Главные вкладки

    Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
    методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Симаков Виктор Федорович

    Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся. В ней отражены все аспекты работы педагога по данному вопросу на основе накопленного опыта. Программа поможет молодому учителю в организации работы с одаренными детьми, а ее публикация поможет расширить круг методического обмена с коллегами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progr.po_vyyavl_i_razv.docx35.34 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Жарынская средняя школа»

    Рославльского района Смоленской области

    ПРОГРАММА

    по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках химии, географии и во внеурочное время

    Учитель: Симаков В.Ф.

    2015 год


     Программа педагога

    Симакова Виктора Федоровича

    по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках химии, географии и во внеурочное время

    Программа  разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

    • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

    - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (с изменениями);

    - программа развития МБОУ «Жарынская средняя школа» «Путь к успеху» (приложение «Одаренные дети»), с 2017 года программа развития «Школа равных возможностей».

    Пояснительная записка

            В своей деятельности по выявлению способностей обучающихся опираюсь на общешкольную программу развития «Путь к успеху» - приложение  «Одарённые дети», «Школа равных возможностей».

    Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и развития интеллектуального творческого уровня учащихся.

    Цель: 

    - выбрать методики и провести диагностику уровня творческих способностей обучающихся;

    - на основе организации творческой деятельности школьников создать условия для повышения уровня и развития их творческих способностей через преподаваемые предметы (химия, география) и организацию внеурочной работы по предметам.  

    Задачи:

              1. Определить показатели, по которым будет отслеживаться динамика уровня развития личности обучающихся.

              2. Выбрать методики, по которым будет проводиться мониторинг  динамики развития личности школьника по определенным показателям.

    3. Определять  уровень способностей личности обучающихся в различных периодах реализации программы, отслеживать его динамику.

    4. Создать методическую систему работы учителя в урочное и внеурочное время, позволяющую создать условия для развития творческого потенциала обучающихся, в том числе, индивидуальных способностей, интересов и склонностей личности.  

    5. Повышение уровня развития обучающихся через активное вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность социально значимого характера и публичного представления результатов этой деятельности в рамках школы и за ее пределами.

    Основные принципы в работе педагога по реализации программы

     

    - Каждый ребенок имеет скрытые творческие способности

    - Принцип равных условий

    - Принцип добровольности

    - Принцип доверия, поддержки и взаимопомощи

    - Принцип личностной индивидуальности

    - Принцип учета интересов

    - Принцип творчества, стремления к успеху

    - Принцип значимости для других того, что ты делаешь 

    - Принцип конкретности полученных результатов

    - Принцип успешности

    Формы работы педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:

    - педагогическое наблюдение;

    - диагностика, анализ полученных результатов;

    - сотрудничество с психологом, социальным педагогом, коллегами;

    - индивидуальные беседы с участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, близкими родственниками ребенка;

    - знакомство с семейной средой, в которой растет и воспитывается ребенок;

    - консультации;

    - дифференцированный подход в работе с детьми;

    - вовлечение обучающихся в проектную исследовательскую деятельность;

    - организация внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;

    - проведение предметных олимпиад и конкурсов;

    - участие в публичных мероприятиях различного уровня.

    Ожидаемые результаты от реализации программы

    - создание методической системы в профессиональной деятельности педагога в работе с одаренными детьми на основе применения современных педагогических технологий;

    - пополнение методическими материалами по вопросу «Из опыта работы с одаренными детьми» школьной «методической копилки»;

    - прослеживание положительной динамики в процессе формирования личностных, метапредметных, предметных  результатов универсальных учебных действий у обучающихся;

    - повышение уровня познавательной, творческой и социальной активности школьников;

    - повышение качественных показателей  в учебном процессе по преподаваемым предметам;

    - активизация участия учащихся школы в предметных внеурочных мероприятиях  различного уровня: олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

    Показатели изучения и развития уровня творческих способностей обучающихся

    Изучение личностных результатов:

    - уровень воспитанности обучающихся

    - уровень школьной мотивации

    - самооценка личности.

    Изучение метапредметных УУД:

    Коммуникативные УУД: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

    Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

    Познавательные УУД: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

     

    Изучение предметных УУД:

    Планируемые предметные результаты обучения определяются рабочими программами педагога. Мониторинг прослеживает динамику знаний, понимания и умения применять обучающимися базовых понятий по предмету.

    Выявление учебных способностей и уровня творческой активности обучающихся:

    Наименование педагогических методик, автор (ы): Определение уровня учебных способностей и творческой активности учащихся по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича.

    Реализуемая цель: выявить уровень способностей и творческой активности в исследуемой группе обучающихся,  обеспечить благоприятные условия для обучения и развития творческой активности личности, ее самоопределения и самореализации.

