Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии по теме
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Примерных программ по учебным предметам. География 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы, авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И.Баринова «География. География России» (М.: «Дрофа», 2018).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_a_klass_geografiya.docx | 965.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Примерных программ по учебным предметам. География 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011), Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы, авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И.Баринова «География. География России» (М.: «Дрофа», 2018).
Учебный план отводит на изучение географии в 8 классе 2 часа в неделю, всего 70 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Личностные результаты изучения предмета:
осознане российкой гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
ответственное отношение к учению;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
приобретение опыта участия в социально значимом труде;
развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
осознание ценности здорового образа жизни;
понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
владеть основами самоконтроля и самооценки;
осуществлять осознанный выбор в учебной о познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
оценивать работу одноклассников;
в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
выделять главное, существенные признаки понятий;
устанавливать причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).;
решать проблемные задачи.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
объяснять значение ключевых понятий курса;
работать с основными источниками географической информации;
определять географическое положение России и ее регионов;
определять время в различных пунктах страны;
называть и показывать основные географические объекты;
называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
работать с контурной картой;
составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
объяснять изменения природы под влиянием деятельности человека;
определять экологические проблемы природных регионов;
называть меры по охране природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Что изучает география России – 1 час.
Что изучает физическая география России. Почему необходимо изучать географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом.
Наша Родина на карте мира – 6 часов.
Географическое положение России. Россия – крупнейшее по площади государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Географическое положение своего региона.
Моря, омывающие берега России. Какие моря омывают территорию России? Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России. Северный морской путь. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.
Россия на карте часовых поясов. Местное время. Поясное время. Линия перемены дат. Часовые пояса (зоны) на территории России. Исчисление времени в России.
Как осваивали и изучали территорию России.Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Освоение Западной Сибири. Географические открытия русских в XVI – начале XVII в. Вклад М.В. Ломоносова в развитие географии. Открытия Нового времени (середина XVII–XVIII вв.). Открытия XVIII в. Исследования XIX–XX вв. Роль Русского географического общества в изучении территории России.
Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа. Субъекты Федерации.
Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России».
Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России».
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ – 21 часов.
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы – 6 часа.
Особенности рельефа России. Рельеф и его влияние на компоненты природы. Крупные формы рельефа России и их размещение. Преобладающие формы рельефа в своей местности.
Геологическое строение территории России. Строение литосферы. Зависимость размещения крупных форм рельефа от строения литосферы. Науки, изучающие литосферу. Геохронологическая таблица. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны.
Минеральные ресурсы России. Распространение полезных ископаемых. Крупные бассейны и месторождения. Минерально-сырьевая база России. Минеральные ресурсы своего региона. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Развитие форм рельефа. Рельефообразующие процессы. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере.
Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры».
Климат и климатические ресурсы – 4 часа.
От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Влияние подстилающей поверхности.
Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость.
Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.
Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Климат своей местности.
Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России».
Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».
Внутренние воды и водные ресурсы – 4 часа.
Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа: падение и уклон реки. Влияние климата на реки: половодье, межень, паводок. Стихийные явления, связанные с реками.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Практическое использование болот. Важность сохранения водно-болотных угодий. Подземные воды. Охрана подземных вод. Ледники. Влияние ледников на природу. Многолетняя мерзлота: причины образования и границы распространения в России. Особенности
освоения территорий с многолетней мерзлотой.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой.
Почвы и почвенные ресурсы - 3 часа.
Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Типы почв России. Почвы своей местности.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего следует охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы своей местности.
Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия».
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 4 часа.
Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в природе и в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир своей местности.
Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия и природные ресурсы России. Особенности размещения природных ресурсов.
Практическая работа № 7«Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса».
Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России».
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ – 32 часа.
Природное районирование – 6 часов.
Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Природные комплексы разных уровней. Физико-географическое районирование России. ПТК природные и антропогенные.
Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей. Ресурсы морей.
Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей страны.
Разнообразие лесов России. Характеристика лесных зон. Роль лесов в жизни человека. Необходимость охраны лесов.
Безлесные зоны на юге России. Степи. Полупустыни и пустыни. Хозяйственное использование безлесных зон.
