Урок обобщающего повторения по теме "Климат России. 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "климат России" для 8 класса предсталяет собой игру по командам "Роза ветров". Игра проводится с целью закрепления полученных знний по теме "лимат России", закрепления умений читать климатические карты, устанавливать по картам особенности климата в разных точках России. Урок спсобствует формированию умений применять знания о влиянии климата на другие компоненты природы, а также на здоровье и деятельность человека при дальнейшем изучении климатических особенностей крупных природных регионов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klimat_rossii.odt | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Роза ветров». Урок обобщающего повторения по теме
«Климат России». 8 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель: систематизация и контроль знаний обучающихся по теме «Климат России».
Задачи:
- обучающие: закрепить полученные знания по теме «Климат России»; закрепить умение читать климатические карты, устанавливать по картам особенности климата и его элементы в разных точках России;
- развивающие: способствовать формированию умений применять имеющиеся знания в дальнейшем изучении курса новых знаний о влиянии климата на другие компоненты природы, об особенностях климата отдельных территорий нашей страны при дальнейшем изучении крупных природных районов России; в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь;
- воспитывающие: способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, чувство ответственности за коллектив, самостоятельно и ответственно готовиться к урокам.
Подход к обучению: развивающий.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, презентация учителя, карта «Физическая России», карта «Климат России, географические атласы, бумага для ответов, ручки, карандаши, комплект таблиц «Климат России». ТСО: мультимедийный проектор, экран.
Средства активизации: слово учителя, учебные задания, самостоятельная работа в группах.
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.
Межпредметные связи: физика, биология.
Подготовительный этап.
- Сформировать 3-5 команд игроков по 5-6 человек. Команды выбирают капитанов и название . Капитаны составляют список команды, решают — кто из команды будет отвечать. Капитан также оценивает работу каждого члена команды, следит за порядком и дисциплиной.
- Общекомандный ответ за каждое задание оценивает учитель. Также он комментирует ответы команд, поправляет их. На доске пишутся все названия команд и ставится количество заработанных баллов.
- Подготовить задания — раздаточный материал.
- Если команда набирает 33 - 35 баллов, каждый член команды получает оценку «5»; 30-32 оценку «4», 27-29 баллов - «3». Каждый ученик на уроке может получить две оценки: одну — общекомандную, а вторую — за свою работу в команде.
План урока.
- Организационный момент. Сообщение цели и задач урока. Знакомство с правилами игры.
- Задание 1. «Ромашка».
- Задание 2. «Флюгер».
- Задание 3. Термин-понятие.
- Задание 4. Найдите ошибки в описании типа климата.
- Задание 5. Найди ошибки.
- Задание 6. Анализ графиков хода температуры воздуха и диаграммы осадков.
- Задание 7. Человек — климат.
- Подведение итогов. Заключение.
- Домашнее задание: повторить терины по теме «Климат». Подумать над вопросом: какая связь существует между климатом и густотой речной сети, питанием и режимом рек.
Ход урока.
Задание 1. «Ромашка». (Климатообразующие факторы)
Каждой команде вручается 11 «лепестков», на которых написаны не только факторы, определяющие климат. Задание: собрать «Ромашку из 8 лепестков, на которых будут только климатообразующие факторы. Время выполнения — 1 минута. Максимальное число баллов — 8.
Например: задание командам.
1. Уровень солнечной радиации 7. Океанические течения.
- Географическая широта. 8. Высота местности над уровнем моря.
- Выветривание. 9. Эрозия почв.
- Рельеф. 10. Антропогенное воздействие.
- Состав горных пород. 11. Строение земной коры.
- Близость или удалённость океанов.
Задание 2. «Флюгер» (Климат. Погода.)
Командам вручаются «стрелки» с названием воздушной массы и листок с вопросами только для данной команды. Время выполнения — 4 мин. Цена — 5 баллов.
Пример задания для команды «Метеоролог».
- В каком климатическом поясе и типе климата находится Ленинградская область?
- В зимний период времени на территорию Ленинградской области вторгается морская умеренная воздушная масса. Какую погоду она принесёт?
Задание 3. Термин-понятие.
Каждой команде вручается пакет, в котором находится по 10 карточек с терминами и 30 карточек — ответов. Каждый член команды берёт себе 2 карточки с терминами и подбирает себе из 30 ответов правильные. (Капитан читает вслух ответы, а игроки забирают себе подходящие для их терминов). Время выполнения задания 5 минут. Цена — 10 баллов.
Пример задания для команды.
