Главные вкладки

    Урок обобщающего повторения по теме «Природные зоны России» 8 класс. География.
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Жаренкова Марина Ивановна

    Этот урок проводится при обобщении темы "Природные зоны России" Цели урока: Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины. Совершенствовать умение работать в группах, используя в работе ранее полученные знания. Развивать познавательный интерес и творческую активность учаихся. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации. В ходе урока обучающиеся, работая в группах, составляя характеристики природных зон России, обобщают и закрепляют свои знания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок обобщающего повторения по теме «Природные зоны России» 8 класс.

    Эпиграф:

    В тебе величье моего народа,
    Его души бескрайные поля,
    Задумчивая русская природа,
    Достойная красавица моя!

    Цели  урока:

    Развивающая:

    • Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины.
    • Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
      знания.
    • Развивать познавательный интерес и творческую  активность учащихся.
    • Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

    Воспитательная:

    • Развивать навыки общения учащихся при групповой работе.
    • Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе.

    Тип урока: Обобщающее повторение.

    Метод: Репродуктивный и частично – поисковый

    Оборудование: карта «Природные зоны России»; атласы; картины природных зон России; конверты с характеристиками природных зон России.

    В кабинете расставлены столы для групп и таблички с названием природных зон. На столах лежат только атласы.

    Класс делится на 5 групп (по числу природных зон), в каждой группе выбирается капитан, который и будет оценивать работу каждого участника группы.

    Из числа учащихся данного класса выбираю 5 человек, входящих в состав экспертной группы. Эксперты будут выполнять то же задание, что и группы, и давать им свою оценку.

    На столе, в центре класса, лежат листочки с характеристиками природных зон России. На каждом листочки-одно-два предложения. Все характеристики ПЗ перемешаны. Точно такие же листочки подготовлены и для экспертной группы.

    Ход урока:

    Вступительное слово учителя: 

    Природа нашей страны разнообразна. Величие и красота природы России вдохновляли и вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание выдающихся произведений.

    Широкие, привольные,

    Родимые края…
    Берёзка белоствольная,

    Любимица моя,
    Стоит, как свечка, белая,
    Глядит она вокруг:
    Ей рожь кивает спелая,
    Ей кланяется луг.
    Кругом так славно, солнечно,
    Куда ни поглядишь,
    Над озером тихонечко 
    Колышется камыш.
    Плывут протокой узкою
    Утята чередой.
    Люби природу русскую,
    Храни, читатель мой!
    (Е. Серова)

    Мы закончили изучение большого раздела «Природные комплексы России». Познакомились с разнообразием природных зон, с их природными условиями, а также изучили растительный и животный мир. Сегодня мы подведем итог той работы, которую мы проводили на предыдущих уроках. Работая в группах, Вы должны будете составить характеристику своей природной зоны, используя приготовленный материал.

    (учитель объясняет учащимся правила работы в группах)

    Работа в группах

    Все учащиеся класса подходят к столу и выбирают листочки с характеристикой своей природной зоны. Это же задание выполняют и эксперты. Их листочки разложены на другом столе. На выполнение задания дается 15 минут. В течение этого времени учащиеся могут переходить от одной группы к другой и выбирать свои характеристики. Эксперты работают самостоятельно и группам не помогают. По истечении  данного времени каждая группа отчитывается по своей природной зоне, используя карты атласа, картины и выбранные характеристики.

    Эксперт следит за ответом группы, исправляет, дополняет и дает ей оценку.

    Итог урока: каждый ученик получает оценку, которая складывается из оценки, поставленной капитаном команды, экспертом и учителем, который наблюдал за работой класса.

    Характеристика природных зон России:

    Арктические пустыни.

    В пределы этой природной зоны входят Земля Франца-Иосифа, северный остров Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля, северная окраина Таймырского полуострова и расположенные между этими участками суши арктические моря.

    Высокая географическая широта определяет исключительную суровость климата этой природной зоны. Значительная часть поверхности здесь покрыта ледниками.

