Анализ ВПР по географии в 6 классе
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

Маркова Елена Николаевна

Всероссийские  проверочные  работы     основаны на  системно-деятельностном,  компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности  следующих УУД.

Регулятивные   универсальные      учебные       действия     целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с доста точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической  формами  речи  в соответствии  с  грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся

 – предметных географических умений по работе с картографическими и иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

 

Задание 1 проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.   Первая    часть    задания  предполагает   определение отмеченных на карте материков или океанов. Вторая часть – соотнесение этих материков или океанов с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

Задание 2  проверяет умения работать с географической картой и выполняется с использованием той же карты, что и для задания. Первая часть задания проверяет умение обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления. Вторая часть задания предполагает определение  географического  объекта   на   основе   сопоставления  его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).

Задание 3 проверяет умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.

Задание 4 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

Задание    5  проверяет   понимание   основных   географических закономерностей и предполагает установление соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

Задание 6 проверяет умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Первая часть задания                                                                         предполагает анализ графиков и диаграмм (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), вторая часть связана с умением определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

Задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира. Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Задание 9 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.

Задание 10 проверяет знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vpr_6_18.docx68.03 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет учителя географии Марковой Е.Н.

о проведении Всероссийской проверочной работы

по географии в 6А и 6Б классе

27 апреля 2018 г. в ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга  обучающиеся 6А и 6Б классов приняли участие во Всероссийской проверочной работе по географии.

Принимали участие - 38 учеников. Отсутствовали - 9 учеников.

Всероссийские  проверочные  работы        основаны        на  системно-деятельностном,  компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности  следующих УУД.

Регулятивные        универсальные        учебные        действия:        целеполагание,

планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с доста точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической        формами        речи        в соответствии        с        грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся

 – предметных географических умений по работе с картографическими и

иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников,

рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

Задание 1 проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.        Первая        часть        задания        предполагает        определение отмеченных на карте материков или океанов. Вторая часть – соотнесение этих материков или океанов с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

Задание 2 также проверяет умения работать с географической картой и выполняется с использованием той же карты, что и для задания 1. Первая часть задания проверяет умение обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления. Вторая часть задания предполагает определение        географического        объекта        на        основе        сопоставления        его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).

Задание 3 проверяет умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.

Задание 4 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

Задание    5        проверяет        понимание        основных        географических закономерностей и предполагает установление соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

Задание 6 проверяет умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Первая часть задания        предполагает анализ графиков и диаграмм (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), вторая часть связана с умением определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

Задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира. Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Задание 9 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.

Задание 10 проверяет знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края.

В табл. 3 представлена информация о распределении заданий (пунктов заданий) проверочной работы по уровню сложности.

Таблица 3

Уровень сложности заданий

Количество пунктов заданий и заданий1

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 37

Базовый

15

24

65

Повышенный

5

13

35

Итого

20/10

37

100

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 8.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Ответы на задания 1.2, 2.1, 3.1, 3.3, 4.3, 6, 8.1, 9, 10 оцениваются по специально разработанным критериям.

Максимальный балл за выполнение работы – 37.

Критерии оценивания:

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по   пятибалльной шкале

«2» от 0 до 9 баллов

«3» от 10 до 21 балла

«4» от 22 до 30 баллов

«5» от 31 до 37 баллов

Максимальное количество баллов набрали двое учащихся (33 балла) –Малов Артем и (32 балла) – Манаев Назар, обучающиеся из 6Б класса.

Набрали минимальный проходной балл (10 баллов) также двое обучающихся – Андрианов Павел и  Парфенова Юлия (6Б), причем , у этих обучающихся текущая оценка по географии «4». Предполагаю, что эти обучающиеся под воздействием стресса не показали свои истинные знания. Кроме того, эти обучающиеся много уроков пропускали по болезни, были не уверены в своих силах и испытывали стресс на ВПР.

Большинство обучающихся подтвердили свои годовые оценки.

Критерии оценивания

Количество учащихся

%

«5»

2

5

«4»

27

 57

«3»

18

 38

«2»

-

Средний балл:

3,7

Необходимо отметить, что причиной выявленного среднего уровня достижения планируемых результатов при выполнении заданий ВПР по географии в 6 классе могли стать усложненные формулировки некоторых заданий (например, задания 2.1, 2.2), невнимательность учащихся  при чтении заданий, решении логических заданий и анализе текста (задания 1.2, 4, 5, 6.1, 6.2, 7, 8.2).  Некоторым обучающимся не хватило времени для решения задания 10.


Затруднения вызвали у учащихся :

Базовые задания (1.2, 2.1, 2.2, 4, 6.2 К 1, 6.2 К 2)

Задания повышенной сложности (5.1, 7, 8.2, 10)

 Допущены ошибки:

  1. Обучающиеся не в полной мере овладели комплексом умений работы с географической картой и имеют крайне слабые представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.
  2. Обучающиеся не умеют обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления.
  3. Многие обучающиеся не смогли определить географические объекты на основе сопоставления их местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).
  4. Обучающиеся не показали  сформированное умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.
  5. Обучающиеся плохо понимают основные        географические закономерности и не умеют устанавливать соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.
  6. У обучающихся не сформировано умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Многие обучающиеся не умеют анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), не умеют  определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.
  7. У некоторых обучающихся не сформировано умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и обучающиеся не умеют извлекать из него информацию по заданному вопросу.
  8. У небольшого количества, обучающиеся крайне узкий кругозор  - у них не сформировано умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.
  9. Некоторые обучающиеся не знают географию родного края и не умеют давать описание определенных географических объектов родного края.

В соответствии с вышеизложенным рекомендуется:

 1.  Обратить особое внимание повторение, закрепление и на выполнение домашних заданий при изучении тем: «Движение Земли вокруг Солнца», «Пояса освещенности. Часовые пояса», «Градусная сетка», «Географические координаты.  Широта.  Долгота», «Многообразие стран мира. Столицы и крупные города», «Мировое хозяйство», «Многообразие стран мира. Основные типы стран», «Атмосферное давление. Ветер»,  «Природные зоны», «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

 2.    Усилить работу на уроках  по сопоставлению географических карт различной тематики. Сформировать  комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.        Научить определять  отмеченные на карте материки или океаны. Сформировать умение соотносить эти материки или океаны с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

 3.    Формировать у обучающихся умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

4.     Усилить работу по определению основных  географических  закономерностей и научить обучающихся,  устанавливать соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

5.     Формировать у обучающихся  умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Научить обучающихся анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков),   определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

6.     Формировать умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и  извлекать из него информацию по заданному вопросу.

7.      Расширять кругозор  обучающихся, привлекая их к внеурочной деятельности по географии, к участию в конкурсном и олимпиадном движении, к экскурсиям по родному краю и городу.

8.      Формировать у обучающихся  умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

9.       Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную).

10.     Продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся.

11.  Регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....

Анализ открытого урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Самоанализ открытого урока географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Что ты знаешь об Австралии?"...

Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Физическая география» 6 класс

Анализ учебника Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. «География. Физическая география» 6 класс ...

Анализ урока по географии с использованием ФГОС ("Географические координаты", 6 класс)

Анализ урока по географии с использованием ФГОС ("Географические координаты", 6 класс)...

Анализ ОГЭ по географии за 5 лет 9 класс

Анализ ОГЭ по географии за 5 лет9 класс...

анализ работы впр по географии 8 класс

dash; оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 8  класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных резул...