Главные вкладки

    Рабочая программа по элективному курсу "Решение географических задач по физической географии" в 9 классе
    рабочая программа по географии (9 класс) на тему

    Осипова Елена Николаевна

    Курс рассчитан на 11 часов 1 час в неделю

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сиренькинская средняя общеобразовательная школа"

          «Рассмотрено»

       Руководитель МО ЕМЦ

      ______/Осипова Е.Н./

    Протокол № 1 от

     « 25» 08. 2018 г.

        «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР

    _____________/Максимова М.Н./

      « 27 » 08.  2018 г.

                 «Утверждаю»

    Директор  МБОУ «Сиренькинская СОШ»

    ____________/ Файзетдинов Т.М/

    Приказ № 102   от  «  01»  09. 2018 г.

                                             

                                                      

    Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

    по элективному курсу

    «Решение географических задач по физической географии России» 

    для 9  класса ( всего-11 часов, в неделю 1ч)

    Составитель: учитель  географии Осипова  Елена Николаевна

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                              Принято на заседании            

                                                                                                                                                                               педагогического  совета    

                                                                                                                                                                  Протокол №  1 от

                                                                                                                                                                           « 31»   августа     2018г.

    2018 – 2019 учебный год.

    Пояснительная записка

    В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

    • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

    • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

    Программа «Географический мир» рассчитан на 35 часов в 9 классе. Данный элективный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.

    Цель курса: заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

    Задачи:

    -сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

    - сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

    - научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

    - развивать картографическую грамотность школьников;

    - сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

    - показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

    Формы и методы проведения занятий

    С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного элективного курса. Данное пособие составлено для организации занятий электива, наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

              Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

    Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование.

            В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

    Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде теста.

    Для оценивания результатов работы используется  критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

    Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

    • картографические элементы, факты;
    • номенклатуру;
    • основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
    • особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

    Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

    • определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
    • определять различия в поясном времени различных территорий;
    • анализировать статистический материал;
    • воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
    • читать карты  различного содержания;
    • показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
    • описывать географическое положение;
    • определять тип объекта согласно классификации;
    • сравнивать свойства географических объектов;
    • определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

    Ожидаемые результаты:

    Элективный курс «Решение географических задач по физической географии России» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

    Предполагаемые результаты:

    • Повышение учебной мотивации обучающихся.
    • Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
    • Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» -9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» -9 класс

     Итогом элективного курса является  решение   итоговых тренировочных работ.

    Содержание программы

    1)Источники географических знаний (1ч)

     Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.

    2) Природа Земли и человек (3ч)

    Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая облочка Земли.

    3) Материки, океаны, народы и страны (1ч)

    Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.

    4) Природопользование и геоэкология (1ч)

    Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

    5) География России (4ч)

     Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России,  Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире

    6) Обобщающее повторение по курсу (1ч)

     Итоговое обобщение. Решение тренировочных работ.

     2. Тематическое планирование курса

    Название темы курса

    Дата

     план

    Дата

    факт

    Количество часов

    Форма проведения

    Форма контроля

    Источники географических знаний 1ч.

    1.

    Источники географических знаний.

    Выдающиеся географические открытия и исследования

    06.09.

    1

    Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

    Варианты КИМ

    Природа Земли и человек 3 ч.

    2.

    Форма и размеры Земли, движение Земли.

    Земная кора и литосфера.

    13.09

    1

    Практикум

    Картосхема

    3.

    Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

    Атмосфера: состав, строение, циркуляция. Погода и климат.

    20.09

    1

    Семинар

    Доклады учащихся

    4

    Биосфера, ее взаимосвязи с другими оболочками.

    Географическая оболочка Земли

    27.09

    1

    Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

    Варианты КИМ

    Материки, океаны, народы и страны- 1ч.

    5.

    Современный облик Земли

    Население Земли.

    Материки и страны.

    Многообразие стран.

    04.10

    1

    Практикум

    Обобщающая таблица

    Природопользование и геоэкология-1ч.

    6.

    Влияние хозяйственной деятельности на природу.

    Основные типы природопользования.

    Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

    11.10

    1

    Практикум

    Обобщающая таблица

    География России-4ч

    7.

    Особенности географического положения.

    Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

    Климат  и климатические ресурсы.

    Внутренние воды и водные ресурсы.

    Биологические ресурсы.

    18.10

    1

    Практикум

    Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

    Обобщающая таблица

    Варианты КИМ

    8.

    Население России.

    25.10

    1

    Семинар

    Доклады учащихся

    9.

    Межотраслевые комплексы России.

    География межотраслевых комплексов.

    01.11

    1

    Практикум

    Обобщающая таблица

    10

    Районирование России.

    Западный макрорегион - европейская Россия.

    Восточный макрорегион - азиатская Россия.

    15.11

    1

    Решение типовых заданий, представленных в КИМ.

    Варианты КИМ

    Обобщающее повторение по курсу-1ч.

    11.

    Итоговое обобщение.

    22.11

    1

    Решение демонстрационных версий КИМ.

    Варианты КИМ

          Учебно - методические пособия для учителя:

    1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», 2005. (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
    2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
    3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова  и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2007.
    4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 72 с.
    5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
    6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
    7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.- 144 с.

    Учебные пособия для учащихся:

    1. Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2011. -191 с.
    2. География России. В 2 кн. Кн.2:Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2010
    3. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2010. -304 с.
    4. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо, 2009.-592 с.
    5. Контрольно-измерительные материалы. География:9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.:ВАКО, 2012. -112 с.
    6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2012. -96 с.
    7. Эртель А.Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы:учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2011- 383 с.

    Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/priemy-refleksii-na-uroke


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

    Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

    Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

    Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

    Рабочая программа. Математика (элективный курс). "Нестандартные методы решения уравнений" 10 класс

    рабочая программа содержит календарно- тематическое планирование...

    Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"

    Рабочая программа по элективному курсу " Решение задач повышенного уровня сложности"Рабочая программа составлена для изучения математики в профильных классах. Может быть использована в 9 и в...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение задач по информатике» для 11 класса

     Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по информатике» разработана на основе ФГОС СОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы Муни...

    Рабочая программа по элективному курсу "Решение задач на проценты"

    Рабочая пронрамма по элективному курсу "Решение задач на проценты"...