Разнообразие лесов России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Зайцева Елена Юрьевна

Сценарий урока "Разнообразие лесов России" в 8 классе по учебнику Бариновой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Разнообразие лесов России.

Цели урока: - Изучить леса России; (слайд 2)

                     -  Выявить причины различия лесных зон России;

                     - Определить значение леса в природе;

                     - Расширить знания о лесных ресурсах и их значении для человека.

Средства обучения: (слайд 3)

Физическая карта России, атласы для 8 класса, компьютерная презентация.

Ход урока.

Организационный момент:

        - Добрый день, ребята. Садитесь, начинаем урок.

  1. Мотивационно-целевой блок:

Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности учащихся к уроку. Задание 1.

Задание 1 (взаимоконтроль). Прочитайте текст «Тундра» и вставьте пропущенные слова из предложенного списка. В одном из предложений допущена ошибка – найдите и исправьте её.

Тундра.

1) Зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова пролива. 2) В тундре почти повсеместно встречается _________________________, которая оттаивает летом всего на несколько десятков сантиметров. 3) Тундра буквально усеяна небольшими ____________________. 4) Здесь господствует тундровая растительность из ________________________________________ 5) В тундре пасутся огромные стада северных оленей. 6) Зимой они добывают из-под тонкого снежного покрова свой любимый «олений мох» листву тундровых кустарничков.

А) снег и ледники

Б) озерами

В) низкорослых разреженных лесов

Г) многолетняя мерзлота

Д) мхов, лишайников и кустарников

Е) болотами

ΙΙ. Изучение нового материала.

Мотивация. Вводное слово учителя.

Как богата Россия,

Страна-богатырь!

Помню, ехал впервые

Сквозь лесную Сибирь.

И увидел воочью

Всю тайгу за окном.

Ехал вечером, ночью,

Ехал утром и днём,

За окошком вагонным

То темень, то свет,

А деревьям зелёным

И скончания нет!

Гордость русской природы,

Не соседи – друзья!

Не одной вы породы,

Но одна вы семья.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Формулируем тему урока, записываем в маршрутный лист). Ребята, у каждого из вас маршрутный лист, подпишите его и запишите в нем тему урока.

Целеполагание

Ребята, какая цель у сегодняшнего урока? (ответы детей)

Цели урока:

- Изучить леса России; (слайд 2)

- Выявить причины различия лесных зон России;

 - Определить значение леса в природе;

 - Расширить знания о лесных ресурсах и их значении для человека.

Изучение нового материала:

   - Мы сегодня изучим лесную зону России. Леса занимают около 45 % площади России – это и глухая тайга, и дубравы, и белоствольные березняки.

Леса – основная природная зона России. Какие природные зоны образуют леса? (по карте атласа стр. 22 -  тайга и  смешанные и широколиственные леса).

Что можно сказать про тайгу? (Тайга – самая большая по площади природная зона).

Задание 2: Я предлагаю вам самостоятельно изучить особенности природной зоны тайги, используя карты атласа и текст учебника заполнить таблицу «Таёжная зона России» и ответить на вопрос:

- Чем отличается тайга Русской равнины, Западно - Сибирской и Восточной Сибири? В чем причины различий?

1. По «Климатической карте России» определить тип климата;

2. По «Карте растительности» определить тип растительности для каждой территории;

3. По «Почвенной карте» определить тип почв.;

4. По карте «Животный мир» определить представителей животного мира

«Таёжная зона России»

Компоненты природных зон.

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

Тип климата

Тип растительности

Почвы

Животный мир

Вопрос: Чем отличается тайга Русской равнины, Западно - Сибирской и Восточной Сибири? В чем причины различий? (Работа с текстом стр. 136)

В разных районах обширной таежной зоны неодинаковые многие природные условия – степень увлажнения, количество солнечных дней, разнообразие почв. Поэтому различаются и образующие тайгу хвойные деревья.

