Центральная Россия. Особенности населения.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Шахлович Анна Николаевна

План-конспект открытого урока в  9  классе.

 

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .
  • Обсудить проблемы населения Центральной России;

Ожидаемые результаты:

  • Предметные:  выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.
  • Коммуникативные: формирование умений работать в группах.
  • Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
  • Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.
  • Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_klass_naselenie_centralnoy_rossii.rar2.99 МБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

                    Средняя общеобразовательная школа № 7

Центральная Россия. Особенности населения.

                 План-конспект открытого урока в  9 «А» классе.

Учитель географии первой категории

Шахлович Анна Николаевна

Ст. Полтавская

Тема урока : Центральная Россия. Особенности населения.

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями и характерными чертами населения Центральной России .

Обсудить проблемы населения Центральной России;

Ожидаемые результаты:

Предметные:  выявлять особенность облика великоросса. Объяснять влияние природных условий на занятия населения, понятие об «отхожем промысле» и кустарном промысле; выделять проблемы населения, совершенствовать умение работать с учебником, картами, статистическими материалами.

Коммуникативные: формирование умений работать в группах.

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, воспитывать уважение и прививать любовь к Родине.

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности

Оборудование:

Настенные карты – политико-административная карта России,  физическая карта европейской части России,;

Иллюстрации изделий народных художественных промыслов;

Учебник, атласы, к\к

мультимедиа  учебник по географии 6-9 класс.

Презентация, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение:  В.П.Дронов И.И.Баринов «География России 8-9» учебник ,Г.А.Жижина «Поурочные разработки по географии 9 кл», Атлас « географии России хозяйство и географические районы» изд. «Дик»,  мультимедиа  учебник по географии 6-9 класс

                                                                     ХОД УРОКА

Организационный момент

Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение новой темы:

Устный опрос:  Класс поделен на группы – «Политики и этнографы»», «Экономисты» и «Географы».

Задания для каждой группы разложены на столах.

1)  «Политики и демографы» Показать состав Центральной России, назвать крупные города

 - с какими странами граничит Центральный район, как изменилось геополитическое положение районов Центральной России после распада СССР?

-какими факторами можно объяснить формирование столицы России в различное время?

2)   «Экономисты»  Охарактеризовать ЭГП  Центрального района России.

- как из Москвы можно водным путем попасть в Волгу?

-какими минеральными ресурсами богата Центральная Россия?

3)  «Географы» Природные условия и ресурсы  Центральной России и Центрального района.

- Каков рельеф Центральной России?

- каков климат территории?

- в каких природных зонах расположена  территория?

-оцените наиболее удачные, на ваш взгляд, сочетания природных ресурсов на территории Центральной России?

Изучение нового материала.

1) Целеполагание .   

Работа с диаграммами в атласе ( с.26-27) Определить – какую часть территории занимает Центральная Россия в территории всего государства? (5%)

Какая часть населения проживает на этой территории?

(Центральная Россия – самая густонаселенная часть страны. Занимая всего 5 % территории, она сосредотачивает 31 % населения)

Население района сложилось за счет смешения славян, проникавших сюда с юго-запада начиная с VIII века, с местными  финскими племенами. Финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга. Некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Междуречье Волги и Оки – ядро формирования русского народа. Отсюда население расселялось на север и восток.

2) Продуктивное чтение и работа с атласом:

-По карте «Народы России»  назвать народы и языковые семьи, к которым они относятся, проживающие на территории Центральной России.

В национальном составе преобладают русские ( индоевропейская семья), их до 90%, только на востоке, в республиках, компактно проживают марийцы, мордва (урало-юкагирская семья) и чуваши ( алтайская семья). Кроме них проживают евреи, татары, украинцы. В республике Марий Эл  около половины, а в Мордовии – около трети составляет титульный народ, в Чувашии – аж 70%

Прочитав текст ( приложение 1),каждой группе выбрать:

Задание 3 группе «Географы» : особенности природных условий, где проживали народы ---

(Суровая скудная природа, долгие зимы, заболоченность, лес,….)

Задание 1 группе  «Политики и демографы»  выбрать черты характера великоросса  и причины, под влиянием которых складывался характер русских людей, его физический тип.

                       Среднего роста, сильного телосложения,                     терпеливый, малотребователен  к

                      Статен, широк в плечах, лицо финского типа             к благам жизни, вынослив,

                     (скуластое, широкий нос)                                                 предприимчив, сметлив, изворотлив

                     Лицо славянского типа ( тонкие черты,

                     Прямой нос, голубые глаза)  

Задание 2 группе «Экономисты»: Объяснить причины разнообразия хозяйственной деятельности (сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной. Кустарные ( ремесла, преобладающие в крестьянских дворах)   и отхожие (Сезонные отходы на заработки в города) промыслы.

