Урок географии 6 кл Температура воздуха
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Дажы-Даваа Айлан Ондаровна

Предмет: Температура воздуха

 

Тип урока: урок-открытие нового знания

 Программа: линии УМК  «География.Сферы» (5-9 классы) для основной школы. Составлена на основе рабочей программы «География»  под редакцией В.П Дронова, Л.Е Савельевой .

Учебник: Лобжанидзе А.А География. Планета Земля 5-6 классы, УМК «Сферы» 2012г.

Цель деятельности педагога: Создать условия для формирования понятий: температура воздуха, термометр, суточная амплитуда температур.

Планируемые результаты:

личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику;

 метапредметные: регулятивные - планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;

 познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные - продолжить развитие коммуникативных умений: публично выступать по теме, вести диалог, активно слушать.

Тема урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temper_v-ha.docx125.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 с.ЧААТИНСКИЙ  им.К.О ШАКТАРЖЫКА

УРОК ГЕОГРАФИИ

ТЕМА «ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА»

6 КЛАСС

ВЫПОЛНИЛА:

                                                                 УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

                                                                ДАЖЫ-ДАВАА АЙЛАН ОНДАРОВНА

                                                    ЧОДУРАА

                                                  2016-2017 уч.г

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предмет: Температура воздуха

Тип урока: урок-открытие нового знания

Тема урока: комбинированный

Краткая характеристика класса

(количественная, социальная, психологическая, по уровню развития)

           В классе обучаются 12 учащихся. из них 7 девочек и 5 мальчиков. Состав класса – стабилен, почти все ученики весьма активны на уроках, не нарушают дисциплину. Среди учащихся класса 8 человек из многодетных семей (Монгуш Сай-Суу, Долаан Алтея, Доспан Найдан, Сундуй Сайын, Дажы-Даваа Арзылан, Ондар Надя, Кыргыс Алекса, Сурунчар Байыр-Белек). Большинство детей класса учатся охотно и легко, овладевают прочными знаниями по предметам, добросовестно относятся к учебным занятиям и труду. Успеваемость класса средней стабильности. Уровень развития средний. Присутствуют о одаренные дети, но среди них также и те, кто не успевает за коллективом. Большинство учащихся ходят в школу с большим вниманием, охотно; адекватны в поступках, поведении, доброжелательны в общении, участвуют в общественной жизни. Класс работоспособный, приучен к организации урока.  Двое учащиеся требуют постоянного контроля учебной деятельности со стороны учителя и родителей С этими ребятами проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается тесная связь с родителями.

Программа: линии УМК  «География.Сферы» (5-9 классы) для основной школы. Составлена на основе рабочей программы «География»  под редакцией В.П Дронова, Л.Е Савельевой .

Учебник: Лобжанидзе А.А География. Планета Земля 5-6 классы, УМК «Сферы» 2012г.

Цель деятельности педагога: Создать условия для формирования понятий: температура воздуха, термометр, суточная амплитуда температур.

Планируемые результаты:

личностные: применение делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверие собеседнику;

 метапредметные: регулятивные - планируют решения учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;

 познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;

коммуникативные - продолжить развитие коммуникативных умений: публично выступать по теме, вести диалог, активно слушать. 

Технологии, применяемые на уроке:

1. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

2. Исследовательские и проектные методы в обучении.

3. Технология обучения в сотрудничестве.

 4. Технология развивающего обучения.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютер, проектор.

 2. Учебник географии 5-6 класс А.А. Лобжанидзе,  атласы, синоптические карты.

План – конспект урока

Тема: Температура воздуха.

Цель: изучить закономерности распределения температур воздуха на земной поверхности.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями температуры воздуха;
  2. Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
  3. Научить школьников выполнять практические задания по измерению температуры воздуха.

УУД: поиску информации, ее обработке, работать с текстом учебника и данными климатических карт, анализировать, делать выводы,

воспитывать информационную культуру.

Оборудование: ПК, проектор, учебник географии 5-6 класс А.А. Лобжанидзе,  атласы, синоптические карты.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Учитель приветствует обучающихся, Отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку, готовность наглядных пособий и других средств обучения.

Готовность учащихся к работе на уроке.

Приветствие учителя

Цель: Создание условий

положительного настроя к уроку

Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день. Я рада вас видеть, и хочу с вами работать. Хорошего вам настроения!

Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм

Мотивация

Цель:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

М.Ю Лермонтов

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда,

Меж тучек и туманов пробираясь,

Оно кидает бледный, мертвый луч

На дерево, колеблемое ветром,

И на сырую степь.

Люблю я солнце,

Есть что-то схожее в прощальном взгляде

Великого светила с тайной грустью

Обманутой любви; не холодней

Оно само собою, но природа

И все, что может чувствовать и видеть,

 Не могут быть согреты им…

 Проблемный вопрос: 

Как вы думаете, почему поэт говорит о мертвом луче, прощальном взгляде великого светила?

Почему осенью Солнце светит, но уже меньше греет?

Пытаются ответить на проблемные вопросы

Актуализация знаний

Цель:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Что мы уже знаем? 