Темнохвойные елово-пихтовые леса преобладают в европейской части России и западной Сибири. Лиственничные леса преобладают в Средней и Восточной Сибири. Совсем особый характер лесов тайги Дальнего Востока и Приморья – к хвойным породам –елям и пихтам присоединяются такие виды, как амурский бархат и пробковый дуб.

Физминутка

Первичное закрепление знаний: 

Мини-проект «Мой дальневосточный гектар»

«Закон о дальневосточном гектаре» — федеральный закон Российской Федерации, действующий с 1 июня 2016 года.  Закон позволяет любому гражданину России единожды бесплатно получить 1 га на Дальнем Востоке под жилое строительство, фермерское хозяйство или предпринимательскую деятельность. Цель закона — привлечь внимание и ресурсы граждан к освоению территорий Дальнего Востока.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/41/Far_Eastern_Federal_District_%28numbered%29.svg/220px-Far_Eastern_Federal_District_%28numbered%29.svg.png

Карта-схема Дальневосточного федерального округа (ДФО): 1) Амурская область, 2) Еврейская автономная область, 3) Камчатский край, 4) Магаданская область, 5) Приморский край, 6) Республика Саха (Якутия), 7) Сахалинская область, 8) Хабаровский край, 9) Чукотский автономный округ

Используя карты атласа, текст учебника и план, напишите проект использования вашего дальневосточного гектара.

План проекта:

  1. Какие виды хозяйственной деятельности предполагает «Закон о дальневосточном гектаре»?
  2. Какие природные зоны Дальнего Востока, на ваш взгляд, наиболее подходят для хозяйственной деятельности?
  3. В каком субъекте Дальневосточного федерального округа вы хотели бы получить земельный участок? Какая это природная зона?
  4. Используя текст учебника, напишите, каким видом хозяйственной деятельности, исходя из природных условий, вы могли бы заняться на своем дальневосточном гектаре.

Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее зоны тайги на Русской равнине, отсутствует во внутренних районах и вновь появляется в южной части Дальнего Востока. (слайд15)

Задание:

  1. Сравнить смешанные и широколиственные леса Русской равнины и Дальнего Востока.
  2. Заполнить таблицу. (слайд 16-17)

Компоненты природной зоны.

Русская равнина.

Приморье

Климат

Умеренно-континентальный.

Ср.ţ от -4 до -16

К увл.=1(достаточное)

Муссонный. Ср.ţиюля +16 -18ْС

Января -20-24˚С

Осадки летом, снега мало.

Почвы

Дерново-подзолистые, серые лесные.

Бурые лесные

Растительность.

Ель, сосна, бук, дуб, липа, орешник, береза, клен.

Женьшень, амурский бархат, лимонник, кедр, корейские лианы.

Вопрос: Чем отличаются леса Русской равнины и Приморья? (слайды 18-24)

Лесостепная зона – переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются участки лесной и степной растительности. В лесостепной зоне чередуются широколиственные леса 9дубовые) и мелколиственные (осиново-березовые) леса. (слайды 25-27)

Каково значение леса в природе? (слайд 28)

- Лес-источник кислорода на земле, гигантский естественный  фильтр;

- Лес выполняет почвозащитную роль,

- противоэрозионную;

- водоохранную.

Лес –удивительная кладовая. Источник биологических ресурсов. (слайд29-35)

Главное богатство леса – древесина. (слайд 36)

ΙΙΙ.Закрепление изученного на уроке. (слайд 37)

  1. Какие природные зоны входят в состав лесов России?
  2. В чем причина разнообразия лесов нашей страны?
  3. Назовите самую большую по площади природную зону нашей страны. Расскажите об ее особенностях.
  4. Какими природными ресурсами богаты леса России?
  5. Почему лесная зона сменяется лесостепью?

Итоги урока. Рефлексия.

Я  узнал -

Я  научился -

Мне  было интересно -

Мне  было сложно –

Домашнее задание.

