«Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену».
план-конспект занятия на тему

Солдатова Нина Николаевна

выступление на семинаре+конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myslitelno-analiticheskoy_deyatelnosti.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Выступление.

Солдатовой  Нины Николаевной  - учителя географии МОУ Новоселковская СОШ на районном  семинаре Творческая мастерская по теме:

«Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену».

Учитель в жизни каждого человека занимает важное место. От него во многом зависит, сможет ли ученик реализовать свои способности, возможности, найти себя, свой смысл жизни.

А главное – он не должен быть равнодушным к судьбам своих учеников. Без любви и уважения к детям, не может быть хорошего учителя. Я никогда не была учителем – командиром, тем более диктатором. Воспитывать и обучать всегда старалась без насилия, уважая личность ребенка, поддерживая и развивая способности и наклонности, помня о том, что каждый ученик индивидуален. Наверное поэтому смогла привить любовь учеников к своему предмету.

                                        В 2008 – 2009 г. – 5 учеников сдавали ЕГЭ

                                        В 2009 – 2010 г. – 4 ученика сдавали ЕГЭ

                                        В 2010 – 2011 г. – 4 ученика сдавали ЕГЭ

В этом учебном году готовлю к сдаче ЕГЭ 7 человек. Каждую среду 7 уроком провожу консультации с учениками по подготовке к ЕГЭ. Качество образования – один из главных параметров оценки деятельности учителя. Так было всегда. За 3 года сдачи ЕГЭ все мои ученики его успешно сдавали, хотя многие из них были слабыми. Многие из них поступили в ВУЗ, где был нужен предмет география.

При развитии мыслительно-аналитической деятельности учащиеся в процессе подготовки к ЕГЭ использую технологию позиционного обучения – понимать и принимать позицию учителя, а так же своих сверстников.

А так же следующие активные  методы обучения:

  1. Метод проблемного обучения (создаю ситуацию в какой-то теме урока, а в жизни – проблему как сдавать ЕГЭ).

  1. Метод эвристической беседы ( во время беседы ученик должен сам сформулировать ответ на поставленный вопрос).

  1. Исследовательский метод ( самое ценное – исследовательский  опыт, установление истин).

  1. Информационный ( подбор, исследование литературы).

  1. Экспериментальный (выбор разных вариантов усвоения материала).

  1. Здоровесберегающие технологии ( доброжелательная обставновка на уроке).

  1. Привлечение компьютера

Все технологии и методы увидете на уроке сегодня.

                            Форма организации в классе:

  1. Фронтальная
  2. Групповая
  3. Самостоятельная
  4. Индивидуальная

Все формы применим сегодня.

Сегодня я смоделирую урок таким образом:

  1. Создам условия для полноценного общения.
  2. Не бойтесь высказать свою точку зрения.
  3. Готовьтесь приять помощь и оказать ее товарищу.
  4. Учитесь уметь анализировать свои поступки, ценить свою и чужую работу.
  5. Предлагаю испытать чувство радости от своего труда и творчества.

 А чтобы все это осуществить прошу принять помощь моего консультанта  - Фроловой Анны Юрьевны (если потребуется).

Вот сегодня, как говориться мы и покажем себя. В роли учителя будет выступать ваша коллега  - Солдатова Нина Николаевна, а в роли учеников побудете вы, уважаемые коллеги.

 И так, начнем!

Проект фрагмента урока – консультации «Творческая мастерская учителей географии» Арзамасского района.

Тема урока: «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену».

Цель урока:  Учиться как лучше подготовить учеников к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

  1. Провести фрагмент урока на 15-20 минут.
  2. Обсудить плюсы  и минусы проведенного урока.
  3. Сделать соответствующие выводы.

Материально – техническая база и оснащение:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Компьютер.
  3. Карты:
  1. Физическая карта мира
  2. Политическая карты мира
  1. Карточки с заданиями.

                                    Ход урока.

Раздаю карточки с заданиями № 1,2,3,4,5,6.

Начинаю работать индивидуально с каждым.

