железом. Негативное влияние на качество воды в р. Томи оказывают ее притоки. Больше других притоков загрязнена река Аба, которая уже на подходе к городу не отвечает санитарным требованиям. В черте города она является приемником стоков ряда предприятий г. Новокузнецка. Биохимическая потребность в кислороде в реке Аба в 2000 году составила 231 т, что на 70 т больше, чем в 1999 году, что говорит об увеличении содержания органических веществ в сточных водах. Река Кондома, по данным Новокузнецкой гидрометобсерватории, загрязнена преимущественно нефтепродуктами, железом, фенолом и взвешенными веществами. Среднегодовые значения загрязняющих веществ в реке Кондома в 2002 году превышает предельно-допустимые нормы, из-за высокой концентрации промышленных предприятий горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в верховьях реки.

Подземные воды области в среднегодовом исчислении равны 850 мэ/с и распределяются по территории неравномерно. В пределах аграрно-промышленного комплекса они находятся под значительным техногенным воздействием Основными компонентами, загрязняющими воду, являются: сероводород, хлориды, сульфиты, метанол, взвешенные вещества, формальдегид и другие. Можно себе представить, в каком виде вода возвращается в естественные водоемы области. Причем это не разовый сброс, а ежегодное «пополнение. Для существенного улучшения качества сбрасываемых вод в открытые водоемы необходимо совершенствование технологии производства на водоемких предприятиях и систем очистных сооружений, переход водоемких предприятий на оборотное водоснабжение. Необходимо увеличить качество и мощности городских очистных сооружений. Воды действительно много в Кемеровской области , ее с избытком хватает на питьевые, промышленные и хозяйственные нужды, но мы относимся к ней расточительно, пожалуй, варварски. Этот ресурс, хотя и возобновим, тем не менее, он требует рационального использования и заслуженной охраны. Воды может быть много, но качество ее может постепенно ухудшаться. Чистая вода - это здоровье человека

Учитель:  Конечно вода – это источник жизни, каковы пути решения данной

проблемы? Дискуссия.

Далее слово предоставляем экспертам экологам  Новокузнецка и Новокузнецкого района.  Они дадут  оценку  степени загрязнения окружающей среды твердыми отходами производства и потребления. Просмотр презентации  «Загрязнение бытовыми отходами п. Металлургов»

Отходы производства и потребления

Промышленные отходы

Промышленность Кемеровской области в основном представлена предприятиями металлургической и горнодобывающей химической отраслей,  производства, являющимися основными источниками образования крупнотоннажных промышленных отходов.

Отходы потребления

В городе образуется около 1020 тыс. м 3/год (306 тыс. т) твердых бытовых отходов, которые вывозятся ОАО «Спецавтохозяйство» на городскую свалку бытовых отходов (около 860 тыс. м3) и Управлением жилищно-коммунального хозяйства на свалку, расположенную на территории Новокузнецкого района (около 160 тыс. м3).

В городе неудовлетворительно организован сбор и вывоз бытовых отходов из частного сектора, что влечет за собой возникновение несанкционированных свалок твердых отходов и приводит к захламлению земель и малых рек. Частично несанкционированные свалки ликвидируются силами жителей районов города, учащихся, работников промышленных предприятий и коммунальных служб в ходе «Дней защиты от экологической опасности» и операции «Чистая земля», во время весенних субботников. Но, как показывает практика, этих мероприятий недостаточно для полной ликвидации самопроизвольных, несанкционированных свалок бытовых отходов. Для решения данной проблемы необходима система сбора и вывоза ТБО от частного сектора. Процент извлечения вторичного сырья из бытовых отходов по-прежнему невысок. Кроме действующих объектов существуют отработанные, подлежащие рекультивации объекты: хвостохранилища Абагурской аглофабрики, шлаковый отвал и отвал бытовых отходов АО «Евраз ЗСМК». Эксплуатация и содержание большинства объектов размещения отходов не отвечают природоохранным требованиям, что ведет к сверхнормативному загрязнению прилегающих территорий. Так, например, городской приемник ТБО расположен практически в центре города и является источником загрязнения почвы, воды и атмосферы. В настоящее время Администрация города совместно с Администрацией Новокузнецкого района построили полигон ТБО в районе села Кругленькое. Главное, однако, не в полноте  списка  этих  проблем,  а  в  осмыслении причин  их  возникновения,  характера  и,  что  самое  важное,  в  выявлении эффективных путей и способов их разрешения.