Понятия:
- Заморозки. 6. Восходящие токи воздуха.
- Гигрометр. 7. Морской умеренный воздух.
- Термометр. 8. Пыльные бури.
- Скудное увлажнение. 9. Атмосфера.
- Атмосферное давление. 10. Засуха.
Карточки-ответы.
- Поздние весенние и ранние осенние резкие понижения температуры воздуха.
- Прибор для определения относительной влажности воздуха.
- Прибор, измеряющий температуру воздуха.
- Испаряемость выше осадков.
- Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
- Воздушные потоки более тёплого воздуха снизу вверх.
- Воздух, сформированный в умеренных широтах над Атлантическим и Тихим океаном.
- Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы и разносящие массу пыли и песка.
- Воздушная оболочка Земли.
- Продолжительный недостаток осадков в районах достаточного увлажнения.
Здесь ещё 20 карточек с неподходящими ответами.
Задание 4. «Найди ошибки».
Время выполнения 3 минуты. Максимальное число баллов — 4.
Пример задания команде «Ветер»: найдите ошибки в описании субарктического типа климата.
Субарктический климат характерен для территорий, расположенных на Русской и Западно-Сибирской равнинах за Полярным кругом, а в восточных районах — почти до 60 град с.ш. зимы здесь продолжительны и морозны. Их суровость ослабевает с запада на восток. Лето довольно холодное, но теплее, чем в умеренном климате. Для субарктического климата характерны сильные ветры, связанные с Сибирским антициклоном. Осадки выпадают редко, особенно на Кольском полуострове, на побережье из-за низких температур воздуха. Но, т.к. мала испаряемость, то создаётся постоянное избыточное увлажнение поверхности и происходит её заболачивание.
Задание 5. Анализ графиков и диаграмм.
Каждой команде выдаётся по три климатических диаграммы с графиками хода температуры воздуха и осадков в течение года. Нужно определить, какая из этих трёх диаграмм соответствует климату указанного пункта, привести доказательства.
Время выполнения — 4 мин. Максимальное число баллов — 3 .
Например, задание команде «Ураган».
- Определить, какая из этих трёх диаграмм соответствует климату Москвы?
- Показать на физической карте «России город Москва.
- Назвать климатический пояс и тип климата.
- Пояснить, почему выбрали данную климатическую диаграмму.
Задание 6. Климат — человек.
Командам выдаются задания о влиянии особенностей климата на человека и влиянии человеческой деятельности на атмосферу. Время выполнения задания — 4 минуты. Максимальное число баллов — 5.
Например: задание для команды «Град».
Как вы думаете, правильно ли в нашем населённом пункте (районе города) размещены котельная, автомобильная и железная дороги? Объясните ваш ответ.
Задание для команды «Туман».
Перечислите главных загрязнителей воздуха окрестностей нашего посёлка (района города).
Задание для команды «Метеоролог».
В своих трудах Гиппократ указывал на болезнь горнорабочих, протекающую с тяжёлой одышкой, болями в груди, кашлем. И в наше время шахтёры также болеют этой болезнью — силикозом.
Что вызывает профессиональное заболевание лёгких?
Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Домашнее задание.
Используемая литература.
- Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для 10 класса средней школы. Изд. 3-е. СПб, СМИО ПРЕСС, 2000.
- География в школе. Журнал №1, 1996. Ст. Родионовой В.А. И Волковой П. «Урок обобщающего повторения пор теме «Климат России». с. 6.
- За страницами учебника географии. 8-9 кл. книга для чтения. Составитель К.П. Сергеева. М, Просвещение, 1997.
- Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу «География. Природа России. Книга для учителя. М., Просвещение, 1999.
- Раковская Э.М. И Баринова И.И. Природа России. Учебник для 8 класса средней школы. М., Просвещение, 1994. Тема 2. Климат и климатические ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"
Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион) 9 класс...
Урок обобщающего повторения курса географии 10 класса. Игра «Мозговой штурм»
Обобщающее повторение курса возможно повести в игровой форме. Игра "Мозговой штурм" дает возможность повторить с учениками все темы изучаенные в 10 классе....
Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...
Урок обобщающего повторения по теме «Природные зоны России» 8 класс. География.
Этот урок проводится при обобщении темы "Природные зоны России" Цели урока: Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины. Совершенствовать умение работа...
Творческие задания к уроку обобщающего повторения по географии России в 8 классе
Материал содержит ряд творческих заданий для повторения природы России по курсу географии в 8 классе.Предлагается групповая форма рабрты . с определением региона России по описанию, выборо...