    Показатели результативности:

    - положительная (отрицательная) динамика уровня  развития интеллектуальных, творческих способностей, обучающихся по сравнению со стартовой диагностикой;

    - степень активности участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня, а также конкретные результаты этой работы;

     - увеличение численности  обучающихся вовлекаемых в исследовательскую, проектную деятельность, разработавших и реализовавших свои проекты, исследовательские работы.

    Диагностические методики, применяемые учителем  в работе по программе

    Мониторинг личностных результатов 

    Проводится учителем в соответствии с мониторинговой программой, разработанной и утвержденной в ОУ совместно с педагогом-психологом школы.

    Мониторинговая программа разработана на основе следующие диагностические методики:

    - «Уровень воспитанности обучающихся», методика Н.П. Капустиной;

    - «Оценка уровня школьной мотивации», методика Н.Г. Лусканова;

    - «Измерение самооценки личности»,  методика Дембо-Рубинштейна;

    - «Кто я», модификация методики М. Куна.

    Мониторинг метапредметных результатов на планируемый период проводится учителем в соответствии с мониторинговой программой, разработанной и утвержденной в ОУ, совместно с педагогом-психологом школы.

    Применяемые методы в оценке метапредметных результатов:

    - анкетирование, опрос;

    - наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

    - оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;

    - тестирование;

    - оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;

    - оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

    - портфолио обучающегося;

    - выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

    Программа предусматривает использование следующих диагностических методик:

    - схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся по методике Э. М. Александровской, С. Громбах (модифицированная Еськиной Е. С., Больбот Т.Л.).

    - методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест);

    - модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;

    - личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой;

    - методика Айзенка по определению ведущего типа темперамента;

    - методика Айзенка по изучению характерологических особенностей личности школьников;

    - методика Филипса по изучению тревожность школьников;

    - личностный опросник Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой (факторы- активность в общении, потребность в общении).  

    Полученные результаты измеряются по уровням (высокий, средний, низкий), в количестве человек и в %.

    Мониторинг предметных результатов  обучения: 

    Планируемые предметные результаты обучения определяются рабочими программами педагога. Мониторинг прослеживает динамику знаний, понимания и умения применять обучающимися базовых понятий по предмету проводится учителем на основе текущего, промежуточного оценивания, а также по итогам проверочных, контрольных работ, тестирования по предмету, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Система контрольных заданий предполагает различный уровень сложности, что позволяет определить уровень предметных результатов обучения индивидуально для каждого учащегося. Оценка предметных результатов обучения отслеживается по четырем уровням:

    - фактологический;

    -описательный;

    - доказательный;

    - творческий.

    Участники программы и период выполнения

    Программа рассчитана на 2014/2015 – 2018/2019 учебные года.

    В процессе реализации программы учитель работает в тесном контакте:

    - школьным психологом;

    - социальным педагогом;

    - учителями-предметниками;

    - родителями учащихся.

    Учебный год

    Классы

    Количество обучающихся

    2014/2015

    5-6

    12

    2015/2016

    6-7

    11

    2016/2017

    7-8

    10

    2017/2018

    8-9

    10

    2018/2019

    10

    3

    Основные мероприятия по реализации программы

    Диагностика (мониторинг)

    Мероприятия по развитию познавательной и творческой активности обучающихся

    Стимулирование и поощрение достижений обучающихся

    1.Изучение и отбор диагностических методик.

    2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся  по определению:

    - личностных результатов;

    - метапредметных результатов;

    - предметных результатов  обучения;

    - выявление учебных способностей и уровня творческой активности обучающихся.

    3. Психолого-педагогическое наблюдение, собеседование с обучающимися, родителями с целью:

    - изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся;

    - изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся.

    4.Проведение диагностики и отслеживание динамики полученных результатов. (начало и конец учебного года).

    1. Привлечение  обучающихся к участию в предметных конкурсах,  олимпиадах, фестивалях различного уровня.

     

    2. Активное вовлечение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

    3.Организация системной внеурочной работы по предмету и вовлечение в нее учащихся.

    4. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: 

    - творческие ответы; 

    - выполнение творческих тематических заданий; 

    - выполнение проблемных поисковых работ; 

    - публичные выступления перед товарищами, родителями;

    - назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;

    - приобщение (в различных формах) к работе в помощь учителю; 

    - постоянное и постепенное повышение степени сложности заданий;

    - выполнение интегрированных учебных проектно-исследовательских заданий. 

    1.Анализировать и подводить итоги выполненной работы.

    2.Видеть успехи в деятельности обучающихся.

    3.Выносить на публичное освещение и  своевременное поощрение успехов  обучающихся (молнии-объявления, общешкольные линейки, собрания учащихся и родителей). 

    4.Публичное награждение отличившихся учащихся грамотами, дипломами, объявление благодарности, поощрение участием в экскурсиях, походах, школьная доска Почета.

     

    5.Отмечать и поощрять заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, конференциях.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

    В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

    Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

    Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

    Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

    Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

    Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

    Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

    Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

    ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...