Главные вкладки

    Статья "Проблемы современного урока географии и пути их решения"
    статья по географии на тему

    Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок, чтобы он соответствовал требованиям новых образовательных стандартов и одновременно был понятен и интересен ребенку? Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный урок? В какой форме организовать обучение? Это волнует каждого учителя в школе. Перед нами, учителями географии, эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение, произошло сокращение учебных часов по отдельным курсам. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья

    Проблемы современного урока географии

     и пути их решения

    учитель географии

    Кузина Ольга Викторовна

    Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок, чтобы он соответствовал требованиям новых образовательных стандартов и одновременно был понятен и интересен ребенку? Что нужно знать, уметь, чтобы построить эффективный урок? В какой форме организовать обучение? Это волнует каждого учителя в школе. Перед нами, учителями географии, эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение, произошло сокращение учебных часов по отдельным курсам. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

    Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать образование ведущим ресурсом современного развития.

    В настоящее время в связи с модернизацией школьного образования России разработаны федеральные государственные стандарты второго поколения, которые ориентированы на развитие и формирование универсальных учебных действий, реализацию идей компетентностного подхода, усиление воспитательного потенциала. В настоящее время уже приняты стандарт и примерные программы для основной школы.

    Сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли; владеть богатствами выразительной речи.

    Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми): самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

    Концепция стандартов второго  поколения — это компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте

     Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Пути реализации ФГОС, три «Т». Изменение облика школы, соответствие кадрового состава поставленным задачам (выполнение «Т» - требования к условиям реализации образовательных программ). Разработка современной образовательной программы (выполнение «Т» - требования к структуре образовательных программ). Использование современных УМК, технологий, систем оценки и т.д. (выполнение «Т» - требования к результатам освоения образовательных программ).

    Риски в реализации ФГОС- это государственное финансирование нового учебного плана, недостаточная укомплектованность  педагогической литературой и учебно-методическими  пособиями, отсутствие системного подхода, отсутствие единства у участников  процесса реализации ФГОС в понимании его целей, задач и пр. Подмена инновационных идей, технологий, УМК имитацией деятельности в идеологии ФГОС. Неприятие/непонимание концепции духовно-нравственного воспитания. Сопротивление учителя/руководителя от «мы это уже давно делаем» до «переживем и эти изменения». Непонимание своей роли/ответственности за результаты обучения родителями и учредителями. Отсутствие разработанной системы оценки декларируемых во ФГОС результатов.

    Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям.

    Педагогическая технология – осознанная, практически освоенная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют (И.А.Колесникова).

    Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

    Перечень технологий, рекомендованных в  материалах федерального оператора ПНПО:

    развивающее обучение;

    коллективная система обучения (КСО);

    технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);

    исследовательские и проектные методы;

    технология модульного и блочно-модульного обучения;

    технология «дебаты»;

    технология развития критического мышления;

    лекционно-семинарская система обучения;

    технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

    обучение в сотрудничестве;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

    система инновационной оценки «портфолио»;

    технологии интерактивного и дистанционного обучения.

     Отличия традиционного и современного уроков

    Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия

    традиционного и современного уроков. В отличие от традиционного

    современный урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего. Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Говоря об особенностях современного урока, нельзя забывать, что современный урок - это проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации.

    Традиции и новации школьной географии.

    В содержательной части произошло усиление комплексного подхода к изучению территории, гуманитарной и экологической составляющих.

    В методологической части произошел переход к новым педагогическим технологиям, освоению деятельностного и компетентностного подходов. В числе обязательных источников географической информации теперь присутствуют ресурсы Интернета.

    Все эти новации четко прослеживаются в новом ФГОС ООО, а требования нового стандарта нашли отражение в УМК нового поколения. Данные тенденции, несомненно, соответствуют духу времени.

    Какие же новации характерны для современной школы? Чем они отличаются от традиционного подхода к обучению географии?

    ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

    Традиции

    Новации

    Высокий научный уровень содержания предмета, преобладание знаниевой парадигмы, соответствующей ведущей дидактической функции нашего предмета.

    География была отнесена к циклу естественнонаучных дисциплин.

    Место географии в учебном плане средней школы с 6 по 10 класс (при 2-х часах в неделю, кроме 7 кл., на географию отводилось 3 ч) – 374 ч.

    Наличие одной-двух линий параллельных учебников.

    Большая роль краеведческого принципа, реализация его в природной среде, в работе на местности.