Наиболее перспективным способом решения проблемы  является  переработка городских  отходов.  Получили  развитие  следующие  основные  направления  в переработке:  органическая  масса  используется  для  получения   удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения  новой  бумаги, металлолом направляется  в  переплавку

Учитель: Мы выслушали экспертов о состоянии окружающей среды Кемеровской области. Подведем итоги, сделаем выводы. (Дискуссия).

Выводы: территория Кемеровской  области, характеризуется как район со сложной экологической обстановкой, на ее природу влияют различные факторы, но наибольшую роль в формировании экологической ситуации в регионе  играет антропогенный фактор. Высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, а также загрязнение твердыми отходами в области обусловлены влиянием - ЧЕЛОВЕКА. Большая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду оказывает негативное воздействие на состояние здоровья населения. И прежде чем кричать и судить других необходимо начать с экологии своей души. Когда мы начнем спрашивать с себя, только тогда можно будет начать решать экологические проблемы. Люди порой не осознают, что природа как «Бумеранг». Загрязняя природу нашей планеты, она возвращает нам всю эту грязь обратно, только в другом виде и в многократно  больших объемах.

3. Рефлексия  

Учитель:  Мы исследовали экологические проблемы нашей области.  Я считаю, что сегодня  каждый из нас почувствовал боль Земли Кузнецкой. Каждой группе предложены  вопросы, которые лежат на ваших столах.

Вопросы

Что Вы открыли для себя на этой экологической конференции?

Три события, которые вас больше всего тронули?  

Какие  пути решения проблемы экологии в Кемеровской  области, вы  видите?  

Назовите   чувства, которые вызвала у вас конференция?

Учитель: Природе нужна защита, но не только. Нам, жителям земли необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, вся Природа, чтобы жить. Поскольку Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него – все. А потому, не вреди!

4.Обсуждение результатов конференции, награждение участников.

     

 

Список источников информации:    

  • Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Кемеровской области в 2010 г.».
  • Доклад о состоянии окружающей среды города Новокузнецка за 2010 г./Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Новокузнецка. - Новокузнецк, 2012.
  • Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка в 2010-2012 гг./Под ред. Г. И. Чеченина. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2010.
  • «ЭКО-бюллетень ИнЭкА» № 3-4 за март-апрель 2010 года в статье «Новокузнецк. СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и здоровья населения. 2013 год»
  • http://www.novokuznetsk.su/about_nk/



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Открытие Антарктиды русскими путешественниками

                                                                                                              Выполнила: учитель географии Ахмерова Людмила Николаевна

Открытие Антарктиды русскими путешественниками

1.возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;

2. возможность объединить усилия разных специалистов-преподавателей в решении проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых;

3. снятие перегрузки в учебном процессе;

4. получение качественно нового педагогического результата;

5. на таких уроках дети учатся  понимать прекрасное, ценить красоту жизни, следовательно, уроки помогают сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов;

6. возможность расширить «горизонты» видения  в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир преподавания» заново. 

Введение

Испокон веков изучение

природы было фундаментом практической деятельности

человека, опытной и идейной базой мировоззрения. Отношение к природе, понимание ее

места в мироздании, всегда были пробным камнем любой цивилизации, ядром научных и

философских систем, социальных и полити

ческих программ. Однако сложившаяся за

долгие годы система школьного образования включает значительный объем

естественнонаучных знаний, которые формируются различными предметами

естественнонаучного цикла. Таким образом, общий объект Природа и Человек остае

тся

расчлененным между отдельными дисциплинами. Так как частные науки изучают

окружающий мир под своим углом зрения, необходимо объединять эти взгляды, т.е.

формировать целостное восприятие мира.

В методике естественно

-

математических

дисциплин накопилось д

остаточное

количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции

разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм

организации обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в

учебный процесс новых

педагогических технологий. Обновление образования требует использования

нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в

результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира,

фо

рмируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения

объяснительно

-

иллюстративные и репродуктивные методы.

Интеграция в нашем понимании рассматрив

ается не только с точки зрения

взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм

обучения. Педагогическая деятельность

-

это сплав нормы и творчества, науки и искусства.

Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то р

азнообразие приёмов учебной

деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат

обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор

для поиска, педагогического творчества и уже не на уров

не традиционной методики, а на

уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Эта работа разносторонне

развивает, служит своеобразным двигателем творческой деятельности учащихся, помогает

формировать целостное восприятие мира и, безусловно, д

ает только положительные

результаты в обучении.

