Разработка урока "Отечественная война 1812 г." по истории, 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Капустина Асият Малильевна

Разработка урока предлагает разные виды самостоятельной работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda.odt29.5 КБ

Предварительный просмотр:


 Тема:  Отечественная война 1812 года.

Цели урока:

образовательная: способствовать усвоению знаний о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

воспитательная: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

развивающая: продолжать развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г.»,  тетради с печатной основой  «История России. XIX в. Часть I.», цветные карандаши.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. -Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Предварительная подготовка: Подготовка сообщения: «Полководец М. И. Кутузов», учащийся должен выучить отрывок из «Бородино»
М.Ю. Лермонтова.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос по теме: “Реформаторская деятельность М.М. Сперанского”.

Коллективная проверка  письменного домашнего задания в тетрадях с печатной основой. Учащиеся поочерёдно читают задания, совместно с учителем выявляют эталон ответа, корректируют свои записи.

  1.  Подготовка к изучению нового материала.

На уроке, посвящённом внешней политике России 1801-1812 гг., мы с вами выяснили, что к 1812 возник коплекс противоречий между Россией и Францией, которые неизбежно вели к войне между этими державами. Давайте вспомним эти противоречия. (1. Несоблюдение  Россией  континентальной блокады . 2. Январь 1810 г. - указ Александра о введении нового таможенного тарифа (высокими пошлинами облагались предметы роскоши,  ввозимые  в  Россию  из Франции). 3. Огромные экономические убытки России от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба => сокращение доходов казны, дворян, купцов). 4. Созданное   под   протекторатом   Наполеона Герцогство   Варшавское  являлось  удобным плацдармом для нападения на Россию. 5. Восстановление Польши Наполеоном  - угроза целостности русской границы, опасность отторжения Литвы. 6. Протесты со стороны Наполеона принимают оскорбительную форму. 7. Падение авторитета Александра I. Российское общество смотрело на Александра как на вассала Наполеона).

Итак, цель нашего сегодняшнего урока – рассмотреть основные этапы Отечественной войны 1812 года.

Проблемное задание на урок: Выяснить, почему несмотря на значительное превосходство сил наполеоновской армии в начале войны России удалось победить в Отечественной войне 1812 г (з/д).

  1.  Изучение нового материала.

План нашего урока (з/д):

 1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Бородинское сражение.

3. Совет в Филях и оставление Москвы.

4.  Отступление и гибель «Великой армии».

1. Беседа с учащимися и работа с учебником

-   Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий России и Франции.

К июню 1812 г.: французская армия — не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования (з/д, з/т).

-   Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?

(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу — жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е, из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)

-   Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)

—   Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман.)

12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России (з\д, з\т).

Работа с контурной картой в тетрадях с печатной основой (с. 14).

—   Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.

-    Обратите внимание, что каждая армия подчинялась своему командующему.

-   Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора, Наполеон: «Если я возьму Клев — я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце».)

-    Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

 Откройте учебник на с. 27, прочитайте документ «Из воспоминаний русского офицера». Какой вывод можно сделать из этого документа?

Учитель: Первоначально местом соединения русских армий был назначен г, Витебск, но объединиться в нем не удалось.

-    Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии,

В Смоленске Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру.

Вывод: план Наполеона сорван.

Объяснение учителя. В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. 8 (20) августа 1812 г. - М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим. В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

Сообщение учащегося: «Полководец  М. И. Кутузов».

Задание: Чем можно объяснить популярность М.И. Кутузова в народе?

2. Учащийся  читает отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

 Работа с картой и картой-схемой «Бородинское сражение» и чтение соответствующих описаний сражения в учебнике (с.24-25). Работа в тетради с печатной основой с. 15.

- Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М. И. Кутузов.

Один из учеников зачитывает определения терминов:

Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;

Редут — сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление,

подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной

насыпью на наружной стороне окопа.

Батарея — артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также

позиция, которую занимает такое подразделение.

