Биосфера
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Яскилка Елена Петровна

Конспек урока в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biosfera.docx24.36 КБ
Файл biosfera.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на земле»

Цели: 

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о биосфере;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

У каждой группы на столе карточки с буквами, соберите слово и объясните, что оно значит.

ГИДРОСФЕРА

ЛИТОСФЕРА

АТМОСФЕРА

БИОСФЕРА

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Какой из этих терминов мы не изучали?

Что вы о нем знаете?

Что мы должны узнать об этой оболочке на первом уроке изучения?

Давайте  определим тему урока из вышесказанного:

Биосфера – оболочка жизни на земле

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: Определить состав, значение, границы биосферы

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Работа в группах по технологическим картам

  1. Состав  биосферы
  2. Значение биосфера
  3. Секрет (Палеонтология)

(Приложение 1)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся по карточкам

Сообщение (опережающие задание)

(Записи в тетрадях определений, имен, основных положений).

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Практическая  работа по определению типов находок из рубрики «Школа географа - следопыта»

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.

(Приложение 2)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Тест с самопроверкой (Приложение 3)

Объясните связи

(Приложение 4)

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 20 вопросы страница 120, проектное задание на странице 120.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

1 группа                                       Состав биосферы

  1. Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?
  2. Что такое биосфера?
  3. Кто является создателем учения о биосфере?
  4. Что такое живое вещество биосферы?
  5. Определите роль живых организмов?
  6. Состав биосферы.

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

2 группа                                       Границы биосферы

  1. Где расположена верхняя граница биосферы?
  2. Кто является основным обитателем у верхней границы биосферы?
  3. Обитают ли живые организмы выше озонового слоя?
  4. Как заселена гидросфера?
  5. На какую глубину распространяется жизнь в литосфере

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

3группа                             Появление и развитие жизни на земле

  1. Когда появилась жизнь на Земле?
  2. Где зародилась жизнь?
  3. Почему виды растений и животных меняются быстрее на суше?
  4. Когда появилась современная природа?
  5. Откуда ученые узнают, как выглядели растения и животные в древности?
  6. Как называется наука,  которая изучает останки древних растений и животных?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.

Номер описания

1

2

3

4

5

Буквенное обозначение фотографии

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест

  1. Оболочка жизни на Земле?

А) литосфера         Б) атмосфера         В) биосфера

  1. Он создал учение о биосфере?

А)    В. И. Вернадский       Б)   Л. С. Берг

  1. Все живые организмы образуют живое вещество?

А) нет         Б) да

  1. Верхняя граница биосферы проходит выше озона?

А) да           Б) нет

  1. Жизнь зародилась

А) на суше     Б) в воде    В) в атмосфере

  1. Когда началось формирование природы современного облика?

А)  100 млн лет назад     Б) 400  млн лет назад  

  1. Наука, изучающая исчезнувшие растения и животные?

А) вулканология    Б) гидрология    В) палеонтология.

Слайд 4:     Ключ к тесту :

1- В

2 - А

3 - Б

4 - А

5 - Б

6 - А

7 - В

Система оценки:

"5" - нет ошибок

"4" -  1 - 2 ошибки

"3" - 3 - 4 ошибки

"2" - более 4 ошибок

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Объясните   связи

Растения        дыхание         атмосфера

Организмы         горные породы      литосфера

Растения         микроорганизмы          почва



Предварительный просмотр:

Урок географии в 5 классе

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на земле»

Цели: 

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о биосфере;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

У каждой группы на столе карточки с буквами, соберите слово и объясните, что оно значит.

ГИДРОСФЕРА

ЛИТОСФЕРА

АТМОСФЕРА

БИОСФЕРА

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Какой из этих терминов мы не изучали?

Что вы о нем знаете?

Что мы должны узнать об этой оболочке на первом уроке изучения?

Давайте  определим тему урока из вышесказанного:

Биосфера – оболочка жизни на земле

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: Определить состав, значение, границы биосферы

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Работа в группах по технологическим картам

  1. Состав  биосферы
  2. Значение биосфера
  3. Секрет (Палеонтология)

(Приложение 1)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся по карточкам

Сообщение (опережающие задание)

(Записи в тетрадях определений, имен, основных положений).

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Практическая  работа по определению типов находок из рубрики «Школа географа - следопыта»

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.

(Приложение 2)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Тест с самопроверкой (Приложение 3)

Объясните связи

(Приложение 4)

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 20 вопросы страница 120, проектное задание на странице 120.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

1 группа                                       Состав биосферы

  1. Что отличает Землю от других планет Солнечной системы?
  2. Что такое биосфера?
  3. Кто является создателем учения о биосфере?
  4. Что такое живое вещество биосферы?
  5. Определите роль живых организмов?
  6. Состав биосферы.

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

2 группа                                       Границы биосферы

  1. Где расположена верхняя граница биосферы?
  2. Кто является основным обитателем у верхней границы биосферы?
  3. Обитают ли живые организмы выше озонового слоя?
  4. Как заселена гидросфера?
  5. На какую глубину распространяется жизнь в литосфере

Тема: «Биосфера – оболочка жизни на Земле»

3группа                             Появление и развитие жизни на земле

  1. Когда появилась жизнь на Земле?
  2. Где зародилась жизнь?
  3. Почему виды растений и животных меняются быстрее на суше?
  4. Когда появилась современная природа?
  5. Откуда ученые узнают, как выглядели растения и животные в древности?
  6. Как называется наука,  которая изучает останки древних растений и животных?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания.

Номер описания

1

2

3

4

5

Буквенное обозначение фотографии

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест

  1. Оболочка жизни на Земле?

А) литосфера         Б) атмосфера         В) биосфера

  1. Он создал учение о биосфере?

А)    В. И. Вернадский       Б)   Л. С. Берг

  1. Все живые организмы образуют живое вещество?

А) нет         Б) да

  1. Верхняя граница биосферы проходит выше озона?

А) да           Б) нет

  1. Жизнь зародилась

А) на суше     Б) в воде    В) в атмосфере

  1. Когда началось формирование природы современного облика?

А)  100 млн лет назад     Б) 400  млн лет назад  

  1. Наука, изучающая исчезнувшие растения и животные?

А) вулканология    Б) гидрология    В) палеонтология.

Слайд 4:     Ключ к тесту :

1- В

2 - А

3 - Б

4 - А

5 - Б

6 - А

7 - В

Система оценки:

"5" - нет ошибок

"4" -  1 - 2 ошибки

"3" - 3 - 4 ошибки

"2" - более 4 ошибок

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Объясните   связи

Растения        дыхание         атмосфера

Организмы         горные породы      литосфера

Растения         микроорганизмы          почва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"

Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....

"Биосфера, её границы", презентация

.O {color:black; font-size:149%;} a:link {color:#006600 !important;} a:active {color:#8DC6FF !important;} a:visited {color:#00A800 !important;} БИОСФЕРА (от био.....

Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....