Высотная поясность. Влияние гор на компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость числа высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».
Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России».
Природа регионов России – 26 часов.
Восточно-Европейская (Русская) равнина. История освоения. Особенности географического положения и природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широко- лиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. Памятники природы Восточно-Европейской равнины: Карелия. Валдай. Волга. Селигер. Природные ресурсы равнины: минеральные, водные, агроклиматические, лесные и рекреационные ресурсы. Проблемы рационального использования.
Кавказ. Особенности географического положения и природы Северного Кавказа. Особенности природы высокогорий: пример «многоэтажности» природы; отличие климата высокогорий; местные ветры (фён, бора). Природные комплексы Северного Кавказа.
Природные ресурсы. Уникальный курортный регион России. Население Северного Кавказа.
Урал. Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы и своеобразие природы Урала. Растительный и животный мир. Части Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Природные уникумы. Экологические
проблемы Урала.
Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения и природы. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Разнообразие природных ресурсов равнины и условия их освоения.
Восточная Сибирь. Состав территории и особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы. Природные районы Восточной Сибири. Озеро Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
Дальний Восток. Особенности географического положения и природы. История освоения. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Практическая работа № 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности».
Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов».
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА – 8 часов.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные яв-
ления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.
Воздействие человека на природу. Влияние человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты.
Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза.
Россия на экологической карте мира. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Влияние ландшафта на здоровье человека.
География для природы и общества. Взаимоотношения человека и географической среды. НТР – благо или причина экологического кризиса?
Практическая работа № 13 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».
Практическая работа № 14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||
Введение (7ч.) | |||||||||||
1 | Что изучает география России | 1 | с. 3-5 | ||||||||
2 | Географическое положение России | 1 | § 1 стр. 6-13 | ||||||||
3 | Практическая работа № 1 «Географическое положение России» | 1 | § 1 стр. 6-13 | ||||||||
4 | Моря, омывающие территорию России разным признакам | 1 | §2 стр. 14-21 | ||||||||
5 | Россия на карте часовых поясов Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России | 1 | §.3 стр. 21-24 | ||||||||
6 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | §4 -5 стр.24-35 | ||||||||
7 | Итоговый урок раздела «Наша Родина на карте мира»» | 1 | § | ||||||||
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (21 часов) | |||||||||||
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 ч) | |||||||||||
8 | Входная контрольная работа | 1 | |||||||||
9 | Особенности рельефа России | 1 | §6 стр. 36-39 | ||||||||
10 | Геологическое строение территории России | 1 | §7 стр.40-45 | ||||||||
11 | Минеральные ресурсы России Практическая работа №3 «Зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры | 1 | §8 стр.45-50 | ||||||||
12 | Развитие форм рельефа | 1 | §9 стр.51-56 | ||||||||
13 | Итоговый урок темы «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы» | 1 | Вопросы и задания стр.57 | ||||||||
Климат и климатические ресурсы (4 ч) | |||||||||||
14 | От чего зависит климат нашей страны | 1 | §10 стр.58-64 | ||||||||
15 | Распределение тепла и влаги на территории России Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, типа климата ». | 1 | §11 стр. 64- 69 | ||||||||
16 | Разнообразие климата России | 1 | §12 стр.69-73 | ||||||||
17 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа №5 «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» | 1 | §13 стр. 73-76 | ||||||||
Внутренние воды и водные ресурсы ( 4 ч) | |||||||||||
18 | Разнообразие внутренних вод. Реки. | 1 | §14 стр.78-84 | ||||||||
19 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | 1 | §15 стр.85-90 | ||||||||