  1. № 5 – задание 3
  2. № 3 – задание 1
  3.  а 4 – задание  1
  4.  а 1 – задание  1
  5. № 2 – задание 1 (остается у доски)
  6. № 6 – задание2
  7. № 5 – задание №1
  8. № 3 – задание №2
  9. № 1 – задание№2
  10.  № 5 – задание № 3
  11.  № 2 – задание № 2
  12.  № 4 – задание № 2
  13.  № 6 – задание  4
  14.  № 5 – задание  4
  15.   а 1 – задание 3
  16. № 3 – задание 3
  17.  № 4 – задание 4
  18.  № 2 – задание 3
  19. № 6 – задание 5
  20.  а 5 – задание 5
  21.  № 3 – задание 4
  22.  № 1 – задание 4
  23.  № 2 – задание 5
  24.  № 4 – задание 5
  25. № 5 – задание 2
  26.  № 6 – задание 1
  27.  № 1 – задание 5
  28.  № 4 – задание 3
  29.  № 3 – задание 5
  30.  № 2 – задание 4

                                     Ключи к разминке.

№ 5. 3. -  устно показывает у карты

№ 3. 1. – дает определение

№ 4. 1. – ВАГ

№ 1. 1. – 2

№ 2. 1. – устно показывает у доски

а  6 . 2. – 1. Выгодное ЭГП 2. Развитое машиностроение, дешевая рабочая сила. (АВЕ)

№ 5. 1. – Ямбурское, Уренгойское, Медвежье, Заполярное.

№ 3.2. -  2

№ 1 .2. – 1.  1.- Фундамент, 2 – осадочный чехол, 3 – щит.

2. – географическая широта, 3 – рельеф, подстилающая поверхность, океан, течения. 3. –  тундро - глеевые, дерново - подзолистые, черноземы,каштановые, бурые, серо- бурые, красно – бурые.

№ 6. 3. – устно показывает у доски:

а 2. 2. Знаки

№ 4. 2. – 2

№ 6. 4. – 1885 м

№ 5. 4. – взаимосвязь оболочек земли, поддержание жизни на Земле

№ 1 .3. -

  1. Берлин
  2. Франция
  3. Каир
  4. Панама
  5. Токио

№ 3. 3. -  1- а, 2 –в, 3 – б

а  4. 4. – 2

№ 2. 3. – 1

№ 6. 5. – в области низкого давления

№ 3. 4. – АБГ

№  1. 4. – Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Волгоград, Дон, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Пермь, Омск.

а 2. 5. – БВА

№ 4. 5. – ВАГ

№ 5. 5. – Австралия

а  6. 1. – Избыток воды, дешевая энергия

№ 1. 5. – 2100 1100

№ 4. 3. – Соленость вод меньше, речные воды приносят много питания в.в.

а  3.5.  -  удобное ЭГП на транспортных путях , связь с крупными металлургическими базами, земледельческий район.

№ 2. 4. – геосинклинали – обширные линейно – вытянутые подвижные участки земной коры.

                                                                                                                                              1.

                                       Задание № 1.

                                        Решить тесты.

А – 11 Солнце в полдень бывает в зените ( на высоте 90 над горизонтом) над?

  1. Экватором в дни солнцестояний.
  2. Экватором в дни равноденствий.
  3. Северным тропиком дважды в год.
  4. Южным тропиком в дни равноденствия.

                                        Задание № 2.

  1. Строение платформы.
  2. Факторы, влияющие на распределение температур на Земле.
  3. Перечислите типы почв на Земле.

                                        Задание № 3.

Найти географический объект с координатами :

а) 50 с.ш. и 14 в.д.

б) 19 ю.ш. и 47 в.д.

в) 30 с.ш. и 30 в.д.

г) 10 с.ш. и 80 з.д.

д) 35 с.ш. и 140 в.д.

                                       Задание № 4.

Перечислите города миллионеры и покажите их на карте.

                                       Задание № 5.

Решите  задачу.

Который час в Якутске, если в Челябинске 18 часов? А в Петропавловском – камчатском, если в Лондоне 1 час?

