Разработка урокапо географии Тывы "Реки Тывы"
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему

Монгуш Роланда Валерьевна

Комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Реки Тывы»

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества(исследовательской деятельности) и самостоятельности.

Цели: знакомство с крупными реками Тувы, определить их зависимость от климата и рельефа.

Задачи урока:

1. Образовательные: Изучить крупные реки Тувы, определить их зависимость от климата, направление от рельефа, объяснить особенности питания и режима рек.

2 Воспитательные: формирование чувства любви и красоты к родной природе.

3. Развивающие: развивать  и углубить навыки работы с картами,  справочным и публицистическим материалами.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «География Тувы», физические  и контурные карты Тувы, картины и рисунки рек .

I. Организационный момент. Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Ребята! перед изучением новой темы давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”.

Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.

   Сегодня мы посвятим наш урок самому используемому компоненту внутренних вод – это реки. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.

Вопросы для повторения ранее изученного материала:

1) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.

2) Как называется начало реки – исток.

3) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.

4) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.

5) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.

6) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.

7) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.

8) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.

9) Самая длинная река в мире - Нил

10)Самая полноводная река России Енисей

     Запишите тему урока: “Реки Тувы”

III. Изучение нового материала

1.Вводное слово учителя.

 2.Сообщения, стихи и презентации учащихся о реках Тувы.(творческие задания даются заранее)

1. Крупные реки Тувы.

А) Изучение физической карты.

Б) Изучение питания и режима рек. (самостоятельно по учебнику)

Вводное слово учителя.

      Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Наша республика богата реками, озерами и подземными водами. Реки нашей республики принадлежит к бассейну Северно-Ледовитого океана и к бессточным впадинам Центральной Азии.

  Большая часть рек относится к бассейну верхнего Енисея, зарождающегося в горно-таежной восточной части Тувы. Многочисленные ручьи и речки собирают воду в один мощный поток Енисей, который до устья р. Хемчик имеет местное название Улуг-Хем. Енисей из гор в самом центре Азии прорывается, через Саянское ущелье и несет, свои бурные воды к Северно-Ледовитому океану прорезая,  почти строго по меридиану всю северную половину.

А теперь послушаем  ваши сообщения, стихи и посмотрим презентации  о реках Тувы. ( даются заранее)

     Сообщения и стихи  учащихся о реках Тувы:

1. Поэт С.Щипачев посвятил могучей реке стихотворение «Улуг-Хем»:

Он, холодный. Бьется у причала,

Катит воды светлые вперед,

В ледниках, снегах  свое начало

Ручейками синими берет.

В поднебесных скалах Одугена

Первой струйке капля дорога.

Та земля вовек благословенна,

Где такая родилась река.

Енисей! он в Сибири тот же

Непокорный, яростный как здесь,

Где на каменных порогах Тоджи

 Он ревет и скачет, в пене весь.

Уж на что, казалось бы Саяны-

Встали, неприступны впереди

Он и здесь пробился к океану,

Не свернул со своего пути.

В синих  грядах, скалах исполинских

Енисей раздвинул берега,-

И его назвали по тувински:

Улуг-Хем – Великая река.

           Енисей образуется слиянием 2-х рек- Бий-Хема и Каа-Хема, длина 3354км.

    Ниже с. Чаа-Холь р.Улуг-Хем выходит за пределы Тувы прорезая южные отроги Западного Саяна.  Улуг-Хем на на своем пути принимает ряд притоков: левые:-Элегест, Торгалыг, Чаа-Холь и Хемчик и правые притоки Улуг-Хема менее полноводные-Ээрбек, Баян-Кол и др.

           2.Река Бий-Хем начинается на –юго-западном склоне гор Восточного Саяна двумя быстрыми ручьями, впадающими в небольшое, озеро Кара-Балык.

            Из озера Кара-Балык, с высоты 1579м над уровнем моря. Бий-хем вытекает бурным горным потоком , образуя пороги и водопады.

         Выйдя в Тоджинскую котловину, Бий-Хем разбивается на рукава. Течение становится спокойным. Ниже впадения р. Сыстых-Хем Бий-Хем разбивается на многочисленные рукава и протоки, между которыми разбросаны  десятки поросших лесом живописных островов. Население называет этот участок реки «Сорок Енисеев».

Ниже устья правого притока  р.Севи долина Бий-Хема сужается. Берега скалисты и отвесны, скорость течения доходит ло 15 км в час. И, наконец прорывая осевую часть хребта Таскыл, Бий-Хем образует живописный труднопроходимый Хутинский порог.

