РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ КОНФЕРЕНЦИЯМ
методическая разработка по русскому языку

Егорова Татьяна Владимировна

Аннотация: в представленной статье обоснованы возможности развития исследовательской компетенции учащихся в процессе подготовки к научно-практическим конференциям. Представлен индивидуальный план, необходимый для успешного выполнения исследовательской работы. Приведены сравнительные результаты диагностики исследовательских умений учащихся до и после вовлечения в процесс подготовки и участия в НПК (по методикам Л.М. Репета и А.И. Савенкова), доказывающие, что подготовка школьников к участию в НПК является эффективным средством формирования у них исследовательской компетенции.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, исследовательские способности, научно-практическая конференция, исследовательская компетенция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_t.v.doc.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ КОНФЕРЕНЦИЯМ

Егорова ТатьянаВладимировна,

учитель-методист

русского языка

и литературы

ГУО «Средняя  школа № 170 г. Минска

Аннотация: в представленной статье обоснованы возможности развития исследовательской компетенции учащихся в процессе подготовки к научно-практическим конференциям. Представлен индивидуальный план, необходимый для успешного выполнения исследовательской работы. Приведены сравнительные результаты диагностики исследовательских умений учащихся до и после вовлечения в процесс подготовки и участия в НПК (по методикам Л.М. Репета и А.И. Савенкова), доказывающие, что подготовка школьников к участию в НПК является эффективным средством формирования у них исследовательской компетенции.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, исследовательские способности, научно-практическая конференция, исследовательская компетенция.

Подготовку к научно-практической конференции мы с учащимися начинаем в начале учебного года со знакомства с основными принципами исследовательской работы. На первых занятиях спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» мы рассматриваем основные виды исследовательских работ, проводим обзор проведённых на уровне города и республики научно-практических конференций. Для успешного выполнения исследовательской работы мы разрабатываем индивидуальный план подготовки, включающий следующие этапы:

I. Первый этап– подготовка к исследованию:

1. вначале выбираем тему работы (она должна заинтересовать школьников и быть достаточно актуальной), затем подыскиваем нужную литературу  и составляем её список;

2. определяем объект, предмет, цель и задачи исследования, обосновываем его актуальность и новизну;

3. в процессе изучения научной литературы, относящейся к теме работы, учащиеся составляют таблицу и заполняют её следующие пункты: название  книги или статьи; их основные положения; собственные пометки.

4. выдвигаем гипотезу исследовательской работы;

5. выбираем соответствующие исследовательские методы.

В научном исследовании по русскому языку мы с учащимися используем лингвистические методы, в работе по русской литературе – соответственно литературоведческие.

II. Второй этап – проведение исследовательской работы:

1. отбор необходимых материалов;

2. анализ и синтез полученного материала;

3. подведение итогов и результатов работы.

III.Третий этап – грамотное оформление исследовательской работы.

IV.Четвёртый этап – подготовка презентации и защитной речи для выступления со своим исследованием на НПК.

На констатирующем этапе подготовки к научно-практической конференции в этом году определялась оценка начального уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся. Для оценки данного уровня использовались методики, разработанные А.И. Савенковым и Л.М. Репетой, опросники, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение.

Методика А.И. Савенкова «Выявление исследовательских умений» позволяет провести диагностику исследовательских умений учащихся до и после вовлечения в процесс подготовки и участия в научно-практических конференциях [2, с.137].

Учёный Л.М. Репета выделяет следующие уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся: критический (отсутствие умений исследовательской деятельности; возможна реализация исследовательских действий по аналогии); базовый (наблюдается владение основами знаний по организации исследовательской работы; с помощью педагога учащийся находит проблему и предлагает различные варианты ее решения, владеет некоторыми простыми исследовательскими умениями); повышенный (учащийся владеет многими умениями осуществления учебного исследования – может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно) и творческий, характеризующийся самостоятельностью применения исследовательской компетенции (учащийся имеет устойчивые знания об исследовательской деятельности; умеет ставить цель, задачи исследования, продуктивно находить способы их решения; определяется постоянным интересом к ведению различного рода исследований, возможностью самостоятельно и творчески подходить к выбору их темы) [1, с.29].