    Большое внимание педагогике сотрудничества «учитель

     ученик», коммуникативному, личностному общению.

    Проверка ЗУН устно и письменно, большой объем работы с картами, в том числе и контурными; внимание к развитию мышления, речи, умениям объяснять причинно-следственные связи между компонентами и явлениями.

    Переход от знаниевой парадигмы (ЗУН) к системно-деятельностной, перенос центра тяжести на формирование УУД (универсальных ученых действий).

    География отнесена к циклу гуманитарных дисциплин.

    Место географии в основной школе – с 5 по 9 класс, общий объем часов – 272, но в 5 и 6 классах география изучается 1 час в неделю. В старшей школе география относится к числу предметов по выбору.

    Большое число (от 10 и более) параллельных учебников.

    Преобладание работы в электронной среде, замена реальной территории виртуальным пространством.

    Перенос центра тяжести в общении в виртуальную среду: электронный журнал, дистанционное изучение отдельных вопросов и т.д.

    Преобладание тестового контроля на разных этапах, в том числе и на итоговом – ГИА и ЕГЭ.

    В примерной программе по географии в свете требований стандартов второго поколения справедливо отмечается, что в системе основного образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарного научного знания. А это позволит формировать у школьников комплексное представление об окружающем мире и умения безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Сопоставление традиционного и компетентностного обучения географии. Особенно явно отмеченные новации проявились в реализации компетентностного подхода (см.

    СОПОСТАВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Традиционное  обучение

    Компетентностное обучение

    Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий

    Наука – основа содержания образования – рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем

    Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса

    Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы

    Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками

    Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками

    Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию

    Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей

    Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями

    Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях

    Основной результат обучения: ЗУН, моральные ценности

    Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности

    Жизненный опыт формируется не систематически, за пределами учебного процесса

    Формирование жизненного опыта вводится в рамки учебного процесса как значимый элемент

    Накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач

    Накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач

    Оценивается накопленный багаж дидактических единиц

    Оценивается способность применить накопленный багаж в различных ситуациях

    Школа уводит человека от решения жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке»

    Школа готовит человека к решению жизненных проблем

    Школа учит человека полагаться на свою память

    Школа готовит человека  полагаться на свою самостоятельность

    Основное внимание в планировании процесса обучения уделено основным видам деятельности школьников, формированию и развитию у них географических компетенций. На всех этапах обучения широко используются ИКТ. Таким образом, мне представляется, что в свете ФГОС ООО возможен отказ от триединой цели в связи с приоритетом личностных целей, достижение которых обеспечивается метапредметными, предметными результатами.

    В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение предмета. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (без учёта регионального компонента). В седьмом, восьмом и девятом — два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу в неделю, при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться. На все параллели осталось 9 — 10 часов вместо 17-20. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины. Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии. Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно- методическом комплексе. В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования. Другой проблемой является то, что современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах, почему- то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание. Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить моментальный доступ к любой информации, в том числе и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация и др. Зачем учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами. При этом ученику как бы всё равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в Интернете все хаотично. В условиях модернизации образования возрастают требования к профессиональным навыкам учителя. Одно из требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, остается основой образовательного процесса. Традиционные проведение уроков требует коренных изменений в связи с образовательными стандартами нового поколения. Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы. Основой современного урока географии выступает системно-деятельностный подход. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, создавать ситуации взаимодействия. Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании. Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе, начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); география должна быть самостоятельным предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», и т.д. Ценность школьной географии заключается в том, что она – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования. Таким образом, обучающиеся овладевают законченной системой географических знаний и умений, возможностями их применения в жизненных, различных ситуациях, т.е. проявлять компетентность. Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии? - Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры. - Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. - Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира во время экскурсий, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией. - Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса. - Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в коллективе, владение различными социальными ролями.

    В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место. В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

    2. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии / География и экология в школе XXI века. – 2010.

    3. Лобжанидзе А.А. Проблемы современного школьного географического образования. «География в школе», №3, 2013
            4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 9–11. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770953.htm.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

    Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

    «Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

    Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

    Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"

    Эта  статья  написана  по материалам  выступления  на  4-х  Тамбасовских  чтениях, проводимых  в  Красносельском  районе  Санкт-Петербурга ...

    Социально-психологические проблемы современной молодежи и пути их решения

    Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике....

    статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

    Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

    Проблемы современного урока и пути их решения в аспекте

    Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.Поэтому педагоги наш...

    Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

       Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....