Статья "Развитие исследовательских способностей у учащихся при изучении курса "География Республики Тыва"
статья по географии

В статье представлены задания для повышения интереса у детей к исследовательской деятельности при изучении географии Тувы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_issledovatelskih_sposobnostey.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Развитие исследовательских умений и навыков при изучении школьного курса География Республики Тыва.

Автор статьи:Середар Лориса Дугуровна.

Место работы: ГАОО РТ «Аграрный лицей имени П.А. Морозова»

Должность: учитель географии

Перед современной школой стоят новые цели: развитие самостоятельности, инициативы и развитие творческих способностей детей. Основную роль в этом может сыграть развитие интереса к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность не ограничивается только наличием поисковой активности, она предполагает также анализ, оценку и прогнозирование дальнейшего развития получаемых результатов. Необходимыми условиями при осуществлении исследований являются:

-умение видеть проблему;

- умение выдвигать гипотезу;

-умение анализировать

- умение задавать вопросы;

-умение высказывать суждения;

-умение классифицировать и т.д.

С давних времен педагоги выделяли два направления учебной деятельности: пассивное учение- посредством преподавания учителем и активное- посредством собственного опыта. В последнее время повышается интерес к обучению посредством собственного опыта. А это значит,повышается интерес к исследовательскому обучению.

Изучение географии Республики Тыва сталкиваются с рядом проблем, связанные с природными, экономическими и социальными аспектами республики. В решении этих вопросов необходим комплексный подход, так как Тыва- слаборазвитый регион. На небольшой территории встречаются все основные природные зоны планеты, отсутствие железной дороги, удаленность от столицы, приграничное положение, опасные природные процессы, многолетняя мерзлота, отсутствие перерабатывающих отраслей, слабая изученность социально-экономических аспектов региона- все это требует больше вложения в освоение природных ресурсов и в развитие, чем другие регионы.

Поэтому очень важно жителям республики знать, уметь анализировать, изучать и прогнозировать явления и события во всех сферах жизни региона. Все эти умения и навыки, как известно, формулируют с детства. У каждого здорового ребенка присутствует неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность и стремление самостоятельно искать новую информацию об окружающей среде. Вот такое стремление и создает благоприятное условие для исследовательского обучения.

В основу разработанных мною заданий для развития исследовательских способностей у учащихся при изучении Географии Тувы положены практический опыт преподавания курса «География Республики Тыва» и изучение опыта работы руководителя Алтайского краевого отделения Межрегиональной общественной организации учителей географии Горбатовой О.Н. Рекомендуемые мною задания могут быть использованы и при организации дополнительных занятий по предмету, в занятиях по краеведению, по биологии и истории Тувы.

#1056;азвитие умения видеть проблему. Смотреть объект с разных сторон зрения позволяет увидеть то, что не было замечено раньше. Для этого можно предложить задания, при которых оценивают ситуацию с другой точки зрения:

А. Ежегодно на вершину горы Монгун-Тайга поднимается несколько десятков человек. Оцените ситуацию с позиции ледника.

Б. Для удобства туристов и паломников в Уттуг-Хая провели электричество. Оцените это событие с точки зрения насекомых.

В. Представьте, что вы на какое-то время стали почвой окрестностей села Кара-Хол. Как на вашей жизни отразится падение ступеней от ракет?

Г. Чем бы похвастались или посетовали друг другу жители села Шуй и села Сукпак?

Д. Найдите как можно больше признаков лестницы у входа в лицей, глобуса, двери, указки, карандаша.

2. Развитие умения выдвигать гипотезу.

А. Почему деревья на улице Набережная села Сукпак растут под наклоном и отличаются ассиметричным ростом ветвей.

Б На территории Тувы нет субарктического климатического пояса, однако растительность, которая встречается в пределах этого пояса, имеется. Объясните причину.

В. Почвы южных подножий гор плодороднее, чем почвы северных подножий. Объясните причину.

Г. В Туве нет предприятий черной металлургии, хотя имеются разведанные запасы железной руды. Какие факторы препятствуют развитии отрасли?

3. Умение сравнивать.

А.С каким животным можно сравнить гору Боом?

Б. С каким предметом можно сравнить контур карты Тувы?

4. Развитие умения классифицировать. Учителю следует помнить, что каждая классификация относительна. Одна и та же группа предметов и явлений могут быть классифицирована по разным признакам и критериям в разные группы.

Задания на классификацию развивает креативность мышления. То есть, чем больше вариантов классификации, тем выше продуктивность мышления.

Например: проведите классификацию: Хандагайты, Тээли, Торгалыг, Самагалтай, Чыргакы, Хемчик, Тоора-Хем, Каргы.

( районные центры: Хандагайты, Тээли, Самагалтай,Тоора-Хем. Реки: Торгалыг, Хемчик, Чыргакы, Каргы).

Дус-Хол,Ноян-Хол,Чагытай, Азас,Хадын, Каък,( Тувинская котловина: Дус-Хол, Чагытай, Хадын, Каък. Тоджинская котловина: Азас, Ноян-Хол).

5. Развитие умения моделировать. Необходимо, чтобы дети сами изучали какие-либо объекты и явления. При оценивании работ учитывают самостоятельность, аккуратность и умение объяснять полученные результаты.

А. Вмятыми бумажками и книгой покажите образование метаморфических горных пород.

Б. Сделать модель подземных вод.

В. Аппликациями покажите речную систему Енисея.

Г. Сделать модель внутреннего строения Земли в разрезе.

Использованная литература:

1. Горбатова О.Н. Технология решения творческих задач. Москва,#1057;. 5-35

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...

Развитие креативных способностей у учащихся посредством изучения иностранного языка

Educational aims:•To develop  the students creativity and associative thinking•To instill in students a love of school and its activities Aim/s or Objective/s:•To d...

Развитие исследовательских способностей учащихся при изучении творчества Р.Киплинга. Проектная работа учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories”

Статья о проектной работе учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories” поможет организовать исследовательскую деятельность учащихся на английском языке....

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ КОНФЕРЕНЦИЯМ

Аннотация: в представленной статье обоснованы возможности развития исследовательской компетенции учащихся в процессе подготовки к научно-практическим конференциям. Представлен индивидуальный план, нео...

Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс

Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...

Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №

Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва,  исполнения Государств...