    Это настоящая ледяная, полярная страна. Полярная ночь длится более 4 месяцев.  В полярную ночь на небе сияет холодная Луна.

    Зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого теплого месяца менее  +4º.

    Количество осадков -200 мм в год, они выпадают преимущественно в твердом виде (снег, иней, изморось).  Испаряемость низкая и составляет только 100 мм в год. Коэффициент увлажнения больше единицы.

    Суровый климат, многолетняя мерзлота, разреженная растительность создают неблагоприятные условия для почвообразовательного процесса.

    Почвы почти не развиты. Они формируются в местах произрастания растений.  бедны гумусом. Большие площади заняты каменными россыпями.

    Растительный покров зоны крайне разрежен. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Цветковые растения представлены небольшим числом видов и встречаются редко.

    Животный мир также беден. Среди животных преобладают те, которых кормит море.  Белый медведь-это живая эмблема этой природной зоны. Русские поморы называли его ушкуй, коренные жители Севера относились к нему с уважением, почтением. Убивали медведей только по необходимости.

    В этой зоне много птиц. На скалистых берегах они устраивают шумные птичьи базары.

    Тундра.

    Эта зона занимает почти 1/6 территории России.

    Природная зона субарктического пояса. Этой природной зоной занято северное побережье страны от Кольского полуострова до Камчатки, а также острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли.

    Наибольшей протяженности с севера на юг зона достигает в Западной и Восточной Сибири.

    Климат достаточно суров, в дельте р. Лены температура июля не превышает 5º С, а зимой опускается ниже  -42ºС. Осадков выпадает мало, всего 200-300 мм в год. Значительная часть их в виде снега.

    При недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное (коэффициент увлажнения больше 1,5).

    В этой зоне почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота, которая оттаивает летом всего на несколько десятков сантиметров.

    Зона усеяна неглубокими и небольшими озерами т.к. вода не просачивается в мерзлый грунт и влага остается на поверхности.

    Почвы маломощные, тундрово-глеевые. Почвообразовательный процесс протекает только коротким прохладным летом в условиях избыточного увлажнения на многолетней мерзлоте. Содержание гумуса составляет всего 2-3%.

    В этой зоне преобладают растения - мхи, лишайники. Карликовые березки и ивы, из-за ледяных почв, сильных ветров эти деревья стелются по поверхности. Очень забавно видеть грибы, которые выше карликовой березки. Богаче и животный мир-здесь живут северные олени, песцы, много птиц.

    Природа этой зоны легко ранима. Хозяйственная деятельность человека наносит ей колоссальный ущерб, а процессы восстановления протекают здесь крайне медленно.

    Тайга.

    Самая большая по площади природная зона России. Она протягивается ареалом шириной от 500 до 2500 км, составляя северную окраину умеренного географического пояса.

    В разных районах этой обширной природной зоны неодинаковы многие природные условия - общая суровость климата, степень увлажнения, горный или равнинный рельеф, количество солнечных дней, разнообразие почв.

    Климат умеренный, четко выделяются 4 сезона – весна, относительно теплое лето, осень и более продолжительная зима с устойчивым снежным покровом. Среднеиюльские температуры воздуха 18º С, январские -24ºС.

    Осадки в среднем от 300-600 мм в год, превышающие объем испарения. Коэффициент увлажнения больше или равен 1. Это предопределяет густую и многоводную речную сеть и наличие к северу торфяных и травяных болот.

    Почвы природной зоны подзолистые и дерново – подзолистые – мало плодородны.

    В зависимости от воздействия океанических воздушных масс зона четко делится на долготные секторы. В европейской части России - продуктивные пихтово-еловые леса и сосновые боры на подзолистых почвах.

    В Западной Сибири – преимущественно смешанная елово – пихтово – кедровая тайга с глеево – подзолистыми почвами. В резко континентальной Средней Сибири – светлохвойная, сосново – лиственничная из сибирской лиственницы с таежно – мерзлотными почвами. На муссоном Дальнем Востоке – высокоствольная смешанная, лиственнично – темнохвойная растительность на неоподзолистых почвах.

