Фрагмент урока по географии 7 класс"Кругосветное путешествие по океанам"
методическая разработка по географии (7 класс)

Ломакина Оксана Викторовна

Фрагмент урока  направлен на закрепление у учащихся знаний по изученной теме "Океаны".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алгасовская средняя общеобразовательная школа»

Моршанского района Тамбовской области

Фрагмент урока по географии в 7 классе

 «Кругосветное путешествие по океанам»

Подготовила:

учитель географии

Ломакина О.В.

С Алгасово 2018 г.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная – закрепить у уч-ся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны".

Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии.

Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: фрагмент урока обобщения и систематизации знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.

ВРЕМЯ НА УРОК: 20 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, карточки-задания

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

- взаимное приветствие

- чтение эпиграфа на доске

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

2. Основная часть.

Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

Ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан). Поэтому сегодня мы попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

Я думаю, что многие из вас любят путешествовать. И вот я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь. И на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад.

А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, заливы, проливы, течения.

Я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель – сказочный герой, то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Но сначала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам, ребята, нужно заполнить пустые трюмы на корвете правильными словами. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее.

Задание № 1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА

Океан…

Море…

Залив…

Пролив…

Остров…

Архипелаг…

Итак, наш корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье.

- А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.

Задание №2.

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 68 с.ш. 34 в.д.

Ключ: Мурманск

- Молодцы! Правильно!

- На берегу какого моря мы находимся? (Баренцево море)

- К какому океану оно относится?

Задание № 3.

Ребята, давайте вспомним особенности географического положения Северного Ледовитого океана и как оно сказывается на природе.

Он самый…

Итак, мы держим свой путь на восток. Капитан Врунгель указал, что мы должны из Северного Ледовитого океана попасть в Тихий океан, но вот беда, карта в одном месте чуть стерлась и мы не можем рассмотреть наш маршрут. Ребята, давайте восстановим карту. Как мы попадем в Тихий океан?

(ответ ученика о Беринговом проливе)

(Берингов пролив— пролив между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина фарватера 36 м. Пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море).
Пролив назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл этим проливом в 1728 году.)

Перед нами Тихий океан.

Об этом океане написал Ж. Верн: «Вы совершите путешествие в страну чудес. Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды мною исследованных!» И теперь начнём исследование Тихого океана.

Необыкновенный Тихий океан! 

Необыкновенно великий океан, занимающий треть площади Земли. По видовому составу живых организмов ему нет равных!

Задание № 4.

Расскажите, ребята, о  Тихом океане.

(сообщение ученика)

Он самый…. А вот задания. Выполнив их, мы сможем спокойно пересечь этот океан.

Задание №4 Чудеса из чудес.

Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

1) 11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)

2) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан) 

3) Фернанд Магеллан (дал название Тихому океану)

4) Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)

- Мы продолжаем свой путь по водам Тихого океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки. Но путь нам преградили пираты.

Задание № 6 . Отгадай – ка.

- Чтобы плыть дальше пираты приготовили для нас следующее задание:

- Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)

Сообщение ученика

Пролив Дрейка находится в Южном полушарии. Назван в честь британского путешественника Френсиса Дрейка. Он в XVI веке одним из первых прошел эти воды на своем корабле «Золотая Лань», совершая кругосветное путешествие. Продлилось оно три года - с 1577 по 1580 гг. Через пролив фрегата Дрейка прошла в 1578 г. Через пролив проходит  течением Западных Ветров. Это единственный циркулирующий поток воды, проходящий через все меридианы Земли. Данное течение среди океанических считается самым мощным. Вследствие этого сильные штормы в проливе Дрейка - не редкость. Волны в непогоду при порывах ветра 35 м/c могут возвышаться до 15 м, а порой даже еще выше. Это единственное место на планете, где волны достигают такой высоты

Задание № 7

А теперь расскажите, чем интересен Атлантический  океан?  Он самый…

(ответы учеников)

И вот мы уже плывем по Атлантическому океану, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…

Задание № 8. «По морям, по волнам» (лото).