20 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека | 1 | §16 стр.90-93 | ||||||||
21 | Итоговый урок темы «Внутренние воды России» | 1 | Повторить | ||||||||
Почвы и почвенные ресурсы. ( 3 ч) | |||||||||||
22 | Образование почв и их разнообразие Практическая работа №6 Выявление условий почвообразования основных типов почв (кол-во тепла и влаги, характер растительности) Выявление условий почвообразования основных типов почв. | §17 стр.94-98 | |||||||||
23 | Закономерности распространения почв. | §18 стр.99-101 | |||||||||
24 | Почвенные ресурсы России. | §19 стр.101-105 | |||||||||
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. ( 4 ч) | |||||||||||
25 | Растительный и животный мир России. | §20 стр.106-112 | |||||||||
26 | Практическая работа № 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса». | ||||||||||
27 | Биологические ресурсы. Охрана животного и растительного мира | §21 стр.112-116 | |||||||||
28 | Природно – ресурсный потенциал России. Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России». | §22 стр.116-120 | |||||||||
Природные комплексы России (32 час ) | |||||||||||
Природное районирование (6 ч.) | |||||||||||
29 | Разнообразие природных комплексов России. | §23 стр.124-126 | |||||||||
30 | Моря как крупные природные комплексы | §24 стр.127-129 | |||||||||
31 | Природные зоны России. Практическая работа №9 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) | §25 стр.129-135 | |||||||||
32 | Разнообразие лесов России | §26 стр.136-139 | |||||||||
33 | Безлесные зоны на юге России | §27 стр.140-144 | |||||||||
34 | Высотная поясность Практическая работа № 10 «Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России». | §28 стр.145-148 | |||||||||
Природа регионов России (26 ч.) | |||||||||||
35 | Восточно-Европейская (Русская) равнина | §29 стр.151-156 | |||||||||
36 | Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. | §30 стр.157-160 | |||||||||
37 | Памятники природы Восточно-Европейской равнины. | §31 стр.160-166 | |||||||||
38 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования. | §32 стр.166-170 | |||||||||
39 | Природа Крыма | §33 стр. 171-177 | |||||||||
40 | Кавказ – самые высокие горы России. | §34 стр.178-182 | |||||||||
41 | Особенности природы высокогорий | §35 стр. 183185 | |||||||||
42 | Природные комплексы Северного Кавказа | §36 стр. 186- 189 | |||||||||
43 | Урал- «каменный пояс земли Русской». | §37 стр.189-191 | |||||||||
44 | Природные ресурсы Урала | § 38 стр.192- 194 | |||||||||
45 | Своеобразие природы Урала | § 39 стр.194- 199 | |||||||||
46 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | §40 стр.199-204 | |||||||||
47 | Практическая работа № 11 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности». | §40 стр.199-204 | |||||||||
48 | Западно- Сибирская равнина: особенности природы. | §41 стр.205-208 | |||||||||
49 | Природные зоны Западно - Сибирской равнины | §42 стр.208-212 | |||||||||
50 | Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины и условия их освоения | §43 стр.212-215 | |||||||||
51 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | §44 стр.215-220 | |||||||||
52 | Климат Восточной Сибири | §45 стр.221-223 | |||||||||
53 | Природные районы Восточной Сибири | §46 стр.223-233 | |||||||||
54 | Жемчужина Сибири - Байкал | §47 стр. 234-237 | |||||||||
55 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | §48 стр.237-242 | |||||||||
56 | Дальний Восток – край контрастов | §49 стр.242-246 | |||||||||
57 | Природные комплексы Дальнего Востока. | §50 стр.246-253 | |||||||||
58 | Природные уникумы Дальнего Востока | §51 стр.254-255 | |||||||||
59 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком Практическая работа № 12 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов». | §52 стр.256-260 | |||||||||
60 | Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России» | Повторить | |||||||||
Раздел 3. Человек и природа ( 8 ч. ) | |||||||||||
61 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | §53 стр.264-270 | |||||||||
62 | Воздействие человека на природу Практическая работа № 13 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. | §54 стр.270-274 | |||||||||
63 | Рациональное природопользование | §55 стр.275- 279 | |||||||||
64 | Россия на экологической карте мира Практическая работа №14 Характеристика экологического состояния одного из регионов России | §56 стр.279-285 | |||||||||
65 | Итоговая контрольная работа | ||||||||||
66 | Экология и здоровье человека | §57 стр.286-290 | |||||||||
67 | География для природы и общества | §58 стр.291-295 | |||||||||
68 | Обобщение знаний по курсу «География России. Природа» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...