    Фауна этой природной зоны богата и разнообразна, расселяется «многоэтажно» на земле, в стволах, в кронах. Много насекомоядных животных, грызунов, пушных хищников, копытных, крупных хищников, промысловых птиц.

    Эту природную зону называют «легкими планеты», т.к. они играют огромную роль в обеспечении населения чистым воздухом.

    Степь.

    Эта природная зона невелика по площади. Она занимает юг европейской части страны и Западной Сибири. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки целины, она кажется в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море.

    Главными признаками этой природной зоны являются: травяной покров, образующий плотную дернину, наличие ковыля, изменение внешнего облика в течение теплого периода, от весны до осени.

    Для этой зоны характерна холодная зима (-20ºС) с тонким снежным покровом.

    Летом стоит ясная, солнечная погода. Высокие летние температуры (+21…+23ºС) и сильные ветры обусловливают значительное испарение с поверхности и периодически происходящие засухи, суховеи, пыльные бури, причиняющие большой вред растительности.

    Зона  расположена в континентальных частях умеренного географического пояса. Атмосферных осадков мало – 300-450 мм в год, выпадают нерегулярно, а испаряемость в 2 раза превышает количество осадков. Коэффициент увлажнения изменяется от 0,6-0,8.

    В этой зоне распространены черноземы с очень темной окраской и с зернистой структурой. Мощность перегнойного горизонта в них – 50 – 80 см, а местами достигает до 1,5 м.

    В южной полосе этой зоны распространены темно-каштановые почвы, они менее плодородны и нередко засолены.

    Растительность травянистая. Это преимущественно дерновинные злаки, меньше разнотравья и полыни. Из-за длительных засух травы уже к середине лета жухнут и выгорают. Вот почему растения имеют глубокие, разветвленные корни.

    В животном мире преобладают различные мелкие грызуны-суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки. Есть сайгаки, лисицы, крупные птицы – дрофа, стрепет.

    Эта самая преобразованная человеком природная зона, естественных ландшафтов здесь почти не осталось. Это главная зерновая житница страны.

    Полупустыни и пустыни.

    Эта зона расположена в Прикаспии и Восточном Предкавказье. Характеризуется переходными чертами.

    Главная причина образования этой природной зоны – климат. Осадков в этой зоне мало – 250 мм в год.

    Испаряемость в 4-7 раз превышает количество осадков. Вместе с испаряемой влагой в верхние горизонты почв перемещаются растворимые вещества, что приводит к их засолению. Коэффициент увлажнения не превышает 0,1 – 0,3.

    Разреженная растительность покрывает обычно менее половины поверхности пустыни. Растительной массы мало. В сухом климате она быстро высыхает. Почвы – сероземы.

    Растительность хорошо приспособлена к сухому климату: у растений длинные и разветвленные корни, вместо листьев у многих растений колючки.

    Животные обитают в норах или зарываются в песок. Некоторые даже впадают летом в спячку. Некоторые животные могут длительное время обходиться без воды. Эта природная зона ценные пастбища для овец и верблюдов.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обобщающего повторения по теме "Зарубежная Европа" 11 класс

    Урок географии с использованием технологииличностно-коммуникативного обучения как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру....

    Урок обобщающего повторения по теме "Природные зоны Африки".

    Урок обобщающего повторения в игровой форме по теме "Природные зоны Африки"....

    План-конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 класс

    План - конспект урока: Обобщающее повторение по теме "Текстовый редактор" 8 классВ ходе урока используются ЦОР и ЭОР.Материал практической работы посвящен Дню космонавтики.Приложения: материалы ЦОР и ...

    По следам «Счастливого случая». Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система» 8 класс.

    По следам «Счастливого случая»Урок обобщающего повторения по теме «Пищеварительная система».Разработка учителя биологии Дворядкиной В.Н. Цели урока: 1. Проверить уровень усвоения  основных з...

    Итоговое повторение по теме Природные зоны России

    Задания к итоговому повторению по теме "Природные зоны России"...

    Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс

    Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...