Кавалерия — конное войско.

Пехота — пешее войско. В XIX в. — инфантерия.

Артиллерия - 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с

таким вооружением,

Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

 Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 Изведал враг в тот день немало,

 Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

 Слились в протяжный вой.

  • Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские - 45 тыс. человек.)

Вспомните цели каждой из сторон в битве. (Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских.  Но от Бородина русские войска отошли к Москве).

  1. Совет в Филях и оставление Москвы.

Цель военного совета в Филях: оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.

Работа с документами по группам.

Документы и задания для первой группы.

Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е, П. Карпова): «Позиция наша на Воробьевых горах <...> крайне невыгодна <...> Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами... В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река. .. За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»

М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступленном Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»

Вопросы:

  • Какова была главная цель военного совета в Филях?
  • Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?
  • Какое решение было принято на нем?
  •  Каковы были причины принятия этого решения?

Документы и задания для второй группы.

А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Флиз: «...С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное. Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селивановский: «Таким образом победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда скрывать то, что происходило в душе его».

  • Какой предстала Москва перед французскими войсками?
  • В чем причины недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им

«Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

Документы и задания для третьей группы.

О' Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали дома, стоявшие на ветру, - это было легко, ввиду воспламеняемости построек. Это обстоятельство да еще сила ветра делали напрасными все старания потушить огонь. Трудно было даже выбраться из него живым, <...>,,. большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?».

Сегюр: «Наполеон, завладевший, наконец, дворцом царей, упорствовал, не желая уступать его даже огню, как вдруг раздался крик: «Пожар в Кремле!» <...>

Все это заставило Наполеона решиться. <...>

Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли возле груды камней подземный ход, выводивший к Москва-реке. Через этот узкий проход Наполеону с его офицерами и гвардией удалось выбраться из Кремля. <...>

И тем не менее следовало торопиться. Вокруг нас ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него. Император пеший без колебания бросился в этот проход. Он шел среди треска костров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из раскаленного железа. Все эти обломки затрудняли движение. Огненные языки, с треском пожиравшие строения, то взвивались к небу, то почти касались наших голов. Мы подвигались по огненной земле, под огненным небом, меж двух огненных стен. Нестерпимый жар палил наши глаза, но нам нельзя было даже зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды».

  • В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

Решение военного совета в Филях — оставить Москву 2 сентября. Пожар в Москве (з\д, з\т).

Учитель: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутацию из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло императору французов победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.

Чтение отрывка из стихотворения А С. Пушкина:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

4.  Отступление и гибель «Великой армии».  В стране разрасталось партизанское движение. -   Кто такие партизаны? (Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.) Необходимо отметить, что партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. Когда не только армия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.

Работа с картой.

- Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений.

Учитель: Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона — около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона, Небольшой город, сгоревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

  • Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.) Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска — около 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии, а маршал Даву едва избежал плена.

 Работа с контурной  картой.   Отметьте р. Березину.

В районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Париже.

6 января 1813г. Александр I издает манифест об окончании войны.

Итак теперь мы можем вернуться к проблемному заданию урока:

Почему несмотря на значительное превосходство сил наполеоновской армии в начале войны России удалось победить в Отечественной войне 1812 г.  (На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ, грамотная тактика российских полководцев в начале войны и после Бородинского сражения).

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: П. 4, задания 10-12 в рабочей тетради.

Рефлексия: Если на сегодняшнем уроке вы узнали много нового и интересного, то положите на стол учителя карточку со знаком  «+», если материал вызвал много затруднений и вопросов , то «-»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»

Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....

Отечественная война 1812 года в истории и литературе

События 1812 года в истории России и в литературных произведениях....

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "

Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия:   омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...

Методическая разработка "«Отечественная война 1812 года по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» ( история, литература и французский язык) для учащихся 10 класса

Данный урок относится к  нестандартным урокам.Это метапредметный урок, урок  обобщения и систематизации знаний, урок – дискуссия с применением технологии  интегрированного и метап...