Формирование информационной и коммуникативной компетенций учащихся в процессе подготовки к единому государственному экзамену по истории и обществознанию
статья на тему

Анисимов Алексей Викторович

Предварительный просмотр:

Формирование информационной  и коммуникативной компетенций учащихся в процессе подготовки к единому государственному экзамену по истории и обществознанию

Россия вслед за другими странами вступила в стадию постиндустриального, информационного общества. Современный мир диктует современные требования. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Важнейшим критерием социализации обучающегося является его успешность: личная, социальная, профессиональная.

В связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Компетентность предполагает не столько наличие у учащегося значительного объема знаний и опыта, сколько умения актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент, использовать их в решении возникающих проблем.

Умение работать с информацией, умение взаимодействовать с людьми – залог успешности выпускника в современном обществе. Эти умения формируются в школе в виде информационной и коммуникативной компетенций. Информационная компетенция понимается, как умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д.


Интегративным показателем уровня сформированности компетенций является балл полученный выпускником на ЕГЭ. С введением ЕГЭ изменились принципы построения системы итогового контроля, что вызвало необходимость изменить систему подготовки выпускников к итоговой аттестации. Основными принципами подготовки учащихся к ЕГЭ считаю:

  • работу на высоком уровне трудности;
  • работу над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
  • постоянную тренировку в решении типовых заданий формата ЕГЭ;
  • большое внимание разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.

В ходе подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию выявились следующие противоречия:

1. ЕГЭ требует от учащегося умения извлекать, анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников (текст, иллюстрация, карта и т.д.).

Практика выявила отсутствие навыков системной работы с информацией.

2. Подготовка к ЕГЭ невозможна без систематической самостоятельной работы с дополнительными источниками информации и учебно-методическими пособиями.

Практика выявила низкий уровень развития навыков самостоятельной работы.

3. Задания второй части  ЕГЭ по истории и обществознанию требуют от выпускника умения свободно излагать собственную точку зрения, адекватно выражать свое отношение к фактам, явлениям, личностям.

Анализ работ учащихся выявил неумение четко, логично и доказательно сформулировать собственную точку зрения, оценку события, факта, явления.


Противоречия позволили сформулировать проблему:

Несоответствие уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций старшеклассника уровню требований ЕГЭ по истории и обществознанию.

Поэтому целью своей работы считаю:

Сформировать информационную  и коммуникативную компетенции учащихся в процессе подготовки к единому государственному экзамену по истории и обществознанию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Развивать информационную компетенцию:

  • осваивать современные информационные технологии;
  • уметь самостоятельно искать информацию по заданной теме;
  • извлекать информацию из источников и отделять основную информацию от второстепенной;
  • развивать способности критически анализировать полученную информацию.

Развивать коммуникативную компетенцию:

  • развивать умение вести диалог, дискуссию;
  • давать устную и письменную характеристику исторического лица, события, периода, выявлять причинно-следственные связи;
  • формировать навыки владения различными социальными ролями;
  • развивать навыки взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями.

Теоретическими основами методической системы работы стали идеи

Андрея Викторовича Хуторского – «Компетентностный подход в обучении»;

Германа Константиновича Селевко – «Современные образовательные технологии»;

Ирины Михайловны Осмоловской – «Теория обучения в информационном обществе».


Решение поставленных задач осуществляется в несколько этапов:

1. в 5-8 классах – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий развивающего и контролирующего характера при осуществлении контроля знаний учащихся, формирование навыков работы с различными источниками информации).

2. в 9-м классе – целенаправленная подготовка учащихся, сдающих экзамены по выбору (историю или обществознание) по трем направлениям:

  • на уроках (поурочное решение тестовых заданий; после каждого изученного раздела – проверочная работа, состоящая из заданий частей ЕГЭ  с последующим подробным разбором наиболее трудных заданий);
  • на групповых занятиях (блочное повторение теории в соответствии с кодификатором тем, содержание которых проверяется на экзамене, и практическое выполнение заданий обучающего характера, направленных на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий  ОГЭ того или иного типа);
  • на предпрофильных элективных курсах.

3. В 10-м, 11-м классах – целенаправленная работа по подготовке к ЕГЭ в профильных классах:

  • система лекционных и семинарских занятий по каждому разделу курса;
  • использование комплекса тестовых заданий различного уровня сложности;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • ориентирование учащихся на работу с дополнительными источниками информации;
  • разработка программ элективных учебных предметов.

В процессе развития заявленных компетенций, при подготовке к ЕГЭ, использую следующие образовательные технологий:

  • Технология дифференцированного обучения.
  •  Интерактивные технологии.
  •  Технология проблемного обучения.
  •  Информационно-коммуникационные технологии.
  •  Метод проектов.

Данная система работы обеспечила положительную динамику сформированности информационной и коммуникативной компетенций.

Показателем эффективности разработанной методической системы стали результаты ЕГЭ по истории и обществознанию моих выпускников.

Свой педагогический опыт представляю, выступая на заседаниях методического объединения учителей истории и обществознания, принимая участие в мероприятиях, проводимых методической службой отдела по образованию, проводя мастер-классы, давая открытые уроки, участвуя в конкурсах профессионального мастерства.

Считаю, что новизна педагогического опыта заключается в следующем:

- разработаны новые учебные программы элективных курсов и элективных учебных предметов;

- в образовательном процессе используются авторские разработки, имеющие методическое обеспечение и практическую значимость в предметной области;

- используются авторские мультимедийные презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование умений поискового чтения при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку»

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного яз...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)

Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...

Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по истории и обществознанию в 2016-2017 году.

Индивидуальный план подготовки учащихся  к основному государственному экзамену по истории и обществознанию в 2016-2017 году....