                                                                                                                                      2.

                                                 Задание № 1.

                                            Показать на карте:

  1. Калахари, Плато Путарано, Гудзонов, Тасмания, Нигер, Аппалаги, Оринокская, Сомалийское,  Гиблартарский, Баффина

                                Задание № 2.

Нарисовать условные знаки:

  1. Полевые дороги
  2. Фруктовые сады
  3. Обрыв
  4. Линии электропередач
  5.  Мост деревянный
  6. Отдельные строения

                                      Задание № 3.

Решить тесты:

А – 39  Медведи гризли являются представителями животного мира?

  1. Северной Америки
  2. Южной Америки
  3. Австралии
  4. Африки

                                 Задание № 4.

Дать определение.

  1. Что такое геосинклинали ?

                                      Задание № 5.

В 6. Сравните ресурсообеспеченность стран с водными ресурсами Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.

Страна

Ресурсы речного стока

Численность населения млн чел.

Канада

             2900

               32.2.

Китай

             2800

            1303, 7

Венесуэлла

            1320

                16,7

                                                                                                                                           3.

                                                     Задание № 1.

                                                    Дать определение.

  1. Сейсмические  пояса Земли.
  2. Природная зона
  3. Географическая широта и долгота.

                                         Задание № 2.

                                                   Решите тесты.

А – 1. 1. Какое из утверждений о размерах Земли является верным?

  1. Расстояние от центра Земли до экватора меньше, чем до любого из полюсов.
  2. Средний радиус Земли равен 637, 1 км.
  3. Длинна любого мередиана больше длинны экватора.
  4. Длинна экватора составляет примерно 20 000км.

                                   Задание № 3.

В – 19 . Установите соответствие между народом России и языковой семьей, к которой этот народ относится.

Народ

Языковая семья

  1. Татары

А. Уральско - Юкачирская

  1. Коряки

Б. Северокавказская

  1. Ингуши

В. Чукотско - Камчатская

Г. Алтайская

                                                    Задание № 4.

 В – 24. Какие три из перечисленных стран по форме правления являются республиками?

а) Финляндия, б) Египет, в) Иордания, г) Пакистан, е) Норвегия

                                                   Задание № 5.

С  - 4.  Какие особенности ЭГП г. Волгограда повлияли на размещение в нем крупного тракторного завода.

                                                                                                                                        4.

                                                     Задание № 1.

В  - 7.        Установите соответствие между страной и ее столицей.

  1. Вьетнам

А. Стокгольм

  1. Щвеция

Б.  Колорадо

  1. ЮАР

В. Ханой

Г. Претория

                                                    Задание № 2.

 А – 49. На каком из перечисленных типов электростанций производится большая часть электроэнергии в Норвегии?

  1. ТЕС
  2. ГЭС
  3. АЭС
  4. ПЭС

                                          Задание № 3.

С -9. Почему значительная часть биомассы океанических  растений сосредоточена на шельфах в местах впадения рек? Одна из причин: вода хорошо прогревается. Укажите еще не менее двух причин.

                                                    Задание № 4.

А – 21.  Какое утверждения об элементах рельефа России является верным?

  1. Высочайшая вершина России расположена на Алтае.
  2. Плато Путорано расположено на Средне – Сибирском плоскогорье.
  3. Горы Саяны расположены на Севере – Западной Сибири.
  4. Хребет Чеперского протянулся вдоль Тихоокеанского побережья Росии на Дальнем Востоке.
  5.  Задание № 5.

В – 22. Установите соответствие между религией и народом.

  1. Иудаизм

А. Тувинки

  1. Буддизм

Б.  Корейцы

  1. Ислам

В. Евреи

Г. Каб…

                                                                                                                                              5.

                                                   Задание № 1.

     Крупнейшие разработанные Российские месторождения газа.

                                                   Задание № 2.

