Урок-обобщение по теме “Восточный макрорегион”
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Подвести итого изучения географии России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geogr_9.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация урока географии в 9-м классе

Урок-обобщение по теме “Восточный макрорегион”

Цель урока:

1.Подвести итого изучения географии России.

2.Обобщить знания по разделу курса.

3.Проверить усвоение учебного материала

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме:”Восточный макрорегион”
  2. Развивающая: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, систематизация знаний, оформление выводов). Учить выступать перед классом, анализировать карты, схемы. Развивать возможности самостоятельно овладевать практическими

Навыками

  1. Воспитательная: способствовать умению слушать  выступления своих товарищей, пониманию собственных достижений, овладению культуры речи, развитие монологической речи.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, репродуктивный.

Средства обучения: учебник, атлас , контурные карты.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

В течение нескольких уроков мы изучали  Сибирь, Западную и Восточную Сибирь. Сегодня попробуете показать свои знания. Во время работы задавайте себе, мне, товарищам вопросы: Что? Где?Как?Почему?

На уроке вы сами будете оценивать себя, вас будут оценивать товарищи в группе, все это вы будете фиксировать в листе самооценки, который лежит перед вами.

Россия имеет сложное территориально-административное деление. Она разделена на два больших макрорегиона.  Вопрос: Назвать эти макрорегионы и показать на карте.

С Западным макрорегионом мы знакомились раньше. Вопрос:?Сколько и какие районы входят в состав Восточного макрорегиона? Найти и показать эти регионы на карте. При показа называть субъекты федерации, входящие в состав района.

Сравниваем  два экономических района. Перед нами доска, где знаком “+” или  “-“, будем отмечать результаты  ответов.

Признаки сравнения

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

По географическому положению

По площади

По природным условиям

По природным ресурсам

Города-миллионеры

Специализация: сельское хозяйство

Специализация: промышленность

Делаем вывод.

Работа в группах:

Группа 1.

  1. Что называется специализацией?
  2. Как определить специализацию района?
  3. Используя атлас и текст учебника, составить схему специализации промышленности Западной Сибири.

Группа 2.

  1. Дать определение ТПК.
  2. По картам атласа, рисунку учебника, тексту учебника дать характеристику Кузнецк-Алтайского комплекса.

Группа 3.

  1. Определите, о каком автономном округе идет речь: «Административный центр округа – город, расположенный за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты; развиты добычи нефти и газа; железные дороги отсутствуют».
  2. Практическая работа. Характеристика одного из городов Восточной Сибири по плану:
  1. Название
  2. Численность населения
  3. Особенность экономико-географического положения
  4. Отрасли специализации
  5. Крупные промышленные предприятия
  6. Наиболее известные памятники архитектуры, достопримечательности
  7. Проблемы

Работа с контурными картами

«3» - обозначить на контурной карте административные единицы, входящие в состав Западной Сибири.

«4» - обозначить на контурной карте административные единицы, входящие в состав Восточной Сибири и указать центры.

«5» - обозначить крупнейшие месторождения полезных ископаемых Западной Сибири и указать центры.

Работа с интерактивной доской

На «3»

1. Дополните фразу: «Энергетические ресурсы Западной Сибири представлены ___________и___________ (выберите 3 правильных ответа)

  1. Нефтью
  2. Газом
  3. Углем
  4. Горючими сланцами
  5. Гидроэнергоресурсами

2. Дополните фразу: «В Восточной зоне оба города – миллионера расположены в ___________ районе.

3. Дополните фразу: «В Восточной зоне по объемам производства лесной промышленности выделяется ___________ район.

4. Дополните фразу: «Топливная промышленность является отраслью специализации ____________ района.

5. Дополните фразу: «Отраслью специализации во всех трех районах Восточной зоны являются ___________ (выберите правильный ответ)

  1. Топливная
  2. Гидроэнергетика
  3. Лесная
  4. Горючими сланцами
  5. Гидроэнергоресурсами

На «4»

1. Какой из районов Восточной Сибири имеет самое невыгодное ЭГП?

  1. Западно-Сибирский
  2. Восточно-Сибирский
  3. Дальневосточный

2. Почему население концентрируется в основном в южных частях районов Восточной зоны?

  1. Здесь более благоприятные природные условия
  2. Здесь проходят транспортные магистрали
  3. В силу двух указанных выше причин

3. Какими видами природных ресурсов богаты все районы Восточной зоны?

  1. Водные ресурсы
  2. Сырье для цветной металлургии
  3. Лесные ресурсы
  4. Всеми указанными выше

4. Какой из районов Восточной зоны имеет большую часть запасов пресной воды России?

  1. Западно-Сибирский
  2. Восточно-Сибирский
  3. Дальневосточный

5. Почему Восточная Сибирь специализируется на производстве алюминия?

  1. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами
  2. Район хорошо обеспечен дешевым топливом (газом)
  3. Район хорошо обеспечен дешевым топливом
  4. По всем названным выше причинам

6. Дать понятия: технополиса, специализации.

На «5»

1. Дать определение понятия ТПК

2. Используя карты атласа, рисунки учебника найти и показать на контурной карте районы, где имеются мощные территориальные сочетания природных ресурсов – базы формирования ТПК.

3. Практическая работа: «Дать краткую характеристику одного из ТПК (по выбору)»

Подведение итогов (рефлексия).

1.Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?

2.На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?

Какое ощущение у вас в конце урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)

          Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных  способах производства аммиака,...

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Русский язык 6 класс. Тема урока: Обобщение изученного по теме "Имя числительное". ...

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля».

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Торговля»....

Урок обобщение знаний по теме «Электрический ток» и изучение темы «Работа и мощность тока» через приложение Ватсапп (дистанционно)

Для проведения урока кроме приложения Ватсапп ничего не нужно. Да, мы не видим детей, зато всех слышим, можем увидеть их работу и оценить их знания. Ученики, которые плохо учатся видят решенные задачи...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...