Учащиеся получают карточки в приложении выполняют задание на сопоставление объектов в Атлантическом океане.

 Мы успешно пересекли Атлантический океан и попали в воды Индийского океана.

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части.  Почему?

Задание № 9 

Какие материки омывает Индийский океан в Северной, а какие в южной?

Мы продолжаем путешествие. Но где же капитан Врунгель спрятал клад? А вот, кажется, подсказка.

Юнги, что это? Течение принесло нам письмо. Это послание от капитана Врунгеля!

В бутылке письмо.

«Попробуй место клада Врунгеля найти,

Название его откроется тому,

Кто знает: что, зачем и почему.

Задания ты отгадай

И к кладу свой корабль направляй!

Задание № 10 «О каком острове я говорю?»

  1. Его иногда называют «Великим красным островом». Его почва действительно имеет красноватый оттенок.
  2. Удивительная страна лемуров
  3. Этот остров — четвёртый по величине остров на планете.
  4. Остров расположен в водах Индийского океана неподалеку от восточного побережья Южной Африки, от которого его отделяет Мозамбикский пролив.

А вот и наш остров Мадагаскар! Но чтобы определить точное местоположение клада, нам нужно выполнить еще одно задание.

Задание № 11. Игра “Океаны”

На доске лежат названия всех океанов. Ученик выходит к доске, читает любую карточку и прикрепляет её к тому океану, к которому относится данная информация.

  • Самый глубокий (Тихий)
  • Самый пресный (Сев. Ледовитый)
  • Самая глубокая впадина (Тихий)
  • Самый мелкий (Сев. Ледовитый)
  • Самый крупный остров (Атлантический)
  • Море без берегов (Атлантический)
  • Титаник” (Атлантический)
  • Нефть Персидского залива (Индийский)
  • Незамерзающий порт Мурманск (Северный Ледовитый)
  • Самое соленое море (Индийский)

3. Заключительный этап

Ну что, ребята, вот мы и отыскали клад капитана Врунгеля. Как вы думаете, что лежит в сундуке? Золото! А золото, это те знания, которые вы получили, изучая Мировой океан. Надеюсь, что вы сможете правильно распорядиться своим богатством. А за ваше упорство в стремлении к победе, я награждаю вас Орденом капитана Врунгеля.

-подведение итогов урока

И закончить наш урок я хотела бы вот такими словами:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

А значит

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

Самый глубокий

Самый пресный

Самая глубокая впадина

Самый мелкий

Самый крупный остров

Море без берегов  и “Титаник”

Нефть Персидского залива

Незамерзающий порт Мурманск

Самое соленое море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса: "Кругосветное путешествие"

Во время мероприятия в  игровой форме обеспечивается повторение, закрепление понятий, знаний при изучении материков. А так же восполнение пробелов  по темам: " Африка,...

Презентация к уроку биологии в 10 классе "Кругосветное путешествие Ч.Дарвина"

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 10 классе по теме "Эволюционное учение"...

География 7 кругосветное путешествие

Совершите "кругосветное путешествие" по столицам больших государств. Начальным пунктом выберите Москву и двигайтесь от города к городу на запад .Меридианы перечисленных столиц дважды пересекать нельзя...

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Разработка урока по английскому языку в 7 классе "Кругосветное путешествие"

Уроку предшествовала работа с текстами про англо-говорящие страны, обобщение информации, подбор ребятами картинок и иллюстраций по изученным странам, работа в группах над проектами. Представлен конспе...

Иллюстративный материал к уроку в географии в 5 классе по теме "Первое кругосветное путешествие"

Слайды, в которых размещены опорные пункты (основные) путешествия Ф. Магеллана....

Разработка урока географии в 6 классе "Первое кругосветное путешествие"

Данная разработка предназначена для учащихся 6- х классов коррекционных школ VIII вида. Содержит игровые моменты, самостоятельную работу, физминутки....