Педагоги

нашей

школы

имеют большой опыт проведения интегрированных уроков

разработки которых мы представляем на страницах данного методического сборника

.

Развитие творческих способностей учащ

ихся посредством интеграции знаний и

применения современных подходов к организации образовательного процесса.

Мартынова М.В.

«В мире процветают те, кто не сидит на месте, а ищет те обстоятельства, которые им

нужны. А если они таких обстоятельств не находят

, то сами их создают...»

Б. Шо

у

По современным представлениям, развитие

творческих

способностей у детей

одна

из принципиальных целей образования. Школа формирует

и развивает общие способности

ребенка. В течение длительного времени усилия педагогической науки, и системы

образования в целом преимущественно были сконцентрированы на точных науках:

математике, физике, что в значительной мере диктовалось запросами ВПК.

В этот период

времени появились многочисленные публикации и методики, посвященные развитию

физико

-

математических способностей у детей

Вместе с тем, развитие у детей творческих способностей, проявляющихся в

естественных дисциплинах, оказалось явно недооце

нено. И сегодня в педагогической

практике разговор о способностях к химии, биологии, географии, вызывает недоумение,

тогда как, например математические способности отмечаются и поощряются. Однако

сегодня вектором развития прогресса становятся естественнона

учные дисциплины,

положение дел в которых характеризуется как революция в медико

-

биологических

технологиях, а также фокус общественного внимания в развитых странах мира направлен

на решение проблем экологии, которые по сути своей являются ге

ографическими.

Недоучет значимости географических знаний

, географическая

необразованность,

именно они являются первопричиной нарушения равновесия в среде обитания людей,

просчетов в реализации крупных природопреобразовательных проектов.

Таким образом, исходя и

з всего

вышесказанного, сегодня, задачей педагогов

является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать

самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций, личности,

способной к творчеству.

Формирование и развитие

творческих

способ

ностей

у детей в

области естественных наук

очень важно, и

должно быть основано на современных

подходах к организации процесса обучения в свете модернизации

российского

образования

.

Как можно учить детей всех вместе и добиваться при этом качественного усво

ения

учебного материала? Где найти

технологию, которая позволяла бы строить процесс

усвоения учебного материала в форме теоретического анализа изучаемой ситуации,

способствовала бы формированию самосто

ятельного творческого мышления,

обеспечивала

четкость

усвоения основных понятий, ид

ей, оптимальный объем знаний и

которая бы

устраняла учебную перегрузку?

Одним из ответов на данный вопрос является использование

интегрированной

технологии обучения

, которая позволяет видеть непосредственную связь изучаемых

шк

ольных предметов, комплексность наук в решении проблем окружающего мира,

максимально

развивает творческое мышление, пробуждает способности к активной

познавательной деятельности.

Цели и задачи работы:

создание оптимальных условий для

развития

способностей

учащихся, с целью

наиболее полного раскрытия и рационального использования возможностей

каждого члена общества;

использование форм, методов и приемов, развивающих творческие способности

детей, умение самостоятельно мыслить, принимать решения на основе по

лученных

знаний;

формирование прочных

умений и навыков;

развитие целостных представлений о природных, социальных и экономических

системах;

воспитание любви к природе, патриотизма, направленного на приоритет

национальных российских ценностей, при должном у

важении к культуре других

народов.

П

ринципы,

методы,

и подходы

.

Работа по всем направлениям идет в русле построения преемственности и

формирования единого образовательного пространства с учетом следующих

принципов:

картографического подхода;

экологическо

го подхода;

исторического подхода;

принципа антропоцентризма;

практической направленности обучения;

краеведческого подхода.

Интегрированное обучение предполагает использование различных методов,

основанных на развивающем обучении и деятельностном подходе.

Необходимо так

построить учебный процесс, чтобы ученик не только усвоил конкретные знания и умения,

но и овладел способами их применения в различных ситуациях, научился делать

самостоятельный вывод, проявлять научное мышление.

Таким образом, используются

методы:

-

традиционного обучения;

-

коллективного способа обучения;

-

метод интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала;

-

игровой метод;

-

метод проблемного обучения;

-

метод формирования научно

-

исследовательских процедур, развити

я нового

проблемного видения;

-

метод проектов.

Объединение методов в интегрированно

м обучении

дает целостность, неразрывность

глубоких знаний

и представлений об окружающем мире

.

