Разработка урока географии в 6 классе "Первое кругосветное путешествие"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Черепахина Нина Геннадьевна

Данная разработка предназначена для учащихся 6- х классов коррекционных школ VIII вида. Содержит игровые моменты, самостоятельную работу, физминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoe_krugosvetnoe_puteshestvie.doc606.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Первые кругосветные путешествия»

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся представление о Великих географических открытиях, выяснить их причины; совершенствовать умение работать с картой;

Коррекционно - развивающая: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; развитие навыка связного устного высказывания.

Воспитательная: воспитывать любознательность, уважение к историческому прошлому человечества.

Оборудование:

  • М/м презентация.
  • Иллюстративный материал.
  • Раздаточный материал для учащихся: карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент.

II. Опрос.

 - Как называются огромные участки суши, омываемые  со всех сторон океанами?

 - Сколько материков на Земле?  Какой материк самый жаркий?

На каком материке нет постоянного населения? Покажите их на карте полушарий.

- Разгадайте ребус

- Угадай материк по контуру (работа по карточкам)

                                               

                           

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня ребята, у нас необычный урок, мы отправимся с вами в кругосветное путешествие. Мы  с вами совершим путешествие вокруг Земли  за 40 минут, а когда-то люди на это тратили годы, рисковали,  жертвовали своей жизнью ради новых открытий.

 Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 века. Именно поэтому он стал называться веком Великих Географических Открытий.  В  это время  были совершены первые кругосветные плавания.   И тема нашего урока: «Первые кругосветные путешествия».

Как вы думаете, какими качествами должны были обладать люди в те времена, чтобы отправиться в путешествие? (ответы учащихся)

Давайте мы сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далекое прошлое и проплывем сложный путь вместе с первооткрывателями.  Выясним причины, побудившие европейцев отправиться в далекие страны. Изучим карту великих экспедиций и новых открытий. Вам придется на время стать участниками этих путешествий.

IV.  Основная часть

Давайте, выясним причины первых путешествий, что же влекло мореходов, что толкало их на открытия. Как вы думаете, каковы они? (Ответы учащихся)

                                     Игровой момент.  

Учитель достает шкатулку. По описанию ученикам надо определить, что в ней находится.

1. Это части растений, которые в средние века завозили в Европу из стран Азии. Стоили они очень дорого.
2. Их добавляют в пищу в малых дозах.
3.  Улучшают вкус мясных, рыбных, овощных блюд. 
(Пряности)               (Даю учащимся посмотреть содержимое «черного ящика», ощутить запах пряностей)

Причины определены, но отправиться в путь необходимо только со специальным снаряжением.  «Угадайте по описанию»

1.   Каравелла

Ветер боковой гуляет,
Большой корабль он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.

2.   Компас

Качается стрелка, 
Туда и сюда.
Укажет нам север, 
И юг без труда.

3.   Карта

Моря  есть, а плавать нельзя,

Дороги есть, а ехать нельзя,

Есть города, но нет зданий?

Снаряжение собрано, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиции Ф. Магеллана.

Он был моряком и солдатом. Не раз плавал в Индию, неоднократно участвовал в военных сражениях. Магеллан был отважен и храбр, не щадил себя, когда речь шла о жизни его товарищей. Он пользовался уважением своих подчиненных – простых матросов. Магеллан прекрасно разбирался в навигационных картах, тщательно готовился к кругосветному плаванию. 1519 году флотилия из пяти кораблей отплыла от Евразии.

Практическая часть

- Ребята, давайте, исследуем маршрут экспедиции Ф. Магеллана.

Работа по учебнику по рис. 95, с.114 «Исследование маршрута экспедиции» (синие стрелочки).

Задание: исследовать путь Ф. Магеллана и определить географические объекты, встречавшиеся в пути.

1519 году флотилия из пяти кораблей (265 человек) отплыла от Евразии.

От Евразии (Пиренейский полуостров) в направлении на запад. Плавание проходило, по какому океану? (Атлантический океан) Без приключений  переплыли через Атлантический океан и отправились к берегам какого материка? (Южной Америки). У берегов Южной Америки пришлось зимовать.

