Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Чернова Наталья Ивановна

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nvgu_chernova.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чернова Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе «Аграрная реформа П.А.Столыпина».

Цель: создать условия для понимания учащимися возможности выхода России из революционной ситуации через аграрную реформу.

Задачи:

Образовательная:

  • охарактеризовать П.А.Столыпина как государственного деятеля Российской империи;
  • сформировать знания об аграрной реформе, ее причинах, целях, основных направлениях,  итогах;
  • уяснить причины, по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Развивающая:

  • развивать умение работать с печатным текстом, таблицей, историческим источником;
  • формировать умения работы с  историческими понятиями;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.

Воспитательная:

  • воспитание чувства патриотизма нравственной гражданской позиции.

Тип урока:

урок изучения новых знаний с элементами самостоятельной исследовательской работы.

Методы,  используемые на уроке:

  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • метод проблемного обучения.

Оборудование и материалы, используемые на уроке: экран; доска; слайдовая презентация; документы.

Ход урока:

  1. Организационный;
  2. Проверка домашнего задания (тестовая форма);
  3. Изучение новой темы.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. План урока (на слайде).
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Постановка проблемы.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Аграрная реформа П.А.Столыпина». Перед вами план урока:

  1. Биография П.А.Столыпина (сообщение учащегося);
  2. Аграрная реформа;
  3. Итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А.Столыпина.

На рубеже XIX-XX веков быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые противоречия.

Вопросы классу.

  1. Какая из старых проблем стояла в этот период  особенно остро?  (Аграрная)
  2. Какие феодальные пережитки продолжали сохраняться?  (Крестьянская община, отрезки, помещичье землевладение, выкупные платежи, малоземелье крестьян)

Действительно, самой острой продолжала оставаться аграрная проблема. Все политические силы России это сознавали и предлагали свои способы решения, но все они были государством отвергнуты. Растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне требовали от правительства решительных действий. В условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». I Государственная дума была распущена, а председателем совета министров был назначен П.А. Столыпин.

Постановка проблемы:

Кто же он - П.А.Столыпин? Его имя всегда вызывала споры. Но ученые историки называют его имя среди имен великих реформаторов России.(сообщение учащегося о Столыпине)

Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся:

Задание. На основании высказываний Столыпина определите основные цели проведения аграрной реформы.

Документ 1. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу» (Ответ: цель-«успокоение» страны, отвлечение крестьян к принудительному отчуждению помещичьей земли)

Документ 2. «Не в крупном  землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе».Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий»( ответ: цель- создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

Документ 3. «Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком  населении». (ответ: цель- продолжение модернизации России.)

Цели реформы записываются в тетради.

Вывод: конечная цель, как ее видел П.А.Столыпин - великая Россия.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г. (работа с документом на стр.47 – 48 учебника.

Вопросы: - Какой порядок выхода из общины был предусмотрен Указом?

                   -Легко ли крестьянам было выйти из общины? )

Составление на доске схемы «Основные мероприятия аграрной реформы»(блоки заготовлены заранее + магниты)

1.Создание новых форм землевладения и землепользования

2.Разрушение общины. Крестьяне – частные собственники своего надела.

3.Хутор, отруб.

4.Переселение крестьян.

5.Развитие крестьянской кооперации.

Работа с учебником.

Основные мероприятия реформы.

Учащиеся делятся на 3 группы, каждой дается задание.

1 группа: Охарактеризовать сущность разрушения общины ( стр.47-48)

2 группа: Охарактеризовать переселенческую политику (стр.49-50)

3 группа: Охарактеризовать кооперативную политику(стр.50)

Работа с понятиями (запись в тетради):   хутор, отруб, кооперация, артель.

Первичное закрепление знаний.

-Были ли достигнуты цели, поставленные в ходе реализации аграрной реформы?

-Удалось ли создать социальную и экономическую опоры монархии?

-Как повлияла реформа на развитие аграрного сектора в целом?

Выводы в соответствии с поставленным в начале урока проблемным вопросом.

(Ожидаемый ответ: Столыпинский план реформы был программой модернизации России. Главное внимание он уделял аграрной реформе, целью которой было разрушение общины и формирование в деревне класса собственников. И хотя итоги программы противоречивы, но в целом успешны: наблюдался рост производства и в сельском хозяйстве, и в промышленности)

 К сожалению, Столыпину не удалось сделать Россию страной фермеров. Большинство крестьян продолжали жить в общине, что во многом предопределило развитие событий 1917г. Но проблемы земельной собственности не решаются за один день, и даже за год. Столыпин говорил: « Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». И он был прав: реформа – это начало долгого и трудного пути к процветанию.

Итоги урока.

Оценки.

Домашнее задание: документы, термины. Вопросы 1- 4 после параграфа.  

Выписать в тетрадь положительные и отрицательные черты реформы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы проблемного обучения на уроках истории в средней школе

Эта работа была написана в 2009 году для аттестации на 12 разряд...

Разработка урока "Отечественная война 1812 г." по истории, 8 класс

Разработка урока предлагает разные виды самостоятельной работы учащихся...

Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения.

Эффективное усвоение материала на уроках русского языка проходит благодаря приемам методики проблемного обучения....

Разработка урока в технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"

Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется...

Методическая разработка урока-открытия знаний с элементами проблемного обучения "My Love is warmer than..." 6 класс (ознакомление и первичное закрепление знаний)

Методическая разработка урока-открытия знаний с элементами проблемного обучения включает технологическую карту урока, презентацию к уроку, скрипты песни "My Love is warmer than the warmest sunshi...

Разработка урока "Иван Грозный - первый русский царь" история 7 класс

Технологическая карта урока "Иван Грозный - первый русский царь" для повторительно-обобщающего урока в 7 классе.  Учащиеся рассматривают основные аспекты правления Ивана Грозного и рабо...