Атмосфера – это …

  • Атмосфера состоит из …

Мы уже знаем:

состав атмосферы, ее строение, понижение температур воздуха с высотой

Целеполагание

«Привлекательная цель»

Определить закономерности нагрева земной поверхности

 Решение проблем

Цель: Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данной проблемы

За время урока поднимемся по лестнице знаний,
решая следующие проблемы:

1. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

2. Почему при одинаковых условиях нагревания температура над поверхностью воды и суши разная?

3. Почему термометр нельзя устанавливать на солнцепеке?

Научимся определять

суточную амплитуду температуры воздуха

и среднесуточную температуру воздуха.

Освоение нового содержания и способы действий

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

Самоопределение темы урока

Цель:

Стимулирование интереса учащихся к изучению темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы

Физкультминутка

Цель:

Снять психическое напряжение у учащихся на уроке путем переключения их на другой вид деятельности

  1.Как нагревается воздух?

Варианты ответов:

а) Солнце - земная поверхность - воздух

б) Солнце – воздух – земная поверхность

Величина нагрева воздуха называется - …

Отгадайте загадку.

Она бывает низкой,

 Бывает и высокой,

 Нормальною бывает,

 А так же нулевой.

 Её мы замечаем

 И в школе изучаем,

 И даже измеряем,

 Когда кто-то больной.

 Ей занимался Цельсий,

 И Кельвин применял не раз.

 Ну! Кто своей догадкой

 Порадует всех нас?

Итак, тема нашего урока:

Температура воздуха

Сделайте, пожалуйста, вывод.
От чего же зависит изменение температуры воздуха

img3

              Конечно же, температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей.

Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему.

Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по- разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

Воздух прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Лучи ударяются о непрозрачную земную поверхность и нагревают ее, а уж от земной поверхности нагревается воздух.

 С одинаковой ли скоростью будет нагреваться вода и суша?

Вода нагревается медленно и остывает медленно

Вы уже знаете, с помощью какого прибора измеряют температуру воздуха?

Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д. при тепловом контакте между объектом измерений и чувствительным элементом термометра. 
Термометры
применяются в метеорологии, гидрологии и других науках и отраслях хозяйства.
На метеостанциях, где измерения температур проводятся в определенные сроки, для фиксации максимальных температур между сроками наблюдения служит максимальный термометр (ртутный); наименьшую температуру между сроками фиксирует минимальный термометр (спиртовой).

Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, подтянулись,

А теперь назад прогнулись

(Наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже,

Давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз-два,

Думай, думай ,голова

(Вращение головой)

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха.

Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
- Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха
. 

Работа в парах

Обучающиеся отгадывают загадку.

Определение темы урока

и ставят задачи

(решение проблемных вопросов)

Обучающиеся высказывают своё мнение и приходят к выводу о том, что температура в разных частях планеты разная.

Сообщение ученика

Обучающиеся выполняют задание

Составляют алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха.

Выполняют практическую работу

Закрепление и включение в систему знаний

Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок и выполнить контрольное задание

Отвечают на вопросы

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

         Заканчивая работу на уроке, вспомните все что вы сегодня узнали, интересна ли вам было на уроке, полезна ли вам та информация которую вы поняли? Впечатления отобразите на термометре. Не забывая о том, что положительные цифры находятся выше нуля, отрицательные – ниже. Прошу ответить на вопросы имеющиеся на листе

  1. «Продолжи фразу»

 «Мне было интересно…»

 «Мне было трудно…»  

- За что ты можешь себя похвалить?

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Цель:

выдача учителем домашнего задания с комментарием и проговариванием основных этапов его выполнения, определение ожидаемого результата, что является для учеников целью самостоятельной работы дома.

1.  П  40,“Температура воздуха”

2. Ответьте на вопрос:

Почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре. (На каждые 700 метров подъёма, температура воздуха понижается примерно на 6 градусов).

3. t воздуха была в 2 ч. +9°C ,в 8 часов +6°C, в  14 часов +14 °C, в 20 ч. +11°C. Какая будет средняя температура воздуха?

4.Исследовательская работа «Изучение погоды п.Чодураа».

5.Подготовить презентацию «Изучение температуры воздуха п.Чодураа»

6.Записать народные приметы о погоде

Закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил. Спасибо.

А в заключении я хочу сказать: всегда ставь своей целью добраться до луны, ведь даже если это у тебя не получится, ты, по крайней мере, приблизишься к звездам.

Уходя с урока, оставьте на доске тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока. Красный – многое получалось, узнал(а) и понял(а) новую тему, настроение хорошее. Желтый – не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. Зеленый – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое.

Записывают задание

Выполнение исследовательской работы

(Опережающее задание на участие в  НПК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

К уроку по теме "Температура воздуха" 6 класс

Данный материал поможет вашим ученикам хорошо закрепить основные понятия темы "Температура воздуха"...

Проект урока. Тема: " Распределение температуры воздуха и осадков на территории России ". Класс: 8

Разработка проекта урока в 8 классе на тему "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России". Предложены практические задания на определения температуры воздуха в разных ча...

План урока 6 кл Температура воздуха

План-конспект урока 6 кл Температура воздуха...

Урок по теме: "Температура воздуха"

Технологическая карта урока....

Разработка урока на тему: "Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса",7 класс.

География7 классА. И. Алексеев. География 7 класс. Серия «Полярная звезда».Температура воздуха на разных широтах. Тепловые пояса.Урок освоения новых знаний и видов учебных действий Це...