Задание: просмотрев элемент мультимедийного урока, используя и атлас, перечислить наиболее известные виды промыслов (к нач.XXвека) и районы, где они развивались. По ходу – заполняем таблицу:

Резьба и роспись по дереву,

Деревянные игрушки

Ложкарный промысел

Лесной район Заволжья

Богородск, Сергиев Посад

Семеново(Ниж.Новгород)

(хохлома)

Художественная керамика

посуда

Гжельский район

Хохлома

Городецк , Скопино

Дымково

Резьба и роспись по камню

Худ. Обработка металла (подносы)

Южные районы-

Жестово

Стеклянные изделия

Гусь Хрустальный

Вышивка и кружевоплетение,

платки

Павлов-Пасад

Отходничеством занимались в основном мужчины. Некоторые местности получили название «бабьей стороны» из-за того, что из них уходило почти все мужское население. Отходничество считалось престижным занятием. Так, в Ярославской губернии мужчине было очень трудно жениться, если он «даже ни разу в Петербурге не бывал!» - такой не пользовался уважением у девушек, считался «темнотой», «деревней».

Таким образом, для Центрального района издавна была характерна высокая  территориальная подвижность населения, тесные связи городских и сельских жителей, довольно высокий профессиональный уровень работников и, главное, способность к освоению новых видов деятельности.

В период промышленного переворота (середина XIXв.) рост Москвы привлек к себе трудовые ресурсы густозаселенных соседних территорий. Основная часть их населения была занята не только в сельском хозяйстве, но и в кустарных промыслах, что позволило быстро перейти к крупной машинной индустрии.

Задание : Проанализировать таблицу «Доля городского и сельского населения Центральной России». Сравнить показатели со среднероссийскими и с другими районами.

Район

Доля

городского населения

Доля

Сельского населения

Российская Федерация

73 %

27%

Северо-Запад

87%

13%

Центральный район

83%

17%

Центрально-Черноземный район

62 %

38%

Северный Кавказ

55%

45%

Поволжье

73%

27%

 В Центральной России – около 1200 городских поселений, в том числе более 400 городов.

Задание:  По атласу – назвать города-миллионеры: Москва, Нижний Новгород, вокруг них – городские агломерации. Вспомнить типы городов по выполняемым функциям.

Древние города , «Золотое кольцо России» - важные центры торговли и ремесел (Москва, Муром, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир..). Большое число городов возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево);  города-крепости – оборонительная функция;

          Города, созданные в советское время – центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки( Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино).

Задание: Прочитать особенности сельского расселения, какие проблемы вы увидели? (Большая удаленность сельских поселений, миграция из сельской местности в города, приток населения из «горячих точек» России. Политика государства  направлена на возрождение сел. Уровень безработицы увеличивается по мере удаления от Москвы к окраинам региона,  где низкие доходы населения. По уровню развития социальной инфраструктуры – Центральная Россия- лидер).

Практическая работа. Работа со статистическими материалами. Работа в парах, взаимопроверка

Табл.1. Используя данные таблицы 1, вычислить среднюю плотность населения районов:

районы

Площадь, тыс. км.кв.

Население,

Млн.чел.

Доля городского

населения

Плотность насел

Чел. на км.кв.

Центральная Россия

1 127

54,1

78 %

48,4

Центральный район

485

29,2

83,1%

Центрально-Черноземный

168

7,8

62,4 %

Волго-Вятский

263

8,3

70,5 %

Табл.2. Используя данные определить естественный прирост Ивановской области:

Район

Площадь, тыс.км.кв.

Численность населения, тыс.чел

рождаемость

смертность

Доля городского

населения

Ивановская обл.

23,9

1148

9,0

20,0

82 %

 Вывод по таблице :   ЕП = - 11, т.е характерна убыль населения.

Постановка проблемной задачи:  Назовите демографические проблемы Центральной России. Как вы думаете, с чем они связаны, каковы возможные пути их преодаления?

Домашнее задание (дифференцированное)

Цель: закрепление полученных знаний.

         1-й уровень: работа на контурной карте-  выделить границы Центрального района, подписать крупные города Центральной России;

         2- ой уровень: Прочитать параграф, работа в контурной карте – выделить границы Центрального района, отметить города и центры народных промыслов.

3-й уровень – изучить параграф, выполнить задание в контурной карте и подготовить сообщение (индивидуально) о достопримечательностях Москвы и городов «Золотого кольца».

Рефлексия.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Интересно/неинтересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центральной район: особенности населения.

Данный урок направлен на выявление особенностей  населения Центрального экономического района России, развитие интеллектуальной активности, географического мышления   и тв...

Разработка урока "Население Центральной России"

Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...

Население и трудовые ресурсы Центральной России

В презентации расскрываются особенности населения, промыслы развитые на данной территории....

Проект урока географии в малокомплектной школе. География 8 и 9 класс. Природа регионов России. Особенности населения и хозяйства Архангельской области.

Тема урока географии  в 8 классе "Природа регионов России". 9 класс- "Особенности населения и хозяйства Архангельской области....

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...

Особенности формирования населения Центральной России и проблемы природопользования.

В конспекте урока отображен метапредметный подход в школьном обучении (работа с русским языком на уроке географии)...