Особенности формирования населения Центральной России и проблемы природопользования.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Черепанова Наталья Петровна

В конспекте урока отображен метапредметный подход в школьном обучении (работа с русским языком на уроке географии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учителя (метапредметное обучение русскому языку)

                        Школа №1741   Предмет география    

ФИО учителя Черепанова Наталья Петровна   

Изучение темы «Центральная Россия» в 9-том классе.

 Дата проведения занятий:

Используемый учебник: География. Россия. 9 класс под редакцией А.И. Алексеева   Дополнительные учебные пособия: С.И. Ожегова Толковые словари.  

Предварительная работа

Подготовлены справки о значении и происхождении следующих терминов: насельник, великоросс, половой, подрядчик, коробейник, барщина, оброк.

К тексту параграфа16, представленному на стр. 72-73, подготовлены следующие задания для активизации работы с языком предмета:

-Как вы понимаете поговорки: «Русский человек задним умом крепок», «Только вороны прямо летают»?

-Как вы понимаете выражение: «Смотреть в оба»?

Языковые задания игрового характера.

 Продолжи поговорки «Лбом стены не прошибешь», «Не суйся в воду, не поискав броду», «Назвался груздем полезай в кузов…»

Работа на уроке

Прочитав 1,2 и 3 тексты надо было ответить на вопрос: «Что является источниками этих текстов?»

Учащиеся затруднялись ответить на этот вопрос. Было предложено поработать с толковыми словарями и определить значение слова исток и сопоставить его с известными им словосочетанием «исток реки». Далее учащимся было предложено озаглавить абзацы первого текста. С этой работой справились все.

По второму тексту были предложены вопросы на вычитывание, понимание и осмысление текста.

Чем отличался орловский мужик от калужского? Почему существует резкое отличие между этими мужиками?  Почему в Калужской области повинностью крестьян был оброк, а в Орловской – барщина?  Видите ли, вы корни нынешних проблем (каких?) в этом районе?

Третий текст. Почему крестьяне уходили из сел в столицы? Чем занимались в отходе? Используя карты ответьте на вопрос: «Почему Калужская и Костромская губернии поставляли в основном плотников, мостовщиков и т.д.?» Если затрудняются ответить, необходимо символы, которые используются на карте при обозначении природных ресурсов. Записать словами.

По тематике урока был использован следующий лингвокультурологический материал.

Великороссия XIII –XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвидимых затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, по его выражению, ходить оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях.

Поговорка «Русский человек задним умом крепок». В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвидимыми августовскими морозами и январской слякотью великоросс стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели. Это умение и есть то, что мы называем задним умом.

Задание. Найти родственные слова и объяснить от какого слова они образованы и чем отличаются по смыслу.

Осмотрительный- осторожный, внимательный, не опрометчивый.

Предусмотрительный – умеющий предусмотреть результаты, события в будущем.

Рефлексия языковой работы на уроке

Высокая активность школьников отмечена при выполнении следующих языковых заданий: перевод символа в слово, найти значение слова по словарю

В ходе выполнения задания (Найти родственные слова и объяснить от какого слова они образованы и чем отличаются по смыслу.) возник и был обсужден еще такой языковой вопрос (словообразующие морфемы).

Справка о значении и происхождении следующих терминов:

Великоросс-представитель одной из трёх ветвей общерусского народа (северной, северо-западной и северо-восточной группы восточных славян).

Половой – слуга, одной из его обязанностей было держать в чистоте пол в помещении.

Коробейник – мелкий торговец, разносчик галантерейного мануфактурного товара.

Барщина - повинность крестьян, в ходе которой крестьянин должен был работать на земле помещика личными орудиями труда.

Оброк - повинность крестьян, в ходе которой крестьянин платил дань помещику продуктами или деньгами.

Тексты, с которыми работали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центральная Россия. Особенности населения.

План-конспект открытого урока в  9  классе. Цель: Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .Обсудить проблемы населения Центральной России;Ожидаемые рез...

Разработка урока "Население Центральной России"

Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...

Освоение территории и население Центральной России.

Тема: Освоение территории и население Центральной России. Цель:ü Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на        территории   Ц...

Статья "Особенности формирования познавательной сферы дошкольника с проблемами интеллектуального развития в игре"

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок ...

Отхожие промыслы населения Центральной России

Причины направления и значения отходничества в России в пореформенный период...

урок географии 9кл "Освоение территории и население Центральной России"

Урок географии 9кл Экономические районы. Центральная Россия...