Урок обобщающего повторения по теме "Климат России. 8 класс.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Жданова Галина

 Обобщающий урок по теме "климат России" для  8 класса предсталяет собой игру по командам "Роза ветров". Игра проводится с целью закрепления полученных знний по теме "лимат России", закрепления умений читать климатические карты, устанавливать по картам особенности климата в разных точках России. Урок спсобствует формированию умений применять знания о влиянии климата на другие компоненты природы, а также на здоровье и деятельность человека при дальнейшем изучении климатических особенностей крупных природных регионов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_rossii.odt23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Роза ветров». Урок обобщающего повторения по теме

«Климат России». 8 класс.

Тип урока: комбинированный.

Цель: систематизация и контроль знаний обучающихся по теме «Климат России».

Задачи:

- обучающие: закрепить полученные знания по теме «Климат России»; закрепить умение читать климатические карты, устанавливать по картам особенности климата и его элементы в разных точках России;

  • развивающие: способствовать формированию умений применять имеющиеся знания  в дальнейшем изучении курса новых знаний о влиянии климата на другие компоненты природы, об особенностях климата отдельных территорий нашей страны при дальнейшем изучении крупных природных районов России; в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь;
  • воспитывающие: способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы,  чувство ответственности за коллектив, самостоятельно и ответственно готовиться к урокам.

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, презентация учителя, карта «Физическая России», карта «Климат России,  географические атласы, бумага для ответов, ручки, карандаши, комплект таблиц «Климат России». ТСО: мультимедийный проектор, экран.

Средства активизации: слово учителя, учебные задания, самостоятельная работа в группах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: физика, биология.

Подготовительный этап.

  1. Сформировать 3-5 команд игроков по 5-6 человек. Команды выбирают капитанов и название . Капитаны составляют список команды, решают — кто из команды будет отвечать. Капитан также  оценивает работу каждого члена команды, следит за порядком и дисциплиной.
  2. Общекомандный ответ за каждое задание оценивает учитель. Также он комментирует ответы команд, поправляет их. На доске пишутся все названия команд и ставится количество заработанных баллов.
  3. Подготовить задания — раздаточный материал.
  4. Если команда набирает 33 - 35 баллов, каждый член команды получает оценку «5»; 30-32 оценку «4», 27-29 баллов - «3». Каждый ученик на уроке может получить две оценки: одну — общекомандную, а вторую — за свою работу в команде.

План урока.

  1. Организационный момент. Сообщение цели и задач урока. Знакомство с правилами  игры.
  2. Задание 1. «Ромашка».
  3. Задание 2. «Флюгер».
  4. Задание 3. Термин-понятие.
  5. Задание 4. Найдите ошибки в описании типа климата.
  6. Задание 5. Найди ошибки.
  7. Задание 6. Анализ графиков хода температуры воздуха и диаграммы осадков.
  8. Задание 7. Человек — климат.
  9. Подведение итогов. Заключение.
  10. Домашнее задание: повторить терины по теме «Климат». Подумать над вопросом: какая связь существует между климатом и густотой речной сети, питанием и режимом рек.

Ход урока.

Задание 1. «Ромашка». (Климатообразующие факторы)

        Каждой команде вручается 11 «лепестков», на которых написаны не только факторы, определяющие климат. Задание: собрать «Ромашку из 8 лепестков, на которых будут только климатообразующие факторы. Время выполнения — 1 минута. Максимальное число баллов — 8.

Например: задание командам.

         1. Уровень солнечной радиации        7. Океанические течения.

  1. Географическая широта.                8. Высота местности над уровнем моря.
  2. Выветривание.                        9. Эрозия почв.
  3. Рельеф.                                10. Антропогенное воздействие.
  4. Состав горных пород.                11. Строение земной коры.
  5. Близость или удалённость океанов.

Задание 2. «Флюгер» (Климат. Погода.)

        Командам вручаются «стрелки» с названием воздушной массы и листок с вопросами только для данной команды. Время выполнения — 4 мин. Цена — 5 баллов.

Пример задания для команды «Метеоролог».

  1. В каком климатическом поясе и типе климата находится Ленинградская область?
  2. В зимний период времени на территорию Ленинградской области вторгается морская умеренная воздушная масса. Какую погоду она принесёт?

Задание 3. Термин-понятие.

        Каждой команде вручается пакет, в котором находится по 10 карточек с терминами и 30 карточек — ответов. Каждый член команды берёт себе 2 карточки с терминами и подбирает себе из 30 ответов правильные. (Капитан читает вслух ответы, а игроки забирают себе подходящие для их терминов). Время выполнения задания 5 минут. Цена — 10 баллов.

        Пример задания для команды.