Психолого

-

педагогические методы и приемы

в развивающей системе

интегрированног

о обучения

бщая установка

не давать знания в готовом виде

):

1.

Методика успеха:

а) предварительного успеха

задание чуть труднее обычного;

б) вынужденного успеха

задание еще труднее;

в) период реального успеха

задание все усложняется, т.е. трудности

нарастают,

оценки не ставятся, определяется уровень способности.

2.

Самостоятельная работа:

учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые

задания и вспомогательную литературу.

3.

Приемы сравнения:

а) сравнения межвидовые, межродов

ые;

б) придумать аналогичные задания;

в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания;

г) найти в группе предметов лишний.

4.

Самоконтроль:

а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным;

б) как осуществить проверку и почем

у именно так?

5.

Чередование приемов работы:

а) трудного с легким;

б) теорию с практикой;

в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который

требует размышлений;

г) письменной и устной работы;

д) рассказа педагога и самостоятельной ра

боты учащегося;

е) беседы с рассказом;

ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного

воспроизведения.

Наиболее эффективными

методами для обретения подлинных знаний являются

педагогические технологии гуманистической направл

енности, обращенные к потенциалу

человека. Представляя собой гибкую методическую систему, они создают особые условия,

обеспечивающие новую по смыслу духовно

-

практическую деятельность педагога и

ученика, при которой учащиеся могут достигать вершин физическо

го, психологического и

духовного потенциала, при котором знания не даются в готовом виде, а добываются

учащимися в совместной деятельности с учителем. В работах Ю.А. Гагина по этому поводу

мы находим следующее: «В готовом виде даются, так называемые, интер

претационные

знания, не подлинные. Эти знания часто содержат избитую, само собой разумеющуюся

информацию. Мы часто отвечаем на вопросы, которые сами ставим

,

которые учащиеся нам

не задают. Интерпретационное знание бессмысленно, так как воспроизводство его

имеет

смысл только для толпы, для удобства управления ею... Подлинные знания уникальны и

необычны.

Человек, достигший собственной вершины своего физического, психического и

духовного потенциала, всегда уникален. В условиях его реальной жизнедеятельности он

м

аксимально ответственен перед самим собой и обществом».

Последние исследования в Институте теоретической педагогики и международных

исследований РАО с учетом анализа мирового опыта

,

говорят

о том, что развивает

обучение, лишь построенное по определенным п

равилам и при

соблюдении определенных

условий

,

подходов:

1.

Исследовательский подход в обучении.

Его характерная черта

реализация идеи

«Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности

с учителем создает знания, умения, объе

кты или то и другое.

2.

Коммуникативный или дискуссионный подход.

Он предполагает, что ученик становится

на какое

-

то время автором, какой

-

либо точки зрения на определенную научную

проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать свое

мнен

ие и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.

3.

Групповой подход.

Каждая группа работает над общим заданием. Итоги деятельности

обсуждаются.

И

спользуя интегративный подход и другие инновационные методики, развивающие

творческие способн

ости детей, удается достичь высоких устойчивых, положительных

результатов в обучении и воспитании.

С целью проверки эффективности работы, было осуществлено сравнительное

тестирование учащихся. Результаты исследования представлены на диаграмме:

24

22

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

0

Успевае

-

мост

ь

(средний

показатель кол

-

ва детей

успевающих на

«4» и «5»)

Активность

детей на

уроках

(средний

показатель кол

-

ва детей,

активно

работающих на

уроках)

Интерес детей

к предмету

Таким образом, значительно повышается успеваемость, возрастает активность и

повышается интерес к предметам

.

На основании проведенных исследований можно сделать

следу

ющие выводы

:

1.

Формирование интегративного мышления позволило осуществить разработанные в

исследовании эффективные формы организации обучения и системы методов

преподавания.

-

классы, где не осуществляется интегрированны

й подход в обучении

-

классы, где осуществляется интегрированный подход в обучении

2.

Развитие творческих способностей детей происходит гораздо быстрее, если

прим

еняется

интегрированный подход,

используются инновационные технологии в

обучении и воспитании.

В анкетах дети указывают, что на уроках и мероприятиях они учатся культуре,

самостоятельности, учатся анализировать, прогнозировать, творчески мыслить.

Анкетирование ус

танови

ло устойчивый интерес к предметам естественнонаучного

цикла

.

Интегрированные уроки.

