Разработка урока в технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Григорьева Татьяна Александровна

Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihii_i_litosfery.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"

География


Тема урока:

“Стихии литосферы”.

Тип урока:

комбинированный.

Дидактическая цель:

создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию:

а) образовательная: способствовать представлению и пониманию стихийных явлений литосферы;
б) 
развивающая: создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры;
в
) воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.

Методы:

проблемное изложение материала.

Форма организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения:

учебник: География. Природа и люди. 5-6 класс, А.И. Алексеев, М. Просвещение 2015, тектоническая карта мира, атлас: География материков и океанов,  презентация,  интерактивная доска,“Уроки географии” 5-6 класс (виртуальная школа Кирилла и Мефодия), аудиозапись о землетрясении, опережающие задания, раздаточные карточки.

Оформление доски:

1. Записаны географические термины для повторения: литосфера, вулканизм, лава, полезные ископаемые, литосферная плита, минералы, рельеф.

2. Записаны новые понятия: землетрясение, вулкан, эпицентр землетрясения, очаг землетрясения, жерло вулкана, вулканология.

3. Эпиграф урока:

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.

С. Щипачев.

4. Дан план для выделения особенностей землетрясения и действия вулкана (определение, составные части, шкала (типы) и безопасность жизнедеятельности).

5. На закрытой части доски дана схема по основному взаимодействию природных катастроф (дети заполняют самостоятельно в конце урока).

img1.gif (628 bytes)

 Ход урока:

1. Оргмомент (1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.

2. Мотивация:

Учитель: сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой? (Мир камня)

Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.

Вспомните:

1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте?

2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной?

3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.

Учитель:

Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить и повторить географические термины (ученики читают термин на доске, и дают определение).

Учитель:

Ребята, подумайте:

  1. Каким природным явлением можно объединить смерчи, ураганы, наводнения? (стихии природы)
  2. Какую оболочку земли мы изучаем? (литосферу)
  3. Как называется тема нашего урока? (дети называют тему урока и записывают ее в тетради, а учитель на доске).

3. Объяснение нового материала.

Учитель:

Прежде, чем мы приступим к изучению стихий литосферы, послушайте рассказ человека об одной из стихий (аудиозапись).

Вопрос:

  1. О какой стихии литосферы идет речь? (землетрясение)
  2. Какое стихийное явление произошло в ночь с 23 на 24 октября 2006 года в Японии? (землетрясение)
  3. Что вы знаете об этом явлении природы?
  4. Как люди в древности представляли это грозное явление? (опережающее задание)

Учитель:

- Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.

- Из моего рассказа выделите ключевые слова, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику стр. 60)

Учитель:

По данным ЮНЕСКО ежегодно на Земле происходит примерно 20 катастрофических, 150 разрушительных, примерно 7 тысяч сильных, 19 тысяч умеренных, 150 тысяч слабых и несколько млн. неощутимых человеком землетрясений.

Проблемный вопрос:

В чем опасность землетрясений? (рассуждения учащихся)

Учитель:

- Землетрясение приближается невидимо, часто ночью, без предупреждения, обрушивается на местность со скоростью молнии и за несколько секунд оставляет за собой разрушения и многочисленные человеческие жертвы. (Землетрясение 2004 года в Японии унесла жизнь 36 человек, более 3 тысяч человек пропали без вести.)

- У вас на столе, ребята, в конверте есть карточка, где записаны самые крупные землетрясения.

А сейчас откройте учебник стр. 61 (работа с картосхемой):

1. Где чаще всего происходят землетрясения? (места сдвижении и раздвижения литосферных плит).

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и планом на доске, и карточкой, где описана шкала Рихтера (учащиеся дают определения: эпицентр, очаг землетрясения).

Учитель:

- Средняя глубина очага землетрясения 700м, наибольшая глубина была зафиксирована в Индонезии: 720м.

- Для определения силы землетрясения японский ученый Вадати в 1931 году предложил шкалу, которую позже, в 1935 году, усовершенствовал Рихтер. Сегодня это 12-ти бальная шкала Рихтера.

- Почему японцы первыми создали шкалу, определяющую силу землетрясения?

Проблемные вопросы:

  1. Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение?
  2. Какова будет сила?

(После рассуждения детей идет просмотр фрагмента фильма ВВС “Стихии Земли”).

Вывод: Человек должен знать меры безопасности при стихийных бедствиях

каждый ученик получает памятку).

3. Как вы думаете, какие меры осторожности вы должны соблюдать, если живете в районах высокой сейсмичности? (после рассуждения детей, проверяется правильность рассуждений по рубрике “Это полезно знать” стр. 61 учебника).

Учитель:

- А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровьесберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).

- О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)

- При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.

- Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

Учитель:

На земле насчитывается около 2,5 тысяч вулканов, 800 из них действующие (есть свидетельства их извержения).

Работа с учебником:

1. По карте в учебнике стр. 61 найдите зоны распространения вулканов.

2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).

  • Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).
  • Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).
  • На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).
  • Найдите и назовите несколько крупных вулканов.

Учитель:

Так что же такое вулкан?