Понятия:

  1. Заморозки.                                        6. Восходящие токи воздуха.
  2. Гигрометр.                                        7. Морской умеренный воздух.
  3. Термометр.                                        8. Пыльные бури.
  4. Скудное увлажнение.                        9. Атмосфера.
  5. Атмосферное давление.                        10. Засуха.

Карточки-ответы.

  1. Поздние весенние и ранние осенние резкие понижения температуры воздуха.
  2. Прибор для определения относительной влажности воздуха.
  3. Прибор, измеряющий температуру воздуха.
  4. Испаряемость выше осадков.
  5. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
  6. Воздушные потоки более тёплого воздуха снизу вверх.
  7. Воздух, сформированный в умеренных широтах над Атлантическим и Тихим океаном.
  8. Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы и разносящие массу пыли и песка.
  9. Воздушная оболочка Земли.
  10. Продолжительный недостаток осадков в районах достаточного увлажнения.

Здесь ещё 20 карточек с неподходящими ответами.

Задание 4. «Найди ошибки».

        Время выполнения 3 минуты. Максимальное число баллов — 4.

        Пример задания команде «Ветер»: найдите ошибки в описании субарктического типа климата.

        Субарктический климат характерен для территорий, расположенных на Русской и Западно-Сибирской равнинах за Полярным кругом, а в восточных районах — почти до 60 град с.ш. зимы здесь продолжительны и морозны. Их суровость ослабевает с запада на восток. Лето довольно холодное, но теплее, чем в умеренном климате.  Для субарктического климата характерны сильные ветры, связанные с Сибирским антициклоном. Осадки выпадают редко, особенно на Кольском полуострове, на побережье из-за низких температур воздуха. Но, т.к.  мала испаряемость, то создаётся постоянное избыточное увлажнение поверхности и происходит её заболачивание.

Задание 5. Анализ графиков и диаграмм.

Каждой команде выдаётся по три климатических диаграммы с графиками хода температуры воздуха и осадков в течение года. Нужно определить, какая из этих трёх диаграмм соответствует климату указанного пункта, привести доказательства.

Время выполнения — 4 мин. Максимальное число баллов — 3 .

Например, задание команде «Ураган».

  1. Определить, какая из этих трёх диаграмм соответствует климату Москвы?
  2. Показать на физической карте «России город Москва.
  3. Назвать климатический пояс и тип климата.
  4. Пояснить, почему выбрали данную климатическую диаграмму.

Задание 6. Климат — человек.

        Командам выдаются задания о влиянии особенностей климата на человека и влиянии человеческой деятельности на атмосферу. Время выполнения задания — 4 минуты. Максимальное число баллов — 5.

Например: задание для команды «Град».

        Как вы думаете, правильно ли в нашем населённом пункте (районе города) размещены котельная, автомобильная и железная дороги? Объясните ваш ответ.

Задание для команды «Туман».

        Перечислите главных загрязнителей воздуха окрестностей нашего посёлка (района города).

Задание для команды «Метеоролог».

        В своих трудах Гиппократ указывал на болезнь горнорабочих, протекающую с тяжёлой одышкой, болями в груди, кашлем. И в наше время шахтёры также болеют этой болезнью — силикозом.

        Что вызывает профессиональное заболевание лёгких?

Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Домашнее задание.

Используемая литература.

  1. Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для 10 класса средней школы. Изд. 3-е. СПб, СМИО ПРЕСС, 2000.
  2. География в школе. Журнал №1, 1996. Ст. Родионовой В.А. И Волковой П. «Урок обобщающего повторения пор теме «Климат России». с. 6.
  3. За страницами учебника географии. 8-9 кл. книга для чтения. Составитель К.П. Сергеева.   М, Просвещение, 1997.
  4. Раковская Э.М.  Методическое пособие по курсу «География. Природа России. Книга для учителя.        М., Просвещение, 1999.
  5. Раковская Э.М.  И Баринова И.И.  Природа России. Учебник для 8 класса средней школы.        М., Просвещение, 1994.        Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обобщающее повторение по теме "Россия в первой половине XIX века"

Урок истории в 8 классе по теме "Обобщающее повторение: Россия в первой половине IX века", содержит тестовые задания, исторические задачи....

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Урок обобщающего повторения курса географии 10 класса. Игра «Мозговой штурм»

Обобщающее повторение курса возможно повести в игровой форме. Игра "Мозговой штурм" дает возможность повторить с учениками все темы изучаенные в 10 классе....

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Урок обобщающего повторения по теме «Природные зоны России» 8 класс. География.

Этот урок проводится при обобщении темы "Природные зоны России" Цели урока: Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины. Совершенствовать умение работа...

Творческие задания к уроку обобщающего повторения по географии России в 8 классе

Материал  содержит  ряд творческих заданий для повторения природы России по курсу географии в 8 классе.Предлагается групповая форма рабрты . с определением региона России по описанию, выборо...