Методика обучения

переживает сложный период. Изменились цели общего среднего

образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению

содержания

посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные

образовательные области.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается

число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических

школьных пр

едметов, в том числе географии.

Экология, введённая как обязательный

предмет ещё совсем недавно, теперь упраздняется. Все эти обстоятельства создают базу для

новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в

организаци

и учебного процесса. В методике естественных дисциплин накопилось

достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема

интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов,

средств и форм организации

обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых

педагогических технологий. Обновление образования требует использования

нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в

результате ис

пользования которых у детей возникает целостное восприятие мира,

формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.

Интеграция в моем понимании рассматривается не только с точки зрения

взаимосвязей знаний по предметам, но

и как интегрирование технологий, методов, и форм

обучения. Интегрированные уроки, проводимые в разных формах

,

способны и могут

пробудить творческое мышление, так как тесно связаны с жизнью. В этом случае дети

получают не только знания, но и ощущение безгра

ничности знаний, пробуждают ум и

воображение.

Интегрированные у

роки, разных типов и форм разнообразят учебный процесс, а

следовательно

,

повышают и качество обучения.

Оценочная система.

Предполагает особую систему оценки, а также мониторинг полученных ре

зультатов.

Для

успешного управления деятельностью учеников, необходим постоянный (ритмичный)

срезовый контроль на предмет достижения тех или иных уровней.

Общие правила

проведения контроля таковы:

-

Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задания

того уровня, над

достижениями которого он уже работает.

-

Никто не становится хуже. Это значит, что показав в одном из срезов результат того или

иного уровня, ученик до конца этой темы уже не получает задания более низкого

уровня.

-

Срезовым проверкам подверга

ется весь класс или отдельные ученики, в зависимости от

необходимости получения информации о знаниях учителю.

Где и какие оценки может получить ученик на протяжении блока уроков.

На уроке вводного повторения возможны любые оценки, так как рассматривается

ранее изученный материал, уже усвоенный учениками на разных уровнях.

При получении нового материала основного объема оценки не ставятся, поскольку

здесь основную роль играет учитель, хотя возможны высокие поощрительные оценки за

неожиданный вопрос, красив

ый пример и тому подобное.

На этапе обобщающего повторения все участники получают оценки.

Работу детей

оценивают два учителя: каждый со своей позиции. На интегрированном уроке ребенок

получает две оценки: за рабо

ту по одному и другому

предмет

География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь, с какой либо дисциплиной.

География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи. Цель работы изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал.

Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе. 5. Задачи Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении географии, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация. Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой ситуации, когда в памяти учеников обновляются необходимые знания.

Однако, обновленные знания из смежных наук еще не есть реализованные межпредметные связи.

Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по географии и смежных наук.

Большое значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.

Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приемов, которые бы способствовали возникновению связей сознании учеников. Это достигается преподаванием географии на межпредметной основе.

Задачи интегрированных уроков способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию. Новые методики появляются в связи с требованием времени.

Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни.

Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний.

Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания естественных дисциплин.

Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся: -научиться познавать -научиться делать -научиться работать в коллективе Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течении всего учебного года, используя большое количество приемов.

Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два три педагога.

Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее. Так как наша школа обучает детей с проблемами здоровья, интегрированные уроки имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но позволяют использовать различные технологические методы и формы, что решает не менее важную проблему в условиях нашей школы это здоровьесберегающий подход в обучении. 6. Литературный обзор В конце 90-х голов ХХ столетия в педагогической литературе появился новый термин инновационные технологии . Термин инновация обозначает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему обучения.

Исследователями проблем инновационных процессов были такие педагоги новаторы: начало ХХ столетия М. Монтессори, А. С. Макаренко и другие, середина ХХ столетия В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Б. П. Никитин и другие; в конце ХХ столетия, это В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Э. М. Ильин, В. К. Дьяченко. До тех пор, пока технология не создана и неотработанна в педагогической практике, преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается коллективное творчество , коллективное мастерство , которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний, посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие. В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно научных, обществоведческих, технических дисциплин.

Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике. На интегрированных уроках осуществляется синтез знаний различных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким, углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Существует множество видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую можно назвать структурной методологий интеграции. На страницах Интернета можно изучить современные разработки интегрированных уроков: Л. А. Петренко Интегрированный урок, как форма учебного занятия . Фестиваль педагогический идей Открытый урок 2004 2005 учебный год. G / index htm сайт UD . Первое сентября М. И. Балагурова Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира . О. С. Михайлова Интеграция, как методическое явление . Авторы разработок единодушны в определении целей и результатов интегрированных уроков.

Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся. 7.Теоретическая и методическая часть Разработка интегрированного урока Рассмотрим технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведем разработки интегрированных уроков по предметам естественного цикла, проведенные и разработанные в нашей школе. 1. Технологии в интегрированном обучении.

Термин технологии заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по - разному организованных процессов обучения.

Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий: 1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений. 2. Технология личностно ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.) 3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные и наиболее применяемые технологии описаны профессором И. В. Душной. Они применяются в интегрированном обучении предметов естественного цикла.

Технология дифференцированного обучения При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя.

Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Технология формирования приемов учебной работы Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике.

Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок . Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

Технология учебно-игровой деятельности.

Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель.

Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности, требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися.

Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности.

Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее. Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. 2. Типы и формы интегрированных уроков Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее. 2.1. Тип урока: урок формирования новых знаний. Уроки формирования новых знаний конструируется в формах: - урок лекция - урок путешествие - урок экспедиция - урок исследование - урок инсценировка - урок конференция - урок экскурсия - мультимедиа урок - проблемный урок Структура урока сочетает этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению. Цель урока: формирование знаний организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи: -образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и так далее. -воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее. - развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Выделять главное, устанавливать причинно следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и так далее.

Следует разделять традиционные и современные уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу вооружить учеников знаниями и строиться в основном, на объяснительно иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения, решает комплекс задач.

Используют как объяснительно иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные курсы, интернет технологии, другие технические средства обучения и контроля.

Широко используются также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, звеньевая, индивидуальная. На таких уроках создаются большие возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. К перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию. Тип урока 2.2. Урок получения новых знаний Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы: -урок практикум -урок сочинение -урок диалог -урок деловая или ролевая игра -комбинированный урок -урок путешествие -урок экспедиция -урок с мультимедийным сопровождением Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На этом этапе применяется деференцированно групповая форма обучения. Далее выполнение творческих задач, а в конце урока творческая деятельность. Цель данного типа урока выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи: -образовательные: ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания о -воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо и культуроохранного, экологического сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения. -развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет технологии.

Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения.

Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Консультация урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени.

Возможно, прибегать к индивидуализированной или индивидуализировано групповой форме обучения. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.

Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи. На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично поисковым репродуктивным методам.

Деятельность учителя специфична.

Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность. 2.3. Тип урока: применение знаний на практике.

Основные формы обучения данного типа: -ролевые и деловые игры -практикумы -уроки защиты проектов -путешествие -экспедиции и так далее Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью.

Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсии, ученики составляют характеристику природного комплекса.

Изучая вопросы конструктивной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия; опираясь на экономические законы, составляют схемы экономического развития своей области и так далее. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей. Цель данного урока применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного материала по теме : "Толерантность"

Тема мероприятия: «Tolerance» («Толерантность») Основные цели и задачи:1. Развивать навыки коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности в области: 2.  Практиковать учащихся...

Разработка внеклассного материала к 23 февраля «Бичкн баатрмуд, уралан!»

Разработка внеклассного материала к 23 февраля «Бичкн баатрмуд, уралан!»Несколько интересных конкурсов на сноровку, быстроту реакции, умения "рукотворчетсва", артистизм, находчивость. Всё через призму...

Разработка внеклассного материала по физике "Физический турнир".

Главная цель мероприятия это формирование устойчивого интереса учащихся к изучению  физики. Данное мероприятие состоит из  8 туров, в которых соревнующиеся команды отвечают на занимательные ...

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

Разработка внеклассного материала "Экологический турнир"

Экологический турнир "Умники и умницы" разработан для учащихся 5- 7 классов. Включает в себя презентацию в которой даны вопросы пяти туров турнира. первый тур -представление команды; 2 тур - выбери пр...

Методическая разработка внеклассного материала по русскому языку "Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена"

Данный материал поможет расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности;пробудить у учащихся интерес к истории письменности и культуры своего народа;познаком...

Путешествие по экологическим станциям «Дари природе доброту» (разработка внеклассного мероприятия по экологии 5 класс).

2017 год указом президента РФ В.В.Путина объявлен годом экологии, поэтому данная разработка в настоящий момент является актуальной. Основная цель данного мероприятия: воспитание экологически грамотной...