Статья "Развитие исследовательских способностей у учащихся при изучении курса "География Республики Тыва"
статья по географии
В статье представлены задания для повышения интереса у детей к исследовательской деятельности при изучении географии Тувы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие исследовательских умений и навыков при изучении школьного курса География Республики Тыва.
Автор статьи:Середар Лориса Дугуровна.
Место работы: ГАОО РТ «Аграрный лицей имени П.А. Морозова»
Должность: учитель географии
Перед современной школой стоят новые цели: развитие самостоятельности, инициативы и развитие творческих способностей детей. Основную роль в этом может сыграть развитие интереса к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность не ограничивается только наличием поисковой активности, она предполагает также анализ, оценку и прогнозирование дальнейшего развития получаемых результатов. Необходимыми условиями при осуществлении исследований являются:
-умение видеть проблему;
- умение выдвигать гипотезу;
-умение анализировать
- умение задавать вопросы;
-умение высказывать суждения;
-умение классифицировать и т.д.
С давних времен педагоги выделяли два направления учебной деятельности: пассивное учение- посредством преподавания учителем и активное- посредством собственного опыта. В последнее время повышается интерес к обучению посредством собственного опыта. А это значит,повышается интерес к исследовательскому обучению.
Изучение географии Республики Тыва сталкиваются с рядом проблем, связанные с природными, экономическими и социальными аспектами республики. В решении этих вопросов необходим комплексный подход, так как Тыва- слаборазвитый регион. На небольшой территории встречаются все основные природные зоны планеты, отсутствие железной дороги, удаленность от столицы, приграничное положение, опасные природные процессы, многолетняя мерзлота, отсутствие перерабатывающих отраслей, слабая изученность социально-экономических аспектов региона- все это требует больше вложения в освоение природных ресурсов и в развитие, чем другие регионы.
Поэтому очень важно жителям республики знать, уметь анализировать, изучать и прогнозировать явления и события во всех сферах жизни региона. Все эти умения и навыки, как известно, формулируют с детства. У каждого здорового ребенка присутствует неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность и стремление самостоятельно искать новую информацию об окружающей среде. Вот такое стремление и создает благоприятное условие для исследовательского обучения.
В основу разработанных мною заданий для развития исследовательских способностей у учащихся при изучении Географии Тувы положены практический опыт преподавания курса «География Республики Тыва» и изучение опыта работы руководителя Алтайского краевого отделения Межрегиональной общественной организации учителей географии Горбатовой О.Н. Рекомендуемые мною задания могут быть использованы и при организации дополнительных занятий по предмету, в занятиях по краеведению, по биологии и истории Тувы.
#1056;азвитие умения видеть проблему. Смотреть объект с разных сторон зрения позволяет увидеть то, что не было замечено раньше. Для этого можно предложить задания, при которых оценивают ситуацию с другой точки зрения:
А. Ежегодно на вершину горы Монгун-Тайга поднимается несколько десятков человек. Оцените ситуацию с позиции ледника.
Б. Для удобства туристов и паломников в Уттуг-Хая провели электричество. Оцените это событие с точки зрения насекомых.
В. Представьте, что вы на какое-то время стали почвой окрестностей села Кара-Хол. Как на вашей жизни отразится падение ступеней от ракет?
Г. Чем бы похвастались или посетовали друг другу жители села Шуй и села Сукпак?
Д. Найдите как можно больше признаков лестницы у входа в лицей, глобуса, двери, указки, карандаша.
2. Развитие умения выдвигать гипотезу.
А. Почему деревья на улице Набережная села Сукпак растут под наклоном и отличаются ассиметричным ростом ветвей.
Б На территории Тувы нет субарктического климатического пояса, однако растительность, которая встречается в пределах этого пояса, имеется. Объясните причину.
В. Почвы южных подножий гор плодороднее, чем почвы северных подножий. Объясните причину.
Г. В Туве нет предприятий черной металлургии, хотя имеются разведанные запасы железной руды. Какие факторы препятствуют развитии отрасли?
3. Умение сравнивать.
А.С каким животным можно сравнить гору Боом?
Б. С каким предметом можно сравнить контур карты Тувы?
4. Развитие умения классифицировать. Учителю следует помнить, что каждая классификация относительна. Одна и та же группа предметов и явлений могут быть классифицирована по разным признакам и критериям в разные группы.
Задания на классификацию развивает креативность мышления. То есть, чем больше вариантов классификации, тем выше продуктивность мышления.
Например: проведите классификацию: Хандагайты, Тээли, Торгалыг, Самагалтай, Чыргакы, Хемчик, Тоора-Хем, Каргы.
( районные центры: Хандагайты, Тээли, Самагалтай,Тоора-Хем. Реки: Торгалыг, Хемчик, Чыргакы, Каргы).
Дус-Хол,Ноян-Хол,Чагытай, Азас,Хадын, Каък,( Тувинская котловина: Дус-Хол, Чагытай, Хадын, Каък. Тоджинская котловина: Азас, Ноян-Хол).
5. Развитие умения моделировать. Необходимо, чтобы дети сами изучали какие-либо объекты и явления. При оценивании работ учитывают самостоятельность, аккуратность и умение объяснять полученные результаты.
А. Вмятыми бумажками и книгой покажите образование метаморфических горных пород.
Б. Сделать модель подземных вод.
В. Аппликациями покажите речную систему Енисея.
Г. Сделать модель внутреннего строения Земли в разрезе.
Использованная литература:
1. Горбатова О.Н. Технология решения творческих задач. Москва,#1057;. 5-35
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...

Развитие креативных способностей у учащихся посредством изучения иностранного языка
Educational aims:•To develop the students creativity and associative thinking•To instill in students a love of school and its activities Aim/s or Objective/s:•To d...

Развитие исследовательских способностей учащихся при изучении творчества Р.Киплинга. Проектная работа учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories”
Статья о проектной работе учащихся 8х классов на базе сборника Киплинга “Just So Stories” поможет организовать исследовательскую деятельность учащихся на английском языке....

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ КОНФЕРЕНЦИЯМ
Аннотация: в представленной статье обоснованы возможности развития исследовательской компетенции учащихся в процессе подготовки к научно-практическим конференциям. Представлен индивидуальный план, нео...

Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс
Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва накануне Дня Космонавтики
Уважаемые Коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий торжественной церемонии накануне Дня Космонавтики....
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №
Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государств...