статья «Использование краеведческого материала на уроках географии»
статья по географии (6 класс) на тему

Лукшанова Ольга Александровна

Данная статья посвящена проблеме использования краеведческого материала на уроках географии, так как краеведческий материал - необходимый компонент школьных курсов физической географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_no_6.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на августовской конференции

«Использование краеведческого материала на уроках географии»

Лукшанова О.А., учитель географии

В обучении географии я выделяю следующие проблемы:

  • формирование географического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.
  • усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
  • формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.
  • овладение учащимися процессом  «научения», т.е. самостоятельному добыванию знаний.

Все эти проблемы можно выполнить, используя в своей практике краеведческую работу.

        Краеведческий материал – необходимый компонент школьных курсов физической географии. Множество явлений окружающей природы хорошо знакомы детям из повседневной жизни. Поэтому географические понятия, которые они усваивают на примере родного края, оказываются наиболее убедительными, легко запоминающимися. Связь с природным окружением придаёт практическую направленность преподаванию: у детей вырабатываются навыки поведения в природе, наблюдательность, появляется интерес к экологическим и народнохозяйственным проблемам. Природа своей местности – это та «учебная лаборатория», которая нужна географу в той же степени, как физику или химику –  школьная лаборатория по их предметам.

        При систематической краеведческой работе очень важно ввести её в некоторые организационные и пространственные рамки, использовать большой

опыт, накопленный отечественным краеведением в советское время. Такими рамками целесообразно считать границы того административного района, в котором расположена школа. Дело в том, что такой район является сложившимся народнохозяйственным единством. Поэтому краеведческая деятельность в границах района приобретает большую значимость. Результаты краеведческой работы школьников своего административного района (отчёты, коллекции, фотовыставки) также приобретают большую ценность.    

        В районе повседневно наряду с развитием хозяйства решаются экологические проблемы, с которыми неразрывно связано состояние здоровья и работоспособности населения. Площадь административного района достаточно велика, чтобы в его пределах можно было выявить характерные черты природы данной географической зоны, основные типы природной среды региона. Наконец, изучение родной природы органично связано с летописью хозяйственного освоения территории.

        Актуальность изучения административного района совершенно очевидна. Краеведческий материал включен во многие темы VI- IX классов  («Наш край»,  обзоры отдельных компонентов природы – рельефа, вод, растительности, климата и др.)

   Учебных пособий, методической литературы по такой тематике не хватает. Этот недостаток и должен восполняться краеведческим направлением в работе самого учителя; при этом его деятельность может принести большую пользу и районным организациям.

       Успешность краеведческой работы зависит от её научной основы и связи с  современностью. Учитель, прежде всего сам должен быть подлинным знатоком

природы  района, быть в курсе проблем хозяйств района, особенно в экологическом  аспекте, для чего он должен поддерживать постоянную как с научными и научно-техническими учреждениями, работающими в районе, так и с его хозяйственными

организациями.

      Накопление научных фактов даже локального значения для данного района будет полезным (летопись сезонной и многолетней динамики природы, учёт индустриальных загрязнений и их последствий, наблюдение последствий взаимодействия леса и болот, леса и степи, возобновления на вырубках, описание результатов акклиматизации животных и многое другое).

     Самое же главное – поскольку на территории Черноземельского района находится единственная антропогенная пустыня фонд ранее накопленных сведений о природе района нуждается в пересмотре уже с экологических позиций, так как сами природные объекты приобретают сейчас новую ценность, предстают перед нами с неизвестных сторон. В прошлом веке на пастбищах нашего района существовал экстенсивный выпас овец грозненской породы, которые нарушили в нём экологическое равновесие, сегодня в районе остро стоит проблема опустынивания.

      Остро актуальной становится охрана отдельных природных объектов и целых местностей, например, сайгака. Чтобы правильно оценить необходимость их охраны, нужна кропотливая краеведческая работа, которая ведёт учащихся к непосредственному решению задач сегодняшнего дня, на деле приобщает их к насущным народнохозяйственным задачам.

      Краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов учащихся. Всё, что дети видят, что они делают в природе, должно быть им понятно и увлекательно. Разнообразными, занимательными должны быть и формы обработки краеведческого материала.

