Итоговое повторение по теме Природные зоны России
тест по географии (8 класс) на тему

Задания к итоговому повторению по теме "Природные зоны России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_kontrol_po_teme_prirodnye_zony_rossii.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Итоговый контроль по теме: «Природно-хозяйственные зоны»

        1 вариант

1. Смена природных зон происходит согласно закону географической зональности. Чем, на ваш взгляд, вызвана смена тундры лесами, а лесов – степями?

2. О какой природной зоне идёт речь?

А. В переводе с финского название  означает «безлесная, голая возвышенность». Это пространство, лежащее в пределах арктического и субарктического поясов в северном полушарии. Южная граница проходит примерно по изотерме июля +10. Эта территория с преобладанием мохово-лишайниковой растительности, а также многолетних трав, кустарничков и низкорослых кустарников.

Б. Необозримое пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, образующих сложную мозаику причудливого сплетения и представляющих отдельные пятна синего, жёлтого, красного и белого оттенков. Иногда растительный ковёр настолько красочен и пёстр, что начинает рябить в глазах и взор ищет успокоения в далёкой линии горизонта, где там и тут виднеются небольшие холмики или где-то далеко за балкой вырисовываются темные пятна кудрявых дубов.

В. Эта территория местами сильно заболочена. Здесь в обилии произрастают разные ягоды: смородина, малина, рябина. Хлопая крыльями, тяжело поднялись в небо птицы. Задвигались высокие травы – очевидно, уходят тяжелые маралы. Символом  этой зоны можно считать сибирский кедр или лиственницу. Иногда встречаются кедры-великаны до 2 метров в диаметре,  их возраст достигает 600 лет.

3. Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, уклад жизни, характер человека. Выберите черты характера, которые сформировались у людей в зоне тайги.

        а) чувство дали и шири

        б) замкнутость

        в) стремление выходить на прямую дорогу окольными путями

        г) коллективизм

        д) стремительность

        е) легкость на подъём

        ё) склонность к одиночеству

        ж) самопожертвование

        з) предусмотрительность

4. «Найдите  лишнего» и объясните

        А. Лемминг, ягель, клюква, суслик

        Б. Морж, белый медведь, лисица, тюлень

        В. Ковыль, белка, шалфей, сайгак.

5. Распределите  представленные растения и животных по природным зонам, в которых они произрастают и обитают.

        Морж, ягель, лиственница, тигр, черепаха, белый медведь, песец, кедровка, кабан, верблюжья колючка, липа, ящерица, джейран.

6. Правильны ли утверждения (да или нет)?

        А) В тайге произрастают хвойные деревья.

        Б) В полупустынях развиты бурые лесные почвы.

        В) В тундре и степи коэффициент увлажнения больше единицы.

        Г) В субтропиках выращивают цитрусовые.

         Д) Под смешанными лесами европейской части России развиты серые лесные почвы.

        

7. Приведите в соответствие.

    Природные зоны                     Приспособления организмов

А) арктическая пустыня                       а) длинные корни

Б) тундра                                                б) селятся в дуплах и гнёздах

В) лесная зона                                        в) держатся стаями, группами

Г) степь                                                   г) густой мех и толстый слой жира

Д) пустыня                                             д) живут в норах

е) листья, видоизмененные в колючки

ё) питаются семенами, ягодами деревьев и кустарников

ж) преобладают эфемеры

з) ярусность

и) стелющая форма

8. Какие процессы и явления характерны для степных районов: недостаток увлажнения из-за высокой испаряемости, наличие в почвах горизонта с промывным режимом, значительное разнообразие растительного мира, активный рост оврагов в результате распашки территории, большая заболоченность территории, господство злаков в растительном покрове?

9. Определите, из какой природной зоны «вышли» эти предметы?

        Сахар, желудь, лимон, оленьи панты,  семечки подсолнуха, колосок пшеницы.

10. В каких горах высотных поясов больше  – Кавказских или Уральских.  Почему?

11. С какой целью в степной зоне создаются лесные полосы? Где водная эрозия развита сильнее: в степной или лесостепной зонах? Обоснуйте свой ответ.

                                Итоговый  контроль по теме: «Природно-хозяйственные зоны»

        

                                                          2 вариант

1. Как и почему изменяются природные зоны на территории России?

2. О какой природной зоне идёт речь?

А. Эта территория находится южнее основных путей прохождения циклонов. Климат здесь засушливый, лето жаркое и сухое. Зима к востоку зоны становится холодной, суровой. Сильные ветры сдувают снег в овраги и балки. Местами поверхность настолько ровная, что глаз видит на много километров  вокруг. Эта природная зона более других изменена человеком.

Б. Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков устилают сухие речные террасы. Гудят над цветами огромные шмели, а на венчиках качаются маленькие мушки – любительницы сладкого нектара.