        Бий-Хем имеет много притоков.  Особенно многочисленны и моногводны его правые притоки, стекающие с южных склонов Восточного и Западного Саяна: Тора-Хем, Хамсара, Сыстыг-Хем, Харал, Тапса и другие берут начало на склонах хр.Академика Обручева.

       

 3. Каа-Хем –вторая река, составляющая Енисей. Она образуется от слияния 2-х рек Правая –Кызыл-Хем берет свое начало на территории Монголии, где называется Шишхид-Хол. Левая –Балыктыг-Хем стекает с северных склонов хр.Сангилен.

Наиболее крупные притоки Каа-Хема: слева-Сизим, Бурен; справа-Ужеп, Дерзиг, Мерген.

  Бий-Хем и Каа-Хем сливаясь , сливаясь дают начало р. Улуг-Хем .

   

4. А.П.Чехов писал о Енисее, предвидя его будущее:

       « Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью…

На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. В берегах Енисея тесно. Невысокие волны обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным , что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна … Я стоял и думал: какая полная и смела жизнь осветит со временем эти берега!».

5.Река  Хемчик занимает всю западную часть Тувы, это типичная горная река. Хемчик самый крупный из притоков Улуг-Хема. Хемчик  берет начало на северо-восточном склоне Шапшальского хребта, вытекая на Хемчикскую котловину принимает равнинный характер, образует рукава и острова и отмели часто меняет русло.

 6.Река Тес-Хем  течет на юге  Тувы, берет начало в Монголии общая длина 770 км в пределах , а    в пределах  Тувы находится 375 км, принимает только правые притоки , стекающие с хр. Сангилен и Тану-Ола. Крупнейший из них –р.Эрзин .    

   Прошу открыть физические и контурные карты Тувы, познакомимся с крупными реками Тувы. Внимательно  изучите карты и информацию о местонахождении рек  – отмечайте реки на контурной карте, ознакомьтесь с режимом рек.

    После того, как отмечены реки: Енисей, Бий-Хем, Каа-Хем, Хемчик, Тес-хем, Эрзин.

 IV)  Закрепление

Учитель задает вопросы:

-   Какое питание характерно для рек нашей республики – смешанное (снеговое, дождевое – осенью, подземное).

-  Какой тип климата  характерно для Тувы? – резко-континентальный.

- В какое время реки покрываются льдом? С наступлением холодов  с октября по апрель месяцы.

-А что такое половодье?

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

-А что такое паводок ?

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

-Какой режим рек преобладает на территории Тувы? – реки с весенним половодьем.

-Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья.

- Каково влияние рельефа на реки?  В рельефе в основном преобладает горы, поэтому все большинство рек горные.

   -Что такое падение реки?

Падение – превышение истока реки над устьем (м).

-Что такое уклон реки?

Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км).

     Со значением рек знакомятся  помощью творческой проектной работы “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение)

   Вывод: Реки горные, питание рек смешанное, с октября по апрель месяцы все реки покрываются льдом, на режим рек большое влияние оказывает климат Тувы.

Крупные реки Улуг-Хем, Каа-Хем, Бий-Хем используются для судоходства и лесосплава, получения электроэнергии,   плавание на байдарках, средние и малые реки для рыболовства, орошения и места отдыха населением.

V. Домашнее задание: 1. Обязательно для всех а)заполнение контурной карты, вычисление падения и уклона рек: Енисея и Волги и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше, по выбору 2)составить кроссворды и задания по теме «Реки»,

3) Сочинить синквейн на тему “Реки и озера Тувы». Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения.

Пример:                                                    

1)строка – одно главное слово.                Река Енисей

2)строка – два прилагательных                горная и холодная      

3)строка – три глагола                              ревет, скачет и бурлит

4)строка – крылатая фраза, песня            Улуг-Хем - Великая река

5)строка – существительное, которое выражает суть первого слова - Енисей неугомонный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по предмету "География Республики Тыва", 8 класс

Тематическое планирование по предмету "География Республики Тыва" расчитано на 1 час в неделю, 35 часов в год. Данное ТП составлено к новому учебному пособию "География Республики Тыва:...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс

Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...

календарно-тематическое планирование География. Республики Тыва 8 класс

Календарно-тематическое планированиеГеография. Республики Тыва.  8 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч.)№п/п      Тема урокаКол-во часПланируемые результатыпримДаталичностные...