Урок "Почвы Кемеровской области"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Рамзайцева  Галина Георгиевна

Тема: Почвы Кемеровской области. Краеведение. 8 класс Можно использовать при изучениии темы "Сельское хозяйство" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кайлинская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза В.Д.Жихарева»

Использование информационных технологий на уроке географии в 8 классе при выполнении практической работы «Почвы Кемеровской Области»

Методическая

 разработка урока

Рамзайцевой Г.Г.,

учителя географии

Кайла

2013

Тема: Почвы Кемеровской области

Цель: 

 выявление закономерности распределения почв на территории области

Задачи:

- познакомить с составом  почв Кемеровской области;

- сравнить содержание почвенной карты и природных зон атласа, установить наличие взаимосвязи природной зоны, типа почвы, условия почвообразования;

- способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе;

- развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: почвенная карта К.О., атлас, учебник, проектор, карточки для опроса и практической работы

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии:

диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности, ИКТ, коллективное взаимообучение.

Формы:

 групповая, индивидуальная

Методы: 

исследовательский, познавательный, практический, наглядный

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Объявляю цель урока.

 II . A)Фронтальный опрос 

- 26 января  1943 год - что это за дата?

- Что называется почвой?  (Верхний плодородный слой земли)

- Назовите почвообразующие факторы? (горные породы, раст-ть, жив-ные, климат, грунтовые воды, деятельность человека, рельеф, время)

- Что такое плодородие почвы? ( вода, газ-О2, жив-е)

- Какую почву В.В.Докучаев назвал «царем почв» и почему?

- Что такое почвенные горизонты? (почвенные слои в вертикальном разрезе почвы, связанные между собой)

- От чего зависит темный цвет почвы? (от количества перегноя)

- Почему почва, не имеющая структуру, не может быть плодородной?

- Какие основные типы почв есть на территории нашей страны?

Б) Индивидуальный опрос

Для слабого ученика

 Найдите соответствие:

Тундра                                     а) подзолистые

Тайга                                        б) мерзлотно-таёжные

Смешанный лес                      в) черноземы

Степь                                       г) бурые, серо-бурые

Полупустыня                          д) серые лесные

Лиственничная тайга             е) тундрово-глеевые

Для сильных учеников

Задача.1.

В лесах значительно больше опад, чем в степях. Но при этом черноземы значительно плодороднее подзолистых почв. Почему?

Задача.2.

Почему  при малом количестве опада почвы пустынь

при их поливе становятся плодородными?

Задача.3.

В Кузнецкой степи встречаются засоленные почвы. С каким явлением эти почвы связаны?

В) Электронное тестирование (2 ученика)

III. Изучение нового материала.

Слайд № 2.Повторение почвообразующих факторов

Презентация слайдов (прилагается) и выполнение практической работы

 № 11. (Практическая работа прилагается)

Почвы Кемеровской области

(презентуют работу учащиеся: дают характеристику и показывают на карте район распространения данной почвы).

Слайд № 3,4. Черноземные почвы

Слайд № 5,6. Подзолистые почвы

Слайд № 7,8.Серые лесные, дерново – подзолистые почвы

Слайд № 9,10. Высотная посность почв Кузнецкого Алатау

     Слайд № 11. Торфяно – глеевые, лугово-болотные почвы

Слайд № 13. Аллювиально-луговые почвы

Вывод в практической работе учащиеся делают самостоятельно.

IV.Рефлексия

- Вам дают участок земли и вы организуете фермерское хозяйство. Какую почву выбрали бы вы и почему? Поставьте в этом районе флажок. (На стенной карте выполняют данную работу учащиеся самостоятельно, затем дают объяснение)

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.9 (география К.О.), кроссворд «Почвы» (50-60%- «3», 70-80%- «4», 90-100% - «5»)

Практическая работа №11. ПОЧВЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель работы: выявление закономерности распределения почв на территории области

Задание №1.Сравните содержание почвенной карты и природных зон атласа. Установите наличие взаимосвязи природной зоны, типа почвы, условия почвообразования. Заполните таблицу 1.

п/п

Природная зона  

Типы      почв      

Содержание

гумуса

Свойства      почв

Условия

             почвообразования

     

                           

     

   

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный паспорт МОУ "Лицей № 15" город Березовский Кемеровской области

Социальный пасорт лицея-это итоговая информация о различных категориях обучающихся, семей....

Поле чудес «Красная книга Кемеровской области»

Цели:P обогащение знаний детей об охране природы Кемеровской области;P  развитие интеллектуальных способностей детей;P воспитание любви и бережного отношения к природе родного кра...

Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"

Настольная краеведческая игра "Путешествие по Кемеровской области"...

Птицы лесов Кемеровской области

Презентация предназначена для использования на уроках зоологии и во внеклассной работе....

Сценарий мероприятия посвящённого 70-летию Кемеровской области

Цели: - познакомить учащихся с историей Кемеровской области;                - расширение и углубление знаний об истории своей...

Географическая викторина,посвящённая 70-летию Кемеровской области I тур

26 января 2013 года у нашей области -День рождения, ей исполняется 70 лет. Этой юбилейной дате посвящается много мероприятий. Я провожу географическую викторину для учеников 5,6,7 классов. В викторине...