Методическая разработка внеклассного материала по русскому языку "Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена"
методическая разработка по русскому языку на тему

Данный материал поможет расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности;

пробудить у учащихся интерес к истории письменности и культуры своего народа;

познакомить учащихся с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия,           составителями славянской азбуки;

     воспитывать бережное отношение к языку и его ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой

на все времена

Цель:

- Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.

- Пробудить у учащихся интерес к истории письменности и культуры своего народа.

-  Познакомить учащихся с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия,           составителями славянской азбуки.

      -  Воспитывать бережное отношение к языку и его ценностям.

 

    Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия, азбука, на интерактивной доске слова:   “Cлава вам, братья, славян просветители”, презентация.

 Учитель:  В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года № 568-1 «О дне славянской письменности и культуры» с 1991 года государственные и общественные организации совместно с Русской Православной церковью стали проводить Дни славянской письменности и культуры.

 В пасхальную ночь 1991 года от свечи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была зажжена свеча Славянского хода, цель которого – объединение творческого потенциала славянских народов для сохранения духовного и культурного наследия.

1-й учащийся: Ежегодно 24 мая мы отмечаем праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры, и  отмечают его во всех  славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й учащийся: В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая,  в Болгарии завершается школьная учеба. Ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы столицы. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:

Братья! Двоицу святую

 В сей день радостно почтим!

 Просветителей честную

 Память светло совершим.

 Песнью хвальною, велегласною

 Да восхвалим их:

 Радуйся, Кирилле,

 Радуйся, Мефодие,

 Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

Учитель:  Традиция празднования Дней славянской письменности возрождена в России. Идея возобновления общенационального празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Труды великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Так кто такие братья? Как должны мы понимать слово просветители?

 Святые Кирилл и Мефодий пред нами.

 Их праздник великий и славный мы чтим.

 Простые их буквы - не искры ли это?

 Не брызги ли это небесных лучей?

 Снопами Великого Вечного света

 Они воссияли над жизнью людей.

 На север славянский от светлого юга

 Те искры святые они пронесли,

 И их не задула суровая вьюга,

 Они разгорелись по лону земли.

 Вы чистые, юные, милые дети!

 Любите угодников этих святых!

 И пусть перед вами в таинственном свете

 Сияют их лики в венцах золотых.

 В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде,

 В беде повторяйте вы их имена.

 Учители наши, Кирилл и Мефодий

 Хранят нас молитвой на все времена.

3-й учащийся: Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия” и “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”.

         Из этих источников мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

 

4-й учащийся: Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви — Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь “на Олимп к Мефодию, брату своему, — говорит его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами”.

5-й учащийся:   Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды.

         Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности.

Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента.

6-й учащийся:  Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников — славян.

1-й учащийся:  Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл -до принятия монашества называемый Константином Философом. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

      Азбучные молитвы являются особой формой изложения религиозных истин, передающие в удобной для запоминания форме различные вопросы Православного вероучения.

      В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.

       Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

2-й учащийся:  Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

 Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убежденно – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!

3-й учащийся: 

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» - заявила Вселенной,

           «Я есмь!» - заявила векам.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор

 используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить,

а потом заниматься науками

Учитель проводит викторину с учащимися

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного

дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»?

 (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь,

Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

9.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

10.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

11.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в

 старославянском языке?  (ё, й)

12.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в

Моравию?   (Михаил -III)

Учитель:

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается

одной из самых удобных.  А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей: (Звучит гимн)

ГИМН СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛАВЯН

Слава Вам, братья, славян просветители, 
Церкви Славянской Святые Отцы! 
Слава Вам, правды Христовой учители, 
Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!

Список используемой литературы:

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебн. пособие для учащихся 10-11классов. М.: Просвещение,1993.

Демин В.Н. Русь летописная. М.: Вече,2002.

Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От Кирилла и Мефодия до наших дней"

Познавательная   игра  «От Кирилла и Мефодия до наших дней»      Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена"

Данный материал дает возможность познакомить учащихся с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, расширить их знания и представления  об истории возникновения славянской письменности, ...

"Экологическая обстановка в Кемеровской области" Методическая разработка внеклассного материала

laquo;Экологическая обстановка в Кемеровской области и виды воздействия на окружающую среду». (Экологическая конференция)   Разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитани...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...