В таблице 1 приведены сравнительные результаты диагностики исследовательских умений учащихся до и после вовлечения в процесс подготовки и участия в НПК (по методике А.И. Савенкова «Выявление исследовательских умений»)

Таблица 1

Сравнительные результаты диагностики исследовательских умений учащихся до и после вовлечения в процесс подготовки и участия в НПК (по методике А.И. Савенкова «Выявление исследовательских умений»)

Исследовательские умения

До начала участия в иссл. деятельности

После участия в иссл. деятельности

Сделать мне это…

Скорее тяжело

Скорее легко

Скорее тяжело

Скорее легко

1. Умею выбирать и обосновывать исследовательскую тему.

+

+

2. Умею выдвигать гипотезы.

+

+

3. Умею ставить цели и добиваться их.

+

+

4. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию.

+

+

5. Умею осуществлять поиск способов достижения цели.

+

+

6. Умею прогнозировать средства и методы исследования.

+

+

7.Умею планировать свою деятельность.

+

+

8. Умею структурировать материал.

+

+

9. Умею проводить исследование.

+

+

10. Умею формулировать выводы и рекомендации по окончании исследовательской работы.

+

+

11.Умею проводить рефлексию по итогам исследовательской деятельности.

+

+

12. Умею публично выступать.

+

+

В таблице 2 приведено процентное соотношение уровней сформированности исследовательской компетентности учащихся до и после вовлечения в процесс подготовки и участия в научно - практических конференциях.

Таблица 2

Процентное соотношение уровней сформированности исследовательской компетентности учащихся до и после вовлеченияв процесс подготовки и участия в научно - практических конференциях (%)

Период

Уровни сформированности исследовательской компетенции 

критический

базовый

повышенный

творческий

До

0

45

55

0

После

0

0

16

84

При определении уровня сформированности исследовательской компетенции на  констатирующем этапе было установлено, что 45% учащихся находится на базовом уровне, 55% – на повышенном. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика для определения эффективности проделанной работы с применением того же диагностического инструментария. Было определено, что 84% учащихся находится уже на творческом уровне, 16 % – на повышенном.

Следовательно, уровень сформированности исследовательской компетенции у них значительно повысился. На основании полученных результатов я сделала вывод, что подготовка школьников к участию в научно-практическим конференциям является эффективным средством формирования у них исследовательской компетенции.

Список использованной литературы

1.Репета, Л.М. Исследовательская деятельность как главный фактор формирования исследовательской компетенции учащихся / Л.М. Репета // Народное образование, 2012. – № 4. – С. 26–38.

2.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. –142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии

Мною был проведен эксперимент, который заключается в том, что в одной школе был внедрен исследовательский подход, в другой нет....

Проектная деятельность в подготовке к научно-практической конференции школьников

Исследования и проектная деятельность учащихся является способом достижения важной цели: научить детей самостоятельно мыслить, ставить  и решать проблемы, уметь прогнозировать различные рез...

Развитие творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность. (Наука молодым. XXI век. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 февраля 2014 года. Томск 2014

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное при...

Презентация доклада «Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе» на Международной научно-практической конференции, посвященный Рудиковским чтениям.

В данной публикации представлена презентация доклада «Воспитание личности юных шахматистов младшего школьного возраста в тренировочном процессе» на Международной научно-практичес...

Исследовательский проект «Экологический паспорт школы» (в рамках школьной научно-практической конференции)

Реферат исследовательского проекта "Экологический паспорт школы", который защищали ученики 11а класса МОУ"СОШ №20 г. Йошкар-Олы" на школьной научно-практической конференции в...

Тезисы к исследовательской работе экологического объединения «Киясовка» на открытую экологическую научно-практическую конференцию учащихся «Край, в котором мы живем»

Секция: «Проблемы биоразнообразия» (исследование флоры и фауны) - возрастная категория  13-16 летМы, ученики 8 класса Шугаровской школы, – Курило Георгий, Ноздрин Алексей,...