§ 24стр.135-139.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист ученика(цы) 8 Е класса  ____________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Задание 1 (взаимоконтроль). Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова из предложенного списка. В одном из предложений допущена ошибка – найдите и исправьте её.

1) Зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы страны до Берингова пролива. 2) В тундре почти повсеместно встречается _________________________, которая оттаивает летом всего на несколько десятков сантиметров. 3) Тундра буквально усеяна небольшими ____________________. 4) Здесь господствует тундровая растительность из ________________________________________ 5) В тундре пасутся огромные стада северных оленей. 6) Зимой они добывают из-под тонкого снежного покрова свой любимый «олений мох» листву тундровых кустарничков.

А) снег и ледники

Б) озерами

В) низкорослых разреженных лесов

Г) многолетняя мерзлота

Д) мхов, лишайников и кустарников

Е) болотами

Задание 2 (самоконтроль). Заполните таблицу «Таёжная зона России», используя карты атласа.

Компоненты природных зон

Русская равнина

(до Урала)

Западная Сибирь

(р. Обь)

Восточная Сибирь

(р.Енисей -р.Лена)

Дальний Восток

Тип климата

Тип растительности

Почвы

Животный мир

Задание 3 (контроль учителя). Мини-проект «Мой дальневосточный гектар»

«Закон о дальневосточном гектаре» — федеральный закон Российской Федерации, действующий с 1 июня 2016 года.  Закон позволяет любому гражданину России единожды бесплатно получить 1 га на Дальнем Востоке под жилое строительство, фермерское хозяйство или предпринимательскую деятельность. Цель закона — привлечь внимание и ресурсы граждан к освоению территорий Дальнего Востока.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/41/Far_Eastern_Federal_District_%28numbered%29.svg/220px-Far_Eastern_Federal_District_%28numbered%29.svg.png

Карта-схема Дальневосточного федерального округа (ДФО): 1) Амурская область, 2) Еврейская автономная область, 3) Камчатский край, 4) Магаданская область, 5) Приморский край, 6) Республика Саха (Якутия), 7) Сахалинская область, 8) Хабаровский край, 9) Чукотский автономный округ

Используя карты атласа, текст учебника и план, напишите проект использования вашего дальневосточного гектара.

План проекта:

  1. Какие виды хозяйственной деятельности предполагает «Закон о дальневосточном гектаре»?
  2. Какие природные зоны Дальнего Востока, на ваш взгляд, наиболее подходят для хозяйственной деятельности?
  3. В каком субъекте Дальневосточного федерального округа вы хотели бы получить земельный участок? Какая это природная зона?
  4. Используя текст учебника, напишите, каким видом хозяйственной деятельности, исходя из природных условий, вы могли бы заняться на своем дальневосточном гектаре.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 (практикум)

1. Группа студентов из Волгограда занимается изучением редких видов фауны, в том числе амурского тигра. Какой из перечисленных биосферных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?

           1) Астраханский

           2) Магаданский

           3) Уссурийский

           4) Таймырский

2. Группа студентов-экологов занимается изучением природы таёжной зоны. Какой из перечисленных заповедников им необходимо посетить для проведения исследовательской работы?

           1) Печоро-Илычский

           2) Дагестанский

           3) Большой Арктический

           4) Оренбургский

3. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом:          

СЛОГАН

РЕГИОНЫ

А) Уникальная природа северной европейской тайги,

отличная рыбалка на озёрах и реках – для любителей

активного отдыха!

1) Краснодарский край

2) Калининградская областьц

3) Республика Карелия

4) Воронежская область

                 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии "Леса России"

Конспект урока составлен по методике критического мышления...

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев.

Внеклассное занятие по экологии в 6 классе. Тема: Леса России. Основные породы деревьев....

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».

Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....

Разнообразие климата России 8 класс

Презентация разнообразие климата России...

Виртуальная экскурсия " Разнообразие лесов"

В Росии более 40 % территории занимают леса.В нашей стране существуют различные типы лесов......

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...