(Учащиеся работают со схемами учебника стр.62 и планом, записанном на доске; записывают в тетрадь новые слова и определения)

Учитель:

- Извержение вулкана сопровождается гулом, грохотом, если вершины вулкана покрыты снегом, снег тает, и с гор сходят грязевые потоки (от селей больше жертв, чем от лавы).

- Интенсивность и мощность вулканов неодинакова. По продуктивности извержения и мощности их делят на 4 (в некоторых источниках на 6) типов – типы вулканов показаны на настенном плакате: Гавайский (щитовой), Везувианский, Катмайский, Вулканский.

Показ фрагмента виртуального урока “Вулканы”.

Обсуждение каждого типа вулкана, а в тетрадь дети записывают продукты вулканизма: (Лава, пар, вулканический пепел (тефра), ядовитые газы (фтор и углекислый газ), вулканические бомбы.)

Учитель:

Какой город в 79 г н.э. был погребен под слоем пепла (высота более3 метров)? – Помпеи (учащиеся знакомятся с данными самых мощных вулканов по раздаточному материалу).

Учитель:

- Ребята, складывается впечатление, что вулканизм – это природное явление исключительно враждебное человеку или я неправа?

- Заметили ли вы, что в районах действующих вулканов высокая густота заселения?

- Вулканологи проникая в тайны огнедышащих гор доказали, что все оболочки земли за миллиарды лет образовались из продуктов вулканической деятельности.

Проблемный вопрос:

В чем положительные моменты вулканизма? (рассуждения учащихся)

Вывод учащихся:

1. Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур;

2. Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.

3. Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов.

4. Здесь располагаются минеральные и термальные источники.

5. От вулканической деятельности зависит хозяйственная деятельность человека.

Учитель:

- Иногда вулкан перед извержением издает гул, выбрасывает пар, как бы предупреждая население об опасности. А на острове Ява на кануне извержения расцветает королевская примула и люди спешат в безопасное место.

- Какова главная мера безопасности? (эвакуация).

- Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма).

- В чем опасность цунами? (рассуждения детей).

Вывод учащихся:

В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).

Учитель:

- Ребята, какой вы можете сделать вывод о связи земной коры и стихиях литосферы? (дети дают определение и записывают вывод в тетрадь) –

Районы сдвижения и раздвижения литосферных плит и разрыва земной коры совпадают с районами землетрясений и вулканизма.

- Начертите указанную на доске схему взаимосвязи природных катастроф в тетрадь.

- Вы видите, что в схеме стоят знаки вопроса. Значит, есть еще какие – то природные катастрофы, приводящие к стихийным бедствиям.

Итак, записываем домашнее задание:

  • по тексту учебника завершите схему;
  • составьте памятку туристу, отправляющемуся на Камчатку.
  • выполните задание № 4 в рабочей тетради на стр.25.

4. Закрепление материала:

Вариант №1.

  1. Сколько типов вулканов выделяют ученые? Ответы: а) 4, б) 6, в) 8.
  2. Какие природные стихии связаны с движением земной коры? А) наводнения, б) смерчи, в) землетрясения, г) ураганы, д) вулканизм.
  3. Средняя глубина очага землетрясения. Ответы: а) 700 м, б) 800м, в) 900м
  4. Определите: Конусообразная гора с кратером на вершине – это?
  5. Самый крупный вулкан Евразии это: а) влк. Котопахи, б) влк. Килиманджаро, в) влк. Ключевская Сопка

Вариант № 2.

  1. Определите: Мгновенный разрыв и смещение блоков земной коры – это…?
  2. Какие движения происходят в земной коре во время землетрясения:

а) сдвиги, б) разрывы, в) провалы.

  1. Сколько на земле действующих вулканов? а) 600, б) 700, в) 800.
  2. Вулканы на географической карте обозначаются: а) точкой, б) звездочкой, в) пунсоном.
  3. Самый крупный вулкан Африки: а) влк. Котопахи, б) влк. Килиманджаро, в) влк. Ключевская Сопка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока "Использование технологии проблемно - диалогического обучения"

      Важнейшим средством реализации развивающей образовательной парадигмы и, следовательно, решения стоящих перед учителем задач является технология проблемно-диалогического обу...

Конспект урока по технологии проблемного обучения "Биосинтез белка в живой клетке"

Конспект урока "Биосинтез белка в живой клетке" разработан с использованием технологии проблемного обучения. На уроке учащиеся повторяют свойства генетического кода, процесс транскрипции, знакомятся с...

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе...

Урок по технологии проблемного диалога ( „Школа 2100“). Класс 6. Предмет – русский язык. Тема – «Полная и краткая форма имен прилагательных».

Учитель – Барнагян Э.А.   Урок по технологии проблемного диалога ( „Школа 2100“)Класс 6. Предмет – русский  язык. Тема – «Полная и краткая форма имен прилагательных».Цели и задачи ...

Признаки параллелограмма. Геометрия. 8 класс. Технологическая карта урока с технологией проблемного обучения и игровыми технологиями.

Урок геометрии в 8 классе "Признаки параллелограмма" с использованием технологии проблемного обучения и игровых технологий....