Магеллан верил, что в Южной Америке существует пролив, через который можно выйти в другой океан. Недовольные моряки подняли мятеж, но Магеллан убедил их  продолжить путешествие. Чтобы найти этот пролив Магеллану понадобилось около года.

Пройдя по нему, корабли оказались  в неизвестном ранее океане. Что, это за океан? (Тихий). Здесь сделаем небольшую остановку и послушаем сообщение, которое нам приготовил Давыдов С.

Это самый большой и самый глубокий океан земного шара. Никто из участников плавания не знал его размеров.  Плавание продолжалось больше месяца.  Все время стояла тихая, безветренная погода.  Магеллан  навал этот океан «Тихим». Матросы голодали, вода протухла. Много матросов умерло от голода и болезней. Кроме этого моряки ощутили на себе влияние экватора, вдоль которого жаркая погода. Солнце нещадно палило.                                                                  Наконец корабли достигли (определите географический объект) – островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Во время пути Магеллан вмешался в войну между местными правителями и погиб. На островах моряки дешево купили пряности и отправились в обратный путь. Возвращались они известным тогда путем, мимо какого материка? (Африки) через океан (Атлантический океан). От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга – гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Часть экипажа погибла, часть попала в плен. В Испанию вернулся один корабль, на нем 18 человек. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

Просмотр  видеофильма «Путешествие  Магеллана»

Физкультминутка I  (зрительная гимнастика). Заранее буквы прикрепляются по стенам класса.

Посмотрите внимательно по сторонам, найдите буквы  Ю, З, В, С.  А теперь в другом порядке : В, Ю, З, С.  А  что обозначают эти буквы в географии? (  стороны горизонта)                        

Игровой момент.

Моряки  в то время отправляли иногда письма в бутылках. К нам попало такое послание.  Давайте попробуем ответить на вопросы морской почты. Достаются вопросы из бутылки.

Вопросы «Морской почты»

1. Почему Магеллан  назвал самый большой океан Тихим?

2. Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока? 

Моряки привозили с собой съедобные растения, которые были не известны европейцам. Давайте, мы жители 21 века попробуем отгадать, что привозили с собой моряки в те времена.

Загадки.

1. Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем,

Много зерен соберем

Их поджарим, погрызем,

А приедут гости –

Им дадим по горсти!

(Подсолнечник)

2.В огороде – желтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

(Тыква)

3. Острый очень, но не нож.
На редиску не похож.
Длинный, узкий, слишком красный,
А как специя — прекрасный.
(Перец)

 Физкультминутка II.

А сейчас немножко отдохнем. Я буду называть материк – вы поднимаетесь на носочки и тянете руки вверх. Если я называю океан - приседаете и разводите руки в стороны.

V. Закрепление

Ребята давайте сделаем вывод.  Какое значение имело плавание Ф.Магеллана? Учитель записывает на доске, учащиеся в тетради.

Благодаря кругосветным плаваниям: 

1. В Европе появились ранее неизвестные культуры:  перец, помидоры, картофель, кукуруза, тыква и т.д.. 
2. Расширились знания о Земле, природе.

3. Доказана шарообразность Земли.

4. Получила небывалое расширение торговля,  торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны. 

VI. Заключительная часть

Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Чему вы научились?

Какие задания были самыми интересными?

VII. Домашнее задание

Творческое задание по выбору учащихся – рисунок или мини - рассказ «Я участник кругосветного путешествия»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"

Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....

Разработка урока географии в 5 классе с ИКТ "Путешествие по Австралии"

Цель: познакомить учащихся с материком Австралия, с особенностями природы и населения.Задачи:Обучающие: рассмотреть специфику географического положения, природы и населения материка.Развивающие: продо...

План - конспект интегрированного урока (география + физическая культура) «Кругосветное путешествие»

Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в...

Презентация к уроку по теме "Первое кругосветное путешествие"

Презентация содержит в себе материалы к уроку по новой теме, а также тестовую работу по изученному на предыдущем уроке материалу...

Фрагмент урока по географии 7 класс"Кругосветное путешествие по океанам"

Фрагмент урока  направлен на закрепление у учащихся знаний по изученной теме "Океаны"....