С – 10.  Иностранными автомобилестроительными корпорациям выгоднее организовать сборку автомобилей в России, чем ввозить в страну готовые автомобили. Предприятие по сборке корейских автомобилей создано в Ростовской области. Какие факторы способствовали его размещению в ней? Укажите не менее двух причин.

                                                   Задание № 3.

                             Покажите географические объекты.

  1. Фиджи
  2. Гавайские
  3. Кулчуев
  4. Индостан
  5. Аравийский
  6. Пиренейский

                                         Задание № 4.

             Что осуществляет мировой круговорот воды?

                                                     Задание № 5.

В -50. В июле в этой стране самый разгар зимы. Одна из характерных черт природы – широкое распространение пустынь. Столица -  не самый крупный и не самый «старый»  город. Средняя плотность насеения составляет не более 2 человек на 1 . Одним из направлений государственной политики, проводимой с целью ее устойчивого развития является осуществление равномерного расселения по всей территории страны.

                                                                                                                                   6.

                                                   Задание № 1.

С – 6. Что, кроме близости источника сырья и возможности его доставки водным путем, определило размещение в городе Перми целюлозо – бумажной промышленности? Укажите не менее двух причин.

                                                   Задание № 2.

В – 31. Выберите 3 отрасли специализации хозяйства Швеции.

а) железорудная промышленность, б) нефтеперерабатывающая промышленность, в) автомобилестроение, г) выращивание пшеницы, д) овцеводство, е) морской транспорт.

                                                  Задание № 3.

Покажите на политической карте:

  1. Италия
  2. Бразилия
  3. Китай
  4. Нигерия
  5. Мексика
  6. Швейцария
  7. Алжир
  8. Эфиопия
  9. Вьетнам

                                                   Задание № 4.

                                                   Решите задачу.

От границы Ирана до границы Китая приблизительно 17. Сколько будет в км?

                                                    Задание № 5.

                Стрелкой укажите, откуда и куда будет дуть ветер?

                            775 мм

                          761 мм

                            753 мм

                          760 мм

                            748 мм

                          758  мм

                       Самоанализ урока.

За 25 минут, уважаемые коллеги, мы разобрали в общей сложности 30 вопросов. Из них:

Задания из Федерального банка экзаменационных материалов 2010. География. Сборник экзаменационных изданий, разработанных ФИПИ:

  1. Части А – 5 заданий
  2. Части Б – 7 заданий
  3. Части С  - 4 задания

                   А так же повторили термины:

  1. Литосфера – земная кора
  2. Климаты Земли
  3. Географические координаты
  4. Население России
  5. Земная поверхность на плане и карте
  6. Рельеф России
  7.  Природные ресурсы России
  8. Мировой круговорот
  9. Наша страна на карте часовых поясов
  10. Знание географической номенклатуры

Урок получился насыщенным, повторили многое. Цели урока достигнуты, задачи выполнены.

Какие вопросы вызвали затруднения.

Обсуждение с учителями.

                                   Итог урока.

                                Все были молодцы.

                                Рефлексивный тест.

  1. На уроке было интересно?
  2.  На все возникающие  у вас вопросы при подготовке к ЕГЭ вы получили ответы?
  3. Затраченное  на мероприятие время не прошло даром?
  4.  Мы узнали что – то новое?
  5. Вы  не устали, побыв в роли учеников?

 

 Считаю, что мое педагогическое кредо помогает мне правильно сориентироваться в подготовке учащихся к ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Воспитание самооценки и самоуважения учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

В статье рассказывается о специфике сдачи ЕГЭ по русскому языку, кратко описано содержание экзамена, приведены основные клинические феномены невротического уровня, встречающиеся у выпускников школ, ра...

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Психологический настрой учащихся при подготовке к ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Создание оптимального функционального состояния: организация времени, правильное питание, положительные эмоции, стабилизация эмоционального состояния....

Развитие навыков описания и сравнения фотографий при подготовке к Единому Государственному Экзамену.

Как известно, задание по описанию картинок появилось в экзамене лишь несколько лет назад и дети, привыкшие к устным темам (топикам), оказались совершенно не готовы к такому повороту.  Даже учащие...