      И наконец, краеведческая работа должна быть целенаправленной. Это, впрочем, достигается не сразу. Дети должны чётко знать, для чего они идут в природу, где будет использован результат их работ (на уроках, в школьном краеведческом уголке, на фотовыставках и др). На экскурсиях надо считаться и с удовлетворением желаний ребят, например, попутно сфотографироваться для индивидуальных памятных фотоальбомов, поиграть в мяч и др. Не надо забывать, что походы и экскурсии укрепляют здоровье, тренируют физически и развивают эстетическое чувство.

     Экскурсии – это основная форма изучения своего родного края. Именно во время экскурсий учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий.

     Все экскурсии по времени мы делим на три типа: 1) Кратковременные экскурсии (в течение одного урока по обычному расписанию); 2)  экскурсии на 2-4 часа после уроков; 3) многодневные походы.

        В многочасовых экскурсиях учитель обращает внимание учащихся на смены природных комплексов по маршруту.

        В походах школьники учатся определять типы ландшафтов, давать им характеристику, делать краткие полевые записи, фотографировать, собирать коллекции, проводить походные фенологические наблюдения. Накопленные на экскурсиях материалы используются на занятиях в школе.

       В своей краеведческой работе мы стараемся познакомить учащихся с наиболее типичными и интересными природными объектами нашей местности.

      Учебно-познавательные работы в природе в целом направлены на формирование экологических знаний учащихся. Школьники должны твёрдо усвоить, что все типы местных природных комплексов с  естественной взаимосвязью – это, прежде всего системы со сложившимся природным равновесием, что интенсивное использование ресурсов природы  должно сочетаться с охраной её защитных механизмов. В своих записях школьники фиксируют случаи необдуманного вмешательства человека в природу, гибельного для ней (сброс бытового мусора в озера и др.)

     В школе ведётся накопление справочной фототеки природных условий района. Она включает в себя несколько разделов: типичные природные комплексы, ландшафтные процессы, воздействие человека на природу, объекты, требующие охраны. Все сделанные в походах фотографии сопровождены подписями.

     Для оценки экологических знаний и уровня мышления учащихся один раз в году  

У нас в школе практикуются работы анкетного характера с такими, например, вопросами:

1) Какие тебе известны случаи нарушения природного равновесия на территории посёлка и как бы ты их устранил?

2) Какие коренные изменения в условиях жизни и быта населения района произошли за последние 25 лет?

3) Что показалось тебе наиболее интересным в походах минувшего года и почему?

4). Чем примечательны природные комплексы, изображённые на прилагаемых фото?

      В заключении отметим, что изучение природы района воспитывает у детей ответственное отношение за сохранение природы, патриотическое чувство, гордость за свою землю.

География является единственным естественно-общественным предметом, охватывающим практически все аспекты жизни на Земле: изучает природу, хозяйство, население, регионы, страны. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Я считаю, что именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Тем более что все более актуальным для нашей эпохи является ослабление любви к ближнему, родному краю, Родине.

Список литературы

  1. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. Москва «Просвещение» 1990. с. 42-43.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003 № 5 с. 34-41
  3. Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Москва «Педагогика» 1981
  4. Смирнов Д.В. География в дополнительном образовании детей туристско-краеведческого профиля. Теоретический научно-методический журнал География в школе № 4 2008 с.49
  5. Соловьев М.С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов. Теоретический научно-методический журнал География в школе № 5 2008 с.46
  6. Шаповалова Л.Т. Формирование социально-экологических умений школьников в образовательной среде сельской школы. Теоретический научно-методический журнал География в школе № 2 2008 с.51
  7. Щенев В.А. Элементы исследовательского подхода на уроках географии в VII классе. Теоретический научно-методический журнал География в школе № 5 2008 с.37

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках географии

В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...

Использование краеведческого материала на уроках географии

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...

Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии

Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что  краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

Эта работа рассказывает о работе с краеведческим материалом в нашем городе. Интерес вызывают народный промысел-Павлово-Посадские шали. Производство продолжает работать. В учебную программу включаются ...

Использование краеведческого материала на уроках географии в Павлово-Посадском районе

В рассматривается народный промысел,известный в России и применение краеведческого материала в 9 кл. на уроке "Лёгкая промышленность России"....