В. По склонам сопок тропы вьются круто.

Там в буйных зарослях душистых трав,

Могучая, ветвистая лиана деревья обвивает, как удав,

Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд, густо-зеленый, с палевым отливом

Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам, нет-нет, да глянет дикий виноград

3. 3. Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, уклад жизни, характер человека. Выберите черты характера, которые сформировались у людей в зоне степей.

        

          а) чувство дали и шири

        б) замкнутость

        в) стремление выходить на прямую дорогу окольными путями

        г) коллективизм

        д) стремительность

        е) легкость на подъём

        ё) склонность к одиночеству

        ж) самопожертвование

        з) предусмотрительность

4. «Найдите лишнего» и объясните свой выбор:

        А) Лиственница, тушканчик, лось, рябчик.

        Б) Змеи, джейран, песец, саксаул.

        В) Дуб, ель, ясень, белка, медведь, клён, черепаха.

5. Распределите представленные растения и животных по природным зонам, в которых они произрастают и обитают.

        Сосна, лишайники, тетерев, северный олень, карликовая береза, ковыль, кабан, суслик, липа, эфемеры, лось, тюлень, кобра.

6. Правильны ли утверждения (да или нет)?

А) При подъёме в горах на 70 м природные условия меняются так же . как при передвижении с юга на север по равнине через 110 км.

Б) В тундре осадков выпадает немного, преимущественно в виде снега.

        В) В степях можно наблюдать «сухие грозы».

        Г) Зона субтропиков расположена на побережье Каспийского моря.

Д) «Роддомом» белых медведей является остров Сахалин.

7. Какие процессы и явления характерны для полупустынных и пустынных ландшафтов:

активные процессы выветривания горных пород; опасность схода лавин, засоление почв, распространение эоловых форм рельефа, коэффициент увлажнения  значительно больше единицы, животное население разнообразнее и богаче растительного мира.

8. Приведите в соответствие

    Природные зоны                                                                         Почвы

А) арктические пустыни                                                            а) тундрово-глеевые

Б) тундра        б) почвы отсутствуют

В) тайга        в) подзолистые

Г) смешанные и широколиственные леса        г) чернозёмы

Д) степи        д) серые и бурые лесные

Е) пустыни        е) каштановые, солонцы

9.От чего зависит набор высотных поясов в горах? От чего зависит, и каким является нижний высотный пояс в горах?

10. Почему в тундре большие пространства заняты болотами? Только ли осадки являются причиной избыточного увлажнения?

11. Определите, из какой природной зоны вышли эти предметы?

             Шишки ели, подсолнечное масло, лед (в банке), клюква, лист клёна.

    Заполните кроссворд «Природа России»

1.

п

2.

р

3.

и

4.

р

5.

о

6.д

7.

а

8.

р

9.

о

10.

с

11.

с

12.

и

13.

и

1. Засушливая природная зона. 2. Самый плодородный тип почвы. 3. Компонент природной зоны. 4. Свойство почвы, соотношение разных по размеру частиц.

5. Растение степей. 6. русский учёный – почвовед. 7. Животное степей.  8. Птица таёжной зоны. 9. Ценное пушное животное. 10. русский учёный, исследователь Уссурийской тайги. 11. Самая большая природная хона России. 12. Главная причина многообразия природных зон. 13. Животное тундры.

                             Заполните кроссворд «Природа России»

1.

п

2.

р

3.

и

4.

р

5.

о

6.д

7.

а

8.

р

9.

о

10.

с

11.

с

12.

и

13.

и

1. Засушливая природная зона. 2. Самый плодородный тип почвы. 3. Компонент природной зоны. 4. Свойство почвы, соотношение разных по размеру частиц.

5. Растение степей. 6. Русский учёный – почвовед. 7. Животное степей.  8. Птица таёжной зоны. 9. Ценное пушное животное. 10. Русский учёный, исследователь Уссурийской тайги. 11. Самая большая природная зона России. 12. Главная причина многообразия природных зон. 13. Животное тундры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Тест по теме "Природные зоны России"

Тест по теме "Природные зоны России"    для  учащихся 8 класса,  2 варианта...

Урок обобщающего повторения по теме "Природные зоны Африки".

Урок обобщающего повторения в игровой форме по теме "Природные зоны Африки"....

Урок природоведения в 4 классе по теме" Природные зоны России"

Урок по природоведению  4 класс           Тема:  Природные зоны России          Цели:...

Итоговый урок по теме "Природные зоны России"

Данный материал можно использовать как вариант итогового урока. Урок-игра....

Урок обобщающего повторения по теме «Природные зоны России» 8 класс. География.

Этот урок проводится при обобщении темы "Природные зоны России" Цели урока: Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины. Совершенствовать умение работа...